Сценарий внеклассного мероприятия по литературе Поэт в России - больше, чем поэт К 115-летию со дня рождения М. Исаковского (7-8 класс)

Данное мероприятие посвящено жизни и творчеству русского советского поэта М.В.Исаковского. В работе использованы видеофрагменты из документальных фильмов о поэте: "Встреча с Михаилом Исаковским" (студия ЦСДФ,1980), "Гениальный примитив. Загадка Исаковского" (ООО "Телекомпания"Мира-Продакшн"ВГТРК,2008). Данный материал можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах, на уроках музыкального искусства, спецкурсе «Уроки гражданственности», во внеклассной работе по предм...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семёнова Маргарита Александровна,

учитель русского языка и литературы Донецкого лицея № 37

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

[email protected]

Внеклассное мероприятие по литературе в 7 - 8 классах (сценарий) в рамках Года литературы в Донецкой Народной Республике.

Творческий вечер поэта-песенника М.В. Исаковского

Тема «Поэт в России - больше, чем поэт…»

Цели мероприятия:

  1. образовательная: познакомить школьников с жизнью и творчеством М.В.Исаковского, с его задушевной лирикой, истинно народными и любимыми многими поколениями песнями;

  2. развивающая: формировать умения и развивать навыки выразительного чтения, артистизма во время исполнения стихотворений;

  3. воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к Родине, родной земле, истории народа, культуре, литературе; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Задачи:

  1. расширять кругозор обучающихся;

  2. воздействовать на развитие познавательной активности на уроках гуманитарного цикла.

Оборудование: портрет поэта, иллюстрации к его поэтическим произведениям, эпиграф на доске, проектор, экран, ноутбук, документальный фильм о жизни и творчестве поэта (фрагменты), слайды презентации, музыкальное сопровождение (аккордеон).

Межпредметные связи: литература, музыка, хореография

Аннотация. Данное мероприятие посвящено жизни и творчеству русского советского поэта М.В.Исаковского. Звучат стихотворения разного периода творчества поэта, авторское исполнение (аудиозапись), видеофрагменты документального фильма о поэте. Материал можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах, на уроках музыкального искусства, спецкурсе «Уроки гражданственности», во внеклассной работе по предмету.

Ключевые слова: народный поэт-песенник М.В.Исаковский; «поэт в России…», «Я вырос в захолустной стороне…», смоленский соловей России, «Катюша».

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Е.Евтушенко

С той поры, как воздали тебе
Мы последние скорбные почести,

Я остался на этой земле
В безысходном своем одиночестве.
И все горше мне день ото дня -
Неприютно, тревожно, неслаженно...
Только клен и встречает меня,
Клен, твоими руками посаженный.
Только он, что стоит у ворот
И в лучах предзакатных купается.
Только клен. Только клен. Но и тот,
Между прочим, уже осыпается...

Слово учителя: Добрый день дорогие ребята и гости! Сегодня у нас праздник поэзии и музыки. Мы приглашаем вас на творческий вечер Михаила Васильевича Исаковского - русского советского поэта XX века, Лауреата Государственных премий 1943 и 1949 годов, Героя Социалистического труда, кавалера 4-х орденов Ленина. Посмотрите на портрет этого человека. Широкоплечий, с крупными чертами лица. Грустные, слегка прищуренные, близорукие глаза, задумчивый взгляд, милая, застенчивая улыбка на устах. А на этой фотографии поэт общается с первым советским космонавтом Ю.А.Гагариным.(Слайд_1)

В 2015 году исполнилось бы 115 лет со дня рождения этого великого человека.(Слайд_3) Поэт XX века Евгений Евтушенко сказал:

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет. (Слайд_2)

Действительно так. Талант поэта безграничен. И в этом мы сегодня с вами убедимся, узнав о жизни и творчестве этого любимого многими поэта.

Ведущий 1. 1-я страница нашего вечера «Я вырос в захолустной стороне…»(Слайд_4)

Звучит стихотворение «Я вырос в захолустной стороне…» в исполнении ученицы 8 - М класса Страшко Софии. (Слайд_5)

Я вырос в захолустной стороне,

Где мужики невесело шутили,

Что ехало к ним счастье на коне,

Да богачи его перехватили.

Я вырос там, где мой отец и дед

Бродили робко у чужих поместий,

Где в каждой хате - может, тыщу лет

Нужда сидела на почетном месте.

Я вырос там, среди скупых полей,

Где все пути терялися в тумане,

Где матери, баюкая детей,

О горькой доле пели им заране.

Клочок земли, соха да борона -

Такой была родная сторона.

