- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку «Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных»
Конспект урока по русскому языку «Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белокрылова В.Н. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Белокрылова Валентина Николаевна МБОУ ООШ с.Красицкое
«Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».
Цели: Повторить и закрепить знания о постоянных и непостоянных признаках имен существительных
Оборудование: презентация к языковой разминке, картина «Сосновый бор», таблица «Имя существительное».
Ход урока.
I. Чистописание
1. Языковая разминка.
- Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
- Подчеркните слова, в которых есть орфограмма - гласная буква - согласная буква.
- Какое слово вы подчеркнули 2 раза?
Тростник - О безударная гласная, Т непроизносимая согласная.
- Какое слово не подчеркнули? Егерь.
- Почему? Какая орфограмма в этом слове? Ь - на конце.
3. Обозначьте все орфограммы.
4. Проверяем, один ученик читаем, называет орфограмму.
5. Разберите по составу слово (Водомерка).
- Какое это слово?
- Придумайте еще слово, чтобы разбиралось также, подошло в эту схему.
6. Что объединяет эти слова?
II. Введение в раздел.
- Посмотрите на экран. Назовите первые буквы слов из языковой разминки. Какое слово получилось? СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ. Какой буквы не хватает? Ь.
- Какова её роль в этом слове?
Сегодня, тема нашего урока
Имя существительное
Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Откройте учебники на странице 44.
- Прочитайте название нового большого раздела.
- Слова - главный работник в языке, с их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния. А разве могли бы без слов сформулировать мысли. В предложении каждое слово имеет свою роль. А, сегодня, на уроке мы будем говорить о существительных.
- Кто вспомнит, что такое существительное. Рассказывают правило.
IV. Повторяем, то что знаем.
Упражнение №471. Прочитайте отрывок.
- О чем говорится в этом тексте?
- Подпишите карандашом все существительные. Мы заметили, что в этом тексте много существительных.
Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.
Упражнение №485. Выписать из текста №485 в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в начальной форме.
- Укажите род и число. Какие это признаки: постоянные, непостоянные.
ФИЗМИНУТКА
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? И что?
Отвечать оно должно.
Вывод: Одушевлённые, неодушевлённые, род - постоянные признаки.
Число - непостоянный признак.
- Как вы понимаете? - постоянный признак. Признак, который есть всегда.
- Какими членами предложения являются имена существительные?
Упражнение №486. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, поставь недостающие запятые.
- Прочитайте упражнение.
- Кто знает, как правильно поставить запятые и вставить пропущенные буквы. Поднимите руки.
- А теперь выполняйте самостоятельно.
- А остальные читают предложения. Выполняем с комментированием.
Бор - лес (сосновый).
- Как вы понимаете, вымахнула (вылетела), тростников (трость), болотная, тростнике.
- В четвертом предложении, слово землеройка и крылышки разобрать по составу.
- Найдите имена существительные и подпишите их. Определите, какими членами предложения являются имена существительные, главными или второстепенными.
Поработай над своей устной речью. Составь рассказ на тему: «Имя существительное, как часть речи»
Итог урока:
- Как называлась тема нашего урока?
- Почему эта часть речи получила такое название?
(Называют существующие лица, предметы, вещи, явления). Самая представительная существенная часть речи.