Методическая разработка урока по литературе Изображение нравственных качеств человека в повести В. М. Шукшина Калина красная

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

ОДп 11 Литература

21-У группа

Тема урока «Изображение нравственных качеств человека в повести

В.М. Шукшина «Калина красная»


Медведева В.В., преподаватель литературы


ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»


Цель: расширить представление студентов о творчестве В.М. Шукшина; развивать навыки анализа художественного текста и совершенствовать свое творческое мастерство;

Тип урока: закрепление нового материала;

Обучающий компонент:

  • Обеспечить усвоение студентами повести В.М. Шукшина «Калина красная»;

  • Отработать навыки творческого письма;

  • Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений окружающего мира и внутренних качеств человека;

Развивающий

  • Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление);

  • Развивать речь (грамотно использовать термины, понятия, определения, совершенствовать выразительность речи);

  • Развивать интерес к русской литературе и языку;

Воспитывающий компонент:

  • Воспитывать любовь к матери, близким людям;

  • Способствовать формированию высоконравственной личности, способной видеть, чувствовать, любить свою природу, окружающих людей, свою малую родину;

Используемые образовательные технологии: технология педагогических мастерских;

Межпредметные и внутрипредметные связи: музыка, кино, выразительное чтение, изобразительное искусство, анализ текста;

Формы работы:

  • Фронтальная работа;

  • Самостоятельная работа;

Ресурсное обеспечение:

  • Интерактивная доска;

Методическое обеспечение:

  • Мультимедийная презентация;

  • Художественные тексты В. Шукшина «Калина красная»;

  • Кадры из кинофильма «Калина красная».

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность качество;

Уметь:

  • Выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя Шукшина;

  • Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Знать:

  • Образную природу словесного искусства; содержание изученного литературного произведения;

Ход урока


  1. Слово преподавателя: Добрый день, уважаемые студенты и гости. Мы продолжаем работу в разрезе творческой мастерской.

И сегодняшний урок я предлагаю вам начать с размышления:

«В чем проявляется красота человека?»

Запишите в тетрадь слова, словосочетания, которые являются ассоциациями к понятию красота человека, а помогут вам картины окружающего нас мира и удивительная музыка.

(звучит музыка и на экране слайды с картинами окружающего мира)


Какие же ассоциации у вас возникли?


(студенты читают свои ассоциации, например: очарование, гармония, любовь, добро, великолепие, душевное спокойствие, легкость,

светлые мечты и т.д.)

А теперь на основании услышанных и своих ассоциаций скажите:

В чем же проявляется красота человека?

(Например, красота человека проявляется в красоте сердца. Красота побуждает в человеке благородные чувства. Красота проявляется в добрых, полезных делах. А для меня красота проявляется в уважении к родителям и окружающим нас людям…..)


2. Слово преподавателя: тема нашего урока

«Изображение нравственных качеств человека в повести В.М. Шукшина «Калина красная»

И сейчас мы постараемся на примере повести выявить очень важный вопрос: в чем же заключается красота человека?


  1. Беседа по повести «Калина красная»

Каждый человек рождается на свет добрым, ему не свойственно злое начало. Но в своей дальнейшей жизни он может споткнуться, сойти с правильного пути, потерять свою внутреннюю красоту, как герой повести Шукшина Егор Прокудин.

- Скажите, а в чем заключалась красота героя повести Егора Прокудина от рождения?

- И куда же делась вся эта красота? Проследите по тексту: кто же он сейчас Егорушка, Горе, Горюшка, как называет его автор?

Посмотрите кадр из кинофильма «Калина красная»

(сцена разгульной жизни)

- Назовите качества главного героя, проявившиеся в этой сцене и в прочитанных вами отрывках. Как он относится к окружающим его людям, к самому себе?

А теперь посмотрим другой кадр (посещение матери)

- Скажите, как он проявил себя в этом эпизоде, каково его отношение к своей матери?

- А если Егор Прокудин такой самодостаточный, щедрый, готов швырять деньги налево и направо, почему же он не признался матери, не оставил ей денег, когда она живет в такой бедности?

-Душа Егора чего-то просила. Что же не устраивало его в такой жизни? Подтвердите примерами из текста.

-Да, действительно, Егор проходит трудный путь постижения того, что жизнь предназначена не для праздников, а для исправления и спасения его исковерканной души.

Задание: «Нарисуй картину»

Режиссером-постановщиком фильма «Калина красная» является сам В.М. Шукшин, и он позволил отойти от содержания повести, включая в свою картину, эпизод, когда Егор Прокудин стремительно проносится на «ракете» по водному пространству на фоне разрушенной церкви. В этом есть определенный символ.

-Я предлагаю вам работу по рядам: студенты первого ряда рисуют словесную картину, отображающую затопленную разрушенную церковь, на фоне которой Егор Прокудин проносится по водному пространству; второй ряд рисует на фоне храма картину горького покаяния после посещения матери.

