Конспект урока литературы: Деревенская проза. Рассказы В. Шукшина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Учреждение «Частная бизнес-школа «БРИГ»





Разработка современного технологического урока


Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках литературы в старших классах посредством решения творческих задач при изучении темы:

«Деревенская проза. Рассказы Василия Шукшина»




Разработала:

Величко Н.Н.,


Г.Усть-Каменогорск, 2016год

Тема: «Деревенская проза. Рассказы Василия Шукшина»

Эпиграфы к уроку:

Нам бы про душу не забыть…

Нам бы немножко добрее быть…

В.Шукшин.

Мне больно, ведь душа проходит,

Как молодость и как любовь…

С.Есенин

Цель:

Обучающая: Формирование этических норм поведения через изучение произведений современной прозы на примере рассказов В.Шукшина.

Развивающая: Развивать у учащихся логическое и творческое мышление, умение высказывать свою точку зрения, работать в группе, формирование навыков анализа художественного текста и коммуникативных качеств через вовлечение в совместную деятельность

Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к окружающим. Способствовать формированию представления о любви, красоте, индивидуальности и справедливости. Содействовать расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, готовить юных к выбору жизненного пути; подвести учащихся к размышлению о человеке в современном мире; способствовать развитию собственной гражданской позиции.

Знать: Понятие «деревенская проза», «неоклассическая литература»;

представителей этого направления.

Понимать: Суть направления, интерпретировать выразительные средства и приёмы, сюжет произведения.

Уметь:

-Анализировать произведения прозаического жанра.

-Давать характеристику главному герою.

-Находить детали.

-Определять роль деталей в тексте.

-Делать конспект по восприятию на слух.

-Работать в группах.

-Делать выводы.

Опережающее задание:

  1. Реферат, плакат и слайды о жизни и творчестве В.Шукшина. (группа 3 чел.)

  2. Разработать компьютерный тест по биографии писателя, актёра, режиссера Шукшина.(2 человека).

  3. Познакомиться с содержанием текстов (Рассказы: «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам!»(все)

Технологизация: ИКТ, индивидуально - ориентированный подход, групповая работа, проблемное обучение

Оборудование:

  • Компьютеры ,

  • Интерактивная доска,

  • Слайдовая презентация жизни и творчества Шукшина,

  • Сборники рассказов,

  • Запись на диске фильмов( «Калина красная», «Живёт такой парень»),

  • Вопросы рефлексии на развороте доски,

  • Плакат с записью проблемного вопроса,

  • На плакате слова: ЧУДИК - ЧУДО - ЧУДЕСНЫЙ - ЧУДОКОВАТЫЙ - ЧУДЕСА - ЧУДНО - РАСЧУДЕСНЫЙ

  • цветные жетоны

  • ламинированные листы

Проблема: Воспитание нравственности и толерантного отношения к окружающим у молодого поколения на примере произведений современной литературы.

  • Формы и приёмы: Индивидуальная. Групповая. Коллективная

  • Круглый стол, Продолжи фразу, Бельевая верёвка, кластер.

СТРАТЕГИИ: «Коридор проблем». «Денотантный граф».«Волонтёрское движение»

Ход занятия

Действия учителя

Действия учеников

Текущий контроль

1. Орг момент.

В искусстве уютно быть свободною булкой французской,

Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой

С калиною красной вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ…

Сообщение темы урока. Проблемный вопрос, формулировка целей.

Отвечают, слушают, записывают, думают над проблемным вопросом:

Можно ли считать, что «Деревенская проза» - это возрождение традиционной нравственности, поиск глубинных основ народной жизни?

Формулировка целей.

Использ.жетоны двух цветов: крас. с минусами, зелён.-с плюсами, крас.можно в теч. урока обменять на зелен

2. Слово учителя.

Мини - лекция учителя.

Портреты появляются на интерактивной доске один за другим.


Гипотеза на доске.

