Наречие урок русского языка

Тема урока русского языка в 6 классе "Правописание не с наречиями на -о,е". Класс заранее поделен на три группы. Урок к построен на региональном материале: в нем используются хакасские пословицы, представлен текст о творчестве известного хакасского художника -  Григория Андреевича Серебрякова.  Тема урока: Правописание не с наречиями на -о, -е Тип урока: объяснение нового материала Цель урока: формирование умения правописания наречий на -о,-е с не Знать: правило написания не с наречиями на  -о,-...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Субракова Е.В., учитеь русского языка и литературы

ГБОУ РХ «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова»



Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Правописание не с наречиями на -о, -е

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: формирование умения правописания наречий на -о,-е с не

Знать: правило написания не с наречиями на -о,-е

Уметь:

сравнивать правописание не с различными частями речи с правописанием не с наречием на -о,-е;

применять правила выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е;

применять умения слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и --е;

Оборудование: 1. учебник 1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2008. - 391 с., 2. Сигнальные карточки 3. Раздаточный материал (текст об истории Хакасии),4. Презентация

Перед началом урока класс поделен на три группы



Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети, садитесь. Приготовьтесь к уроку: достаньте необходимое к уроку. Сегодня у нас с вами необычный урок: на нем ближе познакомимся с нашей родной, солнечной Хакасией.



  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Мы не можем начать наше знакомство, потому что перед нами расположилось огромное болото «Незнание». Посмотрите на 1 слайд (слайд 1) и выполните задание.

(I группа раскрывает скобки, объясняет правописание не с глаголоми, существительными, прилагательными, II и III группы создают 4 строчку наречиями, образуя их от прилагательных из 3 строчки.)

Учитель: О правописании какой части речи с не нам еще неизвестно? (Наречия).

От каких по значению прилагательных вы образовали наречия с суффиксом -о, -е? (От качественных прилагательных).

Как вы думаете, при каких условиях состоится дружба между наречием и не? (По условиям правописания не с прилагательными)

Чтобы совершить наше знакомство, чему мы должны с вами научиться? (научиться правильно писать не с наречиями с суффиксами -о и -е)

Запишите тему урока: Правописание не с наречиями с суффиксами о и е (слайд 2)

  1. Изучение нового материала. Блок теоретический.

Учитель: Ребята, откройте учебник «Русский язык. Теория» на стр. 152, параграф 118, прочитайте его, затем на основе прочитанного I группа формулирует условия слитного написания не с наречиям, II группа формулирует условия раздельного написания не с наречиям, после этого представители из обеих групп выходят к доске и заполняют таблицу «Слитное и раздельное правописание не с наречием на -о, -е», III группе предстоит заполнить таблицу примерами слитного и раздельного написания не с наречиями на -о, -е.

(Учащиеся в течение 5 минут работают самостоятельно в группах, затем формулируют условия правописания, заполняют таблицу).

Учитель: Сделаем выводы о правописании не с наречием на -о и -е.

Выслушиваются ответы учащихся.

III.Проведение физминутки

Учитель: Теперь пришло время немного отдохнуть: закройте глаза представьте, что вы находитесь в степи, где греет солнце, вы чувствуете его тепло, ощущаете прикосновение ветерка. (Нина Топакова исполнят мелодию на чатхане).

IV.Закрепление изученного материала.

Задание 1. «Угадай пословицу наслух» (работа с сигнальными карточками).

Учитель: Теперь пришло время погрузиться в «копилку народной мудрости», а именно обратиться к пословицам хакасского народа, в которых издавна из уста в уста передается жизненный опыт.

Я читаю вам утверждение, ваша задача согласиться с ним или нет, для этого вы будете поднимать сингальные карточки, цвет которых означает следующее: синий - да, желтый нет.

(Учитель зачитывает пословицы с изучаемой орфограммой, учащиеся поднимают соответственно карточки)

-Не с наречием пишется раздельно: «Кто (не)мало говорит, тот хорошо думает», (-).

-Не с наречием пишется слитно: «На дырявой лодке (не)близко не уедешь», (+).

- Не с наречием пишется раздельно: «Много не захватывай - очень(не)легко поднять будет», (-).

- Не с наречием пишется раздельно «То, что (не)навистно, делай первым» ,(-).

- Не с наречием пишется раздельно «Лжи (не)мало,а правда одна» (+)

Задание 2. «Опиши картину»

Учитель: Посмотрите, мы с вами оказались в открытой степи, давайте полюбуемся красотами хакасской земли (слайд 5).

Ученик: Григорий Андреевич Серебряков - живописец, родился 1 января 1938 году в селе Александровка Воронежской области, член Союза художников России с 1993 года, заслуженный работник культуры РХ с 1998 года. Ведущий жанр в творчестве художника - лирический пейзаж. В его работах изображена суровая тайга, саянские горные перевалы, ковыльные степи, горы, сибирские реки

Учитель: Опишите 2-3 предложениями картину художника «Цветет пикулька», используя слова, которые даны рядом на слайде, раскрывая скобки: 1. группа: (Не)жарко, а прохладно; наблюдать (не)спешно, (не)далеко виднеются, вовсе (не) близко, 2 группа: (Не)долгое лето, (не)настная погода, (не)дождливая, а жаркая погода, 3 группа: Не)погода, не дождь, а солнце.

Ученики в течение 3х минут письменно выполняют работу, после желающие зачитывают сочинения, объясняя орфограмму «Правописание не с наречиями на -о, -е».

Задание 3. Работа с текстом

Учитель: Пришло время, чтобы узнать немного из истории нашей республики. Прочитайте, докажите, что это текст, какова его главная мысль, перепишите, раскройте скобки, обозначьте орфограммы.

Хакасия - наша малая Родина. 2. (Не)легко пришлось ей, потому что много (не)другов пыталось завоевать наши земли. 4.Но набеги (не)навистных (не)приятелей только усилили волю к жизни хакасского народа. 5. В 18 веке появляется (не)большое село Усть-Абаканское, которое позже превратилось в город Абакан. 6. Любите свою малую Родину!

Дополнительные задания:

  1. Представитель из первой группы делает синтаксический разбор 1 предложения.

  2. Представитель из второй группы делает фонетический разбор слова «Хакасия».

  3. Представитель из третьей группы делает морфемный разбор слова «много»

Задание 4. (резервное) Тест (подготовка к ОГЭ)

1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно, а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт

2. В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе (не)легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г) (не)годовать

3. Не с наречиями на -о, -е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро, а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво

4 Не с наречиями на -о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно, а глупо

Б) (не)приятель

В) (не)большой, но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)плохо, а хорошо

VI. Подведние итогов.

Учитель: Пришло время сделать остановку, но мы не прощаемся, впереди ц нас еще много путешествий. Продолжите, предложения:

Мы вспомнили, что -

Мы поняли -

Было интересно -

Вызвало затруднение -

Нужно выучить -

VII. Домашнее задание

  1. группа найти примеры в произведении А.Куприна на правило «Правописание не с существительными»,

  2. группа «правописание не с прилагательными»

  3. группа «правописание не с наречиями на -о, -е.



© 2010-2022