Открытый урок по русскому языку Обощение и повторение по теме Словообразование

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Обобщение и повторение по теме «Словообразование»

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Цели: закрепить знания. Умения и навыки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

Задачи:

  1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо:

  • обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

  • выяснить с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

  1. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично - поисковый.

Парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, , ответы на вопросы.

Эксперты:



Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок.

Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Актуализация знаний. Фронтальная беседа.

Словообразование - один из важнейших разделов русского языка. Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

- Ребята, а что же такое морфема?

(Морфема - это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.)

- Как называется изменяемая часть слова? ( Окончание)

- Назовите главную значимую часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (Корень)

- Как называется часть слова без окончания? (Основа)

- Какая часть слова находится перед окончанием и служит для образования слов?(Приставка)

- Какая морфема находится после корня и обычно служит для образования слов?(Суффикс)

Эксперты:



4. Обобщение и повторение. Комментированная форма работы.

А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

Скажите, а какие мы с вами знаем правила чередования гласных в корне?

-лаг-

-лож-

-раст-

-рос-

-кас-

-кос-

-гар-

-гор-

-стил-

-стел-

-зар-

-зор-

-бир-

-бер-

1). Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Вставь правильно букву».

Коллективная работа.

Для этой игры приготовьте карточки с буквами. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.

Зарасти, пригореть, расстилать, собираться, загар, коснуться. слагаемое, зорька, водоросли, касательная, отложить, тереть, подпирать, сдирать, приберу, запер, оттирать, росток, застелю.

Эксперты:



Хорошо, молодцы!

2) Повторение темы « Способы образования слова». Индивидуальная работа.

Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение основ

Сложение слов

Сложение сокращенных основ

Переход одной части речи в другую

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

(Слова записать на доске)

Премилый

Чайник

Подоконник

Поиск

Луноход

Спецкор

Школьная столовая

1. Премилый ← милый. (приставочный способ)

2. Чайник ← чай. (суффиксальный)

3. Подоконник ← окно. (приставочно-суффиксальный)

4. Поиск← поискать. (бессуффиксный)

5. Луноход ← ходит .луна (сложение основ)

6. Спецкор ← специальный. корреспондент. (сложносокращённое слово)

7. Школьная столовая ( переход из одной части речи в другую)

Эксперты:



3). А сейчас ответьте на вопросы в карточках.

Взаимопроверка. Парная работа.

(Ученики заполняют карточки "Запиши правильный ответ").

Вопрос

Ответ

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

2

Какое окончание в слове "домик"?

3

Какой корень в слове "дорожный"?

4

Какое окончание в слове "прибежал"?

5

С помощью какого суффикса образовано слово "смешинка"?

6

Какой корень в слове "средненький"?

7

Слово новизна образовано _______________ способом

8

Каким способом образовано слово "расход"?

- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки - 4; за 3 - 3, больше - 2).

А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте друг у друга и выставьте оценки.

- Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

Эксперты:



4). Работа в тетрадях. Самостоятельная работа.

Задание : замените словосочетания сложным словом .

Пить чай (чаепитие), помогать взаимно (взаимопомощь), любить труд (трудолюбие),люди одной фамилии (однофамильцы), любить свободу (свободолюбие), тот, кто ходит пешком (пешеход).

5).Самостоятельная работа с карточками. Тестирование.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр…небречь

пр…гладить

пр…хороший

пр…землиться

пр…сутствовать

пр…градить

пр…открыть

пр…школьный

пр…открыть

пр…шить

Эксперты:



5. Итоги урока.

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

- основные способы словообразования.

- морфемный и словообразовательный разбор.

- орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).

(Таблица).

- проследили, как словообразование связано с другими разделами.

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Словообразование - важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

Домашнее задание.

Повторить правило об имени существительном.

Стр 81 , упр 189.

Эксперты:



© 2010-2022