Конспект урока по литературе Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» (11 класс)

Анализируя текст рассказа И.А.Бунина "Чистый понедельник", учащиеся определяют, какую роль играют в рассказе приметы древности и приметы современного автору мира, как они работают на раскрытие характера героев. Учащиеся выделяют в произведении изобразительно-выразительных средств языка, определяют их  роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Планируемые результаты:1)предметные: выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их сов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Сотиной Наталии Викторовны

Учебный предмет

Литература

Класс

11 класс

Тема урока

Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Тип урока

синтетический

Цель урока

1) обучающая: выяснить своеобразие рассказов Бунина о любви; показать новизну в изображении психологического состояния человека в его произведениях; закрепить навыки анализа художественного произведения.

2) воспитательная: воспитать интерес к творчеству И. А. Бунина; сформировать эстетическое восприятие окружающего мира умение сопереживать: воспитывать понимание любви как великого счастья; воспитывать духовную культуру.

3) развивающая: развивать у учащихся воображение, коммуникативные навыки, умение формулировать выводы, умение аргументировать свои мысли и высказывания, умение грамотно строить свою речь; развивать навыки выразительного чтения.

Основные термины

и понятия

Анализ, художественный образ, тема, идея, композиция

Образовательные

ресурсы

Текст рассказа И. А. Бунина и «Чистый понедельник»; репродукция портрета И. А. Бунина

Планируемые результаты

Предметные результаты

  1. выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  2. умение анализировать литературное произведение;

  3. определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  4. владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  5. формулирование собственного отношения к произведению русской литературы;

  6. понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств.

  7. Понимание связи лит.пр-я с эпохой его написания

Личностные результаты

  1. воспитание духовно-нравственных качеств (интерес к творчеству писателя, и т.д.)

  2. уважительное отношение к русской литературе, религии, культуре и живописи.

Метапредметные результаты

  1. умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

  2. умение самостоятельно организовать свою деятельность;

  3. умение определять сферу своих интересов.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формирование

конкретного образова-тельного результата

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды деятельности учащихся

и формы ее организации

Этап 1. Организация урока - 1 мин

  1. умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

Постановка учебных задач

«Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник» И.А.Бунин. Почему так любил его Бунин?

- Тема нашего урока «Рассказ «Чистый понедельник». - Дома вы прочитали рассказ, подумайте, что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Слушают учителя и осмысляют сказанное.

Записывают в тетради тему урока, эпиграф и время написания рассказа.

Узнать основную проблему произведения; сравнить любовь в этом рассказе с предыдущими произведениями Бунина, узнать о смысле названия рассказа.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала - 3 мин

  1. восприятие на слух информации

  2. умение анализировать сказанное

Проверка индивидуального домашнего задания: «Смысл названия рассказа»




-Символично ли название. Почему?

Рассказывают домашнее задание.

Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования Масленицы из фильма "Сибирский цирюльник".)

Великий пост - 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого "чистым".

Этап 3. Изучение нового материала (анализ художественного произведения) - 37 мин

  1. умение анализировать произведение:

  2. владение элементарными литературоведческими терминами

  3. собственная интерпретация прочитанного

  4. выразительное чтение

  5. умение формулировать выводы

Работа с текстом

Рассказ «Чистый понедельник» написан Буниным 12 мая 1944г. Бунин очень гордился этим произведением, поэтому сказал так:

- Итак, ребята. Я сказала вам, когда был написан этот рассказ. Соотнесите время написания и время действия в рассказе.

- Правильно. В каких 2х временных пластах предстает Россия п/д нами.

- Дома вы должны будете заполнить таблицу по приметам времени рассказа

Приметы глубокой древности

Приметы современного (автору) мира

- А сейчас подумайте, как эти два мира м/д собой соотносятся?

- Хорошо. Мы сказали о том, что показано прошлое и настоящее, а говориться ли о будущем? Какое оно?

- Ну, если вы заговорили о героях рассказа, тогда скажите, сколько их в рассказе? Как их зовут?

- Каким представляется нам главные герой? Зачитайте его хар-ку.

- А как выглядит она? Какой у нее характер, манеры поведения?


- Зачитайте описание интерьера. О чем он говорит?

О чем говорит фраза: «зачем-то висел портрет босого Толстого»?



- Что кажется герою странным в поведении героини?

- Сравните описание 2х героев. Чем оно отличается?

- Почему рассказчик лишен психологической глубины?

- Какое поведение гл героини? Ее жизненный выбор (до ухода в монастырь)?

- Какой маршрут совершают герои в Прощеное воскресенье? Что можете сказать об этом маршруте?

- Что это означает?

- Чувствует ли в этой жизни она себя комфортно? Есть ли счастье у нее? Любовь? Ищет ли она его? Зачитайте

- А что считает герой о любви? Как он о ней говорит?

- А каково отношение героев к браку?

- Подробно автор дает описание двух дней: Прощеного воскресенья и Чистого понедельника. Почему? Что это за дни?


- Зачитайте описание интерьера и портрета героини в Чистый понедельник. Чем отличаются они от описания в начале рассказа? Какова атмосфера?

- Чем заканчивается рассказ?

- Зачитайте текст письма и реакцию героя на него. Какой прием заложен в основу этого описания?

