Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

РЕКОМЕНДОВАНА Заместитель директора Директор__________

к утверждению МО по УВР_________ Велиц Н.А

учителей предметников Пушкарева Н.С. Приказ от 01.09.2015№

Протокол от 26.08.15 № 1


Рабочая программа

основного общего образования

учебного предмета «Русский язык»

для 8 класса на 2015-2016 годы


Составитель:

Завьялова Людмила Михайловна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории


Принята на заседании

педагогического совета

Протокол от 30.08.15.№1



с. Нижние Бузули

2015г

8 класс

Аннотация

Программа составлена в соответствии с требованиями к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Русский язык. Практика» (авторы Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева.идр). «Русский язык Теория.»(авторы В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова) , «Русская речь» (Автор Е.И.Никитина)для 8 кл., (Программа рассчитана на 105 часов в год (3 час (а) в неделю).


Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Русский язык (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/ 12, утвержден приказом Минобразования России ''Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования'' от 5 марта 2004 г. № 1089/3.
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ. Извлечение (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России ''Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования'' от 9 марта 2004 г. № 1312) 37

3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012г.N 1067).

4. Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык.5-9кл, 10-11класс» сост.Е.И.Харитонова , 3-е издание стереотипное, М.: Издательство Дрофа 2010, год.

5. Приказ № 18 от 14.01.2014 года Отдела по управлению образованием администрации Свободненского района «Об утверждении положения о структуре, порядке разработки и утверждения программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями Свободненского района, реализующими программы общего образования».

6. Учебный план МОУ Нижнебузулинской СОШ на 2015- 2016 год.

7. Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ Нижнебузулинской СОШ, реализующей программы общего образования».

Цели и задачи программы:

- формирование представлений о системе русского языка и функционирования ее в речи;

- развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;

- развитие языкового чутья;

- воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;

- патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Сведения о программе

Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык.5-9кл, 10-11класс» сост. Е.И.Харитонова , 3-е издание стереотипное, М.: Издательство Дрофа 2010, год.

Обоснование выбора программы

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Информация о внесённых изменениях.

Изменений нет.

Определение места и роли учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы школы.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа созКурс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

дает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  2. интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);

  3. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МОУ НижнебузулинскойСОШ рабочая программа по русскому языку рассчитана на 105 часов (3часа в неделю).

Из них:

Плановых контрольных работ -8

Уроков по развитию речи -17

Форма организации образовательного процесса -

классно- урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно- обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи), нестандартные уроки: зачёт, семинар.

Технологии обучения

  1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  2. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

  5. Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  6. Технология индивидуализации обучения

  7. Информационно-коммуникационные технологии

8. Использование здоровьесберегающих технологий ( создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к предмету, чередование различных видов учебной деятельности; использование методов, активизирующих творческое самовыражение обучающихся. Мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в классе( регулярное проветривание,влажная уборка). Правильная посадка учащихся (осанка), выполнение санит.-гигиенических требований при работе с компьютером.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  1. Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

  2. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

  3. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

  4. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

  5. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Виды и формы контроля

  • текущие оценки,

  • итоговые оценки,

  • подготовка и защита рефератов

  • тест;

  • словарные диктанты,

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • зачётная система по некоторым темам курса.

  • домашнее сочинение на грамматическую тему;

  • устное высказывание на заданную тему;

  • ответ на проблемный вопрос.

Информация об используемом учебнике

Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория» М.: Дрофа, 2013год , «Русский язык. Практика» М.: Дрофа, 2013год. , «Русская речь» М.: Дрофа, 2013год (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Планируемые результаты изучения русского языка.

Ученик должен

знать/понимать

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка;

- нормы речевого этикета;

уметь

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

- анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

- пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

- соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

- совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

8 класс

Введение

Русский язык - родной язык. (1 ч)

Повторение изученного в 5 - 7 классах (4ч)

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе (3 ч)

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

Способы подчинительной связи.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2 ч)

Словосочетание. (3 ч)

Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Цельные словосочетания.

