Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И. А. Крылова»

"Урок разработан в соответствии ФГОС. Предназначен для учащихся 5 класса, не профильного. Урок создан на основе учебника литературы 5 класса, под редакцией Б.А.Ланина, цель которого - воспитание любви к чтению. Четко прописаны цели и универсальные учебные действия. При выполнении урока применяются словесно-наблюдательные методы, а также метод моделирования - составление кластера. Отражена межпредметная связь - связь с изобразительным искусством (работа с портретом писателя, демонстрация). Исполь...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И.А.Крылова»Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И.А.Крылова»Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И.А.Крылова»Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И.А.Крылова»Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И.А.Крылова»Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И.А.Крылова»Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И.А.Крылова»Урок литературы в 5 классе «Жизнь и творчество И.А.Крылова»Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа»





Методическая разработка

урока литературы в 5 классе



Тема: « Жизнь и творчество И.А. Крылова»











Разработала: учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Борисовская СОШ»

Пришлова Лидия Владимировна













2013

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: «Литература. 5 класс. Часть первая», Москва, «Вентана - Граф», 2011 г., автор: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шемчикова и др.

Тема урока: Жизнь и творчество И.А.Крылова.

Цели урока:

1.Образовательные: познакомить учащихся с биографией И.А.Крылова, дать определение понятия басня, аллегория.

2. Практические: углубить знания учащихся о жизни и творчестве писателя, вспомнить ранее изученные басни; умение находить мораль басни; формировать умение выразительного чтения, составления кластера.

3. Воспитательные: совершенствование читательского вкуса; воспитываем через мораль басни нравственные качества личности, духовное развитие учащихся.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

  • Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: учебник, карточки с текстом, рабочая тетрадь. Методы и приемы: словесные, наглядно - практические, выразительное чтение, беседа.

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Литература: 1. Литература 5 класс. Методические рекомендации. Москва, Вентана - Граф, 2011.

2. «Литература. 5 класс. Часть первая», Москва, «Вентана - Граф», 2011 г., автор: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шемчикова и др.

Ресурсы сети Интернет: 1.FunFacts.ru: энциклопедия фактов. Интересные факты обо всем на свете.

2.pedsovet.org

  • 3. ЗАВУЧ.инфо - Составление конспекта урока литературы в условиях...

zavuch.info/methodlib

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)



Актуализация знаний

(4-5 минут)











Постановка учебной задачи (4-5 минут)





«Открытие нового знания»( (7-8 минут)
















































































Первичное закрепление

(4-5 минут)




Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)










7. Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)



8. Рефлексия деятельности.

(Итог урока 2-3 минуты)



Задание на дом

Включение детей в деятельность.

Учитель: _Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику - удача, учителю - радость!»

Учитель: _Ребята посмотрите на наш рабочий стенд, чей портрет вы видите?

Рассмотрите внимательно портрет писателя. Что вы можете сказать об И.А. по его внешним признакам?

Прочитайте эпиграф к нашему уроку: « ...цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М.Горький

Как вы понимаете данное высказывание?

Как вы думаете, подходит ли оно к творчеству И.А.Крылова?

А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.

Как выдумаете чему мы должные сегодня с вами научиться, какие знания получить?





Учитель: -Ребята, давайте прочитаем статью учебника о жизни и творчестве И.А.Крылова

Беседа:

  1. Почему И.А.Крылова называют великим русским баснописцем?

  2. Как вы понимаете выражение «писать басни на злобу дня»?

  3. Назовите известные памятники И.А. Крылову.

Учитель: у вас на столах лежат цветные карточки с порядковым номером, давайте прочитаем то, что в них написано. Интересные факты из жизни И.А.Крылова.

1.Крылов и Хостов

Однажды И.А.Крылов сделал какое-то едкое замечание об одном из творений графа Д.И.Хвостова. Граф обиделся и решил отомстить Крылову. Он сочинил сатирические стихи на баснописца и распускал их по городу с видом глубокого сожаления, что вот некоторые неизвестные ему остряки язвят таланты. Вот эти стихи:
«Небритый и нечесаный,
Взвалившись на диван,
Как будто неотесанный
Какой-нибудь чурбан,
Лежит, совсем разбросанный,
Зоил Крылов Иван:
Объелся он иль пьян?»
Крылов тотчас же угадал автора:
«В какую хочешь нарядись кожу, мой милый, а ушка не спрячешь!» - и отомстил автору стихов в ближайшее же время в своей манере. Крылов объявил Хвостову, что он очень бы хотел прослушать новые стихи графа, напросился к нему на обед, где ел за троих. После обеда граф пригласил гостя в кабинет, где начал читать свои стихи, но Крылов повалился на диван, заснул и проспал до самого вечера.

