Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

  Конспект для открытого урока литературы в 7 классе на тему "Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина". Конспект может проводиться по УМК под  редакциями разных авторов (Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной). Целями урока являются: краткое ознакомление с биографией и творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина, художественными особенностями его сказок, их сатирическим пафосом.   Урок включает в себя кроссворд для самоопределения к деятельности, слово учителя о художественных особенностях сказок писателя;...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы для учащихся 7 класса

на тему: «Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина».

Цели урока: кратко познакомить с биографией и творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина; особенностями жанра сказки в творчестве писателя, сатирическим пафосом сказок; развивать навыки анализа текста, творческие способности учащихся; воспитывать умение работать в группах.

Методические приёмы: кроссворд, индивидуальное сообщение учащегося, слово учителя, работа в бланках; физкульт.минутка, работа в группах.

Оборудование: тексты сказок, презентация, бланки для работы, словари литературоведческих терминов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учителем учеников. Выявление эмоционального настроя учащихся:

- В таблице настроения, лежащей на парте, поставьте плюс, если вы радостны, минус - если грустны.

  1. Самоопределение к деятельности.

Слово учителя: Перед вами лежат кроссворды. Впишите ответы на вопросы и определите ключевое слово.

  1. Разгадывание кроссворда по парам и выявление ключевого слова «сказка».

Вопросы кроссворда: 1. Героиня пьесы А.Н. Островского, дочь Мороза и Весны, растаявшая от любви и весеннего солнца (Снегурочка).

  1. Герой, постоянно щеголявший в сапогах (Кот).

  2. Имя детской писательницы Лингрен (Астрид).

  3. Героиня, которая обрела счастье, потеряв туфельку (Золушка).

5. Верный помощник Ивана-царевича (Волк).

6. Девочка, попавшая в Страну чудес вслед за кроликом с часами (Алиса).

2. Определение темы урока и целей. Беседа.

- Какое ключевое слово у вас получилось? (Сказка).

- Значит, чему будет посвящён наш урок?

- Какие виды сказок вам знакомы? (Волшебные, бытовые, о животных)

- Дома вы читали сказки. Кто их автор? (М.Е. Салтыков-Щедрин)

- Похожи его сказки на те, что вы читали раньше, или есть особенности?

- Как вы думаете, с чем мы познакомимся на уроке? (с жизнью и творчеством Салтыкова-Щедрина, с особенностями его сказок).

3. Знакомство с жизнью и творчеством М.Е. Салтыкова- Щедрина.

1.Сообщение (реализация индивидуального домашнего задания)

По ходу сообщения учащиеся делают заметки на соответствующем бланке.

4.Слово учителя о сказках М.Е. Салтыкова- Щедрина.

(Учащиеся делают пометки на бланках по ходу сообщения)

В 1882-1886 годах Салтыков-Щедрин упорно работает над сказками. Самые смелые и неблагонамеренные мысли умудряется он облекать в сказочно- иносказательные формы. В щедринских сказках заключены образы и проблемы всего творчества сатирика.

Сказка, сохраняя многие их своих традиционных свойств, под пером Щедрина превращается в общественно-политическую сатиру, а писатель-сатирик пользуется своеобразной манерой повествования - эзоповым языком. Состоит эта манера, как говорил Щедрин, в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств. Эзопов язык помогал автору зашифровывать мысли крамольные властям неугодные. Сказки полны юмора, иронии, сарказма.

Салтыков-Щедрин по-своему использует сказочные формулы: сказочный зачин и концовка условны, сказочные выражения являются поговорками, связывающими действие.

Персонажами сказок нередко являются животные. Никого не удивляет, что в сказках они преспокойно говорят друг с другом, думают, чувствуют. В сказках Щедрина трудно «разъять» животных и людей: «Карась - рыба смирная и к идеализму склонная». Вместе со всякими людскими персонажами сказочное зверьё у Салтыкова-Щедрина сохраняет и свои, только животным присущие особенности. Прожорливые щуки, орлы- меценаты, медведи на воеводстве - всё это сила хищная. Невозможно простому мужику сладить с ней. Сказки Салтыкова-Щедрина полны горести, сострадания к простому народу, согреты неподдельной любовью к страдающему труженику.

5. Физкульт.минутка.

Дома вы читали сказки Салтыкова-Щедрина. Давайте представим себя героями этих сказок и выполним характерные для них движения:

Что делал заяц? Бежал (бег на месте)

Что делал медведь? Лез на дерево (тянемся вверх)

Что делала щука? Плыла.

6. Групповая работа по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц».

(Класс делится на три группы, выполняет задания на бланках)

А) Слово учителя: Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы, каждая из которых будет представлять определённую сказку. Название сказки определяется жеребьёвкой. Каждая из групп получает бланк с тремя заданиями. Вы должны разделить задания между участниками группы ( по 3 человека).

