- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» (11 класс)
Конспект урока по литературе Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сотина Н.В. |
Дата | 29.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока Сотиной Наталии Викторовны
Учебный предмет
Литература
Класс
11 класс
Тема урока
Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник»
Тип урока
синтетический
Цель урока
1) обучающая: выяснить своеобразие рассказов Бунина о любви; показать новизну в изображении психологического состояния человека в его произведениях; закрепить навыки анализа художественного произведения.
2) воспитательная: воспитать интерес к творчеству И. А. Бунина; сформировать эстетическое восприятие окружающего мира умение сопереживать: воспитывать понимание любви как великого счастья; воспитывать духовную культуру.
3) развивающая: развивать у учащихся воображение, коммуникативные навыки, умение формулировать выводы, умение аргументировать свои мысли и высказывания, умение грамотно строить свою речь; развивать навыки выразительного чтения.
Основные термины
и понятия
Анализ, художественный образ, тема, идея, композиция
Образовательные
ресурсы
Текст рассказа И. А. Бунина и «Чистый понедельник»; репродукция портрета И. А. Бунина
Планируемые результаты
Предметные результаты
-
выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-
умение анализировать литературное произведение;
-
определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
-
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-
формулирование собственного отношения к произведению русской литературы;
-
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств.
-
Понимание связи лит.пр-я с эпохой его написания
Личностные результаты
-
воспитание духовно-нравственных качеств (интерес к творчеству писателя, и т.д.)
-
уважительное отношение к русской литературе, религии, культуре и живописи.
Метапредметные результаты
-
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;
-
умение самостоятельно организовать свою деятельность;
-
умение определять сферу своих интересов.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Формирование
конкретного образова-тельного результата
Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)
Основные виды деятельности учителя.
Методы и приемы обучения
Виды деятельности учащихся
и формы ее организации
Этап 1. Организация урока - 1 мин
-
умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
Постановка учебных задач
«Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник» И.А.Бунин. Почему так любил его Бунин?
- Тема нашего урока «Рассказ «Чистый понедельник». - Дома вы прочитали рассказ, подумайте, что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Слушают учителя и осмысляют сказанное.
Записывают в тетради тему урока, эпиграф и время написания рассказа.
Узнать основную проблему произведения; сравнить любовь в этом рассказе с предыдущими произведениями Бунина, узнать о смысле названия рассказа.
Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала - 3 мин
-
восприятие на слух информации
-
умение анализировать сказанное
Проверка индивидуального домашнего задания: «Смысл названия рассказа»
-Символично ли название. Почему?
Рассказывают домашнее задание.
Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.
Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования Масленицы из фильма "Сибирский цирюльник".)
Великий пост - 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого "чистым".
Этап 3. Изучение нового материала (анализ художественного произведения) - 37 мин
-
умение анализировать произведение:
-
владение элементарными литературоведческими терминами
-
собственная интерпретация прочитанного
-
выразительное чтение
-
умение формулировать выводы
Работа с текстом
Рассказ «Чистый понедельник» написан Буниным 12 мая 1944г. Бунин очень гордился этим произведением, поэтому сказал так:
- Итак, ребята. Я сказала вам, когда был написан этот рассказ. Соотнесите время написания и время действия в рассказе.
- Правильно. В каких 2х временных пластах предстает Россия п/д нами.
- Дома вы должны будете заполнить таблицу по приметам времени рассказа
Приметы глубокой древности
Приметы современного (автору) мира
- А сейчас подумайте, как эти два мира м/д собой соотносятся?
- Хорошо. Мы сказали о том, что показано прошлое и настоящее, а говориться ли о будущем? Какое оно?
- Ну, если вы заговорили о героях рассказа, тогда скажите, сколько их в рассказе? Как их зовут?
- Каким представляется нам главные герой? Зачитайте его хар-ку.
- А как выглядит она? Какой у нее характер, манеры поведения?
- Зачитайте описание интерьера. О чем он говорит?
О чем говорит фраза: «зачем-то висел портрет босого Толстого»?
- Что кажется герою странным в поведении героини?
- Сравните описание 2х героев. Чем оно отличается?
- Почему рассказчик лишен психологической глубины?
- Какое поведение гл героини? Ее жизненный выбор (до ухода в монастырь)?
- Какой маршрут совершают герои в Прощеное воскресенье? Что можете сказать об этом маршруте?
- Что это означает?
- Чувствует ли в этой жизни она себя комфортно? Есть ли счастье у нее? Любовь? Ищет ли она его? Зачитайте
- А что считает герой о любви? Как он о ней говорит?
- А каково отношение героев к браку?
- Подробно автор дает описание двух дней: Прощеного воскресенья и Чистого понедельника. Почему? Что это за дни?
- Зачитайте описание интерьера и портрета героини в Чистый понедельник. Чем отличаются они от описания в начале рассказа? Какова атмосфера?
- Чем заканчивается рассказ?
- Зачитайте текст письма и реакцию героя на него. Какой прием заложен в основу этого описания?
- А почему героя потянуло в церковь?
