Технологическая карта урока русского языка в 7 кл. Частица как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИЦА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

(технология критического мышления)

Тип урока: изучение нового/«открытия новых знаний»

Тема урока: Частица как часть речи.

Цели:

Формировать УУД:

  1. Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, схематичного мышления, адекватной самооценки.

  2. Содержательные: формировать навык нахождения в предложении частиц; умение извлекать информацию из текстов различных учебных пособий и обрабатывать её.

  3. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.

  1. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

  2. Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

  3. Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

  4. Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Результаты деятельности:

Предметные:

*Знать морфологические и синтаксические признаки частиц, орфограмму «Раздельное написание частиц со словами».

*Уметь находить частицы, отличать их от других служебных частей речи.

Личностные:

*Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

*Уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

*Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

*Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Основные понятия:

Частица как служебная часть речи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.

Распечатанные разноуровневые задания (карточки); учебные пособия для 6-7, 10-11 классов других авторов (В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, М.В. Панова, Н.Г. Гольцовой, Д.Э.Розенталя); компьютер, экран, ЭОР (странички Ассоциативного словаря).

Формы работы:

Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа.



ХОД УРОКА:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

I.

«Вызов»:

  • актуализация имеющихся знаний;

  • пробуждение интереса к получению информации;

  • постановка учениками собственных целей.

(Создание ситуации успеха и ситуации «разрыва», когда ученики одной из групп не могут определить частицу).

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Готовят всё необходимое к уроку, приветствуют учителя, оформляют тетради.

Технологическая карта урока русского языка в 7 кл. Частица как часть речи

Организует повторение знаний, закрепление умений (найти в предложениях знакомые частицы):

1.Индивидуальная работа у доски по карточке № 1 и проверка

2.Работа в группах по предложенным заданиям (см. набор карточек №№ 2-5) и проверка задания.

Фиксирует ситуации успеха и «разрыва»/дефицита знаний. Предлагает сделать записи в «Бортовом журнале»: «Что я знаю о частице сейчас?»

1-ый ученик (у доски) записывает предложения со словарными словами:

До ол … мп…ады в Сочи уже осталось 302 (прописью!) дня. Трен…ры не устают готовить будущих ч…мп…онов. Лишь зимой 2014 года мы узнаем их имена. Как долго тянется время!

Записывают, работая в группе, уже известное о частицах.

3.Предлагает назвать тему урока, поставить учебные задачи на урок; проговорить собственные цели.

Называют тему урока; цели и задачи учебной деятельности.

II.

«Осмысление»:

  • получение новой информации и её осмысление;

  • соотнесение с уже имеющимися знаниями;

  • корректировка поставленных целей обучения.

1.Предлагает прочитать определение частицы и дополнительный материал в учебниках (работа в группах); объясняет правила чтения и маркировки незнакомого текста (инсерт -расстановка значков).

Читают учебные пособия, отмечают «галочками», «плюсами», знаками вопроса, «минусами» своё прочтение научного текста.







Технологическая карта урока русского языка в 7 кл. Частица как часть речи

2.Выступления представителей групп: что такое частица; как материал представлен в учебнике каждого автора.

Выступают со своими наблюдениями, выводами, высказывают мнение о способах подачи материала в учебниках.

3.Предлагает составить схему («Дерево познания»)

На доске/слайде вычерчивают схему (дерево) «Частица как служебная часть речи».

4.Предлагает уточнить цели и задачи (скорректировать) изучения темы, её вопросов

Отвечают на вопросы, возникшие в ходе работы:

- частицы бывают разных видов/разрядов;

- они могут писаться не только раздельно, но и через дефис; - они похожи на предлоги и союзы, но между ними есть и отличия и т.д.

III.

«Рефлексия»:

  • обобщение полученной информации;

  • «рождение» нового знания;

  • формирование у каждого ученика собственного отношения к полученным знаниям.

1.Фронтальная работа: «Что вы узнали сегодня нового о частице?» (продолжить работу с «Бортовым журналом»).

2.Предлагает на выбор домашнее задание:

*по имеющейся таблице «Предлоги и союзы» написать ответ на вопрос, чем предлоги и союзы похожи на частицу и чем отличаются от неё;

*повторить § 62, № 359;

*сочинить синквейн; *добавить все известные данные о частицах в составленную ранее таблицу «Служебные части речи».

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы учителя:

*Какую цель ставили?

*Удалось достичь поставленной цели?

*Каким способом?

*Какие получили результаты?

*Что вызвало особые затруднения?

*Где можно применить новые знания?



© 2010-2022