2.Безобразие

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).
- Безобразие! - сказал довольно громко Крылов.
- Это относится ко мне? - оживился сосед.
- Ну как вы могли такое подумать, - ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

3.Лягушки заквакали

На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:
- Туча идет.
Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика.
- И лягушки заквакали, - в тон озорнику ответил Крылов.

4.Много ли человеку нужно

Крылов любил поесть и аппетит имел отменный. На обедах в Английском клубе, членом которого он состоял, было принято самим накладывать себе подаваемые блюда. Иван Андреевич накладывал столько, сколько помещалось на тарелке. После обеда он обыкновенно молился и неизменно приговаривал: «Много ли человеку нужно».
Слова эти вызывали веселое оживление среди присутствующих.

5.Позвольте подвинуться

За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».

6. А вы помойтесь, причешитесь

И.А. Крылов в быту был очень неопрятен. Его растрепанные, нечесаные волосы, запачканные, мятые рубашки и прочие признаки неряшливости вызывали насмешки у знакомых.
Однажды баснописец был приглашен на маскарад.
- Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным? - спросил он у знакомой дамы.
- А вы помойтесь, причешитесь - вот вас никто и не узнает, - ответила та.

7.Черный шар

П.А. Катенин - поэт, драматург и критик в литературном споре крайне нелестно отзывался о И.А. Крылове.
- У вас к нему, должно быть, личная вражда? - спросили его.
- Вовсе нет, - последовал ответ. - Я сужу о нем только с литературной точки зрения. Спор продолжился, и разгоряченный Катенин привел еще один довод:
- К тому же он плохой человек. При избрании меня в академию один из всех положил черный шар.

8.Мне все-равно

В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».

9.Крылов и Николай I

И.А.Крылов служил библиотекарем в императорской публичной библиотеке и жил в том же здании. Как-то на лето императорская семья поселилась в Аничковом дворце. Однажды на Невском проспекте император Николай Павлович встретил Крылова:
«А, Иван Андреевич! Каково поживаешь? Давненько не видались мы с тобой».
Баснописец ответил:
«Давненько, Ваше Величество! А, ведь, кажись, соседи?»

10.Крылов и торговцы

Врачи предписали Крылову ежедневные прогулки. Он следовал этому совету, и особенно любил прохаживаться по второму ярусу Гостиного Двора. Но эти прогулки были сопряжены с постоянными помехами, так как торговцы наперебой зазывали, чуть ли не силой затаскивая, Крылова в свои лавки. Однажды Крылова затащили-таки в меховую лавку. Он спросил:
«Ну, покажите, что есть у вас хорошего?»
Перед ним разложили множество мехов. Он внимательно пересмотрел их и попросил показать еще. Так он перебрал весь товар в лавке, поблагодарил и пошел в следующую лавку, где проделал то же самое. Потом зашел в третью лавку, в четвертую... Торговцы быстро поняли, в чем тут дело, и с тех пор Иван Андреевич мог спокойно совершать свои прогулки.

11.Крылов о «Борисе Годунове»

Когда Пушкин читал свою драму «Борис Годунов», все присутствующие горячо выражали свое одобрение и восхищение. Только Крылов спокойно сидел в своем кресле. Немного задетый Пушкин к нему обратился:
«Иван Андреевич! Вам, верно, не нравится мой "Борис"?»
Крылов в ответ рассказал следующий анекдот:
«Один священник в беседах утверждал, что всякое творение Божие есть верх совершенства. Однажды к нему пришел ужасный горбун, с горбами спереди и сзади, показал свои горбы и спросил:
"Неужели, и это тоже верх совершенства?"
На что удивленный священник сказал:
"Да, более горбатого среди горбунов, наверно, нет. Ты - совершеннейший горбун".
Так и Ваша драма, Александр Сергеевич, наипрекраснейшая в своем роде».

12.Рассеянность Крылова

Будучи старым холостяком И.А.Крылов мало следил за своим туалетом. Когда он приехал во дворец для представления императрице Марии Федоровне, А.Н.Оленин, который должен был представить его Государыне, решил осмотреть одежду Крылова, чтобы убедиться в ее исправности и опрятности. Крылов выразил свое неудовольствие, заявив, что на нем новый мундир. Оленин удивился:
«Да что же это за пуговицы на нем?»
Крылов немного смутился:
«Ох! Они ж еще в бумажках! А мне и невдомек их распустить!»