Произведения, явившиеся этапными во время «оттепели», стали импульсом к развитию новых направлений в литературе «неоклассического течения»: «деревенской прозы».В центре внимания писателей - послевоенная деревня, нищая и бесправная. Суть направления: возрождение традиционной нравственности, поиск глубинных основ народной жизни.

Представители «деревенской прозы»: В.Белов, Ф.Абрамов, Б.Можаев, В.Астафьев, В.Распутин, В.Шукшин.

Если «Деревенская проза» - возрождение традиционной нравственности, поиск глубинных основ народной жизни», то…

Слушают.

Составляют

конспект, пытаются

показать весь услышанный материал в схеме.



Продолжить и подумать над гипотезой.

Выводы сделать в конце занятия, иллюстрируя доказательствами из текстов.

Наличие схемы - конспекта

+

3. Просмотр фрагмента фильма «Калина красная».

- предлагаю подумать: почему показан этот фрагмент? Кто автор, герой, режиссер этого фильма? (В.Шукшин)

Смотрят.

Отвечают.

+,

-

4. Слово учащегося.

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Шукшина сопровождается слайдовой презентацией.

После сообщения - тест.

Тест загружен в каждый компьютер. Ответы:

  1. (1927 - 1974 г.г.)

  2. Крестьянская.

  3. На флоте.

  4. Грузчиком, слесарем, учителем, директором школы.

  5. Режиссерский факультет ВГИКа.

  6. Актёр, режиссер, сценарист, писатель.

  7. 1959г.

  8. «Сельские жители»(1963г.

  9. Деревенские люди.

  10. Традиции А.П.Чехова.(используется эмоционально окрашенная деталь в раскрытии характеров).

Заносят в виде таблицы в тетрадь по плану:

1. Годы жизни.

2. Семья.

3. Служба.

4. Работа.

5. Учёба.

6. Известен как…

7. Начал писать…

8. Первый сборник…

9. Герои его рассказов.

10. Традиции творчества.

Тетради закрыты.Тестирование на компьютере. Оценивание компьютером.

Комп. высвечивает отметку

Работа в группах по трём рассказам.

(группы делятся на разминке, по цвет полоскам)

Руководители групп получают задание на цветных листах.

Итоговая таблица - ответы на вопросы:

  1. дать характеристику главному герою (в каждом рассказе),

  2. соотношение внутреннего и внешнего мира героя.

  3. Какие поступки героев говорят о принадлежности их к роду «чудиков».

  4. реакция окружающих на поступки героя.

Обсуждение вопросов в группе.

Набросок плана ответа.

Заполнение 1 графы таблицы на ватмане.(Можно использовать интерактивную доску).

Ведомости у руководит.групп

1 графа -кол-во+

2графа-бал за тест

3графа-представители каждой группы со своими оценочными листами расходятся по двум др.группам ,освещая сначала 1-ые вопросы, затем возвращаются, идут 2-ые, затем 3-е, 4-е. возвращаются с отметками. заносят в ведомость

Индивидуальные карточки. (задания выполняют на компьютере)

СТРАТЕГИЯ: ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Три человека на компьютере выполняют задания:

Отрывки текстов из 3 - х рассказов Шукшина на мониторе. Ваша задача: с помощью маркера выделить в тексте ёмкие эмоционально окрашенные детали.

Отрывки из рассказов: «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам!»

Выделяют детали в текстах маркером.

Доказывают, что деталь является средством выразительности, как и в рассказах А.П.Чехова.

+

-

Приносят баллы в свои группы

Круглый стол.

Группы объединяются. На доске анализ всех трёх рассказов: «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам!». Обсуждение вопросов:

  1. Художественная цель.

  2. Выразительные средства.

  3. По какому принципу строится сюжет?

  4. В чём новаторство Шукшина?

  5. Можно ли три эти рассказа объединить одним типом героев «о чудиках»? Обоснуйте.

