Выступление на тему Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе как средство формирования познавательного интереса учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чан-ван-ю Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Новоивановской СОШ


Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе как средство формирования познавательного интереса учащихся.


(выступление на районном семинаре филологов).


Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

Задачи и принципы внеклассной работы в школе

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, это постоянно действующие виды работ во внеурочное время: кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов, научно-исследовательские работы по предмету.
С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

  1. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета

  2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.

  3. Расширение запаса знаний школьников:

А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи

Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.

  1. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.

  2. Выявление особо одарённых детей и развитие их творческие индивидуальных способностей.

  3. Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживания за успех совместного мероприятия.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни - к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Среди общедидактических принципов, на которых я основываю мою внеклассную деятельность, следует, прежде всего, назвать принцип научности. Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики я стараюсь выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе. Я также знакомлю детей с биографиями выдающихся лингвистов, стараюсь приобщить к проблемам, которые ещё ждут своего решения (на уровне морфемики, истории языка: - ТЬ в инфинитиве - окончание или суффикс?).

Внеклассные мероприятия требуют от учителя - словесника также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время перед ребятами в определённой системе. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов) накладывает некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела, но всегда стараюсь соблюдать ещё два принципа:

  1. Добровольное участие школьников в мероприятиях

  2. Комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).

Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе

С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении мы разрабатываем план мероприятий для проведения Декады русской словесности (март). Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемому предмету. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании.
Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе:

  1. Декада Русской Словесности (в ходе её проводим Конкурс знатоков русского языка - по материалам международной интернет - олимпиады «Русский медвежонок»; «шоколадную лихорадку» по литературе; блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны). Декада Русской Словесности - это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это пора творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план - причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников. Проведение декады - давняя традиция в нашей школе, цель которой - вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Мне кажется, что проведение предметной декады формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников. В план Декады Русской словесности также включаем:

  • Литературно-музыкальные вечера; литературные гостиные.

  • Выпуск школьной газеты «Родничок».

  • Экскурсии по литературным местам, в музеи, театры.

  • Встречи с интересными людьми.

  • Школьные конкурсы сочинений имеют традиционный график:

- Сентябрь - «Школьные годы чудесные»

- Октябрь - «Мой любимый учитель»

- Ноябрь - «Закон и порядок»

- Декабрь - «Чудеса в новогоднюю ночь»

- Февраль - «Армия родная»

- Март - «Самый близкий человек»

- Апрель - «С любовью к природе»

- Май - «Расскажи мне о войне»

К каждому мероприятию готовимся заранее. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие проекты. Создание тематических презентаций по творчеству любимых писателей и поэтов - один из них. Работу над творческими проектами планирую в календарно-тематическом плане на весь год, связывая с программой, в специальной тетради веду учёт результатов работы учеников над проектами.

В итоге выполнения проекта были созданы оригинальные работы с мультимедийным сопровождением, которые мы используем в качестве наглядно-иллюстративного материала на уроках русского языка и литературы.

Так, по лингвистическому и литературному краеведению созданы проекты:

  • «Изображение природы в повести Г.А. Федосеева «Злой дух Ямбуя»;

  • «Образ Улукиткана в повести Г.А. Федосеева «Последний костёр»;

  • «Храм природы» в очерках В.А. Овчар»;

  • «Жанр басни в творчестве амурской поэтессы Н.Н. Губановой»;

  • «Как вы лодку назовёте… (урбанонимы г. Свободный Амурской области)»;

  • «Кого спасла Спасовка? (ойконимы Свободненского района Амурской области)» и др.

Очень интересным получился интегрированный проект (литература + технология + этнография) на тему «Что ели герои Гоголя?», подготовленный ученицами 5 и 7 класса. Для проектов по русскому языку мы берём материал по истории языка («Чашка ЧАЯ или чашка ЧАЮ?»), в ходе подготовки проекта дети проводят собственные исследования, изучают дополнительную литературу по предмету, обращаются к справочникам и энциклопедиям, развивают навыки работы со словарями всех видов.

Работа над проектами в школьном НОУ «Эрудит» (секция филологии существует более 15 лет) ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Учащиеся обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники научились выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. При говорении они уже не только доказательно отвечают на вопросы учителя, но и сами выдвигают тезисы, аргументируют свою позицию, соблюдают правила ведения диалога. Метод проектов помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Дети творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. Внеурочная деятельность приобрела для них новый смысл: это не просто развлечения, а новые открытия.

Работа учителя в НОУ носит систематический характер: занятия проводятся не реже одного раза в неделю, участниками НОУ могут стать дети, независимо от оценки по предмету, в начале учебного года дети пишут заявление о приёме в НОУ, определяют тему предстоящего исследования, над которой будут работать на протяжении полугодия, которую представят на школьной научно-практической конференции в феврале, а затем - на районной конференции «Эрудит». Для каждого участника НОУ учителем (он выполняет в данном случае обязанности тьютора) составляется Программа индивидуального сопровождения (утверждается на МО), в нашем случае это «Программа сопровождения ребёнка, имеющего филологические способности».

За годы существования НОУ в секции филологии работали десятки детей, нами подготовлено почти 60 научно-исследовательских работ, многие стали призовыми. В рамках НОУ проводятся встречи с интересными людьми, с бывшими выпускниками - студентами академий и университетов, которые рассказывают об учёбе в вузах (все, как правило, отмечают пользу от собственного участия в работе НОУ).