-Какие детали указывают на то, что сестра и явл-ся героиней? Зачитайте
-Понятно ли нам будущее героев?
- Знаем ли мы, как закончатся отношения героев, только начиная читать?
- Итак, в чем же смысл рассказа?
- Рассказ написан в 1944г, а время действия 1914/16г. Т.е. автор переносит нас из современного ему мира в Москву начала ХХв, 30 лет назад
- Глубокой древности и современного мира
- Они встречаются в речи героев; они проходятся по этим местам
- «Она навсегда отвергла разговоры о будущем», т.е. будущее неясно, она боится его
- Героев в рассказе двое, но имена их неясны. Автор называет их «она» и «он»
- «Мы оба были богаты… к доброй шутке» (С. 527)
- «А у нее красота… возле дивана и молча читать» (С. 527)
«Чем все это должно кончиться… возле нее»(С. 525-6)
- «В доме против храма Спасителя… «Спасибо за цветы!» (С. 526)
- Толстой- основатель движения «толстовщины», он проповедовал теорию ненасилия и всепрощения, также был верным христианином, но по-своему понимал веру, за что и был отлучен от церкви. Именно по этой детали и можно было догадываться в начале, что она имеет не случайное отношение к вере. Но герой не понимает его, даже не задумывается, ему кажется, что это случайность, пустышка.
- «она была чаще всего молчалива… глядела п/д собой» (С. 527)
«Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещали их, но посещала»
- Они - разные люди. Тем более, она дана глазами рассказчика. Ее портрет более психологичен.
- Из-за своей влюбленности он ничего не видит, не пытается понять, какая душа, какое внутреннее состояние у его возлюбленной.
- «Похоже было на то… бархат, шелка, дорогой мех» (С. 526-7)
- Новодевичий монастырь - кладбище- могилы Эртеля и Чехова - Ордынка - Грибоедовский переулок - трактир Егорова в Охотном ряду
Едут от святых мест, связанных с духовным, в злачное место
- Это метание человека от души к плоти…
- Нет, она несчастна. «Да. Все-таки… кто же знает, что такое любовь»; «Счастье, счастье…» (С. 529)
- «Странная любовь!....» (С. 528)
- « Вскоре после нашего сближения… Там видно будет» (С. 529)
- Прощеное воскресенье - день примирения, когда отпускаются все грехи, когда все друг и друга просят прощения за содеянное. А Чистый понедельник - первый день Великого поста, после Прощеного воскресенья. Пр.воскр - день прощения и прощания с мирской жизнью, где она не смогла найти себя; день, кот стал переломным в жизни героя, и ч/з 2 года он совершает тот же маршрут. Чист пон- стал последним днем ее в мирской жизни, после него она начала новую жизнь.
- «за ней было необычно светло…послышался шорох платья», «она прямо и несколько театрально… картинки» (С. 534-5)
- Героиня прощается с героем и говорит, что напишет ему. В письме она говорит, что ушла в монастырь, после этого герой горюет. А ч/ з 2 года он встречает ее в Марфо-Мариинской обители
- «В Москву не вернусь… Прошло почт 2 года с того чистого понедельника» (С. 537)
Автор использует прием контраста, как и между самими героями
- Воспоминания и в нем проснулось стремление к духовному
- «И вот одна из идущих посередине… мое присутствие» (С. 538)
- Она находится в обители, а это не монастырь. Там светские дамы ухаживают за сиротами и ранеными.
- Мы можем предположить. Трагедия расставания предчувствуется уже в самом начале рассказа. Главный герой не знает, к чему приведут их отношения. Об этом он предпочитает просто не задумываться: "Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно - так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем"
Отвечают на вопрос, говорят свои варианты
Этап 4. Обобщающий этап - 2 мин
-
умение делать выводы
Беседа
- Как изображается любовь в этом рассказе? Чем она отличается от предыдущих представлений о любви?
-Почему же Бунин так любил это произведение.
- В конце тетради у вас есть табличка с проблемами литературных произведений. Запишите в ней в графе проблема: «Трагическая любовь», а графе «Пример» - И. А. Бунин «Холодная осень», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание». Ниже: проблема бездуховности, духовной жизни, пример «Чистый понедельник»
Отвечают на вопросы
- Здесь любовь одностороння. Героиня не понимает любит ли она, что такое любовь - для нее сложный вопрос, связанный с духовностью и верой. А для героя любовь иллюзорна. То, что он может назвать таковой - лишь мишура, а не истинное чувство. Бунин ставит вопрос о существовании истинной любви, о ее понимании людьми, тогда как в предыдущих рассказах «Холодная осень» и «Темные аллеи» перед нами были трагичная любовь, пронесенная сквозь года.
Записывают в тетради
Этап 5. Рефлексия - 1 мин
-
развитие речи
Письменный ответ на вопрос:
- Предположите, что встреча героев состоялась. Что может рассказать о себе герой?
Отвечают на вопросы
Этап 6. Домашнее задание - 1 мин
1) умение самостоятельно организовывать свою деятельность
-Дома прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско». Выписать в тетрадь образы-символы, написать их значение.
Записываю д/з