- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского Тёплый хлеб
Урок по теме Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского Тёплый хлеб
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Галдина Н.В. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по литературе (ФГОС) 5 класс.
Учитель русского языка и литературы МОУ ООШ № 34 высшей
квалификационной категории Галдина Наталья Владимировна
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 5
Автор УМК: под редакцией В.Я. Коровиной
Тема урока: Добро и зло в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб».
Тип урока: комбинированный
Основная дидактическая задача:
освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста как основой умения учиться понимать текст; формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, формировать культуру общения в работе группами.
7. Планируемые результаты:
- личностные: осознание нравственных ценностей как необходимого условия жизни человека;
- метапредметные: умение организовать свою деятельность на уроке, определять цели и задачи, умение самостоятельно вести поиск, анализ, выбор необходимой информации, высказывать свои суждения, подтверждая фактами, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
- предметные: выразительно читать текст, анализировать эпизоды
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: Арм учителя
Средства активизации познавательной деятельности: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для групп, презентация, дополнительные образовательные ресурсы (Толковый словарь)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | регламент | |
1. Организационный | Приветствие, проверка готовности к уроку Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. На партах у вас находится всё самое необходимое: учебники, рабочие тетради, ручки, оценочные листы, сигнальные карточки, листы с заданиями, зелёные листики. Оценочный лист мы будем заполнять в течение урока. На уроке вы за свои ответы будете зарабатывать жетоны. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке
| Проверяют готовность к уроку | Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения; формирование ответственного отношения к учению. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели урока. | 1-2 минуты | |
2. Мотивация к учебному действию Постановка цели урока | Чтобы обозначить тему урока, обратимся к восточной притче. Прочитаем её и ответим на вопрос: о каких двух волках рассказывается в произведении? Читает притчу. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Задаёт вопросы, загадывает загадку, выслушивает ответы, подводит к формулировке темы урока, обобщает высказывания учащихся. Предположите, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Правильно, именно о категориях добра и зла пойдёт речь на уроке. Но у нас не классный час, а урок литературы. Поэтому мы будем рассматривать эти понятия на примере художественного произведения, название которого скрыто в загадке. Отгадайте её и назовите произведение и его автора. Есть такие слова: "Он всему голова" Хрустящей корочкой одет Мягкий черный …Тёплый хлеб…. .Сформулируйте тему урока. Запишем её в тетрадь. Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Для чего мы будем говорить о добре и зле, описанных в сказке Паустовского? Говорят, что учатся на своих ошибках, а мы попробуем научиться на чужих, на ошибках, которых совершил главный герой сказки. В этом и будет заключаться цель урока. Чтобы не совершать плохих поступков, не быть злым, творить добро. | Слушают притчу, отвечают на вопросы, заслушивают ответы друг друга, анализируют полученные результаты. Формулируют название темы урока, записывают её в тетради | Личностные: Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, вдумываться в смысл художественного произведения Познавательные: Формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач. Коммуникативные: Формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности; умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи. | 5 мин | |
3 Этап Актуализация опорных знаний по теме | Задаёт вопросы с целью выявления знаний по поставленной теме урока Прежде чем приступить к сказке, давайте поразмышляем над главными понятиями урока. Как вы понимаете, что такое зло? Приведите примеры злых поступков из жизни. А почему появляется зло, почему люди его совершают? А что написано в Толковом словаре, какое определение слову даётся? Давайте сравним с нашими выводами. Обратимся ещё раз к притче. С каким волком борется злой волк? А что такое добро? Давайте порассуждаем об этом, а потом сравним наше определение с определением, данным в Толковом словаре. В каких поступках проявляется добро? Сравним с определением Толкового словаря А как понимаете последние слова притчи? (Побеждает тот волк, которого ты кормишь?) А как вы думаете, какой поступок совершить легче и почему? Для этого представим себе десятиэтажный дом. В нём нет лифта. Как вы думаете, что легче: подняться на 10 этаж или спуститься с 10 на первый?
| Аргументированно отвечают на поставленные вопросы, вступают в диалог, показывают свои знания по теме урока
| Личностные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего морально-нравственным законам общества, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности Коммуникативные: Формирование умений самостоятельно отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи Познавательные: формирование умения работать со словарём, соотносить художественное произведение с реальной жизнью Регулятивные: Формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели | 4 мин | |
4 этап Осмысление художественного произведения Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков при восприятии и усвоении учебного материала.