Предложение (5 ч)

Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения.

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Простое предложение. (13 ч)

Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения

Подлежащее. Способы его выражения.

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное сказуемое; составное именное.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как вид определения.

Дефис при приложении.

Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.

Синтаксическая функция инфинитива.

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Умения и навыки: на базовом уровне

различать подчинительные и сочинительные словосочетания;

выделять словосочетания из предложения;

соблюдать нормы грамматической связи слов,

на повышенном уровне:

различать нормы управления и - в трудных случаях - согласования;

на базовом уровне:

обогащать свою речь разнообразными моделями словосочетаний;

выбирать из синонимического ряда словосочетаний наиболее подходящие ( по значению, строению, стилистической окраске, выразительным возможностям) к данному типу и стилю высказывания;

на повышенном уровне:

составлять синонимический ряд словосочетаний наиболее подходящие ( по значению, строению, стилистической окраске, выразительным возможностям) к данному типу и стилю высказывания;

на базовом уровне:

выделять грамматическую основу;

разбирать предложения по членам;

выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;

на повышенном уровне:

целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;

на базовом уровне:

соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.

Соблюдать нормы интонирования предложений разных видов и расстановки логического ударения в соответствии со смыслом высказывания.

Односоставные предложения (8ч)

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.

Особенности использования односоставных предложений в речи.

Синонимика двусоставных и односоставных предложений.

Знаки препинания в конце назывных предложений.

Умения и навыки:

на базовом уровне:

различать односоставные и двусоставные предложения;

осмысливать обобщённое значение некоторых определённо-личных и неопределенно-личных предложений;

на повышенном уровне:

использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы, выбирая наиболее подходящие к данной речевой ситуации, содержанию и типу текста;

употреблять назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.

Полные и неполные предложения (2ч)

Неполные предложения в речи.

Строение и значение неполных предложений.

Тире в неполном предложении.

Умения и навыки:

на базовом уровне

различать полные и неполные предложения;

на повышенном уровне:

различать неполные и односоставные предложения;

осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, умело их использовать в речевой практике.

Осложнённое предложение

Предложение с однородными членами ( 8ч )

Понятие об однородных членах предложения.

Средства связи однородных членов.

Союзы при однородных членах, их разряды по значению.

Однородные и неоднородные определения.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Умения и навыки:

на базовом уровне:

видеть в предложении однородные члены,

распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;

выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания;

на повышенном уровне: видеть распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов;

правильно строить (составлять) предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;

выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания;

уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.

Предложения с обособленными членами (15ч)

Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.

Общие условия обособления определений.

Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.

Обособленные приложения.

Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения.

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

Умения и навыки:

на базовом и повышенном уровнях:

соблюдать правильную интонацию при обособлении;

заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениями;

уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (9ч)

Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация водности.

Основные смысловые разряды вводных слов.

Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций.

Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.

Выделение на письме вводных предложений.

Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.

Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.

Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.

Знаки препинания при обращении.

Умения и навыки:

на базовом и повышенном уровнях:

соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;

на повышенном уровне:

вычленять вставные конструкции,

на базовом и повышенном уровнях:

использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложении с учетом содержания, стиля высказывания.

Слова-предложения (1ч)

Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.

Пунктуационное оформление слов-предложений.

Умения и навыки:

на базовом и повышенном уровнях:

опознавать слова-предложения;

осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.

Повторение (15ч)

Развитие речи (17ч)

Углубление изученных ранее понятий связной речи. Расширение понятий о публицистическом и художественном стилях. Углубление понятия о средствах связи частей текста.

