- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока по литературе Изображение нравственных качеств человека в повести В. М. Шукшина Калина красная
Методическая разработка урока по литературе Изображение нравственных качеств человека в повести В. М. Шукшина Калина красная
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Медведева В.В. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
ОДп 11 Литература
21-У группа
Тема урока «Изображение нравственных качеств человека в повести
В.М. Шукшина «Калина красная»
Медведева В.В., преподаватель литературы
ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»
Цель: расширить представление студентов о творчестве В.М. Шукшина; развивать навыки анализа художественного текста и совершенствовать свое творческое мастерство;
Тип урока: закрепление нового материала;
Обучающий компонент:
-
Обеспечить усвоение студентами повести В.М. Шукшина «Калина красная»;
-
Отработать навыки творческого письма;
-
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений окружающего мира и внутренних качеств человека;
Развивающий
-
Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление);
-
Развивать речь (грамотно использовать термины, понятия, определения, совершенствовать выразительность речи);
-
Развивать интерес к русской литературе и языку;
Воспитывающий компонент:
-
Воспитывать любовь к матери, близким людям;
-
Способствовать формированию высоконравственной личности, способной видеть, чувствовать, любить свою природу, окружающих людей, свою малую родину;
Используемые образовательные технологии: технология педагогических мастерских;
Межпредметные и внутрипредметные связи: музыка, кино, выразительное чтение, изобразительное искусство, анализ текста;
Формы работы:
-
Фронтальная работа;
-
Самостоятельная работа;
Ресурсное обеспечение:
-
Интерактивная доска;
Методическое обеспечение:
-
Мультимедийная презентация;
-
Художественные тексты В. Шукшина «Калина красная»;
-
Кадры из кинофильма «Калина красная».
Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность качество;
Уметь:
-
Выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя Шукшина;
-
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Знать:
-
Образную природу словесного искусства; содержание изученного литературного произведения;
Ход урока
-
Слово преподавателя: Добрый день, уважаемые студенты и гости. Мы продолжаем работу в разрезе творческой мастерской.
И сегодняшний урок я предлагаю вам начать с размышления:
«В чем проявляется красота человека?»
Запишите в тетрадь слова, словосочетания, которые являются ассоциациями к понятию красота человека, а помогут вам картины окружающего нас мира и удивительная музыка.
(звучит музыка и на экране слайды с картинами окружающего мира)
Какие же ассоциации у вас возникли?
(студенты читают свои ассоциации, например: очарование, гармония, любовь, добро, великолепие, душевное спокойствие, легкость,
светлые мечты и т.д.)
А теперь на основании услышанных и своих ассоциаций скажите:
В чем же проявляется красота человека?
(Например, красота человека проявляется в красоте сердца. Красота побуждает в человеке благородные чувства. Красота проявляется в добрых, полезных делах. А для меня красота проявляется в уважении к родителям и окружающим нас людям…..)
2. Слово преподавателя: тема нашего урока
«Изображение нравственных качеств человека в повести В.М. Шукшина «Калина красная»
И сейчас мы постараемся на примере повести выявить очень важный вопрос: в чем же заключается красота человека?
-
Беседа по повести «Калина красная»
Каждый человек рождается на свет добрым, ему не свойственно злое начало. Но в своей дальнейшей жизни он может споткнуться, сойти с правильного пути, потерять свою внутреннюю красоту, как герой повести Шукшина Егор Прокудин.
- Скажите, а в чем заключалась красота героя повести Егора Прокудина от рождения?
- И куда же делась вся эта красота? Проследите по тексту: кто же он сейчас Егорушка, Горе, Горюшка, как называет его автор?
Посмотрите кадр из кинофильма «Калина красная»
(сцена разгульной жизни)
- Назовите качества главного героя, проявившиеся в этой сцене и в прочитанных вами отрывках. Как он относится к окружающим его людям, к самому себе?
А теперь посмотрим другой кадр (посещение матери)
- Скажите, как он проявил себя в этом эпизоде, каково его отношение к своей матери?
- А если Егор Прокудин такой самодостаточный, щедрый, готов швырять деньги налево и направо, почему же он не признался матери, не оставил ей денег, когда она живет в такой бедности?
-Душа Егора чего-то просила. Что же не устраивало его в такой жизни? Подтвердите примерами из текста.
-Да, действительно, Егор проходит трудный путь постижения того, что жизнь предназначена не для праздников, а для исправления и спасения его исковерканной души.
Задание: «Нарисуй картину»
Режиссером-постановщиком фильма «Калина красная» является сам В.М. Шукшин, и он позволил отойти от содержания повести, включая в свою картину, эпизод, когда Егор Прокудин стремительно проносится на «ракете» по водному пространству на фоне разрушенной церкви. В этом есть определенный символ.
-Я предлагаю вам работу по рядам: студенты первого ряда рисуют словесную картину, отображающую затопленную разрушенную церковь, на фоне которой Егор Прокудин проносится по водному пространству; второй ряд рисует на фоне храма картину горького покаяния после посещения матери.
