- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Наречие урок русского языка
Наречие урок русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Субракова Е.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Субракова Е.В., учитеь русского языка и литературы
ГБОУ РХ «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова»
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Правописание не с наречиями на -о, -е
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: формирование умения правописания наречий на -о,-е с не
Знать: правило написания не с наречиями на -о,-е
Уметь:
сравнивать правописание не с различными частями речи с правописанием не с наречием на -о,-е;
применять правила выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е;
применять умения слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и --е;
Оборудование: 1. учебник 1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2008. - 391 с., 2. Сигнальные карточки 3. Раздаточный материал (текст об истории Хакасии),4. Презентация
Перед началом урока класс поделен на три группы
Ход урока:
-
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети, садитесь. Приготовьтесь к уроку: достаньте необходимое к уроку. Сегодня у нас с вами необычный урок: на нем ближе познакомимся с нашей родной, солнечной Хакасией.
-
Актуализация опорных знаний
Учитель: Мы не можем начать наше знакомство, потому что перед нами расположилось огромное болото «Незнание». Посмотрите на 1 слайд (слайд 1) и выполните задание.
(I группа раскрывает скобки, объясняет правописание не с глаголоми, существительными, прилагательными, II и III группы создают 4 строчку наречиями, образуя их от прилагательных из 3 строчки.)
Учитель: О правописании какой части речи с не нам еще неизвестно? (Наречия).
От каких по значению прилагательных вы образовали наречия с суффиксом -о, -е? (От качественных прилагательных).
Как вы думаете, при каких условиях состоится дружба между наречием и не? (По условиям правописания не с прилагательными)
Чтобы совершить наше знакомство, чему мы должны с вами научиться? (научиться правильно писать не с наречиями с суффиксами -о и -е)
Запишите тему урока: Правописание не с наречиями с суффиксами о и е (слайд 2)
-
Изучение нового материала. Блок теоретический.
Учитель: Ребята, откройте учебник «Русский язык. Теория» на стр. 152, параграф 118, прочитайте его, затем на основе прочитанного I группа формулирует условия слитного написания не с наречиям, II группа формулирует условия раздельного написания не с наречиям, после этого представители из обеих групп выходят к доске и заполняют таблицу «Слитное и раздельное правописание не с наречием на -о, -е», III группе предстоит заполнить таблицу примерами слитного и раздельного написания не с наречиями на -о, -е.
(Учащиеся в течение 5 минут работают самостоятельно в группах, затем формулируют условия правописания, заполняют таблицу).
Учитель: Сделаем выводы о правописании не с наречием на -о и -е.
Выслушиваются ответы учащихся.
III.Проведение физминутки
Учитель: Теперь пришло время немного отдохнуть: закройте глаза представьте, что вы находитесь в степи, где греет солнце, вы чувствуете его тепло, ощущаете прикосновение ветерка. (Нина Топакова исполнят мелодию на чатхане).
IV.Закрепление изученного материала.
Задание 1. «Угадай пословицу наслух» (работа с сигнальными карточками).
Учитель: Теперь пришло время погрузиться в «копилку народной мудрости», а именно обратиться к пословицам хакасского народа, в которых издавна из уста в уста передается жизненный опыт.
Я читаю вам утверждение, ваша задача согласиться с ним или нет, для этого вы будете поднимать сингальные карточки, цвет которых означает следующее: синий - да, желтый нет.
(Учитель зачитывает пословицы с изучаемой орфограммой, учащиеся поднимают соответственно карточки)
-Не с наречием пишется раздельно: «Кто (не)мало говорит, тот хорошо думает», (-).
-Не с наречием пишется слитно: «На дырявой лодке (не)близко не уедешь», (+).
- Не с наречием пишется раздельно: «Много не захватывай - очень(не)легко поднять будет», (-).
- Не с наречием пишется раздельно «То, что (не)навистно, делай первым» ,(-).
- Не с наречием пишется раздельно «Лжи (не)мало,а правда одна» (+)
Задание 2. «Опиши картину»
Учитель: Посмотрите, мы с вами оказались в открытой степи, давайте полюбуемся красотами хакасской земли (слайд 5).
Ученик: Григорий Андреевич Серебряков - живописец, родился 1 января 1938 году в селе Александровка Воронежской области, член Союза художников России с 1993 года, заслуженный работник культуры РХ с 1998 года. Ведущий жанр в творчестве художника - лирический пейзаж. В его работах изображена суровая тайга, саянские горные перевалы, ковыльные степи, горы, сибирские реки
Учитель: Опишите 2-3 предложениями картину художника «Цветет пикулька», используя слова, которые даны рядом на слайде, раскрывая скобки: 1. группа: (Не)жарко, а прохладно; наблюдать (не)спешно, (не)далеко виднеются, вовсе (не) близко, 2 группа: (Не)долгое лето, (не)настная погода, (не)дождливая, а жаркая погода, 3 группа: Не)погода, не дождь, а солнце.
Ученики в течение 3х минут письменно выполняют работу, после желающие зачитывают сочинения, объясняя орфограмму «Правописание не с наречиями на -о, -е».
Задание 3. Работа с текстом
Учитель: Пришло время, чтобы узнать немного из истории нашей республики. Прочитайте, докажите, что это текст, какова его главная мысль, перепишите, раскройте скобки, обозначьте орфограммы.
Хакасия - наша малая Родина. 2. (Не)легко пришлось ей, потому что много (не)другов пыталось завоевать наши земли. 4.Но набеги (не)навистных (не)приятелей только усилили волю к жизни хакасского народа. 5. В 18 веке появляется (не)большое село Усть-Абаканское, которое позже превратилось в город Абакан. 6. Любите свою малую Родину!
Дополнительные задания:
-
Представитель из первой группы делает синтаксический разбор 1 предложения.
-
Представитель из второй группы делает фонетический разбор слова «Хакасия».
-
Представитель из третьей группы делает морфемный разбор слова «много»
Задание 4. (резервное) Тест (подготовка к ОГЭ)
1. В каких из данных слов не пишется слитно:
А) (не)погода
Б) (не)серьёзно, а беспечно
В) (не)правильно пишет
Г) (не)цветёт
2. В каких из данных слов не является приставкой:
А) вовсе (не)легко сделать
Б) (не)взлюбить
В) (не)сложная задача
Г) (не)годовать
3. Не с наречиями на -о, -е пишется слитно:
А) поступил (не)лепо
Б) написал (не)брежно, но правильно
В) повторил (не)быстро, а медленно
Г) выглядел отнюдь (не)красиво
4 Не с наречиями на -о,-е пишется раздельно:
А) (не)разумно, а глупо
Б) (не)приятель
В) (не)большой, но рыбный
Г) ничем (не)выдаю
5. Не является частицей:
А) (не)ряха
Б) (не)ясная погода
В) (не)навидит
Г) (не)плохо, а хорошо
VI. Подведние итогов.
Учитель: Пришло время сделать остановку, но мы не прощаемся, впереди ц нас еще много путешествий. Продолжите, предложения:
Мы вспомнили, что -
Мы поняли -
Было интересно -
Вызвало затруднение -
Нужно выучить -
VII. Домашнее задание
-
группа найти примеры в произведении А.Куприна на правило «Правописание не с существительными»,
-
группа «правописание не с прилагательными»
-
группа «правописание не с наречиями на -о, -е.