И под высоким небом наших дней

Я очень часто думаю о ней.

Я думаю о прожитых годах,

О юности глухой и непогожей,

И все, что нынче держим мы в руках,

Мне с каждым днем становится дороже.

(Видео № 1. Фрагмент документального фильма) (Слайд_6)

Ведущий 1. Родился Михаил Васильевич на Смоленщине в крестьянской семье. Фамилия его отца была Исаков. Старший брат Михаила, имевший отношение к правлению, удлинил фамилию для большей солидности.

Давно это, помнится, было со мною,

В Смоленской глухой стороне,

В поля, за деревню, однажды весною

Пришло моё детство во мне. (Слайд_7)

(Видео № 2. Фрагмент документального фильма.) (Слайд_8)

Ведущий 1. Долго учиться в школе будущему поэту не довелось. Семье необходим был помощник.

(Видео №3. Фрагмент документального фильма. Воспоминание о детских годах поэта) (Слайд_10)

Говорят, что поэты похожи на свои стихи. (Слайд_9) Исаковский тоже похож на свои стихотворения, искренние, чуть-чуть застенчивые. Его поэзия - это своеобразная художественная летопись тех грандиозных преобразований, которые изменили всю жизнь народа

Ведущий 2. 2-я страница вечера «По ступеням времени» (Слайд_11)

Благодаря отцу будущий поэт приобщился к грамоте, научился читать и писать и «сделался» чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему крестьяне с просьбой написать для них письма своим близким и родным. Это были первые литературные произведения Михаила Исаковского. (Слайд_12)

Уже в школе у Михаила Васильевича обнаружилась литературная одарённость. Летом 1912 года он стал писать стихи, некоторые из которых были напечатаны через два года в московской газете «Новь». Из-за бедности и серьёзной болезни глаз мальчику пришлось оставить гимназию, так и не окончив её. Но самообразованием Михаил Исаковский занимался всю жизнь.

Литературная работа продолжалась в журналистике. Он писал фельетоны, корректировал тексты, верстал материал. И параллельно с этим писал стихи.

(Видео №4. Фрагмент документального фильма. Авторское исполнение стихотворения «В дни осени») (Слайд_13)

Пейзажная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэта. Любовь к родной земле, к милой с детства Смоленщине вылилась в поэтические строки. Звучит стихотворение «Весна» в исполнении ученицы 7 - А класса Кязимовой Дарины) (Слайд_14)

Растаял снег, луга зазеленели,

Телеги вновь грохочут по мосту,

И воробьи от солнца опьянели,

И яблони качаются в цвету.

По всем дворам - где надо и не надо -

С утра идет веселый перестук,

И на лужайке принимает стадо

Еще зимою нанятый пастух.

Весна, весна кругом живет и дышит,

Весна, весна шумит со всех сторон!..

Взлетел петух на самый гребень крыши,

Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки,

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

Ведущий 2. Задушевные лирические миниатюры возвращают в мир детства. Звучит стихотворение «Колыбельная» в исполнении ученицы

7 - А класса Михайлюк Валентины (Слайд_15)

Месяц над нашею крышею светит,

Вечер стоит у двора.

Маленьким птичкам и маленьким детям

Спать наступила пора.

Завтра проснешься - и ясное солнце

Снова взойдет над тобой...

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

Спи, мой звоночек родной.

Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,-

Баюшки-баю-баю.

Пусть никакая печаль не тревожит

Детскую душу твою.

Ты не увидишь ни горя, ни муки,

Доли не встретишь лихой...

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек.

Спи, мой звоночек родной.

Спи, мой малыш, вырастай на просторе,-

Быстро промчатся года.

Смелым орленком на ясные зори

Ты улетишь из гнезда.

Даст тебе силу, дорогу укажет

Родина мудрой рукой...

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

Спи, мой звоночек родной.

Ведущий 1. 3-я страница «Смоленский соловей России»(Слайд_16)

Всё дальше от нас в прошлое уходит Великая Отечественная война. Тем в большей степени понимается значение песен и стихотворений тех лет. Эти произведения, передавая чувство ненависти к врагу, в то же время воспевали любовь к Родине. Звучит стихотворение «1943-й год» в исполнении учеников 8 - Г класса. (Слайд_17)

В землянках, в сумраке ночном,

На память нам придет -

Как мы в дому своем родном

Встречали Новый год;

Как собирались заодно

У мирного стола,

Как много было нам дано

И света и тепла;

Как за столом, в кругу друзей,

Мы пили в добрый час

За счастье родины своей

И каждого из нас.