13.Крылов в гостях

Как-то приехал он в гости к одному своему знакомому. Слуга сказал ему, что барин спит. Крылов прошел в гостиную, улегся там на диван и тоже заснул. Хозяин проснулся, зашел в гостиную и увидел на диване незнакомого спящего человека. Естественно хозяин немного удивился. Еще более его удивил вопрос проснувшегося Крылова:
«Что Вам угодно?»
Но он быстро пришел в себя:
«Позвольте лучше мне задать этот вопрос. Здесь моя квартира».
Крылов удивился:
«Как? Ведь здесь живет N?»
Хозяин возразил:
«Нет! Теперь я живу здесь. N жил до меня. А как Вас величать?»
Крылов ответил. Хозяин очень обрадовался, что у него в доме находится такая знаменитость, и просил у него чести остаться и отобедать с ним. Но Крылов отказался:
«Мне и так теперь совестно смотреть на Вас».

14.Готов еще раз провиниться

Однажды граф Мусин-Пушкин пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:
«Виноваты! Вот вам и наказание!»
И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:
«Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться».



Что нового вы узнали?

Давайте составим кластер, в нашем солнышке поместим фомилию Крылов, а вокруг лучики напротив которых вы напишите те сведения, которые вы узнали сегодня на уроке.

Запишем в тетрадь определение терминов басня, мораль, аллегория.

Вопросы для письменной работы:

  1. Назовите известные вам басни Крылова, в которых действуют:

  1. Персонажи - животные;

  2. Персонажи =- люди;

  3. Персонажи - предметы.

  1. Из каких басен И.А.Крылова взяты эти слова:

  1. «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!»;

  2. «А Васька слушает, да ест»;

  3. «Слона - тоя и не приметел»;

  4. «Сыр выпал - с ним была плутовка такова»;

  5. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»;

  6. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»



Учитель: -Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

-Назовите отличительные признаки басни.

Обратимся к рубрике «Решаем читательские задачи» (ч.1, с.54-55)

Учитель: выразите ваши впечатления от урока. У вас на столе лежит 3 смайлика, поднимите тот, который соответствует вашему настроению: 1. Улыбочка широкая (все понравилось, настроение хорошее); 2. Улыбочка скромная (не все понравилось); 3. Грусть ( не понравилось).

Ознакомиться самостоятельно с материалом под рубрикой «Литературная мастерская» (ч.1, 54-56). Выписать в тетрадь художественные особенности басен Крылова.

Включение в работу, самоопределение





Обучающиеся говорят, что перед ними портрет И.А.Крылова.

Дети говорят, что у него добрые глаза, солидный вид и т.д.

Чтение вслух одного ученика, комментируют данное высказывание.

Обучающиеся делают вывод о том, что басни Крылова помогают человеку бороться с пошлостью в людях, развивают в нем стремление к истине, возбуждает в душах стыд.

Дети говорят, что тему урока: жизнь и творчество И.А.Крылова. После постановки темы, записывают ее в рабочую тетрадь.

Ученики: углубить знания о Жизни и творчестве писателя, научиться видеть мораль в баснях Крылова

Чтение вслух одного ученика (ч.1, с.52-53)

Отвечают, опираясь на прочитанную статью

Выразительное чтение учащимися по очереди























































































ПУУД: структурирование знаний



1.а)Осел, козел, да косолапый Мишка («Квартет»), Мартышка, Волк, Ягненок.

b) Лжец, Демьян, Фока, Сенюша,Федя,псари, ловчий, ларчик.

2.»Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська»

Самостоятельная работа, самоконтроль.

РУУД: составление плана действий, саморегуляция;

ПУУД: пошаговое выполнение задачи4

РУУД: оценка результатов работы

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

КУУД: владение монологической формой речи

Восстановление учебной мотивации

ЛУУД: самоопределение

ЛУУД: мобилизхация внимания, уважение к окружающим;

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

РУУД: саморегуляция

ПУУД: извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

КУУД: инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение диалогической и монологической формой речи.

РУУД: целеполагание





ПУУД: применение методов информационного поиска;

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации







ПУУД: применение методов информационного поиска;

РУУД: коррекция














































© 2010-2022