Программа и календарно -тематическое планирование Практическая стилистика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа элективного курса развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне. В отдельных разделах она ориентирована на расширение содержания Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся. Программа привлекает внимание к особенностям функционирования языковых единиц и средств в речи, расширяет сведения о стилистических ресурсах и изобразительно- выразительных средствах языка, позволяет оценивать языковые явления и факты с прагматической, нормативной и эстетической точек зрения, помогает избегать речевых, грамматических, стилистических ошибок, различать немотивированное отклонение от речевой нормы, квалифицированное как ошибочное, от коммуникативно-целесообразного нарушения языкового стандарта в условиях текста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач работы школы является формирование коммуникативной личности. В связи с этим владение речью - одна из составных частей коммуникативной компетенции. Высокий уровень владения речью формируется в процессе общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности и определяет приоритетное положение дисциплин гуманитарного цикла в образовательном процессе.

Программа «Практическая стилистика» составлена на основе программы «Культура речи и стилистика» (Программа для 10-11 классов. Составители Ю.С. Пичугов, Т.А. Костяева, Т.М. Пахнова, Москва, «Просвещение», 1999 год) и предназначена для 10-11 классов. Программа рассчитана на 35 часов .

Цели курса:

Главная идея и цель данного курса изучения родного языка в школе состоит в том, чтобы помочь ученику полнее вобрать в себя систему родного языка, его грамматику и лексику, глубже проникнуть в значение форм и категорий в процессе их функционирования в условиях текста, то есть в речевом процессе, яснее осознать смысл слов и фразеологизмов и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме, очистить и усовершенствовать речевую практику.

Избранный ракурс в практическом овладении языковой системой, воспринимаемой здесь как средства опосредования коммуникативных и когнитивных процессов в сознании личности, направлен на создание условий для осознанного использования языка как инструмента самоконтроля и совершенствования, развития коммуникативно-речевых умений и навыков. Содержание курса должно стать ориентировочной основой учебных действий, помогающей осознать способы действия, создать условия для переноса знаний и умений, помочь учащимся контролировать процесс обучения языку.

  • Курс на основе сознательного формирования речевых умений и навыков должен повышать эффективность работы по развитию речи (продуцированию и восприятию текстов) и обеспечивать высокий уровень владения русским языком не только как средством общения, но и общеинтеллектуального, культурно-эстетического развития учащихся.

  • Содержательно-методическое накопление курса должно ориентировать на развитие творческих способностей учащихся в речеобразовательном, речепорождающем и речепринимающем процессе, способствовать овладению учащимися исследовательско-эксперементальными способами в познавательном процессе

Задачи курса:

Реализовать поставленные цели возможно через решение следующих теоретико-практических задач:

  • познакомить с особой научной лингвистической дисциплиной-стилистикой, ее структурой, основными понятиями, категориями и проблемами; предметом и содержанием практической стилистики, ее отличием и сближением с культурой речи, с функционально-стилистическим аспектом обучения языку;

  • дать понятие стилистической нормы, соотношение стилистических и речевых ошибок в школьной практике, типологию речевых ошибок при изучении лексической и грамматической стилистики.

  • показать основные источники, причины (генезис) возникновения лексических (речевых) и грамматических ошибок на основе нормативно-стилистического подхода к изучению лексики и грамматики через анализ часто допускаемых речевых и грамматических ошибок;

  • освоить практику умелого устранения лексико-стилистических и грамматико-стилистических ошибок и выбора оптимального варианта выражения мысли при литературном редактировании текстов и их стилистической правки;

  • обучить различению неоправданного, ненормативного использования лексических средств, грамматических средств и категорий и коммуникативно оправданного нарушения как стилистического приема в условиях художественного организованного текста;

  • использовать знания о стилистической, экспрессивно-эстетической нагрузке языковых единиц, средств и явлений при лингвостилистическом анализе художественного текста с учетом диахронического аспекта в изучении функционально-стилистических явлений, а также и экстралингвистических факторов влияния на стиль;

  • обучить осознанному свободному, творческому, эффективному использованию языковых средств в устной и письменной речи;

  • выработать лингвистическое чутье, любовь к хорошей, правильной речи, нетерпимость к стилистическим, речевым и грамматическим ошибкам и недочетам в словоупотреблении, формообразовании, использовании частей речи, их грамматических категорий, синтаксических конструкций, нетерпимость к порче языка, пристрастию к штампам, ложному пафосу и неоправданному снижению стиля.

