«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема «Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

Тип урока: урок получения новых знаний и закрепление

Цель:

познакомить обучающихся с действительными и страдательными причастиями; вырабатывать умение находить действительные и страдательные причастия в тексте.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте.

  2. Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, формировать коммуникативную компетентность, развивать умение вдумчиво читать художественный текст.

  3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование:

  1. Фрагмент текста «Ежи».

  2. Учебник «Русский язык. 7 класс».

  3. Репродукция картины И.И.Шишкина «Золотая осень».

  4. Музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года»).

  5. Компьютер.

  6. Проектор.

Образовательные ресурсы:

  1. uroki.net

  2. zavuch.info

Методы и формы обучения:

Создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос.

Ход урока:

  1. Организационная часть. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»).

- Добрый день, ребята, в такой солнечный осенний день я вижу у вас хорошее настроение, на лицах улыбки, все готовы к занятиям, давайте с этим же настроением будем работать на уроке. Аккуратно записали число, тему урока.

  1. Стадия вызова. Мозговой штурм.

- А сейчас предлагаю выполнить задание (по парам): составить список того, что вы знаете или думаете, что знаете, по теме (3 минуты).

- Ребята, давайте определим, что вам известно по теме урока.

Примерные ответы учащихся:

- причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак

предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- причастия образуются от глаголов;

- причастие имеет признаки прилагательного и глагола;

- в предложении причастие может быть определением или сказуемым;

- причастие с зависимыми словами образует причастный оборот;

- какие причастия являются действительными, а какие страдательными, вы не знаете.

3. Стадия осмысления. Заполнение таблицы

- Свои ответы и наблюдения предлагаю оформить в тетради в виде таблицы с колонками: знаю - хочу знать - узнал.

( В колонку «Знаю» учащиеся вносят сведения, которые им известны по этой теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы.)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Причастие обозначает признак предмета по действию; образуется от глагола; может выступать в роли определения и сказуемого…

Что такое действительные и страдательные причастия?

По какому признаку причастия делятся на эти две группы?

Действительное, когда предмет сам выполняет действие, а страдательное, когда над ним совершают действие…

Причастие совмещает признаки прилагательного и глагола. Изменяется по родам, числам, падежам;

бывает полным и кратким.

Чем они отличаются друг от друга?

Как изменяются действительные и страдательные причастия?

Действительные причастия употребляются с В.п., страдательные с Т.п.

3.1. Работа с текстом

- Предлагаю вашему вниманию текст (учитель заранее распечатал его для каждого ученика), прочитайте его и попытайтесь найти ответы на интересующие нас вопросы.

- Не забывайте заносить ваши наблюдения и выводы в таблицу.

(Действительное причастие: действие переходит на другой предмет; причастие, как и глагол, требует в этом случае винительного падежа: ученик решает (кого? что?) задачу; ученик, решающий (кого? что?) задачу.

Страдательное причастие: выражает действие, испытываемое лицом или предметом со стороны другого лица или предмета, и в этом случае причастие, как и глагол, требует творительного падежа: задача решается (кем? чем?) учеником; задача, решаемая (кем? чем?) учеником).

-Давайте посмотрим, что у вас получилось, что вы записали в колонку «Узнал»?

Учащиеся зачитывают свои ответы.

4. Исследовательская работа. Работа с текстом.

- Ребята, перед вами фрагмент текста (проецируется на экран). Вам необходимо выписать в тетрадь действительные и страдательные причастия.

Шуршание, сопровождаемое пофыркиванием, доносилось из-за низкорослых кустов. Кто же это? Оказалось, семейство ежей собирает последние грибочки, укрытые опавшей листвой. Встревоженные нашими шагами ежи свернулись в колючие клубочки. Только один маленький ежонок, увлёкшийся поиском, не обращал на нас никакого внимания. Он шевелил носиком опавшую листву, пофыркивал, удивлённый поведением своих сородичей.

Запись в тетрадях

Действительные

Страдательные

Опавшей (листвой)

Увлёкшийся (ежонок)

Сопровождаемое (шуршание) Встревоженные (ежи)

Укрытые (грибочки)

Удивлённый (он)

- Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.

- Какого они вида, переходные или непереходные?

- Можно ли утверждать, что страдательные причастия образуются от любых глаголов?

(Нет. От глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов и от глаголов совершенного вида).

- А теперь следующее задание. Ребята, выпишите, пожалуйста, из текста по одному примеру с обособленным и необособленным причастным оборотом

- Причастие какого разряда в составе первого причастного оборота?

- Причастие какого разряда в составе второго причастного оборота?

- От чего зависит обособление причастного оборота на письме?

- Как вы думаете, ребята, в текстах какого стиля употребляются причастия?

- Какова роль причастий в описании?

Примерные ответы обучающихся:

(Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей речи).

ФИЗМИНУТКА

  1. Словесное рисование. (Звучит музыка, П. И. Чайковский «Времена года»).

- Тема осенней природы нашла свое отражение не только в произведениях русских писателей, красоту осенней природы запечатлевали в своих картинах многие художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Шишкина «Золотая осень». Составьте 5-7 предложений, используя конструкции предложений с причастными оборотами. Попытайтесь описать то, что изображено на полотне И.И.Шишкина. Используйте действительные и страдательные причастия в своем тексте.

5. Стадия рефлексии

- Что нового узнал каждый из вас на уроке?

- Что показалось трудным, вызвало затруднения?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Давайте посмотрим, как ваши знания будут оценены в тесте в режиме ОНЛАЙН.









Тест по русскому языку «Причастие. Действительные и страдательные причастия» для 7 класса

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Начало формы

1. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие:

«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)1) Было тихо, в окно веяло запахом накаленных крыш. (Ю.Бондарев)
«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо) 2) Позади высится холодная каменная стена сарая, отделяющего меня от внутреннего двора. (В.Беляев)
«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо) 3) В раскрытое окно тек сухой жар июльского утра. (Ю.Бондарев)
«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо) 4) Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон. (А.Грин)

2. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие:

«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)1) Всматриваясь в странный светящийся полумрак, Мария узнавала почти всех хуторян. (В.Закруткин)
«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо) 2) В узком проходе, ведущем с внутреннего двора к моему посту, послышались быстрые шаги. (В.Беляев)
«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо) 3) Растущий у самой воды тополь протянул над плотиком длинную могучую ветвь. (В.Крапивин)
«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо) 4) Грэй вышел из чащи в кустарник, разбросанный по скату холма. (А.Грин)

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


Присутствующие:

заместитель директора по УВР Кучко Е.А.

учителя русского языка и литературы:

Касмынина Н.Н.

Светличная Н.С.

Конец формы


© 2010-2022