Конспект урока по русскому языку на тему Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа



Открытый урок по русскому языку

в рамках районного семинара

«Проектная деятельность: роль учителя и ученика»





Подготовила: Лаврова

Александра Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

МОУ Романовская СОШ



















апрель, 2015 г.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока: урок защиты ученических проектов.

Класс: 10 «Б».

Дата проведения: 10 апреля 2015 года.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тема урока: «Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления».

Цель урока: рассмотреть лексику русского языка с точки зрения её происхождения и употребления, раскрыть историю происхождения отдельных слов, выявить особенности использования в речи отдельных групп слов, ограниченных в своём употреблении.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент

Слово учителя (приветствие):

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

II.Определение цели урока

Слово учителя:

-Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с высказывания американского писателя Кристофера Паолини : «Нужно уметь защищать себя и то, что тебе дорого, чего бы это ни стоило».

Испанский писатель и композитор Карлос Руис Сафон сказал: «Любое дело, сколь ничтожным бы оно ни казалось, нуждается в доблестном защитнике, который постоит за его честь».

-Сегодня мы будем говорить о лексике русского языка с точки зрения её происхождения и употребления. Изучение данной темы в рамках школьной программы носит, в основном, теоретический характер. Поэтому мы решили с вами осуществить проектную деятельность. Вы нашли немало интересного материала, который сегодня изложите.

-Итак, наш сегодняшний урок посвящен защите ваших проектных работ.

-Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.

Обучающийся:

-Цель урока заключается в рассмотрении вопросов происхождения и употребления лексики русского языка, раскрытии истории происхождения отдельных слов, выявлении особенностей использования в речи отдельных групп слов, ограниченных в своем употреблении.

Учитель:

-Хочу обратить ваше внимание на предметные цели проектной работы по русскому языку. Они определяются через лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.

-Скажите, что такое лингвистика?

Обучающийся:

-Лингвистика- это наука о языке и речи.

Учитель:

-Лингвистическая компетенция - это умение применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке. В ходе проектной работы предполагается формирование и развитие у учащихся представлений об исследовательской работе по русскому языку, знаний о достижениях лингвистической науки, о системности языка, умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала.

-Коммуникативная компетенция- это способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Проектная работа ставит учащихся перед необходимостью читать и находить нужную информацию в справочной, научно-учебной и научной литературе, создавать и редактировать тексты научного стиля речи, публично выступать и общаться на лингвистические темы.

-Развитие культуроведческой компетенции решается через понимание русского языка как системы, меняющейся вместе с развитием общества, через владение нормами речевого поведения и осознания норм речевого этикета.

Учитель:

-Ребята, скажите, на какие группы делится лексика русского языка с точки зрения происхождения.

Обучающийся:

-В лексике русского языка с точки зрения происхождения выделяют исконно русские слова и слова заимствованные.

Учитель:

-Как называется наука, занимающаяся изучением истории происхождения слова?

Обучающийся:

-Эта наука называется этимология.

Учитель:

-На какие группы делится лексика русского языка с точки зрения её употребления?

Обучающийся:

-С точки зрения активности употребления в лексике русского языка выделяют устаревшие слова (историзмы, архаизмы) и неологизмы. Кроме того, существует лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. К последней относят диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы.

Учитель:

-Ваши проектные работы посвящены и истории отдельных слов и выражений, и рассмотрению вопроса об употреблении диалектизмов, жаргонизмов и пр.

-Удачной защиты, ребята!

III.Защита проектных работ

Обучающиеся представляют индивидуальные и групповые проекты, отвечают на поставленные вопросы.

Учитель (задает вопросы аудитории):

-Скажите, как вы считаете, удачно ли сформулирована тема проектной работы? Отражается ли в ней лингвистическая проблема?

-Что показалось вам наиболее интересным?

-Какую новую, полезную информацию вы получили для себя?

IV.Рефлексия. Подведение итогов урока

Учитель:

-Ребята, скажите, пожалуйста, удалось ли нам достичь намеченной цели?

-Довольны ли вы результатом своей работы? Что получилось ?Как вы оцениваете свою работу?

Обучающиеся высказываются.

Учитель:

-Закончить сегодняшний урок я хочу строками, которые русскому языку посвятил балкарский поэт Максим Геттуев:

Спросят меня, что похоже на море.

«Русский язык!» - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

Русский язык! В нем, как в море бездонном,

Черпаю силы для новых решений.

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений.





© 2010-2022