Конспект урока по русскому языку на тему Междометия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Междометие»

1. ФИО (полностью) Гупалова Наталья Викторовна
2. Место работы МКОУ «Затонская ООШ»

3. Должность Учитель русского языка и литературы
4. Предмет Русский язык
5. Класс 7
6. Тема урока «Понятие о междометии "
7. Базовый учебник «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
«Русский язык. Практика», 7 класс, под редакцией Пименовой С.Н.

Цель урока: создать условия для знакомства с междометиями как особой частью речи.
Задачи:
- обучающие: организовать деятельность учащихся по изучению междометий, их групп, правил правописания и постановки знаков препинания при междометиях, а также выявлению их отличий от звукоподражательных слов;
-развивающие: в процессе работы по изучению новой темы через различные формы организации учебно-познавательной деятельности способствовать развитию мышления обучающихся, речи, внимания, памяти; формированию умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты;
-воспитательные: способствовать развитию навыков сотрудничества в ходе группового и коллективного поиска.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и самостоятельная работа; частично-поисковая деятельность, постановка и решение проблемных задач.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор (или интерактивная доска).


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Учитель предлагает, исходя из темы урока, сформулировать цели и спланировать совместную деятельность. Ученики предлагают различные варианты постановки цели и в плане указывают на знакомство с темой и закрепление на практике.

2. Актуализация ранее изученного материла.
- Какие три признака нам могут помочь при изучении новой группы слов? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция).

3. Введение новых знаний.
- В ходе выполнения нескольких заданий, мы попробуем ответить на несколько вопросов: 1. Что такое междометие? 2. Какие группы междометий можно выделить? 3. Особенности правописания междометий.
Для выполнения заданий разделимся на три группы (каждая группа имеет хотя бы 1 компьютер для дальнейшего выполнения заданий).
Задание для первой группы:
Прочитайте предложения и объясните, какие чувства выражены в них.
• Ах! Как красиво!
• Ох! Как плохо! Ай! Не надо! (Боязливо, испуганно!)
• Эх! Пойду потанцую!
• Фу! Как грязно!
• Увы! Все пропало!
• Ой-ой-ой! Больно!
В ходе презентации работы группы артистично прочитайте предложения с междометиями. Ответить на вопросы:
• Какие слова помогают выразить чувства?
• Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они?
• Можно ли к этим словам задать вопрос?
• Сделайте на основании этого вывод: будут ли эти слова являться какими-либо членами предложения?
Задание для второй группы:
Подготовьте инсценировку текста. Найдите в речи Сережи слова-сорняки.
При презентации результатов работы группы разыграйте сценку у доски, назовите слова-сорняки.
Сценка «Ух, и здорово!»
Сережа вернулся из кино, а его друг спрашивает:
-Что, хорошая картина?
-Ух, и здорово! - отвечает Сережа. - Сначала, значит, он вдруг узнает… Ну, потом… Ну, словом,…просто здорово…Ну, понимаешь?
Задание для третьей группы:
Лингвисты указывают на особую группу междометий. Чтобы познакомиться с ней, обратитесь к стихотворениям О. Дриз и Е. Шевелева. Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором? Как вы бы назвали эту группу?
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота, всем, идущим
на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
(О. Дриз)
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете!
(Е. Шевелева)
Презентация работы групп.
Первая группа презентует свою работу. Внимание обращается на то, что междометия выражают чувства, не являются членами предложения, не изменяются.
Учитель демонстрирует ЭОР (N 110550, в приложении-таблице № 1) Гипертекстовое определение "Что такое междометие"
- На что в определении мы уже обратили внимание? (На то, что они могут выражать чувства).
- А на что следует обратить внимание? Что в определении остается недостаточно понятным для нас? (Почему особая часть речи? Какие междометия выражают побуждения к действию.)
- Посмотрите внимательно на систему частей речи. Какое место занимают в ней междометия?
Обучающиеся рассматривают таблицу и приходят к промежуточным выводам, что междометия не принадлежат ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Поэтому их называли особой частью речи. Междометие выражает чувства, но не называет их. Такие междометия выделяются в особую группу.
Для того чтобы узнать, какие еще бывают междометия, предоставляем слово 2 группе.
Презентация работы второй группы.
Ученики разыгрывают сценку, называют слова-сорняки.
Учитель: Слово «Ну!» - междометие. И если его к месту использовать, то оно может означать «побуждение к действию». Лингвисты выделяют целую группу таких слов: Алло! Ау! Кыш! Цыц! Тпру! Тс! К каким действиям побуждают эти междометия? (Алло! -Говорите! Ау! - Откликнетесь! И т.д.)
Промежуточный вывод: Кроме междометий, выражающих чувства, есть междометия, побуждающие к действию. В тетрадях и на доске делается запись:
Междометия

