Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская основная общеобразовательная школа деревни Мизиново Щелковского муниципального района Московской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______С.И. Карпова

«26» августа 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по русскому языку

(учебный предмет)


9

(класс)


базовый

(уровень обучения)





Составитель:

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Домашенко Янина Анатольевна






2014

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса в 2014-2015 учебном году составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО;

  • примерной Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2008.

  • Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - Москва «Просвещение», 2010 г.

Данная программа реализуется в линии учебника: «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 9 классе». Москва, «Просвещение», 2008 г.

В соответствии с учебным планом МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО данная программа рассчитана на преподавание курса русского языка в 9 классе в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;

- построена с учетом принципов системности, доступности, научности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастные особенности обучающихся.

Цели:

  • познакомить с основными сведениями о языке,

  • определениями основных изучаемых в 9 классе явлений,

  • речеведческими понятиями,

  • пунктуационными правилами.

Задачи:

  • Научить производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический; составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии содержанием и стилем создаваемого текста; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка.

  • Научить находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

  • Научить находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

  • Научить определять тип и стиль текста; создавать тексты разных стилей и типов речи; готовить доклад на историко-литературную тему по одному источнику; составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой статьи); писать сочинения публицистического характера, писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы; соблюдать при обращении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Основное содержание программы


МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (5 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖНИЯ (1 ч)

Союзные сложные предложения (6 ч)

Сложносочиненные предложения (3ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (19 ч + 5 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности.

Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;

разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (9 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать:

  • определения основных изученных в 9 классе языковых явлений,

  • речеведческих понятий,

  • пунктуационных правил,

  • обосновывать свои ответы

  • приводить нужные примеры.

уметь:

  • Производить все виды разборов: фонетический, морфемный,

  • словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический.

  • Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии содержанием и стилем создаваемого текста.

  • Определять стиль и тип текста.

  • Соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации.

  • Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии.

  • Находить в словах все изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи.

  • Научить определять тип и стиль текста; создавать тексты разных стилей и типов речи; готовить доклад на историко-литературную тему по одному источнику; составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой статьи); писать сочинения публицистического характера, писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы; соблюдать при обращении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Количество часов

1.

1-5.09


Международное значение русского языка.

1

Повторение изученного в V-VIII классах. (5+3)

2.

1-5.09


Рр Устная и письменная речь. № 1. Монолог, диалог. № 2.

1

3.

8-12.09


Рр Стили языка. № 3.

1

4.

8-12.09


Простое предложение и его грамматическая основа. № 4.

1

5.

15-19.09


Предложение с обособленными членами. № 5.

1

6.

15-19.09


Обращения, вводные слова и вставные конструкции. № 6.

1

7.

22-26.09


Рр Изложение с продолжением (упр. 40).

1

8.

22-26.09


Контрольный диктант

1

9.

29.09-03.10


Работа над ошибками.

1

Сложное предложение. Культура речи. (3+1)

10.

29.09-03.10


Понятие о сложном предложении. № 7.

1

11.

6-10.10


Союзные и бессоюзные сложные предложения. № 8.

1

12.

6-10.10


Рр Работа с репродукцией картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988): подготовка к сочинению и написание сочинения.

1

13.

13-17.10


Работа над ошибками. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. № 9. Интонация сложного предложения. № 10.

1

Сложносочинённые предложения. (8+1)

14.

13-17.10


Понятие о сложносочинённом предложении. № 11. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. № 12.

1

15

20-24.10


Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. № 13.

1

16.

20-24.10


Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. № 14.

1

17.

27-31.10


Сложносочинённые предложения с противительными союзами. № 15.

1

18

27-31.10


Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. № 16.

1

19.

10-14.11


Рр Работа с репродукцией картины В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце»: подготовка к сочинению и написание сочинения.

1

20.

10-14.11


Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. № 17.

1

21.

17-21.11


Контрольный диктант, тест.

1

22.

17-21.11


Работа над ошибками.

1

Сложноподчинённые предложения. (19+4)

23.

24-29.11


Понятие о сложноподчинённом предложении. № 18.

1

24

24.28.11


Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. № 19.

1

25.

1-5.12


Рр Работа с репродукцией картины И. Тихого «Аисты»: подготовка к сочинению и написание сочинения.

1

26.

1-5.12


Работа над сочинением по картине

1

27.

8-12.12


Работа над ошибками.

1

28.

8-12.12


Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. №20.

1

29.

15-19.12


Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. № 21.

1

30.

15-19.12


Рр Подробное изложение (упр. 106)

1

31.