Содержание программы подготавливает обучающихся к осознанному углублённому восприятию такого сложного явления, как функциональные стили речи, и реализации знаний и умений из различных разделов науки о языке. Каждый раздел программы построен по единой схеме, он включает основные теоретические сведения, примерные практические работы. Все виды заданий основаны на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематического курса русского языка в 5 - 9 классах, что даёт возможность повторять изученное, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки обучающихся и подготовить к ЕГЭ по русскому языку. В отдельных разделах программа ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и направлена в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Актуальность программы заключается в том, что культура речи - это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного.

Практическая направленность курса: освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.



Содержание учебного материала

10 класс

Введение. Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке

Содержание стилистики как науки. Роль языка в жизни общества и отдельного человека. Речевая культура, важность её для духовной жизни человека и нравственного состояния общества.

Два направления в изучении языка: строение языка и его функционирование в речи. Единицы языка и их взаимосвязи, функционирование в языке.

Русский язык среди других языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Словари русского языка.

Практическая и функциональная стилистика. Направления стилистики:

- функциональная стилистика, изучающая функционально -стилистическое расслоение языка, то есть функциональные стили;

- практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкций;

- стилистика текста - молодая, бурно развивающаяся наука, изучающая закономерности построения и функционирования текстов;

- фоностилистика изучает образные, ассоциативные представления, вызываемые у человека звуками (новейшее направление).

Основные понятия стилистики. Понятие о норме. Вариативность нормы, стилистическая ошибка (речевой недочет). Литературный язык. Языковые средства.

Стилистическая окрашенность языковых средств (эмоционально-экспрессивная и функционально-стилевая). Оттенки окраски в устной и письменной речи. Три группы эмоциональной лексики:

1) слова с ярким оценочным значением, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей;

2) многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении.

3) слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств.

Предмет и задачи культуры речи. Нормативный, речевой и коммуникативный разделы культуры речи.

Функциональная стилистика как наука о стилях. Классификация стилей. Стилеобразующие факторы: внеязыковые и языковые. Стилистический анализ текста.

Особенности любого функционального стиля.

Научный стиль: сферы применения, функции, стилевые черты, жанры.

Особенности языковых средств научного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические). Основные нормы научного стиля.

Реферат. Правила оформления реферата. Стиль реферата. Алгоритм написания реферата. Редактирование научного текста.

Публицистический стиль: сфера применения, функции, стилевые черты.

Особенности языковых средств публицистического стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические).

Основные жанры, нормы публицистического стиля.

Официально-деловой стиль: сфера применения, функции, стилевые черты. Классификация документов. Особенности языковых средств официально-делового

стиля. Основные нормы официально-делового стиля. Деловые бумаги. Отчет о проделанной работе. Библиография.

Разговорный стиль: сфера применения, функции, стилевые черты. Прямая речь, диалог. Жанры разговорного стиля. Особенности языковых средств разговорного стиля.

Основные произносительные нормы. Слова-паразиты. Типичные орфоэпические ошибки русской речи.

Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль. Описание. Повествование. Рассуждение. Сфера применения, функции, стилевые черты художественной литературы. Особенности языковых средств художественного

стиля. Стилевые вкрапления в художественный текст.

Учащийся должен знать:

1. Предмет, структуру, задачи практической стилистики как лингвистической дисциплины, ее основные понятия, категории и проблемы, а также ее место среди основных направлений стилистики и роль в практическом, коммуникативно-деятельностном обучении языку.

2. Типологию речевых, грамматических и стилистических ошибок, а также условия и причины их возникновения и способы их устранения.

3. Стилистическую нагрузку языковых единиц, явлений и феноменов и законы, особенности их функционирования в условиях художественно организованного текста в зависимости от его замысла, идейно-тематического содержания и жанрово-родовой формы.

4. Различие между нарушением речевой и грамматической нормы и стилистически оправданным отклонением от нее.

5. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности и основные критерии языкового качества текста.

6. Основные лексические явления как основу стилистических ресурсов языка и одновременно источник речевых и стилистических ошибок.

7. Аспекты синонимии языковых средств как основы структурного содержания практической стилистики.

Учащийся должен уметь:

  1. Классифицировать речевые, грамматические и стилистические ошибки с точки зрения причин и условий их возникновения;

  2. Максимально эффективно устранять речевые ошибки в процессе авторедактирования или стилистической правки текстов;

  3. Определять стилистическую (экспрессивно-эстетическую и дополнительную семантическую) нагрузку языковых единиц и грамматических форм и категорий в условиях текста в процессе лингвостилистического анализа;

  4. Использовать знания стилистических ресурсов языка и стилистических норм при продуцировании и интерпретации монологических текстов, а также при участии в диалогических и полилогических ситуациях общения;

  5. Проводить синхронное и диахроническое сопоставление синонимичных языковых средств для правильного выбора языкового варианта из 2-х дуплетных форм.

