Школьному психологу

  • Актуальность диагностики школьной тревожности Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное ...
  • Развитие потенциальных творческих способностей обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида как средство коррекции недостатков познавательной сферыДля детей с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев при их поступлении в школу, характерно отсутствие в потребности в рисовании, лепке, аппликации. На становление характерных видов детского творчества заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приёмов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материа...
  • Что должны мы знать о проблеме гиперактивных детейЕсли говорить подробно, то в переводе с латинского языка активный значит деятельный, действенный, а греческое слово гипер указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: “подвижные”, “импульсивные”, “шустрики”, “энерджайзер”, “вечный двигатель”, “живчик”,...
  • Рекомендации по работе с обучающимися, имеющими синдром гиперактивного поведения с дефицитом внимания (СДВГ)У детей с СДВГ наблюдаются: вспыльчивость; импульсивность; эмоциональная лабильность; неумение слушать и сосредотачиваться; трудности в планировани и организации сложных видов деятельности; низкая самооценка; проблемы в коммуникациях Рекомендации для учителей Работу с учащимися, имеющими СДВГ, предлагаем построить следующим образом: Ø Занятия с детьми делите на более короткие, но более частые периоды, используйте чаще физминутки. Ø Постарайтесь снизить...
  • Методическая разработка «Профилактика наркомании детей из социально-неблагополучных семей»Профилактика наркомании детей из социально-неблагополучных семей. План. Введение I. Дети из социально-неблагополучных семей 1.1 Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие ранней наркотизации детей из социально-неблагополучных семей 1.2 Особенности детей из социально-неблагополучных семей II. Содержание деятельности антинаркотической работы с детьми из социально-неблагополучных семей 2.1 Диагностирование учащихся 8 класса 2.2 Профилактика наркомании и пропаганда здор...
  • Советы родителям по адаптации пятиклассников Основная цель моей публикации сориентировать Вас на главном: 1.Родителям необходимо знать основы психо-физиологическими изменениний пятиклассников. (Подробно Вы можете прочитать информацию на любом психологическом сайте). 2. Самое главное – обратите Ваше внимание на то, как помочь преодолеть возрастные трудности этого возраста. 3.Мы взрослые должны правильно организовывать трудовую деятельность и общение ребенка данного возраста. Надеюсь, эти советы помогут Вам и Вашему ребенку на трудном этапе взросления и помогут быстрой адаптации к новой среде! Ссылка на литературу: Материал взят мной из интернет-ресурса . Автор- Лукьянова Ольга Александровна. (Мною переработано и добавлено)
  • Семинар Современное состояние психологической помощи семьеВ достижении цели психологического сопровождения всех участников учебного процесса является опора в направлении Семья и школа . Так как работая через семью школа будет на правильном пути полноценного развития ребенка. Так как воспитываясь в нормальной , полноценной семье , где есть и папа и мама ребенок будет чувствовать себя более уверенным человеком социального общества. И желательно чтобы школьный психолог умело оказывал грамотную психологическую поддержку не только ребенку ...
  • Доклад по психологии Влияние личностных свойств старшеклассников на профессиональное самоопределениеШкольнику необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь. Для старших подростков, и для девушек, и для юношей, актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Определяясь с профессиональным выбором, важно сопоставлять личностные свойства подростка: трудолюбие, любознательность, организованность, коллективизм, стремление к прекрасному. В докладе рассмотрены такие воп...
  • Конкурсная программаМисс обворожительностьЭту конкурсную программуМисс обворожительностья проводила в детском доме.В летний период это-время отдыха,когда сильнее ощущается связь с природой.Местом проведения стал наш зал.Мне с музыкальным сопровождением ,фонограммами помогла наш музыкальный руководитель Тамара Сергеевна.В конкурсе приняли участие шесть девочек (очень пожалела,что не взяли еще одну,не прошла первый тур,хотя можно было сделать исключение).В самом начале девочки были немного зажаты,стеснялись(особенно .когда рассказывали...
  • Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школеОсновной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, развитие познавательных процессов и т.д. Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач: · развивать у детей когнитивные умения и способности; · снизить уровень тревожности обучающихся; · Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами; · сплотить обучающихся класса. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: · Имитационные и ролевые игры; · Психогимнастика; · Элементы групповой дискуссии; · Техники и приемы саморегуляции; · Игры на развитие познавательных процессов. Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
  • Конспект психологического занятия для младших школьников «Секреты общения и сотрудничества в классе»Конспект психологического занятия для младших школьников Секреты общения и сотрудничества в классереализует следующие задачи: -сплочение детского коллектива; -повышение самооценки детей; -знакомство с навыками эффективного сотрудничества; -развитие толерантности. Занятие проводится с учениками 3-го класса. Длительность занятия: 90 мин. Приветствие: Вводная часть. Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися.