22-29.12


Работа над ошибками.

1

32.

22-29.12


Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

33.

12-16.01


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. № 23.

1

34.

12-16.01


Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. № 24.

Рр Сжатое изложение (упр. 123).

1

35.

19-23.01


Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. № 25

1

36-37.

19-23.01

26.01

30.01


Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. № 26.

2

38-

39.

26-30.01

02-06.02


Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. № 27

2

40-41.

02-06.02

9.02

13.02


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. № 28.

2

42.

9.02

13.02


Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. № 29, № 30.

1

43.

16-20.02


Контрольная работа, тест

Формат ГИА

1

44.

16-20.02


Рр Сочинение-рецензия. Особенности жанра рецензии. Рецензия на прочитанную книгу.

1

45.

23.02-27.02


Работа над ошибками.

1

Бессоюзные сложные предложения. (5+1)

46.

23.02-27.02


Понятие о бессоюзном сложном предложении. № 31. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. № 32.

1

47

02-06.03


Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. № 33.

1

48.

02-06.03


Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. № 34.

1

49.

09-13.03


Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. № 35.

1

50.

09-13.03


Рр Работа с репродукцией картины Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка»: подготовка к сочинению и написание сочинения.

1

51.

16-20.03


Работа над ошибками. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения, № 36. Выполнение тестовых заданий.

1

Сложные предложения с различными видами связи. (5+1)

52.

16-20.03


Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. № 37.

1

53.

01-03.04


Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. № 38.

1

54.

01-03.04


Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. № 39.

1

55.

6-10.04


Контрольный диктант, выполнение тестовых заданий.

1

56.

6-10.04


Работа над ошибками.

1

57.

13-17.04


Рр Подробное изложение (упр. 219): подготовка и написание.

1

Повторение и систематизация изученного в Y-IX классах. (9+2)

58.

13-17.04


Разделы науки о языке. Фонетика и графика. № 41.

Лексикология и фразеология № 42.

1

59.

20-24.04


Морфемика. № 43.

Словообразование. № 44.

1

60.

20-24.04


Морфология. № 45.

1

61.

27-30.04



Синтаксис. Пунктуация. № 46-47

1

62-64.

27-30.04

4-8.05


Итоговая проверочная работа в формате ГИА

3

65-66

11-15.05


РР Сочинение -рассуждение на морально-этическую тему

2

67-68.

18-22.05


Подведение итогов года

2






Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2011 г.

  2. Войлова К.А. Русский язык Культура речи Москва «Дрофа» 2006

  3. Дейкина А.Д. Русский язык Раздаточные материалы 9 класс Москва «Дрофа» 2006

  4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложения Москва «Дрофа» 2006

  5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 9 класс Москва «Сфера» 2002

  6. Пахнова Т.М. Русский язык Комплексная работа с текстом Рабочая тетрадь 9 класс Москва «Экзамен» 2004

  7. Сенина Н.А. Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ - 2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015. Ростов-на-Дону: Легион,2014

Для учителя:

  1. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2011 г.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе Москва «Просвещение» 2006

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 9 класс Москва «Вако» 2004

  4. Кудинова О.А., Юнусова Б.С. Русский язык: контрольные работы 8-9 классы Москва «Эксмо» 2007

  5. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста Москва «Мнемозина» 2003

  6. Николина Н.А. Обучение русскому языку в 9 классе Москва «Просвещение» 2005

  7. Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме Москва «Интеллект - Центр» 2009

  8. Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация (по новой форме) 9 класс Тематические тренировочные задания Москва «Эксмо» 2014


Согласовано

Протокол заседания ШМО

учителей гуманитарного цикла

от 25.08.2014 г. № 1

_______________________

( председатель ШМО Иванова Л.П.)
























Лист коррекции и внесения изменений

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________/С.И. Карпова/

«___»________20___ г.

Тема курса

Планируемое кол-во уроков

Фактическое кол-во уроков

Причины

Повторение изученного в 5-8 классах

5+2

5+3

Добавлен 1 час на РР

Сложное предложение. Культура речи. Сложносочинённые предложения

10+2

11+2

Количество часов увеличено в связи с важностью данной темы как основной темы курса 9 класса

Сложноподчинённые предложения

19+5

19+4

В связи с тем, что было дано на 1ч РР больше в теме «Повторение изученного в 5-8 классах». Кол-во часов скорректировано.

Бессоюзные сложные предложения

6+2

5+1

В связи с государственными праздниками количество часов сокращено

Сложные предложения с различными видами связи

5+2

5+1

В связи с государственными праздниками количество часов сокращено












© 2010-2022