Русский язык ( 11класс) Уточняющие члены. Закрепление

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 11 класс Дата-08.02.16 г., каб.Ж-30

Тема «Уточняющие члены предложения. Закрепление»

Цель: повторить и закрепить знания учащихся об уточняющих членах предложений, формировать навыки работ с текстом.

Задачи: развивать речь, память, творческое воображение учащихся; воспитывать в детях толерантность, чувство коллективизма.

Методы: поисковый, иллюстративный,

Тип: урок-закрепление

Вид: нетрадиционный

Технологии: ИКТ, РКЧМП

Формы работ: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный

Наглядность: раздаточные материалы, презентация, сигнальные материалы

Межпредметная связь: история Казахстана, казахский язык

Использованные материалы: интернет-ресурсы, учебник «Русский язык»11кл.

План

I. Оргмомент. Приветствие. Создание благоприятного настроя к уроку.

Разделение на групп

II. Опрос домашнего задания: «Средневековые города Казахстана»

III. Актуализация знаний учащихся

IV. Целеполагание

V. Повторение и закрепление

Работа с текстом:словарная работа, групповые, парные работы, сформулирование вопросов к тексту, защита постера

VI.Оценивание обучения . Оценивание для обучения. Самооценивание и взаимооценивание

VII. Рефлексия

VIII.Домашнее задание. Комментирование оценок

Ход урока

I. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Подарим друг к другу улыбочку. Желаю вам позитивного настроя к уроку и креативных мыслей!

-Теперь возьмите пазлы. Соберите рисунок, найдите свою пару.( получатся фото мавзолея Кожа Ахмеда Яссави, Айша-биби, мемориальный комплекс Коркыт-ата)

-Что это? Где он находится?

- Теперь по группам рассаживаемся (образовалась три группы)- 5 мин

II. Опрос домашнего задания: «Средневековые города Казахстана»- 5 мин

-На протяжении двух уроков проходили тему об уточняющих членах предложений. На дом было задано повторить весь теоретический материал, самостоятельно прочитать текст «Средневековые города Казахстана», дополнительно прочитать сведения из разных ресурсов.

Презентация «Средневековые города Казахстана»

Какие средневековые города Казахстана знаете?

Слайд №1 «Исфиджаб»

Крупные торговый город в Шелковом пути.В 9-10 веках был сооружен как военное укрепление. Нынешнее название Сайрам.

Слайд №2 Отрар

Это один из древнейших городов. Другое название Фараб.Был одним из торгово-ремесленных пунктов в Шелковом пути. В городе была канализация, монетный двор. Сожжен монголами, а люди были изгнаны в рабство. Отрар- родина Аль-Фараби. Недалеко от него находится мавзолей Арыстан -бабу. В 1405 году в начале своего похода умер Правитель Тимур

Слайд №3 Тараз

В 10-12 веках была столицей Караханидов. На это время приходит расцвет этого города.

Город оказал сопротивление монголам, разрушен ими до конца и был переименован в город Яны ( Новый). В Таразе есть мавзолей хану Карахану, Айша-биби, Бабаджи-хатун.

III. Актуализация знаний учащихся

А сегодня мы продолжим знакомство с мавзолеями Казахстана ( показ слайдов ).

узнаем о них подробнее, прочитаем тексты о них, также повторим и закрепим уточняющие члены предложений.

IV. Целеполагание. Тема урока Уточняющие члены предложений. Закрепление.

А какая цель нашего урока? ( предполагаемые ответы учащихся)

Слайд №4

Повторить и закрепить знания об уточняющих членах предложений,

формировать навыки работы с текстом.

V. Повторение и закрепление

Работа с текстом

Первая группа «Мавзолей Кожа Ахмед Яссави»

Вторая группа «Мавзолеи Айша-биби и Бабаджа -хатун»

Третья группа «Мемориальный комплекс Коркыт-ата»

1. Первичное чтение текста- 2 мин.