Важным звеном системы внеурочной работы с детьми по русскому языку и литературе является такое творческое объединение, как кружок по журналистике. Свой кружок юных журналистов мы создали очень давно, хотя были перерывы в его работе. В настоящее время им руковожу я, создана образовательная программа кружка, занятия проводим два раза в неделю, участники - 9 детей из 2 - 9 классов, в плане работы - конкурсы литературного творчества всех уровней - от школьного (имеется график) до всероссийского. В течение прошедшего года мы провели 7 школьных конкурсов сочинений, приняли участие в районных и областных конкурсах «Мой Пушкин», «Я выбираю спорт»(1 место), «Строка, рождённая Победой» (2 место), «Люди нашего села» и других.

Сотрудничаем со СМИ («Зейские огни» - 3 публикации, «Амурский дилижанс» - 17 публикаций). Приняли участие в районном мероприятии, посвящённом годовщине Победы («Авторадио»), областном празднике, посвящённом 200 - летию Царскосельского лицея. Публикации юных журналистов Новоивановской школы размещены в последнем сборнике «Чистая лампада», редактором которого был Б. Черных.

Наш кружок имеет собственное периодическое издание - газету «Родничок» (выходит ежемесячно тиражом 25 экз.), в котором публикуются школьные новости, творческие работы учащихся. Создание этой газеты способствует развитию и совершенствованию словесного творчества учащихся, вовлечению школьников разного возраста в мир художественного творчества. Вместе с ребятами разрабатываем проект газеты. Мы советуемся, выбираем лучший вариант. Планируем, где лучше разместить материал, подбираем фотографии и рисунки. Я предлагаю информацию, дети решают, как лучше расположить ту или иную статью. Газета имеет 4 странички: 2 - школьные новости и 2 - творчество наших учеников.

В организации внеурочной работы с детьми по русскому языку и литературе мы не ограничиваемся литературным творчеством - задача ставится более глубокая - развитие художественного вкуса, воспитание потребности открывать новое. Большинство юных филологов являются артистами театральной студии, принимают участие в театральных постановках, в областных смотрах театрального творчества среди детей и молодёжи. Интересно проходит «Неделя театра» в школе. Руководит театральной студией «Аленький цветочек» моя коллега Креденцер Олеся Анатольевна, которая сама участвует в работе народного театра «Арлекин»(стаж актрисы 9 лет). В гости к ребятам приходят артисты народного театра «Арлекин», проводятся викторины по истории театра, конкурсы инсценировок, дети выезжают в Благовещенск на спектакли Амурского театра драмы.

Пожалуй, самой популярной формой внеклассной работы являются различные игры. Уроки в игровой форме планирую ежегодно в каждом классе не реже одного раза в месяц. Но игра во внеурочное время имеет ряд преимуществ по сравнению с уроком - игрой. Во-первых, у детей среднего школьного возраста еще велика потребность в игре. Во-вторых, внеклассные мероприятия обычно проводятся после уроков, когда ребята устали. В-третьих, игры необходимы для развития внимания, памяти, воображения, в-четвертых, игры вызывают интерес и делают умственную работу более продуктивной, увлекают учащихся и активизируют их деятельность, поддерживают внимание и обеспечивают лучшее запоминание материала, помогая более глубоко и прочно усвоить его. Игры проводятся не для развлечения учащихся, а для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Любая дидактическая игра - это упражнение в занимательной форме, нередко более трудное, чем упражнение из школьного учебника. Так, Международная лингвистическая игра «Русский медвежонок», проведённая в рамках Декады Русской Словесности, позволила проверить свои знания учащимся 2-11 классов и выявить знатоков русского языка.

Реализовать творческие способности своих учеников можно и через интернет-конкурсы. Так, в этом году на литературный интернет-конкурс «Новогодняя сказка» была отправлена работа ученицы 4 класса Засимовой Ангелины, которая заняла 3 место, в конкурсе сочинений «Школьные годы чудесные» ученик 7 класса Андрей Довгун занял 2 место. На сайте «Вот задачка» приняли участие в конкурсах «Школьные годы чудесные» (2 место), «Солдаты Победы», «Самый близкий человек», во Всероссийском фестивале русского языка (номинации «Журналистика», «Мой учитель русского языка», конкурс знатоков русского языка, конкурс методических разработок).

Особую роль во внеклассной работе отвожу работе с одаренными детьми.

Одаренные дети требуют особого внимания, поэтому в течение всех лет работы в школе систематически веду индивидуальную работу с одаренными детьми, проявившими интерес к изучению предмета, применяя разнообразные формы и методы деятельности:

1. Планирование дополнительных заданий на уроках.

2. Даются индивидуальные задания повышенной сложности (доклады, рефераты, сообщения, презентации).

3. Расширение кругозора обучающихся через изучение разнообразной учебной литературы для самостоятельного изучения.

4. Нахождение информации в сети Интернет

5. Индивидуальные консультации по вопросам, в которых одаренный ученик испытывает затруднения.

6. Привлечение одаренных детей для участия в научном обществе учащихся «Эрудит».

7. Участие в конкурсах портфолио на школьном и районном уровнях.

Нельзя не отметить, какую роль играет научно-исследовательская деятельность по предмету в работе с одаренными детьми.

Старшеклассники, получившие опыт работы над проектами в средней школе, овладели научными методами исследования. Они научились самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний. Члены научного общества приобрели способность понимать причины и логику развития языковых процессов, получили возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Изучая языковые явления, учащиеся научились выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности. Нередко научно-исследовательские работы старшеклассников становятся аттестационными проектами (издаём приказ в начале учебного года, утверждаем тему на МО). Выпускной экзамен в форме реферата за годы функционирования НОУ сдавали десятки ребят - как правило, на «хорошо» и «отлично».

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе являются жизненно необходимыми в школе, так как:

  1. Соблюдается принцип равного права всех учеников - как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных - на участие в мероприятии.

  2. Соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия

  3. Соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.

Во время проведения внеклассных мероприятий дети непринуждённы в работе, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у моих учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.

7


© 2010-2022