Задания будут свои для каждой команде, но имеют сходную структуру:

  1. Ответить на вопросы викторины по сказке.

  2. Выполнить словарную работу.

  3. Провести интервью с героем сказки (придумать вопросы, выбрать ученика, сыграющего сказочного героя, провести интервью).

Викторина для 1 команды «Дикий помещик»

- Слуга дикого помещика (Сенька)

- Газета, которую читал дикий помещик («Весть»)

- Пугливая зверушка, желавшая съесть карты помещика (мышонок)

- Друг дикого помещика (медведь)

- Чем помещик угощал своих друзей? (Пряники)

- Кто приезжал к дикому помещику?

- Какую должность во сне пожаловали помещику за его твёрдость? (Министр)

Викторина для 2 команды «Премудрый пискарь»

- Каков был завет старого пискаря молодому? ( «…коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»)

- Какие опасности поджидали пискаря? (рак, щука, водяная блоха, человек)

- Кто из родни пискаря едва не попал в уху? (отец)

- Продолжите фразу: «Жил -дрожал, и…………………………………»

- Сколько прожил премудрый пискарь? ( больше ста лет)

-Когда пискарь вылезал из норы? (по ночам и в полдень, в самый солнцепёк)

- Какую фразу пискарь восклицал каждый день? («Слава тебе, господи! жив!»)

Викторина для 3 команды «Самоотверженный заяц»

- В чём заяц провинился перед волком? (не остановился)

- Куда бежал заяц «в ту минуту, когда волк его за шиворот ухватил»? (к невесте)

- С каким условием волк отпустил зайца? ( воротиться через двое суток к шести часам утра)

- Кто упросил волка отпустить зайца на время? (волчиха)

- Что случилось бы, если бы заяц не вернулся вовремя? (волк съел бы невестина брата)

- Где жила невеста зайца? ( в тридевятом царстве)

- Какие беды мешали зайцу вернуться к волку? (река разлилась, война, холера, хищники)

Б) Выступления учащихся.

7. Подведение итогов урока.

Слово учителя: Мы познакомились с некоторыми сказками Салтыкова-Щедрина, но творчество писателя не ограничивается только ими тремя. На этом вы убедитесь на следующем уроке, изучая новое произведение классика.

8. Рефлексия.

- Продолжите фразу: «Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина отличаются от других видов сказок………

- В таблице настроения поставьте, пожалуйста, плюсы, если на уроке вы узнали новую интересную информацию, минус - если на уроке ничего нового вы не узнали.

Домашнее задание: читать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (общее); индивидуальные задания: составить план сказки; подготовить пересказ сказки от лица одного из героев.

Литература.

  1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.- М.: ВАКО, 2010.

  2. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 7 класс.- М.: ВАКО, 2009.

  3. Черных О.Г. Практикум по литературе: 7 класс.- М.: ВАКО, 2010.

  4. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлёвы. Сказки.- М.:Худож.лит., 1984.- 367с.

  5. Покусаев Е.И., Прозоров В.В. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя.: пособие для учащихся.- Л.: «Просвещение», 1977.







Бланк № 2

Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина








Таблица настроения

Начало урока

Конец урока






Бланк заданий для группы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Ответьте на вопросы викторины по сказке.

Выполните словарную работу: найдите в словаре и запишите определение данных терминов.

Проведите интервью с героем сказки:

-составьте вопросы;

-выберите ученика, который изобразит героя;

-проведите интервью.

Викторина по сказке «Дикий помещик»

Вопросы

Ответы

  1. Слуга дикого помещика


  1. Газета, которую читал дикий помещик

3. Пугливая зверушка, желавшая съесть карты помещика


  1. Друг дикого помещика

5. Чем помещик угощал своих друзей?

6. Кто приезжал к дикому помещику?

7. Какую должность во сне пожаловали помещику за его твёрдость?






Викторина по сказке «Премудрый пискарь»

Вопросы

Ответы

Каков был завет старого пискаря молодому?

Какие опасности поджидали пискаря?

Кто из родни пискаря едва не попал в уху?

- Продолжите фразу: «Жил -дрожал,

и…………………………………»

- Сколько прожил премудрый пискарь?

-Когда пискарь вылезал из норы?

- Какую фразу пискарь восклицал каждый день?

Викторина по сказке «Самоотверженный заяц»

Вопросы

Ответы

В чём заяц провинился перед волком?

Куда бежал заяц «в ту минуту, когда волк его за шиворот ухватил»?

С каким условием волк отпустил зайца?

Кто упросил волка отпустить зайца на время?

Что случилось бы, если бы заяц не вернулся вовремя?

Где жила невеста зайца?

- Какие беды мешали зайцу вернуться к волку?

Бланк № 1. Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Основные даты

События из жизни

Произведения


Задания для словарной работы

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Иносказание

Юмор

Сарказм

Эзопов язык

Сатира

Ирония


© 2010-2022