2. Словарная работа- 6 мин

В каждом тексте есть выделенное слово, в группе обсуждают о значений данного слова ( можно перевод на казахский язык или синоним подбирают), указывают часть речи, составляют с ним словосочетание, составляют с ними предложение. Громко диктовать составленное предложение. (все ученики записывают в тетради)

- А теперь сравним ( показ слайдов 5,6,7, сравнивают с оригиналом, сноски из словарей)

Слайд №6 Мавзолей (мазар )-надгробный памятник в виде архитектурного сооружения

Слайд №5 Огузская держава ( показ карты)

Огузские племена занимали обширную территорию Казахстана.Средневековые тюркские племена, жившие до 11 века в Прикаспийском и в Приаральском регионах

Слайд №6 Терракотовый- светло-коричневый с красноватым оттенком. Цвета обожженной глины

3. Найти и подчеркнуть предложения с уточняющими членами.- 2 мин

4. Пересказ по частям.- 8 мин

5. Сформулировать вопросы к тексту с уточняющими членами.

6. Подготовка постера -10 мин, защита постера - 2 мин.

При подготовке постера капитан распределяет роли: секретарь, художник,

Каждая группа посылает посланника

-От него зависит успех группы. Рассказывайте увлекательно, чтобы после этого захотелось им отправиться в путешествие. Посланник задает 2 вопроса из устного рассказа, а сидящие отвечают, употребляя уточняющие члены.

7. Оценивание посланников

VII. Рефлексия. «Дерево желаний»- 2 мин

VIII.Домашнее задание: написать эссе «Мавзолеи Казахстана». Комментирование оценок- 2 мин.











Деятельность учителя

Деятельность ученика

39

Тема урока: Уточняющие члены предложения. Закрепление.

1. Организационный момент.

Психологический настрой к уроку.

Деление на групп.

Учащиеся делятся на групп. Собирают пазлы.

Находят свою пару( получатся фото мавзолеев Кожа Ахмеда Яссави, Айша-биби, комплекса Коркыт-ата)

Рассаживаются по группам

2.Опрос домашнего задания

Текст «Средневековые города Казахстана»

Слово учителя: -На протяжении двух уроков проходили тему об уточняющих членах предложений. На дом было задано повторить весь теоретический материал, самостоятельно прочитать текст «Средневековые города Казахстана», дополнительно прочитать сведения из разных ресурсов.

Презентация «Средневековые города Казахстана»

Учащиеся пересказывают, опираясь на слайды.

Слайд №1 «Исфиджаб»

Слайд №2 Отрар

Слайд №3 Тараз

3. Актуализация знаний

А сегодня мы продолжим знакомство с мавзолеями Казахстана ( показ слайдов ).

узнаем о них подробнее, прочитаем тексты о них, также повторим и закрепим уточняющие члены предложений.

По слайдам называют мавзолеев Кожа Ахмет Яссави, Айша-Биби, Коркыт- ата.

4. Целеполагание

Тема урока Уточняющие члены предложений. Закрепление.

- А какая цель нашего урока?

- Какие предложения называются уточняющими?

Предполагаемые ответы учащихся.

Называли алгоритм определения уточняющих членов.

5. Повторение и закрепление пройденного материала

Работа с текстом

Первая группа «Мавзолей Кожа Ахмед Яссави»

Вторая группа «Мавзолеи Айша-биби и Бабаджа -хатун»

Третья группа «Мемориальный комплекс Коркыт-ата»

1. Первичное чтение текста- 2 мин.

2. Словарная работа- 6 мин

В каждом тексте есть выделенное слово, в группе обсуждают о значений данного слова ( можно перевод на казахский язык или синоним подбирают

3. Пересказ по частям- 8 мин

4. Сформулировать вопросы к тексту

5. Подготовка постера

6. Стратегия «посланника»

Выполняют по группам задания, индивидуально, по парам, выходят к доске, отвечают, пишут.

Составляют словосочетания, предложения. Громко диктуют составленное предложение (все ученики записывают составленные предложения)

Выбирают посланника.

Посланник защищает постер, задает вопросы. Слущающая группа отвечает, употребляя уточняющие члены предложения.

Оценивают посланников.

6.ОО и ОдО

Заполняют листы самооценивания и взаимооценивания

Заполняют листы

7. Рефлексия

РАФТ

Заполняют

8.Последущее задание

Придумайте 2-3 предложения с уточняющими членами предложения, выполн. синтаксический разбор

Запись в дневниках







Рефлексивный отчет по открытому уроку «Уточняющие члены предложения. Закрепление» ( Русский язык, 11 класс)

Я являюсь классным руководителем, и поэтому кому как не мне лучше знать психологические особенности детей. Я была уверена, что мои ученики меня не подведут, и я могу рассчитывать на моральную поддержку с их стороны.