  • Сұлулық сырыСабақтың тақырыбы: Сұлулық сыры. Сабақтың мақсаты: Балаларды өнер әлеміне баулу, эстетикалық талғамын шығармашылық құзіреттілігі мен қиялдау қабілетін дамыту, жан құбылысын сезімімен ойын көркем түрде жеткізе білу талпынысын жетілдіру, сұлулыққа әдемі киініп жүруге үйретіп қол моторикасын дамыту. Көрнекілігі: Сұлулық салоны, сән үлгілері, қуыршақтар, айна, тарақ , желім, қуыршақ көйлектері, бисерлер, мойыншақтар, молина жіптер, ине жіптер. Сабақ барысы: І. Ұйымдастыру бөлімі: 1.Сәлемдесу, балалардың көңіл – күйлерін сұрау. 2.Назарын сабаққа аудару. ІІ. Жаңа сабақ : Балалар бүгін біздің сабағымыз Сұлулық сыры төңірегінде болмақ. Ендеше балалар сұлулықты әркім әр түрліше түсінеді, бірақ ол туралы жалпы түсінік бар. Табиғаттың сұлулығын шексіз сүйсініп, таңғалып тамсанамыз, содан ерекше ләззат аламыз. Жер бетінде барлық тіршілік иелерінің ең сұлуы адам көрінеді. Адам сұлу болу үшін іштей нағыз сұлу сезінуі керек. Мысалы: адам жмиып жүрсе, жылы келбетті көрінесіз, көңіліңізде көтеріледі. Балалар сұлулық пен сымбат тәрбиесінде халқымыз жан сұлулығын басты ор... Балалар, салауатты өмір салтын ұстанудың әдемілікке тиер пайдасы мол ма?
  • Программа Профилактика потребления ПАВ для младших школьниковВ процессе изучения данной тематики установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется зависимость, тем тяжелее течение зависимости, как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ, и тем меньше эффективность реабилитационных программ. При этом, современные тенденции, характеризующие наркологическую ситуацию в России, свидетельствуют о неуклонном омоложении потребителей психоактивных веществ, отмечаются случ... В этой связи, все более актуальным становится активное использование различных методов профилактической работы среди детей и подростков. Это не может, не отразится на развитии программ по профилактике ПАВ, занимающих важную часть психологической практики. В такого вида работе, прежде всего, следует вести речь о реализации первичной профилактики, которая направлена на решение ещё не возникших в жизни ребёнка проблем, предотвращении негативных явлений, обучении способам преодоления стрессовы... В этой связи, профилактическая работа по предотвращению употребления ПАВ среди учащихся младшей школы, является на сегодня, наиболее актуальной. В настоящее время ведётся активная разработка антинаркотических образовательных программы, в том числе нацеленных на работу с младшими школьниками (А.Г. Макеева, 1999; О.Л.Романова, 1994). При этом, большая часть из них достаточно продолжительны по времени реализации. Перед нами стояла задача создания программы, рассчитанной на небольшое количество занятий, которая при этом, решала бы профилактические цели. Данная программа является как самостоятельной ориентацией в работе с учащимися, ...
  • Дневник наблюдения ученика надомного обучениядневник наблюдения за учеником надомного обучения.
  • Урок-тренинг Бюро находокПсихологический тренинг Учимся справляться с трудностями Цель: обучить детей справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли Задачи: Создание чувства группового единения, создание эмоционального настроя и мотивирование на последующие этапы работы. Формирование мотивации у детей на преодоление трудностей Формирование у ребенка механизма самопомощи, умения анализировать, делать выводы. Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на неудобные вопросы. Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия:- навыки конструктивного взаимодействия,- адекватное реагирование на трудности; - умения действовать с позиции Режиссера. Используем задания направленные на творческое самовыражение (создание сказочного жителя), нравственный поступок - доброе дело (дети помогли сказочным жителям). Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидив личности другого). Связь мотива Хочу помочь сп... Познавательные универсальные учебные действия: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Используем задания,в которых ребенок выбирает предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций; Регулятивные универсальные учебные действия: -способность к волевому усилию - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, создание сказочного жителя, прохождение испытаний) Коммуникативные универсальные учебные дейтсвия: - умение обратиться за помощью, вести диалог,отвечать на вопросы. Используем: групповую дискуссию, совместный анализ сказки,побуждающий диалог.
