Сочинение как основной вид творческой деятельности при обучении русскому языку

          Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, творческого подхода к решению задач. Развитие творческих способностей обучающихся происходит в процессе обучения, в частности на уроках русского языка. Задача учителя словесности – пробудить интерес обучающихся к творчеству, развить их творческие способности. Необходимо разработать и внедрить в практическую деятельность систему форм, методов и приемов работы по развитию у учеников творческих способностей.              В развит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сочинение как основной вид творческой деятельности

при обучении русскому языку

Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, творческого подхода к решению задач. Развитие творческих способностей обучающихся происходит в процессе обучения, в частности на уроках русского языка. Задача учителя словесности - пробудить интерес обучающихся к творчеству, развить их творческие способности. Необходимо разработать и внедрить в практическую деятельность систему форм, методов и приемов работы по развитию у учеников творческих способностей.

В развитие методики развивающего обучения и традиционной методики в высшей степени ясно выступают при планировании работы по разделу «Связная речь», в который входит и написание сочинений.

В опыте работы учителей и в методических руководствах отношение к сочинениям достаточно одностороннее: они рассматриваются как объект обучения. Поэтому и методика работы с ними свелась к простому научению. Отсюда - большая коллективная подготовительная работа: составление общего плана, обсуждение содержания каждого пункта, устное составление будущего текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написания трудных слов. И только после этого всего приступают к записи работ в тетрадях. Таким образом, ученику остается просто воспроизвести только что услышанное.

Узкометодический подход к сочинению как к одному из упражнений по развитию речи мешает проявлению его специфики: единству содержания и формы, мысли и чувства. Именно эта специфика позволила методистам и исследователям увидеть в детском сочинении уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом, увидеть в нем диагностические возможности, позволяющие педагогу наблюдать за динамикой этого развития.

Детское сочинение - это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка, это возможность поделиться впечатлениями с классом. В сочинении проявляется восприятие красоты природы, красоты человека. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Действующая сейчас в практике методика написания сочинений не всегда приводит к положительным результатам. Существующий подход к сочинениям объясняют, как правило, беспомощностью учащихся. Это можно взять под сомнение, так как обучение сочинениям должно начинаться еще в начальной школе, где ребенок еще легко выходит за границы норм и правил, в 6-8 классах детей уже трудно свернуть из колеи шаблонности. Поэтому задача не в разработке методики написания сочинений, а в поисках условий организации литературного творчества. При этоим нужно исходить из положения, что развитию школьника, становлению его личности и, следовательно, усвоению знаний, в наибольшей степени способствует организация самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика.

Если задача сочинения - развитие личности ребенка, интеграция знаний, представлений, опыта, которые он получает из разных источников, то и методика работы должна строиться на интегрированной основе. Такой характер методики определяется особенностью речевого высказывания, продуктивность которого находится в связи с комплексом факторов: мышлением, волей, чувствами, эмоциями человека; его физическим состоянием, состоянием его психофизической функции, широтой представления об окружающем мире.

Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, - это не только, и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат характера всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Содержание сочинений определяет тематика. Значит, всякая новая тема - это новое содержание. Но форма, а не содержание выступают сегодня как системообразующий фактор, определяющий назначение сочинения в среднем звене школы. В результате, все богатейшие его ресурсы ставятся в полную зависимость от правильности письменной речи, что снимает всякую возможность самостоятельно раздумывать над поставленной темой. Ведь ясно, что в теме, имеющей широкое звучание, трудно запланировать количество предложений, описание или рассуждение и т. д.

Темы сочинений можно разделить на две группы: темы репродуктивные и творческие . Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Темы творческие предполагают, что известное дети должны применять, решая совершенно неожиданную для них проблему, что требует творческой переработки всего фонда знаний. При разработке таких тем ученик вынужден совершать внутрипредметный перенос значений, да и формулировка темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений.

Творческие темы формируют самое главное - потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из других областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех индивидуальных и духовных возможностей детей.

Для индивидуального развития школьников через их литературное пространство очень важны такие темы, которые представляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже содержания своего сочинения. Особое значение должно придаваться формулировкам тем, их эмоциональному представлению, чтобы вызвать удивление ребят, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества. Ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Перед современным учителем стоит важная задача - совершенствовать устную и письменную речь ученика, повысить уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Формулирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т. е. затрагивать не толко ум ребенка, но и его чувства.

Список источников информации:

1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. - М., 1997

2. Соловейчик. М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. -М., 2002.

3. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М.,1978.

З. Страхова. Л.Л.Готовые сочинения для младших школьников. Теория и практика написания.- С-П., 2007

4.Воробьева В.И., Тивикова С.К. . Сочинения по картине для младших школьников.- М., 2002.




© 2010-2022