(выступления студентов)
Действительно, в фильме «Калина красная» путь благодатного преображения души Егора Прокудина отмечен, словно вехами, картинами двух разрушенных храмов.
А сейчас посмотрите на слова-ассоциации, записанные в тетрадь в начале урока. Будьте добры, подчеркните слово или словосочетание, которое, вы считаете, больше всего подходит к пониманию красоты человека.
(студенты называют слова)
Это слово и будет лейтмотивом вашего мини-сочинения
В чем заключается красота человека?
(Студенты пишут сочинения под музыку, а затем каждый
зачитывает свой текст)
Примеры:
Я думаю, что истинная красота человека - это внутренняя красота его души. Если один человек готов отдать другому все самое дорогое, что у него есть, отозваться на любую просьбу и при этом не требует благодарности, то это красивый человек. Такому человеку даже внешняя непривлекательность не помешает творить добро.
Красота человека заключается в его поведении, в его действиях и поступках. Именно поступки говорят о личности человека, о его внешности, душевности и трудолюбии.
В чем заключается красота человека? Определенного ответа на этот вопрос, я думаю, нет, так как красота присутствует везде, вот только не каждый способен её увидеть. По-настоящему красив тот, у кого открытое и доброе сердце, кто может любить природу, родину, а самое главное окружающих тебя людей.
Люди часто говорят, что главное в человеке - душевная красота, но порой за этими словами ничего не стоит. Люди сначала смотрят на внешность, а потом уже заглядывают в его душу. Я всегда вспоминаю отрывок из стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»:
И если это так, то что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
В этих словах, на мой взгляд, есть ответ на поставленный вопрос.
Красивый человек - это увлекающийся человек, умеющий любить и дружить. Это человек, которому интересно жить в мире своей страны. Это человек, для которого нет преград, рамок и стереотипов. Наверное, это свободный человек, наслаждающийся своей свободой в полной мере.
Да, действительно, человек красив в отношении к себе, к окружающему миру и к людям.
На следующем уроке мы продолжим рассматривать проблему нравственных качеств героев Шукшина на примере других рассказов. Нас будет интересовать вопрос: О чем думают, размышляют шукшинские герои, какие вопросы их занимают?
Рефлексия:
Я хочу предоставить каждому из вас слово высказать то, что не сказано, что осталось еще что-то договорить…
Предполагаемые ответы:
-
За картинами окружающего мира, которые мы видели в начале урока» я воспринимала человека, который создал эту красоту
-
Я задумалась над тем, что человек по натуре своей - художник, потому что он всюду, так или иначе, стремится вносить в окружающий мир красоту.
-
Мне хочется сказать, что нам надо в жизни успеть сделать красоту, добро.
-
А у меня на душе грусть оттого, что герой Шукшина душевную красоту приобрел в конце своей жизни.
-
Мне еще больше захотелось любить свою маму, говорить ей добрые, теплые слова
-
Повесть «Калина красная» заставила меня задуматься о наших поступках, когда мы ведем себя вызывающе, стараемся кому-то подражать, кого-то копировать, а надо все-таки оставаться самим собой.
А мне сейчас вспомнились следующие строки:
Ваше слово не кануло в лету,
Не рассыпалось золото в медь,
Смотрим, дух затаив, киноленту
Под названьем: жизнь или смерть.
Пусть идет этот фильм без экрана -
На просмотре его вся страна.
Как талантливо, нет, гениально
Вы сыграли в нем роль Шукшина.
То веселый, то хмурый, то грустный,
Скрыв за смехом сердечную боль,
Вы остались собою в искусстве…
Быть собою - труднейшая роль.
Самооценка деятельности на уроке
Критерии
Показатели
Результат (в баллах)
Тема: «Изображение нравственных качеств человека в повести
В.М. Шукшина «Калина красная»
ОК2. Организовать собственную деятельность
- активность;
- качественное выполнение всех заданий на уроке;
Уметь:
-выявлять авторскую позицию;
- высказывание своего суждения в мини-сочинении;
-формирование полного ответа на поставленные вопросы;
Знать:
Образную природу художественного текста
- находить соответствие строк повести с режиссерской постановкой художественного фильма;
Тема: «Изображение нравственных качеств человека в рассказах В.М. Шукшина ( «Чудик», «Срезал» и др.)
ОК2. Организовать собственную деятельность;
ОК6. ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
- активность;
- качественное выполнение всех заданий на уроке;
-уважение к высказываемым мыслям членами коллектива;
Уметь:
-выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать художественное произведение;
-писать рецензии;
- высказывание своего суждения в мини-сочинении;
-формирование полного ответа на поставленные вопросы;
-выразительное чтение текста;
-изложение своего восприятия образа;
Знать:
- образную природу художественных текстов;
-основные факты жизни и творчества В.М. Шукшина;
- находить соответствие шукшинских героев с игрой актеров в кинофильме;
Итого:
Перевод баллов в отметку:
9-10 баллов - отметка «5»
7-8 баллов - отметка «4»
5-6 баллов - отметка «3»