И кто подумал бы тогда,

Кто б вызнал наперед,

Что неминучая беда

Так скоро нас найдет?

Незваный гость вломился в дверь,

Разрушил кров родной.

И вот, друзья, мы здесь теперь -

Наедине с войной.

Кругом снега. Метель метет.

Пустынно и темно...

В жестокой схватке этот год

Нам встретить суждено.

Ведущий 1. Одним из таких поэтов был Михаил Исаковский. По иронии судьбы даже день его смерти навечно оказался связан с датой начала войны. Звучит стихотворение «Летят перелетные птицы» в исполнении учеников 7 - А класса.

Летят перелетные птицы

В осенней дали голубой,

Летят они в жаркие страны,

А я остаюся с тобой.

А я остаюся с тобою,

Родная навеки страна!

Не нужен мне берег турецкий,

И Африка мне не нужна.

Немало я стран перевидел,

Шагая с винтовкой в руке.

И не было горше печали,

Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю.

И не было большего долга,

Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова,

Я снова все это пройду.

Желанья свои и надежды

Связал я навеки с тобой -

С твоею суровой и ясной,

С твоею завидной судьбой.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать,

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

Ведущий 2. Не имея возможности по здоровью принять участие в войне с оружием в руках, он всю страсть своей души, всю свою ненависть к врагу, посягнувшему на родную землю, вложил в свои стихи, подчинив их единой цели - победе над врагом. Он нашёл те именно слова, которые укрепили нравственные силы фронтовиков. Стихи приравнивались к оружию и вдохновляли солдат на подвиги.

(Видео №5. Звучит песня «В прифронтовом лесу») (Слайд_18)

Ведущий 2. В годы войны за ним окончательно закрепилась слава поэта-песенника. Его песни «Огонёк». «Катюша», «В лесу прифронтовом» и многие другие воспринимались, как глубоко народные, без которых невозможно прожить ни одного дня.

Особое место среди них занимает «Катюша». (Слайд_19) Первые две строчки песни были написаны в самом начале 1938 года. Но дальше работа застопорилась. Поэт не знал, что же делать со своею «Катюшею» и отложил стихи. Вспомнил о них лишь тогда, когда за помощью к нему обратился Матвей Блантер, молодой композитор, искавший хорошие стихи для своей песни. Так и появилась на свет песня, любимая многими, «Катюша».

(Видео №6.Фильм о песне «Катюша») (Слайд_20)

Ведущий 2. Годы войны Исаковский провел в эвакуации. В небольшом городке Чистополе он пишет свои знаменитые песни.

(Видео №7. Танец вальс в исполнении учеников 7 - А класса) (Слайд_18)

Ведущий 1. 4-я страница, завершающая наш литературный вечер «Послевоенные годы»(Слайд_21)

Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях: «Ой, цветёт калина…», «Снова замерло всё до рассвета», «Каким ты был…»

Звучит стихотворение «Услышь меня, хорошая…» в исполнении ученика

8 - М класса Коваленко Алексея

Услышь меня, хорошая,

Услышь меня, красивая -

Заря моя вечерняя,

Любовь неугасимая!

Иду я вдоль по улице,

А месяц в небе светится,

А месяц в небе светится,

Чтоб нам с тобою встретиться.

Еще косою острою

В лугах трава не скошена,

Еще не вся черемуха

В твое окошко брошена;

Еще не скоро молодость

Да с нами распрощается.

Люби ж, покуда любится,

Встречай, пока встречается.

Встречай меня, хорошая,

Встречай меня, красивая -

Заря моя вечерняя,

Любовь неугасимая!

Ведущий 1. Звучат песни (попурри) на стихотворения М. Исаковского в исполнении вокального коллектива 7 - А класса, музыкальное сопровождение - учитель музыки

В статье «О секрете поэзии» Михаил Исаковский писал: «Быть в поэзии по-настоящему оригинальным и самобытным, не похожим на других, - это прежде всего значит оставаться самим собой… Это значит проявлять в поэзии те духовные силы, которые в тебе заложены».

Исаковский был предельно искренен в своих стихах. Он бесконечно верил в то, о чем писал. И не смог бы писать иначе. Он писал - как жил. И жил - как писал: широко, открыто, талантливо.

Слово учителя. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую, мудрую - как жизнь, красивую - как песня, и любовь народа к своему поэту не пройдёт никогда.

Ведь «поэт в России - больше, чем поэт…» (Слайд_22)

Всем участникам и гостям спасибо за вечер прекрасной поэзии музыки, за память к творчеству великого мастера слова М.Исаковского.

© 2010-2022