Умения:

*анализировать композиционные и языковые средства выражения идейного содержания, эмоционально-экспрессивной выразительности текста;

*кратко излагать содержание статьи, художественного произведения, кинофильма, прослушанной лекции, беседы, радио- и телепередачи с использованием средств субъективной оценки;

*собирать материал по двум и более источникам в соответствии с определенной темой

И замыслом высказывания;

*строить устное высказывание публицистического стиля в форме, специфической для устной речи (сообщение, доклад, выступление - дискуссионное, агитационное, приветственное и др.);

*писать сочинение на основе воображения, например «Будущее села», на морально-этическую тему с использованием описания внешности человека, архитектурного памятника и т.п., на литературоведческую тему по изученному произведению

Система оценки планируемых результатов «отлично» 5, «хорошо» 4, «удовлетворительно» 3, «неудовлетворительно» 2.

Развитие связной речи

8 КЛАСС

Углубление изученных ранее понятий связной речи.

Расширение понятий о публицистическом и художественном стилях.

Углубление понятия о средствах связи частей текста

Учебно-тематический план

Разделы

Развитие речи

Кол-во

часов по развитию речи

Контрольные мероприятия

(диктанты, контрольные работы)


Русский язык - родной язык. 1ч

Повторение изученного в 5-7 классах (4ч)


к/д (1 ч)

Синтаксис и пунктуация 3ч

Рр. Текст. Микротекст Изложение, близкое к тексту

2

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования 2 ч

Словосочетание (3ч)

Предложение (5 ч)

Основные способы

и средства связи

предложений

1



Тестовая контрольная работа

Простое предложение (13 Ч)

Главные члены предложения

Рр Цепная и параллельная связь предложений

Изложение с элементами сочинения

1

2



Контрольная работа

Второстепенные члены предложения

Определение

Приложение

Дополнение

Обстоятельство

Сжатое изложение с элементами сочинения

2

контрольный диктант

(Контрольная работа)

Односоставные предложения (8 ч)

Риторический вопрос как средство выразительности

1

Контрольная работа

Полные и неполные предложения ( 2 ч)

Осложненное предложение

Предложения с однородными членами 8 ч

Сжатое изложение с элементами сочинения

2

Предложения с обособленными членами ( 15 ч)

Заглавие как средство связи предложений

1


Рр Рассуждение Сравнение - разновидность рассуждения

1

Контрольная работа

Рр Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения

1

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и обращениями

(9 ч)

Рр. Вставные конструкции как средство пояснения…

Обращение как средство связи предложений в тексте

Сочинение с грамматическим заданием

1

1

1

Слова - предложения (1 ч )

Контрольный диктант

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

(15 ч)

Контрольная работа

Итого

105ч

В том числе 17 ч.

В том числе

8ч.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

  • рецензировать устный ответ учащегося;

  • задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;

  • при необходимости переходить на изучающее чтение;

  • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • вести репортаж о школьной жизни;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

  • составлять инструкции по применению того или иного правила;

  • принимать участие в диалогах различных видов;

  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);

  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы;

  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

•применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;

  • правильно строить предложения с обособленными членами;

  • проводить интонационный анализ простого предложения;

  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать п

Учебно и учебно-методическое обеспечение:

для учащихся:

  1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2008 г

  2. Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2011г

  3. Е.И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. М.: Дрофа. 2008г .

  4. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. М.: Дрофа, 2006

  5. Тихонова В.В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2005

для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова.

  2. В.В. Леденева, Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа.1998

  3. О.А. Кудинова. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.: ЭКСМО. 2005

  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение. 2004

  5. Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение 2000

  6. Е.Н. Колокольцев, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8-9 классы. М.: Дрофа . 2005

  7. Т.М. Пахнова. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. М.: Дрофа. 2005

  8. СИ. Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа. 2005

  9. СИ. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. М.: Мнемозина. 2003

  10. А.Ю. Купалова. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Дрофа. 2001

  11. Воителова Т.Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2005

  12. Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004











Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Рабочая программа по русскому языку 8 класс



Рабочая программа по русскому языку 8 класс





Календарно-тематический план

п/п


Дата

Кол-во

час

Раздел и тема урока

Виды и формы контроля

Оборудование

план

факт

1

4.09

1

Введение. Русский язык - родной язык. Речь устная и письменная.