  • Школа будущих первоклассников Уроки знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству Конспект занятияЗанятие для успешной адаптации в школе. Знакомство детей со школой, педагогами, правилами поведения на уроках. Введение в организацию учебного прцесса. Введение ребенка в школьный мир осуществляется в группах будущих первоклассников, основная задача которых – психическое развитие ребенка до уровня готовности к школьному обучению Учебная деятельность требует от будущих первоклассников необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоко...
  • Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: Как выращивают хлебКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: Как выращивают хлеб Цели: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; Совершенствовать грамматический строй речи; Учить разгадывать загадки; Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России; Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу. Методические приемы: Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые. Словарная работа: Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана. Материал: Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье. Предварительная работа: Чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа. Литература: Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”.
  • Статья на тему Интеллектуальные способности учащихся начальной школыВ статье на тему Интеллектуальные способности учащихся начальной школы описано развитие интеллектуальных способностей таких как память, мышление, внимание на ранних этапах становления личности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а в младшем школьном возрасте уже - учеба. Поэтому для успешной адаптации ребенка к школьной жизни необходимо осуществить плавный переход от одного вида деятельности к другому. Целью игры является расширение кругозора, формирование собственного...
  • Годовой план работыДанный годовой перспективный план представлен школьным педагогом- психологом о планируемых мероприятиях в просветительской , диагностической , коррекционной ,консультационной и профориентационной деятельности на предстоящий учебный год в образовательном учреждении с углубленным изучением отдельных предметов, с указанием названий и контингента (родители, обучающиеся, педагоги),принимающих участие в мероприятиях и коррекционных занятиях.В плане представлена обширная тематика родительских собрани...
  • Исследовательская деятельность младших школьниковКаждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено мало времени для того, чтобы пройти собственный путь познания. А если учесть, что нужно постараться нести свой вклад в процессе эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста с жадностью впитывают знания об окружающем мире, получая от взрослых ответы на свои бесконечные почемучкины вопросы, наблюдая за тем, что происходит вокруг. С началом обучения в школе этот процесс становится более системным и целенаправленным.
  • Влияние психологического климата на развитие личности ученика
  • Словарь школьного психологаВ словаре школьного психолога представлены толкования психологических терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в современной психологической литературе, а также в практике школьного психолога. Приведено лаконичное, но достаточно полное смысловое значение каждого психологического термина. Словарь школьного психолога содержит термины, отвечающие современному состоянию психологии.Термины собранные в данном словаре можно использовать при написании психологических заключений, при описании ре...
  • Программа по адаптации детей к условиям школьной жизни «Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками: учимся, играя»Одним из основных условий адаптациипервоклассника к школе является отношение социальной среды к его успехам инеудачам. Реальную помощь в успешной адаптации могут оказать игровые методыразвивающего и психокоррекционного характера. Игра – важнейшее средствовключения детей в учебную деятельность.Разумное сочетание игровой деятельностии учебных заданий поможет первокласснику легче освоить роль ученика, оставаясьпри этом любознательным и активным, способным использовать знания об окружающеммире для д...
  • Методическая разработка группового занятия «Dictum-factum или сказано-сделано»Часто ли мы задумываемся о том, как мы принимаем решения? Влияют ли принятые нами решения на наше будущее? На эти вопросы мы ответим с вами попробуем ответить.Проблемы возникают у нас каждый день. Это могут быть маленькие вопросики: Что надеть? Куда пойти? Что делать сначала, а что потом? И действительно сложные задачи, когда от правильности нашего решения зависит многое, иногда и наше будущее.Одни ищут правильный ответ (конвергентное мышление). Однако другие, игра КВН, вообще не ориентируются...
  • Класный час: Мы против вредных привычекВ данном классном часе цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя).Задачи: обсуждение причин употребления психоактивных веществ, установить долговременный и кратковременный эффект влияния психоактивных веществ на организм.На классном часу используются различные игры и упражнения, такие как: Мозговой штурм, Взаимное интервью, Пересядьте те кто..., Вырвись из круга, Диалог с товари...
  • Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗТема Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ актуальна для психологов, работающих в школах или классах YIII вида. У детей наблюдаются нарушения памяти, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, восприятия и т.д.. Но почти у всех встречаются трудности в формировании пространственно-временных представлений. Мы, психологи, знаем, как нужны современному человеку знания о времени и пространстве. это основа основ любой деятельности (учебной, трудовой).Своевременная ...
  • Учебный курс Психология для малышей 0 класс в рамках ФГОСДети с отклонениями в умственном развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности этих детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Актуальность проблемы создания программы по развитию познавательной сферы учащихся начальных классах школ VIII вида Психология для малышей 0 класс, заключается в том, что ситуация обучения умственно-отсталых школьников осложняется низкой потребностью в познании, недостаточной сформированностью познавательных процессов и низким уровнем социализации. Данный вывод был сделан при наблюдении за детьми на протяжении нескольких лет. Составленная программа, представляет собой серию занятий с учащимися начальных классов школы VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, развитие у школьников тонкой моторики и координации движений пальцев рук. Так как это развитие крайне важно для получения детьми с ОВЗ полных представлений об окружающем мире, и для их успешной адаптации в социуме. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окру... Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Известный ученый И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе обучения и воспитания, как результат ассоциативных связей между зрительными изменениями, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями таких ученых, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Поэтому в каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика, Работа в тетрадях. Как известно речь, рука и мышление связаны одной ниточкой, и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи. Программа Психология для малышей разработана на основе программно - методических материалов: · Т.П. Гаврилова О.В. Соколова, А.В. Суслова Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта, г. Пермь, ПГ Университет, изд. Центр развития образования; · Н.П. Локалова 120 уроков психического развития младших школьников; · И.В. Ковалец Азбука эмоций Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере; и идей психологического развития Дубровиной И.П., и Битяновой М.Р., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Зак А.З., Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии может быть различной. Но в любом случае это сказывается на поведении ребенка и на умении регулировать его, а конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отметил С.Л. Рубинштейн эмоции не развиваются сами по себе, … основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить Включение в учебный цикл Психология для ... (по К.Э. Изарду, 2000). К ним относятся: РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ЗЛОСТЬ (гнев), СТРАХ, ИНТЕРЕС, УДИВЛЕНИЕ, СТЫД, ВИНА, СПОКОЙСТВИЕ. Каждую эмоцию иллюстрируют ситуации из жизни людей, животных, а также явлений природы, что позволяет уч-ся с ОВЗ лучше познавать окружающую действительность.
  • Годовой план работы педагога-психолога на 2014-2015 учебный годПлан работы педагога-психолога включает следующие направления: - психологическое просвещение;- коррекционно-развивающее направление;- исследовательское (диагностическое) направление;- профориентационное направление;- методическая работа;- консультационная работа;- самообразование.В плане представлены цели работы педагога-психолога, контингент, сроки и ожидаемый результат.Годовой план предназначен для начинающих педагогов-психологов, работающих в начальной школе (с 1-го по 4-ый классы).Планирован...
  • Құстар асханасыБҚО Жәнібек ауданының Психологиялық-педагогикалық түзеу кабинеті ерте жастан түзеу педагогі Лукпанова Асель Букенбаевна Сабақтың тақырыбы: Құстар асханасы. Сабақтың мақсаты: Балалардың құстар жайлы, олардың тіршілігі туралы білімдерін кеңейту. Құстарды қорғауға, жанашырлықпен қарауға тәрбиелеу. Көрнекілігі: құстардың суреті, жемшашардың суреті, күннің суреті, қатты қағаз, жіп, желім, құстардың қорегі (тары, дәндер,нан қалдығы). Сабақ барысы: І. Ұйымдастыру бөлімі: Кіріспе: психологиялық жаттығу -бүркітке не жарасады? (самғаған) қолдарын жазып көрсетеді -шегірткеге не жарасады? (секірген) секіреді -ақ тауыққа не жарасады? (шоқыған) шөп шоқиды -адамға не жарасады? (оқыған) кітап оқиды
  • Сочинение - эссе Моя психологическая концепцияСочинение - эссе. Моя психологическая концепция Мои собственные размышления о нашем удивительном мире,в котором для каждого есть шанс стать кем- то, выбрав себе профессию. Размышления об особенностях человека, его качествах личности, которые необходимы для профессии психолог.Влияние одного человека на другого человека. Рассуждения о словах высказанных К. Роджерсом. (рассматриваю различные подходы в работе с клиентами). Описываю какими приемами работы владею и использую на практике са...
© 2010-2018