Урок по литературе для 5 класса «О жизни и творчестве И. А. Крылова. Басни «Свинья под дубом», «Демьянова уха»

Урок по литературе в 5 классе, разработан по программе и учебнику Б.Ланина в серии «Алгоритм успеха». Соответствует требованиям ФГОС ООО. Выполнен в виде технологической карты урока и прошел защиту на курсах повышения квалификации. Имеется также презентация к уроку (описание презентации дано в графе «Дидактические материалы»). Во время разработки урока автор опиралась на "системно-деятельностный метод. Имеется ссылка на интерактивный кроссворд, выполненный в программе LearningApps и призванный...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Лифанова Ольга Александровна

Место работы: МБОУ г.Астрахани «Основная

общеобразовательная школа № 31»

Предмет: литература

Класс: 5

Учебник: Б.А.Ланин и др.

Тема урока: О жизни и творчестве И.А.Крылова. Басни «Свинья под дубом», «Демьянова уха».

Тип урока: Комбинированный

Цели, направленные на достижение результата:

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса

Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте.

Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».

Формы работы учащихся:коллективная,групповая, индивидуальная.

Необходимое оборудование:компьютер, проектор,интерактивная доска.

Структура и ход урока


Этап урока

Предполагаемое затраченное время

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Дидактический материал

1

Организационный

1 мин

Приветствуют учителя, выбирают и показывают смайлик, соответствующий их настроению

Приветствует детей, комментирует смайлы детей. Выбирает свой смайл.

Презентация о жизни и творчестве Крылова.

Слайды 1-2

2

Мотивация

5 мин.

Отвечают на вопросы.





Приводят примеры из статьи на стр.60-61, заданной для домашнего чтения.

Читают тексты слайдов 1-3, дополняют свои ответы и ответы товарищей.

Задает вопросы. Направляет ход мыслей учащихся.

Помогает сформулировать ответы в случае затруднения





Предлагает обратиться к презентации о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Вопросы:

-Ребята, как вы думаете, сложно ли писать стихи?

-А басни? Почему?

-Какими качествами должен обладать человек, который пишет басни?

-А И.А.Крылов, по-вашему, обладал какими-нибудь из этих качеств?

-Что вам особенно запомнилось из этой статьи? Почему?

Слайд 3. Портрет баснописца и слова о нем.

Слайд 4. История со студентами.

Слайд 5. Интересные факты-анекдоты о Крылове.

3

Преобразование учебно-практической задачи в учебно-познавательную



Актуализация опорных знаний.

10 мин.

Отвечая на вопросы кроссворда, учащиеся испытывают затруднения в 2 заданиях (7 - недостаток знаний, необразованность, отсталость, 8 - назойливое поведение). Учащиеся читают басни про себя и отвечают на последние 2 вопроса кроссворда.

Предлагает работу в парах по заполнению кроссворда по биографии и басням Крылова, изученным в начальной школе.

При возникновении затруднения с заданиями 7 и 8 (невежество и навязчивость) предлагает прочитать новые для учащихся басни Крылова.

learningapps.org/display?v=ptaoq5zak&preview=1





4

Целеполагание урока.

1 мин.


Высказывают версии о теме урока и целях, которые на уроке должны быть достигнуты.

Предлагает сформулировать тему урока и цели. Поправляет учащихся, подсказывает, дополняет, задает наводящие вопросы

Слайд 6. Тема урока.

Слайд 7. Цели урока.

5

Работа по изучению нового материала.

10 мин.

Учащиеся объясняют свой выбор и доказывают свою точку зрения.

Предлагает учащимся назвать персонажей басни.



Предлагает прочитать статью учебника на стр.59 «Аллегория» и выписать определение аллегории в тетрадь, а затем сравнить с определением на слайде учителя и обсудить аллегорию в данных баснях, опираясь на определения сравнения и олицетворения.

Слайд 8.

Иллюстрации к басням «Свинья под дубом», «Демьянова уха».

Вопросы:

- Итак, прозвучали 2 слова: невежество и навязчивость. С какими персонажами басен Крылова мы будем ассоциировать эти качества?

-Какие приемы характеризуют басню как жанр литературы?

Слайд 9.

Определение литературоведческих терминов: сравнение, олицетворение, аллегория.

6

Динамическая пауза.

2 мин.

Делают разминку.

Предлагает пятиклассникам выполнить упражнения для разминки

Слайды 10-16.

Аудиозапись для зарядки

7

Применение новых знаний в знакомой и незнакомой ситуации.

7 мин.

Работая в парах, составляют критерии выразительного чтения басен. Обсуждают предложенные критерии, знакомятся с критериями, обобщенными учителем.

Слушают выразительное чтение басен товарищами, анализируют чтение согласно критериям. Предлагают жизненные ситуации, применимые к данным басенным аллегориям, используя мораль.

Предлагает разработать критерии выразительного чтения. Выслушав предложения ребят, демонстрирует слайд с критериями, обобщающий наиболее верные предложения учащихся.

Также предлагает желающим ребятам прочитать выразительно по ролям басни, а остальным-обсудить чтение согласно выработанным критериям.

Организует обсуждение различных жизненных ситуаций, применимых к данным басенным аллегориям.

Слайд 17.

Критерии выразительного чтения





Слайд 18.

Морали басен и иллюстрации к ним

8

Рефлексия

1 мин.

Продолжают фразы, появившиеся на слайде

Дает возможность закончить фразы, появившиеся на слайде.

Слайд 19. Предложения для рефлексии

9

Домашнее задание.

2 мин.

Записывают домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Базовый уровень - самостоятельно прочитать басню «Волк на псарне», подготовиться к выразительному чтению.

Продвинутый - прочитать самостоятельно басню «Волк на псарне», составить жизненную ситуацию, применимую к новой басне

10

Подведение итогов.

1 мин.

Выставляют оценки, которые диктует учитель, подают дневники на подпись, выбирают соответствующий смайл

Объявляет оценки за урок, расписывается в дневниках, благодарит за урок.

Слайд 20.

Спасибо за урок.



© 2010-2022