Устное высказывание

Повторение изученного в 5-7 классах (4ч )

2

5.09

1

Повторение правописания гласных и согласных в корнях слов

ИКТ

3

4

7.09

11.09

2

Повторение правописания НЕ с различными частями речи

ИКТ

5

12.09

1

Входящий контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Контрольный диктант по повторению

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. ( 3 ч )

6

14.09

1

Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Виды и средства синтаксической связи

ИКТ

7

8

18.09

19.09

2

Способы подчинительной связи

ИКТ, таблица

9

21.09

1

РР Текст. Микротекст. Микротема.

Изложение, близкое к тексту.

Изложение, близкое к тексту

10

25.09

1

Изложение, близкое к тексту, с элементами рассуждения

Изложение, близкое к тексту

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2ч)

11

26.09

1

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.

ИКТ

12

28.09

1

Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.

Составление предложений на заданную тему

ИКТ, таблица

Словосочетание (3ч)

13

2/10

1

Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные

ИКТ

14

3.10

1

Строение и грамматическое значение словосочетаний

15

5.10

1

Цельные словосочетания

ИКТ

Предложение (5ч)

16

9.10

1

Понятие о предложении. Строение предложения.

17

10.10

1

Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения.

18

12.10

1

Предложения простые и сложные.

ИКТ

19

16.10

1

Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

20

17.10

1

Тестовая контрольная работа

Тестовая работа

Карточки-задания

21

19.10

1

Р.р. Основные способы и средства связи предложений

Р.р. Мини сочинение

Простое предложение (13ч.)

22

23.10

1

Основные виды предложения. Логическое ударение и порядок слов в предложении

Д/М

Главные члены предложения

23

24.10

1

РР Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте(&7). Порядок слов в предложении(&9).

рр

24

26.10

1

Главные члены предложения.
Подлежащее. Способы его выражения

ИКТ

25

30.10

1

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. Простое глагольное сказуемое.

ИКТ

26

31.10

1

Составное глагольное сказуемое.

ИКТ

27

9.11

1

Составное именное сказуемое.

ИКТ

28

29

13.11

14.11

2

Изложение с элементами сочинения.

Р.р. изложение

ИКТ, таблица

30

16.11

1

Тире между подлежащим и сказуемым


31

20.11

1

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»

Контрольная работа

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

32

21.11

1

Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованные и несогласованные определения

ИКТ

33

23.11

1

Приложение как вид определения. Дефис при приложении.

ИКТ

34

27.11

1

Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

ИКТ

35

36

28.11

30.11

2

РР Сжатое изложение с элементами сочинения

Изложение

37

4.12

1

Многозначные и распространенные члены предложения. Синтаксические функции инфинитива

ИКТ

38

5.12

1

Выделение обстоятельств, выраженных деепричастиями и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

ИКТ

39

7.12

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

К/Д

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( 10ч)

40

11.12

1

Анализ диктантов. Понятия об односоставных предложениях. Определённо- личные предложения

ИКТ, таблица

41

42

12.12

14.12

2

Неопределённо-личные и обобщено-личные предложения

ИКТ

43

44

18.12

19.12

2

Безличные предложения

ИКТ

45

21.12

1

Назывные предложения. Знаки препинания в конце назывных предложений

ИКТ

46

25.12

1

Р.р. Риторический вопрос как средство выразительности

Рр мини сочинение на заданную тему

ИКТ

47

26.12

1

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

48

28.12

1

Тестовая контрольная работа

к/р тест

Карточки - задания

49

50

11.01

15.01

2

Неполные предложения в речи. Строение и значение
неполных предложений. Тире
в неполном предложении.

ИКТ

Осложнённое предложение. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ( 8ч)

51

16.01

1

Углубление понятия об однородных членах. Средства связи однородных членов.

52

53

18.01

22.01

2

Союзы при однородных членах предложения, их разряды по значению.

тест

ИКТ, таблица

54

23.01

1

Разряды союзов при однородных членах.