  6. Как Шукшин относится к своим "чудикам"? Что роднит его с его героями?

  7. На плакате слова: ЧУДИК - ЧУДО - ЧУДЕСНЫЙ - ЧУДОКОВАТЫЙ - ЧУДЕСА - ЧУДНО - РАСЧУДЕСНЫЙ.

Однокоренные слова, дайте толкование оттенку значения каждого слова.

8. А почему их - таких честных, мечтательных, добрых - не понимают люди? Обратите внимание на слова С. Есенина (эпиграф). Как вы понимаете слова: "душа проходит"? Чем опасно это явление?

Ответы:

  1. Худ.цель: изображение цепи комических эпизодов, происходящих с героем, в раскрытии его характера.

  2. Ёмкая эмоциональная деталь + драматизация повествования с использованием живой речи в диалогах.

  3. Сюжет построен на воспроизведении кульминационных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою особенность

  4. Обращение к особому типу - «чудикам», которые вызывают неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о любви, красоте, справедливости. Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворён своей жизнью, он пытается вы разить собственную индивидуальность странными поступками.



+

_

Проблемный вопрос.

Стратегия ДЕНОТАНТНЫЙ ГРАФ

Вернёмся к проблемному вопросу.

Можно ли считать, что «деревенская проза» - возрождение традиц. нравственности, поиск глубинных основ народной жизни.

Высказываются,

доказывают примерами из текстов.

+

_

Обратная связь (рефлексия).

- Что вы отметили для себя в личности Шукшина?

- Шукшин писал: "Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут "чудиками". А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь". Прокомментируйте.

- А встречали ли вы подобных "чудиков" в реальной жизни? Расскажите о них в 2-3 словах.

.

Отвечают.


Высказывают свою точку зрения.



Рассказывают.

+

_

Подведение итогов.

Слово учителя.

Слово учеников.

Душа человеческая … Порой, взглянув на нашу жизнь, убеждаешься в том, что забыли о ней. Немодно это, некрасиво - душа. А ничего прекраснее в мире нет, и ничто нам так сейчас не нужно, как простое человеческое тепло и доброта.

Мне бы хотелось, чтоб в душу вам запали строки Шукшина (эпиграф).

И очень хочется верить, что смотрите вы на мир неравнодушными глазами и видите то, о чём должна болеть душа у любого нормального человека. Продолжите фразу "Мне больно, когда…" (ответы учащихся).

Приём бельевой верёвки(на «рубашках» написать: «какие кляксы», «грязь» мешают обществу (качества)

Заключительным аккордом нашего урока пусть прозвучит стихотворение современника Шукшина Николая Рубцова. (читает ученик).


Читают наизусть.

До конца.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
садом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
останется чиста
До конца,
До смертного креста!

Руководители групп подводят итоги, наз.самых активных, самых точных. сдают ведомости. учитель анализирует и выставляет отметки в журн., дневник,

комментарий


Список использованной литературы

1.Инструктивно-методическое письмо, 2015-2016год

2.Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. - М.: Высш. шк., 1981. 94 с.

3.Горн В.Ф. Василий Шукшин: Личность. Книги. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.

4.Горн В.Ф. Наш сын и брат: Проблемы и герои прозы В. Шукшина. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1985. 208 с.

5.Ермекова А.А. Стратегии для развития метапредметных навыков. Астана, Молодой ученый, 2015, №2,с.739-743

6.Непросто говорить о Шукшине: Лирический венок поэтов России / Сост. Г. Панов, И. Пантюхов. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. 159 с

7.Шукшин В. «Нравственность есть Правда»// Собрание сочинений: В 6 т. /Сост. Л. Федосеева-Шукшина; Пре-дисл. С. Залыгина. - М.: Мол. гвардия, 1992. Т. 3.. - с. 233.

8. Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации. В. 2. Сост. В.Ф. Горн. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989


© 2010-2022