Данный урок был третьим в серии последовательных уроков. Тема урока «Уточняющие члены предложения. Закрепление». Целью урока являлась: повторить и закрепить знания учащихся об уточняющих членах предложений, формировать навыки работ с текстом. Цель на уроке была достигнута. Доказательством чего является созданием детьми постера в конце урока, отображающий знания по данной теме и самостоятельное выполнение заданий учащимися.

Достижением цели на уроке стало возможным, благодаря тому, что все ученики были вовлечены в процесс работы по данной теме. Результативность такого урока очевидна, так как в процессе работы по новому формату позволило лучше закрепить теоретические знания, полученные на предыдущем уроке, и наводит детей на глубокие раздумья о применении знаний на практике. Тем более учащимся-выпускникам часто встречаются уточняющие члены предложения на пробных ЕНТ.

Урок был начат с создания коллаборативной среды, которая «обеспечивает: во-первых активную познавательную работу в голове учащихся, во-вторых дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле, поиску способов применения знаний». (Владимир Наумов, Интернет-ресурсы, 2013).

Учитывая все эти подводные камни в психологии обучения и воспитания учащихся, я начинала свои уроки с психологического настроя как «Круг радости». Прислушиваясь к словам детей, я была удивлена, на сколько серьезно они относятся к пожеланиям друг другу, и прежде чем, что -либо сказать они думают. Я провела этот тренинг для того, чтобы у детей данное задание способствовало развитию критического взгляда на данную ситуацию и её переосмысление, ведь дети могли не задумываясь и подшутить над своим одноклассником. Меня порадовало то, что они желали друг другу удачи, хорошего настроения, креативных мыслей, удачи на ЕНТ; у ребят поднялось настроение, всем было хорошо, затем ребята стали объединяться в группы ( собрали пазлы). Группы были названы в соответствий с собранными пазлами: «Мавзолей Кожа Ахмет Яссави», «Мавзолей Айша-биби», «Комплекс « Коркыт-ата».

Каждый этап урока должен ставить перед детьми проблему. Ребенок должен думать, мыслить, делать выводы. Поэтому активизация мыслительной деятельности на уроке является одним из методов сознательного и прочного усвоения не только грамматического, но и лексического.

В течение нескольких уроков лексической темой являлась «Средневековый Казахстан», и этот урок являлась продолжением данной лексической темы. Опрос домашнего задания началась с пересказа по вышеуказанной теме, которая сопровождалась презентацией. Ученики отвечая на вопрос «Что это? Где он находится?», давали ответы, а следующий дополнял предыдущего товарища. Все это позволило ученикам давать обдуманные ответы, употребляя уточняющие члены предложений.

На стадии вызова мы определили цель урока методом критического мышления, таким приёмом как «Мозговой штурм». Дети сами определили цель нашего урока. После чего всем группам задала вопрос :

-Какие члены предложения называются уточняющими?

На этапе повторения и закрепления работа началась с чтения текстов «Мавзолей Кожа Ахмед Яссави», «Мавзолей Айша-Биби», «Комплекс «Коркыт-Ата». После первичного чтения проведена словарная работа (в текстах есть выделенные слова). Эти слова обсуждались в группах. Ученики давали толкования словам на русском языке, переводили на казахский язык, составляли словосочетания, предложения. Составленные предложения ученики каждой группы диктовали громко, а остальные группы записывали в тетрадь. После вторичного чтения готовились к пересказам по частям ( парная работа). Следующая работа была групповая работа: сформулировать по три вопроса к тексту, чтобы при ответе были использованы уточняющие члены. Такой вид работы позволит оценить, как была усвоена тема урока. Эти вопросы учащиеся каждой запишут в тетради. Далее используется стратегия «посланника». Суть закл

Далее я пригласила детей на физкультминутку, чтобы мы вмести смогли отдохнуть и с новыми силами продолжить работу. И я заметила, что если на первых уроках ребята стеснялись, ввиду того, что они считали себя уже взрослыми, то на данном уроке они уже без стеснения повторяли движения за героями видеоролика «Танцующие человечки», я вместе с ними повторяла движения, тем самым показав равноправие с ними. И поэтому к каждому уроку я старалась подобрать такой материал, который будет интересен детям и они смогут расслабиться.