- А почему героя потянуло в церковь?

-Какие детали указывают на то, что сестра и явл-ся героиней? Зачитайте

-Понятно ли нам будущее героев?

- Знаем ли мы, как закончатся отношения героев, только начиная читать?


- Итак, в чем же смысл рассказа?



- Рассказ написан в 1944г, а время действия 1914/16г. Т.е. автор переносит нас из современного ему мира в Москву начала ХХв, 30 лет назад

- Глубокой древности и современного мира


- Они встречаются в речи героев; они проходятся по этим местам

- «Она навсегда отвергла разговоры о будущем», т.е. будущее неясно, она боится его

- Героев в рассказе двое, но имена их неясны. Автор называет их «она» и «он»

- «Мы оба были богаты… к доброй шутке» (С. 527)

- «А у нее красота… возле дивана и молча читать» (С. 527)

«Чем все это должно кончиться… возле нее»(С. 525-6)

- «В доме против храма Спасителя… «Спасибо за цветы!» (С. 526)

- Толстой- основатель движения «толстовщины», он проповедовал теорию ненасилия и всепрощения, также был верным христианином, но по-своему понимал веру, за что и был отлучен от церкви. Именно по этой детали и можно было догадываться в начале, что она имеет не случайное отношение к вере. Но герой не понимает его, даже не задумывается, ему кажется, что это случайность, пустышка.

- «она была чаще всего молчалива… глядела п/д собой» (С. 527)

«Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещали их, но посещала»

- Они - разные люди. Тем более, она дана глазами рассказчика. Ее портрет более психологичен.

- Из-за своей влюбленности он ничего не видит, не пытается понять, какая душа, какое внутреннее состояние у его возлюбленной.

- «Похоже было на то… бархат, шелка, дорогой мех» (С. 526-7)

- Новодевичий монастырь - кладбище- могилы Эртеля и Чехова - Ордынка - Грибоедовский переулок - трактир Егорова в Охотном ряду

Едут от святых мест, связанных с духовным, в злачное место

- Это метание человека от души к плоти…

- Нет, она несчастна. «Да. Все-таки… кто же знает, что такое любовь»; «Счастье, счастье…» (С. 529)

- «Странная любовь!....» (С. 528)

- « Вскоре после нашего сближения… Там видно будет» (С. 529)

- Прощеное воскресенье - день примирения, когда отпускаются все грехи, когда все друг и друга просят прощения за содеянное. А Чистый понедельник - первый день Великого поста, после Прощеного воскресенья. Пр.воскр - день прощения и прощания с мирской жизнью, где она не смогла найти себя; день, кот стал переломным в жизни героя, и ч/з 2 года он совершает тот же маршрут. Чист пон- стал последним днем ее в мирской жизни, после него она начала новую жизнь.

- «за ней было необычно светло…послышался шорох платья», «она прямо и несколько театрально… картинки» (С. 534-5)

- Героиня прощается с героем и говорит, что напишет ему. В письме она говорит, что ушла в монастырь, после этого герой горюет. А ч/ з 2 года он встречает ее в Марфо-Мариинской обители

- «В Москву не вернусь… Прошло почт 2 года с того чистого понедельника» (С. 537)

Автор использует прием контраста, как и между самими героями

- Воспоминания и в нем проснулось стремление к духовному

- «И вот одна из идущих посередине… мое присутствие» (С. 538)

- Она находится в обители, а это не монастырь. Там светские дамы ухаживают за сиротами и ранеными.

- Мы можем предположить. Трагедия расставания предчувствуется уже в самом начале рассказа. Главный герой не знает, к чему приведут их отношения. Об этом он предпочитает просто не задумываться: "Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно - так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем"

Отвечают на вопрос, говорят свои варианты

Этап 4. Обобщающий этап - 2 мин

  1. умение делать выводы

Беседа

- Как изображается любовь в этом рассказе? Чем она отличается от предыдущих представлений о любви?

-Почему же Бунин так любил это произведение.


- В конце тетради у вас есть табличка с проблемами литературных произведений. Запишите в ней в графе проблема: «Трагическая любовь», а графе «Пример» - И. А. Бунин «Холодная осень», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание». Ниже: проблема бездуховности, духовной жизни, пример «Чистый понедельник»

Отвечают на вопросы

- Здесь любовь одностороння. Героиня не понимает любит ли она, что такое любовь - для нее сложный вопрос, связанный с духовностью и верой. А для героя любовь иллюзорна. То, что он может назвать таковой - лишь мишура, а не истинное чувство. Бунин ставит вопрос о существовании истинной любви, о ее понимании людьми, тогда как в предыдущих рассказах «Холодная осень» и «Темные аллеи» перед нами были трагичная любовь, пронесенная сквозь года.

Записывают в тетради

Этап 5. Рефлексия - 1 мин

  1. развитие речи

Письменный ответ на вопрос:

- Предположите, что встреча героев состоялась. Что может рассказать о себе герой?

Отвечают на вопросы

Этап 6. Домашнее задание - 1 мин

1) умение самостоятельно организовывать свою деятельность

-Дома прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско». Выписать в тетрадь образы-символы, написать их значение.

Записываю д/з


© 2010-2022