выражают чувства побуждают к действию
(Ах! Ох! Эх! И др.) (Алло! Кыш! Цыц!)
Презентация работы третьей группы.
Обучающиеся читают стихотворения. Высказывают предположения.
Вывод: слова здравствуйте, спасибо, до свидания составляют третью группу - это этикетные междометия.
Запись в тетрадях и на доске дополняется:
Междометия

выражают чувства побуждают к действию этикетные
(Ах! Ох! Эх! ) (Алло! Кыш!) (Здравствуйте! Спасибо!)

Учитель благодарит группы за проделанную работу и уточняет, что задачи урока реализованы не все: Мы узнали, что такое междометие, на какие группы их можно разделить. Для того чтобы узнать, какие знаки используются при междометиях и как они пишутся, обратимся к анимации. Посмотрите ее внимательно. Сделайте вывод.
Обучающиеся смотрят анимацию и делают вывод, что междометия могут выделяться запятыми в начале, середине и конце предложений, восклицательным знаком - в начале.
Учитель: О других особенностях правописания междометий мы узнаем чуть позже, выполняя практические задания.

4. Первичное закрепление материала.
Задание 1.
Учитель:
- Попробуем найти междометия в тексте стихотворения и выписать их в тетрадь.
- Как называется такой вид работы? (Выборочная работа). Запишем в тетрадь «Выборочная работа».
- Чем полезно для нас такое задание? (Учит видеть междометия в тексте).
Интерактивный текст с заданием "Найдите междометие в тексте" (N 110753, № 3 в таблице-приложении), выписывают междометия из текста стихотворения и проверяют написанное.
Задание 2.
Учитель: Послушайте шуточное стихотворение. Найдите в тексте междометия. При прочтении текста вы поднимаете обе руки, если уверены, что в строке звучало междометие. Если сомневаетесь, поднимаете одну руку. Если в читаемой строке нет междометия, то вы не поднимаете рук.
Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
- Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Прокричала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
- Эй, послушай,
псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Непонятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
- Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
(Е.Тараховская.)
Обучающиеся прослушивают стихотворение и в соответствие с заданием поднимают одну, две руки или не поднимают.
- Можно ли к междометиям отнести слова мяу, му, гав? Попробуйте доказать свою точку зрения.
Обучающиеся выдвигают различные гипотезы. Приходят к выводу, что хотя они и похожи, но не могут выражать чувств, побуждений к действию и не являются этикетными формулами.
В подтверждение совместных выводов демонстрируется Таблица "Особенности междометий и звукоподражательных слов" - Посмотрите внимательно на таблицу. Как называются слова, о которых мы говорим?
- А чем они отличаются от междометий?
- Проверим наши предположения. (Открывается второй уровень таблицы).
Обучающиеся рассматривают таблицу. Слова «мяу», «гав» и т.п. определяют как звукоподражательные.
Таким образом, обучающиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что от междометий следует отличать звукоподражательные слова.
Задание 3.
Учитель: Попробуем в ходе выполнения следующего задания распределить междометия и звукоподражательные слова.
-Как называется такой вид работы? (Выборочно-распределительная работа). Запишем в тетрадь «Выборочно-распределительная работа»
- Чем полезно для нас такое задание? (Учит видеть междометия и звукоподражательные слова в тексте и различать их).
Учитель вызывает к доске одного обучающегося, остальные работают самостоятельно.
Обучающиеся делают записи в тетради в ходе выборочно-распределительной работы. Один работает у доски, выполняя три тестовых задания.
Задание 4.
Учитель: У нас на уроке есть и орфограмма. Для того чтобы познакомиться с ней, обратитесь к После самостоятельной работы с , обучающиеся вслух зачитывают стихотворение:
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль,
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль». (Д. Хармс)
Вывод: Некоторые междометия и звукоподражательные слова повторяются. В таком случае они пишутся через дефис.
6. Итоговая беседа.
- С какой темой мы познакомились на уроке?
-Что мы узнали о междометиях?
- С какими орфографическими и пунктуационными правилами познакомились?
Обучающиеся отвечают на итоговые вопросы учителя.


© 2010-2022