После активной физкультминутки мы перешли к следующему этапу урока. Каждая группа должна была составить постер, на котором отображалась тема урока. Каждая группа начала бурно обсуждать, что им нужно отобразить, подходя к каждой группе, я стала объяснять, что предварительно они уже выполняли такую работу, только в своей рабочей тетради. Далее используется стратегия «посланника». Суть заключалась в том, что «посланник » должен рассказывать увлекательно, как экскурсовод, чтобы после прослушивания каждому захотелось побывать в этих исторических местах. Посланник защищает постер, задает вопросы ( они были сформулированы в группе). Слущающая группа отвечает на вопросы, употребляя уточняющие члены предложения. Посланник подходит к каждой группе и защищает постер ( а не перед всем классом). Это для того, чтобы он чувствовал камфортнее, увереннее, уютнее.

Наблюдая за ходом работы над этим заданием, я увидела то, что неразговорчивые и застенчивые ученики раскрылись, высказывали очень оригинальные идеи в процессе обсуждения задания. На этом уроке я для себя открыла интересные качества многих учеников. Так в процессе работы раскрылась Жаксыбаева Зухра ( она попросилась в посланника), Калекенова Актолкын, Алпысбаев Галымжан и Избасар Муратбек-они неплохо рисуют.

В ходе процесса талантливые ( Ергешбаев Айбек, Прназарова Асем) раскрылись в полной мере. Это наблюдалось в ходе процесса работы и при защите постера. Я была довольна результатам своих учеников, они старались отвечать точно, приводить примеры и речь их была поставлена правильно. В их выступлениях чувствовалось ответственность не только за себя, как ты выступаешь у доски, но и за работу всей группы. При анализе и выставлении оценки своим товарищам, представители от каждой группы, прежде всего, оговорили критерии оценок, они были предельно деликатны, толерантны к идеям своих одноклассников, убедительны, логичны; недочёты, замеченные ими в работах товарищей, были сказаны в самом конце оценивания и только в качестве пожеланий. Такое выступление экспертной группы не могло не порадовать меня, как учителя и, как классного руководителя. Этот урок даёт основание думать, что я нахожусь на правильном пути в выборе стратегии обучения и формировании детского коллектива.

Я пришла к выводу, что в дальнейшей своей педагогической деятельности буду использовать такой прием регулярно, поскольку именно оценка товарищем деятельности одноклассников является для подростка важнейшей из оценок. « При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать» (Руководство для учителя стр.163).

К концу урока, после выступления всех групп и подведения итогов экспертами, мы перешли к стадии рефлексии. Рефлексия имеет большой потенциал для дальнейшей работы: обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. На уроке я работал………………..

  2. Урок для меня показался……………..

  3. На уроке я работал………………..

  4. Урок для меня показался……………..

  5. Моё настроение сейчас……………….

  6. Сегодня я узнал……………………

  7. Я понял, что……………………….

  8. Я почувствовал, что……………….

  9. Я научился………………………..

  10. Я попробую………………………..

  11. Меня удивило……………………..

  12. Было трудно……………………………..

  13. Было интересно………………………

Какие выводы я сделала для себя?

Данный урок позволил сделать мне выводы относительно моей педагогической практики и наметить планы на будущее. Проводить уроки по новой методике, работать в группах, учить детей конструктивной критике работ своих товарищей, поскольку для группы экспертов была характерна порой боязнь обидеть друга объективной оценкой его деятельности; учить детей рационально грамотно распределять время при работе, поскольку мы столкнулись с проблемой его нехватки; уходить мне как учителю от авторитарного стиля ведения уроков, выработанного десятилетиями к консультативно-демократическому.

Такая деятельность как рефлексия, как и любая другая, может проводится как групповая или индивидуальная. Результаты которой показывают учащимся как оно работали в группе или в паре, а также индивидуально. К кону урока анализируется не только результат, но и еще его процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

-были ли достигнуты цели урока?

-были ли трудности?

- как работали группы?

-как происходил обмен информации?

-все ли ученики были задействованы в процесс работы?

-какой стиль общения преобладал в работе?