| Чтобы рассуждать о добре и зле в сказке, мы должны вспомнить героя, в котором борются два волка. Назовите этого героя. Какие поступки совершает Филька в произведении, добрые они или злые, почему герой так поступает - на эти вопросы мы будем отвечать на уроке Но сначала давайте вспомним, каким был мальчик. Расскажите о герое по плану, остальные внимательно слушают и готовятся оценивать ответ Выслушивает сообщения обучающегося, построенное по плану, дополнения учащихся класса, помогает при оценивании ответа. Задаёт вопросы:
| Отвечают на вопросы, выступают с сообщением, дополняют ответ, проводят оценивание Имя героя. Главный герой или второстепенный. Где живет и с кем. Какие черты характера героя показывает автор. Оценивание по плану 1. Правильность ответа 2.Строился по плану 3.Был подготовлен 4.Можно ли дополнить ответ 5.Оценка
| Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Регулятивные: Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем осуществлять контроль по результату действия; умения самостоятельно оценивать правильность выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям; Познавательные: Формирование умения изучающего чтения; умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием дополнительных образовательных ресурсов, для выполнений учебных заданий; умения структурировать тексты; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа. Коммуникативные: Формирование умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. | 4 мин | |
5. этап. Выразительное чтение эпизодов с последующим анализом | Организует работу по выразительному чтению и анализу эпизода Какой поступок совершает Филька в начале произведения: добрый или злой? Для этого прочитаем по ролям «Как Филька обидел коня» Какой поступок совершает Филька в начале произведения: добрый или злой? А в чём выразилось зло мальчика? Закричал, ударил, оскорбил словами, бросил хлеб на землю. А почему мальчик так поступил, как вы думаете? А вот в этот момент он понимает, что сотворил? Он не понимает. И не понимает последствия своего поступка. Как наказан герой? Найдите и прочитайте эпизод. Остальные слушают чтение и готовят оценивание Как наказан герой? | Выразительное чтение эпизода по ролям, отвечают на вопросы, оценивают чтение | Личностные: Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. Познавательные: Формирование умения осуществлять выбор способов решения задач; Коммуникативные: Формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи, умения выразительно читать текст | 5 мин | |
6.Динамическая пауза | Проводит динамическую паузу Давайте представим себя на месте Фильки. Что он чувствует? (замёрз, пытается согреться, приседает от ужаса, деревья качаются)
| Представить себя на месте Фильки, изобразить его действия во время того, как он добирался до дома Показывает 1 ученик, остальные повторяют | Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах сверстников. Коммуникативные: Формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности | 2 мин | |
7. Осмысление художественного текста. (Продолжение) Работа в группах с текстом.
| Задаёт вопрос: Можно ли исправить зло? Что для этого нужно сделать? Выдаёт задания для групповой работы (Соотнести понятия) Составить лестницу добра Фильки и доказать, что мальчик исправил своё зло. Проводит обсуждение и анализ действия | Отвечают на вопрос, работают в группах, представляют полученный результат Оценивают работу друг друга Филька, услышав рассказ бабки, расплакался, пошёл к мельнику, чтобы попросить совета, придумал, как запустить мельницу и спасти людей от голодной смерти, попросил прощения у коня. Группы представляют свою лестницу, показывают её, Представитель 2 группы рассказывает. Остальные слушают и оценивают ответ.
| Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах сверстников; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности. Регулятивные: Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели; умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце; Познавательные: умения структурировать тексты; умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач; умения осуществлять выбор способов решения задач; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа. Коммуникативные: Формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности; умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества; умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений); умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи.
| 7мин | |
8. Выразительное чтение эпизодов с последующим анализом | Приходилось ли вам когда-нибудь просить прощения? Легко ли это? Выслушивает ответы детей Организует чтение эпизода «Филька просит прощения у коня» Прочитаем эпизод примирения с конём и ответим на вопрос. 3 группа читает, остальные слушают и готовятся оценить ответ. Легко ли было Фильке просить прощения? А почему конь не сразу простил мальчика? А почему теперь плачет герой? Какой волк победил в душе Фильки? Какие добрые дела научился совершать Филька?
| Выразительное чтение эпизода по ролям, отвечают на вопросы, оценивают чтение | Личностные: Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. Познавательные: Формирование умения осуществлять выбор способов решения задач; Коммуникативные: Формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи, умения выразительно читать текст | 7 мин | |
9. Рефлексия | Чему научились ВЫ на уроке? Запишите это на листочках и разместите на нашем дереве доброты. | Отвечают на вопросы, заполняют листочки добра | Личностные: Формирование целостного мировоззрения, Регулятивные: Формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели
| 3 мин | |
10 Домашнее задание и выставление отметок
| Выдаёт и комментирует домашнее задание, помогает заполнить оценочный лист Запишите домашнее задание (по выбору) 1 Филька, я хочу у тебя спросить….2. О чём меня заставила задуматься сказка ПаустовскогоУходя, прослушайте песню Окуджавы, прислушайтесь к совету
| Записывают домашнее задание, заполняют оценочные листы | Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Регулятивные. Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. Познавательные: Формирование умения осуществлять выбор способов решения задач. | 3 мин |