РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Литература» для самостоятельных работ тема 1 А. Островский

Академик Д.С.Лихачев справедливо замечает, что "Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая...В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова». В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования становится выше, а количество часов, отводимых в средних специальных учебны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «Литература»

для самостоятельных работ



студентки I курса _______________________________________________

группы________






Составитель: преподаватель литературы Рябинина Е.Н..











г. Москва

2015


Предисловие.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда. Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения.

Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме. Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Язык отражает состояние нравственности в обществе.

Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Академик Д.С.Лихачев справедливо замечает, что "Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной « закомплексованности»…

Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть этот и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».

В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования становится выше, а количество часов, отводимых в средних специальных учебных заведениях на изучение литературы, всё меньше, необходимо искать новые формы организации познавательного процесса.

Одной из них является внеаудиторная самостоятельная работа.

Студент выступает в качестве исследователя художественного произведения.

В ходе выполнения работы студент овладевает не только новыми знаниями, но и новыми способами познавательной деятельности, потому что наряду с информацией, полученной в результате исследовательской работы, он усваивает и путь, следуя которому эту информацию можно получить.

Ещё один немаловажный фактор в пользу самостоятельной внеаудиторной работы состоит в том, что студент может сам выбрать тот темп работы, который его устраивает, подольше остановиться на особенно заинтересовавших его заданиях.

Кроме того задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов. Также материалы пособия помогут студентам и обучающимся, пропустившим занятия по той или иной причине, восстановить знания по темам в полном объеме.

Предлагаемые задания соотнесены с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по литературе.

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

Цель рабочей тетради - развивать устную и письменную речь студентов Колледжа МИД России, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте.








Тема 1.

А.Н.Островский


«Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в "тройке", ездящего за границу занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз»

В. Г. Маранцман

«Гроза» - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности. В основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

Задание 1. Объясните смысл слов:

невежество_____________________________________________________________

деспотизм______________________________________________________________

обличать_______________________________________________________________

самодур _______________________________________________________________

ханжа _________________________________________________________________

Значение названия пьесы «Гроза».

Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.

Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми,

подтолкнувшему к покаянию.

Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение.

Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

Вывод. Смысл заглавия:

гроза в природе - освежает,

гроза в душе - очищает,

гроза в обществе - освещает.

Задание 2. Объясните название пьесы «Гроза», пользуясь следующими синтаксическими конструкциями

Название пьесы «Гроза» имеет как прямой,__________________________________

Грозы боятся все герои пьесы, кроме_______________________________________

Катерина боится грозы, так как____________________________________________

Грозой кажутся Дикой и Кабаниха, которых_________________________________

Грозой стал поступок Катерины, потому что_________________________________

Задание 3. Выпишите примеры речевой характеристики различных персонажей драмы «Гроза»

Дикой

Кабаниха

Катерина

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 4. Напишите характеристику одного из представителей «темного царства» с использованием тематического словарика: подавлять стремление к воле; эксплуатировать; держать в страже; унижать, издеваться; требовать безоговорочного послушания; защищать старые «домостроевские» обычаи; суеверие; отсталость; лицемерие; ханжество; страх перед новым; деспотизм; самодурство, основанное на власти денег.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Выпишите цитаты из статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве», которые доказывают убеждение критика в том, что Катерина - «решительный цельный русский характер».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.С помощью стать Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» раскройте основные черты самодуров и объясните характер этого общественного явления.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Какие черты характера Катерины проявляются в первых репликах? Почему Катерина предпочла смерть жизни? Докажите, что смерть Катерины - это протест. Сила или слабость характера проявляются в этом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Заполните таблицу, отвечая на вопросы: Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве

В семье Кабановых

Жизнь Катерины: _______________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Занятия Катерины: _____________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Черты Катерины: _______________________

________________________________________

________________________________________

Для Катерины главное:___________________

________________________________________

Жизнь Катерины:________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Атмосфера дома :________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Принципы дома Кабановых: ______________

________________________________________

________________________________________

Для Кабанихи главное:___________________

________________________________________

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт

Задание 9. Заполните таблицу «Хозяева жизни и Жертвы» используя цитаты из текста.

«Хозяева жизни»

«Жертвы»

Дикой: «

Кулигин: «


Кабаниха: «

Варвара: «


.

Кудряш: «,

Тихон: «


Феклуша: «

Борис: «



Задание 10. Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Каким предстает город Калинов в восприятии Феклуши? ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Чем отличается от жителей города Кулигин? ______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. В чем сложность внутреннего состояния Катерины? ____

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022