Данный урок позволил сделать мне выводы относительно моей педагогической практики и наметить планы на будущее. Проводить уроки по новой методике, работать в группах, учить детей конструктивной критике работ своих товарищей, поскольку для группы экспертов была характерна порой боязнь обидеть друга объективной оценкой его деятельности; учить детей рационально грамотно распределять время при работе, поскольку мы столкнулись с проблемой его нехватки; уходить мне как учителю от авторитарного стиля ведения уроков, выработанного десятилетиями к консультативно-демократическому.





Какие выводы я сделала для себя?

Такая деятельность как рефлексия, как и любая другая, может проводится как групповая или индивидуальная. Результаты которой показывают учащимся как оно работали в группе или в паре, а также индивидуально. К кону урока анализируется не только результат, но и еще его процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

-были ли достигнуты цели урока?

-были ли трудности?

- как работали группы?

-как происходил обмен информации?















  • Апрель! Апрель!

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Автор: Самуил Маршак

  • Веселые льдинки

Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки - веселые льдинки.

Автор: И. Демьянов







  • Весна

Еще неделя пролетит,
И март капелью зазвенит.
За ним апрель в цветах придет,
И землю солнышко зальет.
По рощам, паркам соловьи
Концерты вновь начнут свои.

Автор: В. Кудлачев

  • Весна идёт

  • Весна пришла

По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена -
Сколько носиков зеленых!

Автор: Т. Дмитриев

  • Весна пришла

От счастья плачут ивы,
Роняя наземь слёзы:
Весна пришла, встречайте!
И веточкой берёзы
Она стучит в окошки:
Закончилась зима!
И почкой, как ладошкой,
Всех будит ото сна.

Автор: Натали Самоний

  • Весна пришла

Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится -
Пора ей в путь сбираться…
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки!

Автор: Е. Стюарт

  • Два скворца

Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!

Автор: И. Муравейко

  • К нам весна шагает

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

Автор: И. Токмакова

  • К нам пришла весна

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Автор: Е. Карганова

  • Краски весны

Снова нет ручьям покоя -
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один - красивые,
Хоть и очень разные.

Автор: Б. Асаналиса

  • Ласточка

Улетела ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит Весна!

Автор: Борис Заходер

  • Про весну

Кап да кап, и не до сна,
Постучалась к нам весна.
Зазвенел ручей игриво.
Вышел ежик:" Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!"

Автор: Лана Луканова

  • Травка зеленеет

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

Автор: Алексей Плещеев

  • Уж тает снег

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

Автор: Алексей Плещеев

  • Цвет весны

На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!

Набухают соком почки,
И зеленые листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!

Все! Закончились морозы!
Распускаются мимозы!

Автор: В. Косовицкий

Вернуться в раздел детские стихи.

Понравилось? Поделись с друзьями:





Слушают, записывают, выполняют задания, ведут вопросно-ответную беседу, работают в группах, по парам, индивидуально

Данный урок был четвертым в серии последовательных уроков. Тема урока « ССП с противительными союзами». Цель урока: Систематизиро- вать смысловые значения с разделительными союзами и пунктуацию в ССП. Цель на уроке мы достигли. Доказательством чего является созданием детьми кластера в конце урока, отображающий знания по данной теме и самостоятельное выполнение заданий учащимися.

Достижением цели на уроке стало возможным, благодаря тому, что все ученики были вовлечены в процесс работы по данной теме. Результативность такого урока очевидна , так как в процессе работы по новому формату , позволило лучше закрепить теоретические знания, полученные на предыдущем уроке, и наводит детей на глубокие раздумья о применении знаний на практике. В нашей школе часто проводится конкурс сочинений, а постановка знаков препинаний тоже немаловажный факт в этом деле.

Как и все предыдущие уроки этот урок я начала с создания коллаборативной среды ( атмосфера оптимального психологического комфорта на уроке), которая «обеспечивает: во-первых активную познавательную работу в голове учащихся, во-вторых дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле, поиску способов применения знаний». (Владимир Наумов, Интернет-ресурсы, 2013).

