Урок русского языка Односоставные предложения

Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы “Односоставные предложения”. Задачи: образовательные: обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личным опытом учащихся; развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ.

Учитель ГБОУ СОШ №551 Косырева Н.А.

Тема урока : «Односоставные предложения. Виды односоставных предложений»

Цели урока:

Для учителя:

  • Различать односоставные и двусоставные предложения

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Односоставные предложения"

  • учить разграничивать виды односоставных предложений, относить их к группе глагольных или назывных

  • развивать логическое и критическое мышление,

  • развивать умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения

Для учащихся:

  • Повторение пройденного материала

  • Уметь различать односоставные и двусоставные предложения

  • Знать виды односоставных предложений

  • Уметь аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: раздаточный материал, презентация урока

План урока :

  • Организационный момент.

  • Актуализация знаний о видах односоставных предложений.

  • Определение темы и целей урока

  • Повторение теоретического материала, отработка правил и алгоритма действия.

  • Развитие навыков письменной речи.

  • Творческое задание.

  • Подведение итогов.

  • Домашнее задание.

Тип урока: объяснение новой темы

Форма работы: фронтальная, групповая

Ход урока:

1.Оргмомент.

-Здравствуйте. Как обычно, урок мы начинаем с повторения. В каждой группе вы самостоятельно выполняете тестовые задания. А потом все вместе проверим.

( 5 слайдовых заданий) При проверке каждая группа комментирует определенное задание.

2. Составьте предложения из слов, записанных на доске. (Cлайд 7).

Запишите полученные предложения. Найдите грамматическую основу.

-Вспомним, в каком разделе о языке изучают предложения?......

-Что такое предложения?.....

-По количеству грамматических основ предложения могут быть……

-Какие предложения получились у вас?

-Чем отличаются эти предложения?

- В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями?

( В первом предложении есть оба главных члена, т.е подлежащее и сказуемое. Значит, оно двусоставное. Во втором предложении только один главный член - это сказуемое. Значит, предложение - односоставное.

И тема нашего урока : «Односоставные предложения»

-Открыли тетради. Записали число и тему.

3. Изучение нового материала.

На партах лежат карточки №1 с напечатанными предложениями. Учащимся предлагается самостоятельно попробовать распределить предложения на два столбика.

-По какому признаку вы разделили предложения? (Двусоставные и односоставные)

-Проверяем. ( Слайд 8-9)

-Читаем и записываем на доске предложения. Подчеркиваем грамматическую основу в предложениях. Чем выражена грамматическая основа в односоставных предложениях?

-По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы

- с главным членом - сказуемым

- с главным членом -подлежащим

(Слайд 10)

-Обратите внимание, в схеме, где главный член - сказуемое, стоит четыре пункта.

-Как думаете, что это за четыре группы односоставных предложений?

4. Работа с учебником (стр.97-98 ) Читаем, что нового вы узнали?

5. Упражнение 138. Запись в Тетрадь для правил.( по ходу изучения темы, мы будем заполнять таблицу Слайд 12)

6. Оформление теоретического материала в виде таблицы. (Слайд 10) (Слайд 11)

7. Отработка практических навыков. (Слайд 13)

Графический диктант с грамматическим заданием (выделите грам.основу)

Каждая группа выписывает предложения: (карточка №2)

1 группа - н/л 2 - об\л 3- безл 4- о\л

  1. Слезами горю не поможешь.

  2. Вижу, вижу лунный свет сквозь листву густых ракет.

  3. Ночью холодом веет с земли.

  4. В деревне построили новую школу.

  5. Цыплят по осени считают.

  6. Пахнет весною.

  7. Люблю запахи весенние.

  8. Под обрывом удили рыбу.

  9. Спешим на поезд..

  10. Скоро в магазин привезут новые товары.

  11. Мне взгрустнулось.

  12. Из песни слов не выкинешь

  13. Рано наступает темнота.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Об\л

о\л

безл

н\л

Об\л

безл

о\л

н\л

о\л

н\л

безл

Об\л

Двус.

8.Творческое задание.

Найти односоставные предложения и определите их роль в тексте. (Слайд 14)

А) Опять холодные седые небеса,
Пустынные поля, набитые дороги,
На рыжие ковры похожие леса,
И тройка у крыльца, и слуги на пороге.
(И. Бунин)
Стихотворение состоит только из назывных предложений, которые рисуют картину прекрасного летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.
Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию: сообщить о месте, времени действия и о состоянии человека.. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряженность.


В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А.Блок
Определенно - личные предложения позволяют лирическому герою ясно лаконично рассказать о своем внутреннем состоянии. Внимание сосредоточено на глаголах. Интонация доверительная.


Д) Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев

Все произведение поэта - это безличные предложения. Их употребление вполне объяснимо: чтобы показать особое отношение поэта к России, её необычность и таинственность.


9. Работа с текстом. Перед вами текст для редактирования. (Слайд 15)
Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Отредактируйте его. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными). Почему это возможно? ( эти предложения синтаксические синонимы).
Текст для редактирования.

Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.


Запишите текст в исправленном виде.
Прочитайте, что у вас получилось. Какой вывод можем сделать? (Односоставные предложения являются средством лаконичности) .

Светает. Я встаю в семь часов. Хотелось бы поспать ещё, но надо вставать. Мне нужно успеть к половине девятого. Быстро завтракаю и выхожу из дома. Мне весело. У меня сегодня выступление на школьном концерте. Вот уже и школа. Хотелось бы, чтобы меня вызвали на геометрии Геометрия - мой любимый предмет.

10. Домашнее задание: из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выпишите 10 односоставных предложений. (Слайд 16)

Использованная литература:

  • Учебник Русский язык 8 класс под редакцией М.М.Разумовской 2010 Москва «Дрофа»

  • Русский язык. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской 2003 Волгоград «Учитель»

  • Г.А.Богданова Уроки русского языка в 8 классе. 2003 Москва «Просвещение»

  • А.Т.Арсирий Занимательные материалы по русскому языку.1995 Москва «Просвещение»

  • Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник 8 класс . Программно-методический комплекс ИнисСофт CD ROM/




© 2010-2022