(выступления студентов)

Действительно, в фильме «Калина красная» путь благодатного преображения души Егора Прокудина отмечен, словно вехами, картинами двух разрушенных храмов.

А сейчас посмотрите на слова-ассоциации, записанные в тетрадь в начале урока. Будьте добры, подчеркните слово или словосочетание, которое, вы считаете, больше всего подходит к пониманию красоты человека.

(студенты называют слова)


Это слово и будет лейтмотивом вашего мини-сочинения

В чем заключается красота человека?

(Студенты пишут сочинения под музыку, а затем каждый

зачитывает свой текст)

Примеры:

Я думаю, что истинная красота человека - это внутренняя красота его души. Если один человек готов отдать другому все самое дорогое, что у него есть, отозваться на любую просьбу и при этом не требует благодарности, то это красивый человек. Такому человеку даже внешняя непривлекательность не помешает творить добро.

Красота человека заключается в его поведении, в его действиях и поступках. Именно поступки говорят о личности человека, о его внешности, душевности и трудолюбии.

В чем заключается красота человека? Определенного ответа на этот вопрос, я думаю, нет, так как красота присутствует везде, вот только не каждый способен её увидеть. По-настоящему красив тот, у кого открытое и доброе сердце, кто может любить природу, родину, а самое главное окружающих тебя людей.

Люди часто говорят, что главное в человеке - душевная красота, но порой за этими словами ничего не стоит. Люди сначала смотрят на внешность, а потом уже заглядывают в его душу. Я всегда вспоминаю отрывок из стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

И если это так, то что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

В этих словах, на мой взгляд, есть ответ на поставленный вопрос.

Красивый человек - это увлекающийся человек, умеющий любить и дружить. Это человек, которому интересно жить в мире своей страны. Это человек, для которого нет преград, рамок и стереотипов. Наверное, это свободный человек, наслаждающийся своей свободой в полной мере.

Да, действительно, человек красив в отношении к себе, к окружающему миру и к людям.

На следующем уроке мы продолжим рассматривать проблему нравственных качеств героев Шукшина на примере других рассказов. Нас будет интересовать вопрос: О чем думают, размышляют шукшинские герои, какие вопросы их занимают?

Рефлексия:

Я хочу предоставить каждому из вас слово высказать то, что не сказано, что осталось еще что-то договорить…

Предполагаемые ответы:


  1. За картинами окружающего мира, которые мы видели в начале урока» я воспринимала человека, который создал эту красоту

  2. Я задумалась над тем, что человек по натуре своей - художник, потому что он всюду, так или иначе, стремится вносить в окружающий мир красоту.

  3. Мне хочется сказать, что нам надо в жизни успеть сделать красоту, добро.

  4. А у меня на душе грусть оттого, что герой Шукшина душевную красоту приобрел в конце своей жизни.

  5. Мне еще больше захотелось любить свою маму, говорить ей добрые, теплые слова

  6. Повесть «Калина красная» заставила меня задуматься о наших поступках, когда мы ведем себя вызывающе, стараемся кому-то подражать, кого-то копировать, а надо все-таки оставаться самим собой.

А мне сейчас вспомнились следующие строки:

Ваше слово не кануло в лету,

Не рассыпалось золото в медь,

Смотрим, дух затаив, киноленту

Под названьем: жизнь или смерть.

Пусть идет этот фильм без экрана -

На просмотре его вся страна.

Как талантливо, нет, гениально

Вы сыграли в нем роль Шукшина.

То веселый, то хмурый, то грустный,

Скрыв за смехом сердечную боль,

Вы остались собою в искусстве…

Быть собою - труднейшая роль.

Самооценка деятельности на уроке


Критерии

Показатели

Результат (в баллах)

Тема: «Изображение нравственных качеств человека в повести

В.М. Шукшина «Калина красная»

ОК2. Организовать собственную деятельность

- активность;

- качественное выполнение всех заданий на уроке;

Уметь:

-выявлять авторскую позицию;

- высказывание своего суждения в мини-сочинении;

-формирование полного ответа на поставленные вопросы;

Знать:

Образную природу художественного текста

- находить соответствие строк повести с режиссерской постановкой художественного фильма;

Тема: «Изображение нравственных качеств человека в рассказах В.М. Шукшина ( «Чудик», «Срезал» и др.)

ОК2. Организовать собственную деятельность;

ОК6. ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

- активность;

- качественное выполнение всех заданий на уроке;

-уважение к высказываемым мыслям членами коллектива;

Уметь:

-выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать художественное произведение;

-писать рецензии;

- высказывание своего суждения в мини-сочинении;

-формирование полного ответа на поставленные вопросы;

-выразительное чтение текста;

-изложение своего восприятия образа;

Знать:

- образную природу художественных текстов;

-основные факты жизни и творчества В.М. Шукшина;

- находить соответствие шукшинских героев с игрой актеров в кинофильме;

Итого:

Перевод баллов в отметку:

9-10 баллов - отметка «5»

7-8 баллов - отметка «4»

5-6 баллов - отметка «3»







© 2010-2022