Учащийся должен иметь навыки:

  1. Стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении;

  2. Лингвостилистического анализа языка рукописей (текстов) для решения проблем интерпретационного характера;

  3. Творческого, осмысленного использования стилистических ресурсов языка в речевой практике в зависимости от функционально-стилистических и жанрово-ситуативных форм;

  4. Спонтанной нормативной устной и письменной речи в процессе общения и передачи или получения информации.



Учебно-тематический план 10 класс (35 часов)

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке. Стилистическая окрашенность языковых средств. Классификация стилей.

6

2.

Научный стиль.

6

3.

Публицистический стиль.

4

4.

Официально-деловой стиль.

4

5.

Разговорный стиль.

3

6.

Основные произносительные нормы.

3

7.

Художественный стиль.

4

8.

Грамматические нормы русского языка.

5


Итого

35ч.






.

Использованная литература:


  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., Айрис-пресс, 1997

  2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка - М., Айрис-пресс, 1997

  3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., Айрис-пресс, 2003

  4. Семенюк А.А. и др. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. - М., Русский язык, 1994

  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., Айрис-пресс, 1998

  6. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы - М., Просвещение, 1987

  7. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы - М., ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2010

  8. Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку. Тестирование и единый экзамен. - М., Р.-н.-Д., ИКЦ «МарТ», 2012

  9. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи - С.-П., Союз, 2011

  10. Министерство образования Российской Федерации. Единый Государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Русский язык - М., Просвещение, 2011



























Календарно-тематическое планирование

по практической стилистике

2015-2016 учебный год


Класс: 10а

Предмет: практическая стилистика

Количество часов в год: 35 ч.

Количество часов в неделю: 1ч

Учитель: Вороная Ирина Викторовна

Виды

контрольных

и практических работ

1 полугодие

2 полугодие

Защита рефератов

1


Сочинение

1


Комплексный анализ текста


1

Тест


1

Тема занятия

Планируемая

дата

проведения

Фактическая

дата

проведения

1

Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке.

04.09.15


.2.

Практическая и функциональная стилистика.

11.09.15


3.

Основные понятия стилистики. Понятие о норме. Вариативность нормы, стилистическая ошибка (речевой недочет).

18.09.15


4.

Стилистическая окрашенность языковых средств (эмоционально-экспрессивная и функционально-стилевая).

25.09.15


5

Предмет и задачи культуры речи.

Нормативный, речевой и коммуникативный разделы культуры речи.

02.10.15


6.

Функциональная стилистика как наука о стилях. Классификация стилей. Стилеобразующие факторы: внеязыковые и языковые. Стилистический анализ текста.

09.10.15


7.

Научный стиль: сферы применения, функции, стилевые черты.

16.10.15


8.

Особенности языковых средств научного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические).

23.10.15


9.

Основные нормы научного стиля.

06.11.15


10.

Реферат по нескольким источникам. Подготовка к защите реферата.

13.11.15


11.

Защита реферата.

20.11.15


12.

Редактирование научного текста.

27.11.15


13.

Публицистический стиль: сфера применения, функции, стилевые черты.

04.12.15


14.

Особенности языковых средств публицистического стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические).

11.12.15


15.

Основные жанры, нормы публицистического стиля.

18.12.15


16.

Развитие речи. Сочинение в публицистическом стиле.

25.12.15


17.

Официально-деловой стиль: сфера применения, функции, стилевые черты.

15.01.16


18.

Особенности языковых средств официально-делового стиля.

22.01.16


19.

Основные нормы официально-делового стиля.

29.01.16


20.

Деловые бумаги. Отчет о проделанной работе. Библиография.

05.02.16


21.

Разговорный стиль: сфера применения, функции, стилевые черты.

12.02.16


22.

Особенности языковых средств разговорного стиля.

19.02.16


23.

Комплексный анализ текста.

26.02.16


24.

Основные произносительные нормы.

04.03.16


25.

Основные произносительные нормы. Аудирование.

11.03.16


26.

Типичные орфоэпические ошибки русской речи.

18.03.16


27.

Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль.

25.03.16


28.

Сфера применения, функции, стилевые черты художественной литературы.

08.04.16


29.

Особенности языковых средств художественного стиля.

15.04.16


30.

Стилевые вкрапления в художественный текст.

22.04.16


31.

Понятие о грамматических нормах русского языка. Лексические нормы русского языка.

29.04.16


32

Морфологические нормы русского языка.

06.05.16



33

Синтаксические нормы русского языка.

13.05.16


34

Тест в форме ЕГЭ по теме «Грамматические нормы русского языка»

20.05.16



35

Подведение итогов.

27.05.16



© 2010-2022