Раньше я считала, что такая методика дана для уроков самопознания, но придя на Курсы я убедилась, что для эффективной работы этот метод необходимо применять на всех уроках. Атмосфера в классе способствует созданию рабочей обстановке на уроке. Но решение таких задач не всегда венчается успехом, такими причинами могут быть разные факторы: неправильный выбор той или иной стратегии, игнорирование некоторых психологических моментов в поведении детей ввиду их возрастных особенностей, нюансы характера самого учителя (не секрет, что далеко не все работники системы образования, которые ежедневно близко общаются с детьми, искренне любят их и уважают в каждом ребёнке личность), отсутствие убеждённости учителя в необходимости создавать оптимальный морально - психологический климат в классе, тот климат, при котором учащиеся могли бы чувствовать себя свободно и безопасно, интеллектуально и физически бодро и комфортно в процессе обучения.

Учитывая все эти подводные камни в психологии обучения и воспитания учащихся, я начинала свои уроки с психологического настроя как «Круг радости».(рисунок №1) Прислушиваясь к словам детей, я была удивлена, на сколько серьезно они относятся к пожеланиям друг другу, и прежде чем, что либо сказать они думают. Как говорится в пословице «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь». Для чего проводить такой тренинг? Для того, чтобы у детей данное задание способствовало развитию критического взгляда на данную ситуацию и её переосмысление, ведь дети могли не задумываясь и подшутить над своим одноклассником. Меня порадовало то, что они желали друг другу удачи, хорошего настроения, положительных отметок; у ребят поднялось настроение, всем было хорошо, затем ребята стали объединяться в группы с помощью карточек. После предыдущего урока некоторые учащиеся отметили такой фактор, как не было названия группы, и я решила предоставить им такую возможность: дать название своей группе. Названия были разные и оригинальные(Ловкие, Карлсоны, Простоквашино, Львы)

Каждый свой урок я сопровождала демонстрацией показа презентаций, на слайдах отображается тема и цели урока, это очень удобно. « Сэтой целью учителя включают систему достижения целей в рабочий процесс, благодаря чему ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого-либо результата. Учебные занятия построены таким образом, чтобы у учащихся развивалась способность к фокусированию внимания на подробностях и длительной концентрации внимания, системно усваивая материал последовательности уроков.» .». (Руководство для учителя стр.140).(рисунок№2)

Каждый этап урока должен ставить перед детьми проблему. Ребенок должен думать, мыслить, делать выводы. Поэтому активизация мыслительной деятельности на уроке является одним из методов сознательного и прочного усвоения не только грамматики и правописания, но и пунктуации.

Следующий этап урока я начала с проверки домашнего задания. Для актуализаций знаний учащихся по пройденным темам я провела «Экспресс - тест (да+ /нет-)». Я не случайно прибегла к такой форме проверки , так как каждому дается возможность проверить свои знания. После выполнения теста предлагается взаимопроверка по ключам, которые были отображены на одном из слайдов в презентации к уроку.( Рисунок № 4) Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником. «Данный подход предполагает обязательное активное участие в этом процессе самого ученика, который становится в подобных условием ответственным за своё обучение.». (Руководство для учителя стр.112).( Рисунок № 3)

Для моих учеников такая форма работы не была новой, поэтому они спокойно и очень быстро справились с заданием. Следующее задание выполнялось в группе. На столах лежали карточки с заданием «Поставьте необходимые знаки препинания и объясните свой выбор.» ,после выполнения конверт с карточками нужно было передать другой группе на проверку. Наблюдая за каждой группой, я заметила, как серьезно они относятся к заданию и как старательно проверяют работы друг у друга. После чего я вновь продемонстрировала правильные ответы на экране интерактавной доски. Каждый ученик старательно перепроверял свою работу.

На стадии вызова мы определили цель урока методом критического мышления, таким приёмом как «Мозговой штурм»: задание выполнялось в Рабочей тетради на стр. 31 №2. Работа над упражнением требует не механического списывания и выполнения задания к нему, а глубокого понимания: какую цель я преследую, чему хочу научить, что хочу повторить, что это даст детям.

После чего я задала вопросы всем группам:

- Какие предложения называются сложносочиненными с противительными союзами?

--Что может являться средством связи в ССП?

На стадии осмысления было предложено в группах провести работу в Рабочей тетради на стр.32 №5: Составьте пирамиду. Ответьте на вопрос: «На какие группы делятся сочинительные союзы?» В тетради дается схема для заполнения. Данная тетрадь является учебным пособием по русскому языку для 9-х классов для общеобразовательных школ с русским языком обучения . Издательство «Арман-ПВ».

