Конспект по литературе на тему Чудесное в рассказе Куприна (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов»

(МОУ СОШ № 35)

Конспект урока



«Литература, 6 класс»





Тема: «Чудесное» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор »»



Автор конспекта:

Клинцова Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»



Сыктывкар, 2014



Конспект урока

Предмет - литература. 6 класс.

УМК:

  1. Программа по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой

  2. Т.Ф. Курдюмова: Литература. 6 класс. В 2-х частях. Часть 2. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающая:

  • расширение представления о "чудесном" через анализ художественного произведения;

  • учить размышлять, систематизировать изучаемый материал, делать выводы, обобщать, работать в команде;

  • закрепить навыки приемов исследовательской работы на уроке; продолжить работу по совершенствованию анализа художественного произведения.

Воспитательная:

  • воспитывать морально-этические нормы поведения учащихся на примере художественного произведения.

Развивающая:

  • развивать устную и письменную речь, научить мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание

Оборудование: рабочие листы для обучающихся, учебник-хрестоматия «Литература 6 класс»,часть 2, автор: Курдюмова Т.Ф.

Дидактические материалы:

  • таблица (незаполненная)

Предметные компетенции, формируемые на уроке:

  • понимание ключевой проблемы произведения;

  • умение анализировать литературное произведение.

Метапредметные компетенции:

- умение понимать проблему, систематизировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

- умение анализировать;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Индукция.

  3. Самоконструкция.

  4. Социоконструкция.

  5. Социализация.

  6. Разрыв.

  7. Рефлексия.



Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Цели:

- Создать психологический настрой на работу;





- Организовать обучение.



  1. Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в проблему.

Цели:

-мотивировать творческую деятельность каждого учащегося;

-создать эмоциональную сферу занятия через обращение к ассоциативному и образному мышлению.










  1. Самоконструкция.

Цели:

-систематизировать и структурировать имеющиеся сведения о «чудесном»







4.Социоконструкция

Цели:

-самостоятельно осмыслить содержание и проникнуть в мотивы поступков героев путём выделения ключевых слов (деталей), с точки зрения учеников, наиболее ярких и производящих впечатление.





5.Социализация.

Цели:

-обогатить участников «Мастерской» новыми знаниями;

-формировать умение находить в тексте главное.





























  1. Разрыв.

Цели:

-проанализировать всё вышесказанное.






  1. Рефлексия.

Цели:

-соотнести первичные представления о «чудесном» с теми, которые получили в результате анализа текста.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок - это и есть наше с вами совместное творчество.

Вспомним заповеди, по которым работает мастерская.




Открыли тетради, оформили работу: дата, классная работа. Оставили строку для темы урока.




1.Вступительное слово.

Сегодня мы познакомимся с миром замечательного писателя А. И. Куприна. Прежде чем приступить к работе, прослушайте песню «Алые паруса» (ребята, надо верить в чудеса) и определите, какие чувства и ассоциации вызвали они у вас.

2.«Разминка».

Прослушивание песни.

-О чём эта песня?

-Какие ассоциации у вас возникают со словом «чудеса»?


-Продолжите предложение: Чудеса-это…(индивидуальная работа)


3.Исходя из вышесказанного, определите тему нашего занятия.


Мы определили, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

А что мы знаем о чудесном?

Предлагаю заполнить таблицу. Организую работу в парах.

Все версии фиксирую в таблице, которая представлена на доске.





Продолжим работу с данным понятием, опираясь на текст рассказа «Чудесный доктор»

Организую работу с текстом в группах. Предлагаю задания:

1 гр. Опишите душевное состояние членов семьи Мерцаловых до встречи с доктором.

2 гр. Как отреагировал доктор на рассказ Мерцалова?

3 гр. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых после встречи с Пироговым?

4 гр. Как вы понимаете смысл слов, произнесённых доктором на прощание - "…главное никогда не падайте духом"?

5 гр. Как повлиял поступок доктора Пирогова на выбор жизненных принципов Григория Емельяновича Мерцалова? Почему?


Слушаю ответы.



























- Почему имя главного героя мы узнаём только в конце произведения? Как вы думаете, с какой целью автор не вынес его в заглавие?


После работы с текстом каждому ученику открывается новое видение слова «чудесное».

Вернёмся к таблице из «Самоконструкции».

-Что нового вы узнали о «чудесном» после работы с текстом рассказа?



Предлагаю в завершении урока ответить на вопрос:

Как изменилось моё представление о "чудесном" после прочтения рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"?"

Домашнее задание.

Подготовить развёрнутый ответ:1) Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: "…главное - не падайте никогда духом"?

2) В какие чудеса следует верить людям? (на выбор учащегося)

Настраиваются на серьёзную работу.



  • Все способны писать.

  • Слушай своего товарища.

  • Не торопись спрашивать.

  • Корректируй себя сам.

  • Мастерская творческая, и каждый из нас почувствует себя творцом.

Оформляют работу в тетрадях.





Слушают аудиозапись.



Выстраивают ассоциативный ряд к слову чудесный. Варианты ответов учащихся: волшебство, магия, диво, неожиданность, превращения…

Продолжают предложение.

Чудеса - это нечто исключительное.

Чудеса - это удивительные и непонятные явления..

Предлагают варианты темы урока.

Предметом обсуждения на этом уроке станет «чудесное»

Заполняют таблицу.

Определение

словосочетание

синонимы

Однокоренные слова

Представляют результаты своей работы.

определение

словосочетание

синонимы

Однокоренные слова

Необычный, невероятный…

Неожиданное превращение..

Удивительный, поразительный..

Чудо, чудесник, чудить..

Учащиеся знакомы с текстом, это было домашнее задание.

Выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают их выбор.

Оформляют ответ в письменной форме.

Готовятся представить ответ в устной форме.





Один из представителей группы отвечает возле доски, остальные на местах зачитывают отрывки из произведения, подтверждающие правильность высказываемых предположений.

Примерные ответы:

1 группа. В семье Мерцаловых сложилась трагическая, безвыходная ситуация. Ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия - готовности помочь. Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации , он уходит из дома.

Ключевые слова: отчаяние, усталость, измождённость, безысходность.

2 группа. Слушая сбивчивый рассказ Мерцалова о его несчастьях, старик «всё пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущённой души» . Вдруг старик мгновенно преображается - в этом тоже чудо: «он быстрым, совсем юношеским движением вскочил со своего места и схватил Мерцалова за руку».

3 группа. Ласковый, убедительный голос старика заставляет упавших духом Мерцаловых действовать. Под руководством «чудесного доктора» всё меняется, семья возвращается к жизни.

4 группа. Никогда не надо отчаиваться, на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать настоящим чудом. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное - никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся.

5 группа. Рассказ имеет счастливый конец, обстоятельства складываются так, что все плохое проходит, и жизнь семьи налаживается. Случается чудо, помощь приходит случайно.Григорий Мерцалов занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности.

Возможный ответ:

Потому что чудо, которое совершил доктор, оказав помощь нуждающимся, может совершить любой человек.



Вариант ответа:

Мы узнали, что "чудесное" это не обязательно что-то сверхъестественное: это и неравнодушие к чужому горю, и отзывчивость, и бескорыстность - то есть самые обыкновенные вещи, но они способны творить чудеса.

Сегодня на уроке я понял, что…чудо происходит благодаря людям..



© 2010-2022