Цифровой диктант

55

25.01

1

Однородные и неоднородные определения

ИКТ

56

57

29.01

30.01

2

Обобщающие слова и знаки препинания при однородных членах предложения.

Работа с деформированным текстом

ИКТ

58

1.02

1

Практикум по нахождению обобщающих слов при однородных членах предложения

Практическая работа

Дидактический

материал

59

60

5.02

6.02

2

РР Сжатое изложение с элементами сочинения.

Рр изложение

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (15Ч )

61

8.02

1

Анализ изложений. Понятие об обособленных членах предложения, их роли в речи

Анализ текста

ИКТ

62

63

12.02

13.02

2

Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными.

Работа с деформированным текстом

ИКТ

64

15.02

1

РР Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Рр развёрнутое высказывание по теме

65

19.02

1

Обособление согласованных определений.

Тест

ИКТ

66

20.02

1

Обособление несогласованных определений.

Подготовленный диктант

ИКТ

67

68

29.02

4.03

2

Обособление приложений.

Объяснительный диктант

ИКТ

69

5.03

1

Обособление дополнений.

Творческий диктант

ИКТ

70

7.03

1

Обособление деепричастных оборотов.

Тест

ИКТ

71

11.03

1

Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом.

Цифровой диктант

ИКТ

72

73

12.03

14.03

2

Обособление уточняющих членов предложения.

ИКТ

74

75

18.03

19.03

2

Повторим изученное по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами».

Диктант с сопоставлением

Дидактический

материал

76

21.03

1

Р.Р. Рассуждение. Сравнение - разновидность рассуждения.

Р.р. мини- сочинение

77

1.04

1

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»

к/р

78

2.04

1

Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

Рр мини сочинение

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и обращениями (9), СЛОВА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ (1)

79

4.04

1

Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.

Анализ текста

80

8.04

1

Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.

Творческий диктант

ИКТ

81

9.04

1

Синонимия вводных конструкций

Работа с деформированным текстом

82

11

.04

1

Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями.

Предупредительный диктант

ИКТ

83

15

.04

1

Выделение на письме вводных предложений.

Творческая работа

84

16

.04

1

РР. Вставные конструкции как

средство
пояснения, уточнения, обогащение содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.

Рр анализ художественного текста

85

18.04

1

Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.

Составление текстов

ИКТ

86

22.04

1

РР Обращение как средство связи предложений в тексте.

Р.р. мини- сочинение

Д/М

87

23.04

1

Особенности использования обращений в разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении.

Анализ текста

Д/М

88

25.04

1

Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений.

Р.р. классное сочинение

89

29.

04

1

Слова-предложения. Особенности строения, значения, употребления в речи, пунктуация при них.

Анализ текста

ИКТ

90

30.

04

1

Обобщение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений».

Работа с деформированным текстом

91

6.05

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

к/д

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (14 ч )

92

7.05

1

Повторение. Способы подчинительной связи.

Тест

ИКТ

93

13.05

1

Повторение. Основные виды словосочетаний.

Цифровой диктант

ИКТ

94

14.05

1

Повторение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Анализ текста

ИКТ

95

16.05

1

Повторение. Тире между подлежащим и сказуемым.

Тест

ИКТ

96

97

22.05

21.05

2

Повторение. Определение, приложение, дополнение.

Работа с деформированным текстом

ИКТ

98

23.05

1

Повторение. Виды односоставных предложений.

тест

ИКТ

99

27.05

1

Повторение. Предложения с однородными членами.

Схематический диктант

ИКТ

100101

28.05

30.05

2

Повторение. Обособление определений, приложений, дополнений.

Анализ текста

ИКТ

102

1

Повторение. Обособление деепричастных оборотов и уточнений.

тест

ИКТ

103

1

Повторение. Обособление вводных слов и обращений.

Творческая работа

ИКТ

104

1

Повторение. Морфологический разбор частей речи.

Анализ текста

105

1

Итоговый тест

к/р





© 2010-2022