Урок русской литературы в 7 классе «А. С. Пушкин «Полтава»

На уроке литературы в 7 классе изучается поэма А. С. Пушкина «Полтава» в свете проблематики раздела «Человек и история в мире литературы», систематизируются знания об эпохе Петра I и о произведениях Пушкина, показываются особенности сюжета «Полтавы», основной конфликт поэмы, сравниваются образы Петра I и Карла XII.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: А. С. Пушкин «Полтава»

Цель: рассмотреть поэму «Полтава» в свете проблематики раздела «Человек и история в мире литературы».

Задачи:

1. Систематизировать знания об эпохе ПетраI и о произведениях Пушкина;

2. изучение поэмы «Полтава», показать особенности сюжета «Полтавы» и в чем состоит основной конфликт поэмы;

3. нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: учебник, хрестоматия, портрет, иллюстрации.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Методы: словесный, наглядный.

Межпредметная связь: искусство, история.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка Д/З

- № 7, с.10

III. Сообщение темы урока, знакомство с целью урока.

IV. Работа по теме урока.

а) Назовите известные вам произведения Пушкина А. С. и распределите их по жанрам:

стихотворения, сказки, поэмы, повести.

б) Систематизация знаний о Петре 1, его преобразованиях, людях, живших в то время.

в) Работа с § 1, с. 10-13

Составление исторической справки

- Поэма «Полтава» 1828-1829 гг.

- События, происходившие на Украине в 1708-1709 гг.

- Персонажи поэмы:

  • Кочубей Василий Леонтьевич (1640-1708)

  • Мазепа Иван Степанович 1644-1709

  • Петр I (1672-1725), русский царь (с1682 г.), российский император с 1721 г., в 1703 г. заложил г. Петербург, ставший столицей в 1712 г., Россия провозглашена Империей в1721 г., необходимость выхода в Балтийское море, для этого вернуть русские земли, захваченные Швецией в нач. 17 в., Северная война 1700-1721 гг., Полтавское сражение 1709 г.

  • Карл XII (1682-1718) король Швеции с 1697 г.

V. Закрепление.

  • Особенности сюжета в «Полтаве» (соединение любовной интриги и исторических событий)

  • Первоначальный замысел Пушкина (любовный сюжет в раме исторического)

  • Изменения в сюжете (3 сюжетные линии: любовная, семейная, историческая -развиваются, то перемежаясь, сменяют друг друга, то тесно сливаясь, и в целом образуют неразрывное единство)

  • Поиски автором человеческого фактора в исторических событиях (личные чувства и интересы)

  • Кольцевое построение поэмы (хутор, Мария, бегство)

  • Портретное описание персонажей

Мария - исключительная красота, поэт любуется ее, но его отношение усложняется, поэт сочувствует, осуждает.

Мазепа - злодейская натура, эпитеты - черный, мрачный - чернота его помыслов.

Петр I - освещен извне, сам сияет. Короткие фразы, пружинистый стих - передают динамичность, энергию, мощный дух.

  • Задание. Сравните Петра I и Карла XII


Петр I

Карл XII

  • изображен мчащимся на верном коне

  • «могущ и радостен, как бой»,

  • весь в движении, весь в предвкушении победы,

  • несомым в качалке,

  • расслаблен, «бледен, недвижим.

  • Страдая раной...», «слабым манием руки / На русских двинул он полки».

Исход боя предрешен уже в пластической разработке этих образов.

Анализ Полтавского боя - 27 июля 1709 г. в 3.00 ч. утра началась битва

  • Выразительное чтение отрывка

  • Какая картина произвела наиболее сильное впечатление?

VI. Подведение итогов.

- Какие исторические события, волновавшие Пушкина А. С., отражены в поэме?

VII. Домашнее задание.

§ 1, с. 10-13,

Вопросы с. 44



© 2010-2022