После завершения работы происходит коллективная проверка с объяснением способа выполненного задания. - Сравните способ проверки окончаний, который узнали сегодня и тот, что мы знали раньше.

Далее я пригласила детей на физкультминутку, чтобы мы вмести смогли отдохнуть и с новыми силами продолжить работу. И я заметила, что если на первых уроках ребята стеснялись, ввиду того, что они считали себя уже взрослыми, то на данном уроке они уже без стеснения повторяли движения за героями видеоролика «Танцующие человечки», я вместе с ними повторяла движения, тем самым показав равноправие с ними. И поэтому к каждому уроку я старалась подобрать такой материал, который будет интересен детям и они смогут расслабиться.

После активной физкультминутки мы перешли к следующему этапу урока. Каждая группа должна была составить кластер, на котором отображалась тема урока. Каждая группа начала бурно обсуждать, что им нужно отобразить, подходя к каждой группе, я стала объяснять, что предварительно они уже выполняли такую работу, только в своей рабочей тетради. Такая форма работы бала для учеников новизной, раньше на уроках мы только выполняли письменные работы в рабочих тетрадях. А такая совместная работа в группе для них была и новой и интересной. ( Рисунок №5)

Ведущим приемом, выполняя такое задание, является выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Задача, которая стояла перед детьми состояла в том, что им нужно было свои мысли изложить не в письменном виде, а на постере . Такая работа помогает учащимся изложить свои мысли , когда их запас исчерпывается ( к сожалению, нынешнее поколение мало читает художественную литературу). Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Наблюдая за ходом работы над этим заданием, я увидела то, что неразговорчивые и застенчивые ученики раскрылись, высказывали очень оригинальные идеи в процессе обсуждения задания. На этом уроке я для себя открыла интересные качества многих учеников. Так в процессе работы раскрылся Алимкулов Ислам, Дубков Николай, Ахметов Руслан и Исаков Николай -они неплохо рисуют.

По завершению работы над кластером приступили к защите своих презентаций.( Рисунок №6) В ходе процесса талантливые раскрылись в полной мере. Это наблюдалось в ходе процесса работы и при защите групповой презентации. Я была довольна результатам своих учеников, они старались отвечать точно, приводить примеры и речь их была поставлена правильно. В их выступлениях чувствовалось ответственность не только за себя, как ты выступаешь у доски, но и за работу всей группы. При анализе и выставлении оценки своим товарищам, представители от каждой группы, прежде всего, оговорили критерии оценок, они были предельно деликатны, толерантны к идеям своих одноклассников, убедительны, логичны; недочёты, замеченные ими в работах товарищей, были сказаны в самом конце оценивания и только в качестве пожеланий. Такое выступление экспертной группы не могло не порадовать меня, как учителя и, как классного руководителя. Этот урок даёт основание думать, что я нахожусь на правильном пути в выборе стратегии обучения и формировании детского коллектива.

Я пришла к выводу, что в дальнейшей своей педагогической деятельности буду использовать такой прием регулярно, поскольку именно оценка товарищем деятельности одноклассников является для подростка важнейшей из оценок. « При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать» (Руководство для учителя стр.163).

К концу урока, после выступления всех групп и подведения итогов экспертами, мы перешли к стадии рефлексии. Рефлексия имеет большой потенциал для дальнейшей работы: обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. На уроке я работал………………..

  2. Урок для меня показался……………..

  3. Моё настроение сейчас……………….

  4. Сегодня я узнал……………………

  5. Я понял, что……………………….

  6. Я почувствовал, что……………….

  7. Я научился………………………..

  8. Я попробую………………………..

  9. Меня удивило……………………..

  10. Было трудно……………………………..

  11. Было интересно………………………

Какие выводы я сделала для себя?

Такая деятельность как рефлексия, как и любая другая, может проводится как групповая или индивидуальная. Результаты которой показывают учащимся как оно работали в группе или в паре, а также индивидуально. К кону урока анализируется не только результат, но и еще его процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

-были ли достигнуты цели урока?

-были ли трудности?

- как работали группы?

-как происходил обмен информации?

-все ли ученики были задействованы в процесс работы?

-какой стиль общения преобладал в работе?

Данный урок позволил сделать мне выводы относительно моей педагогической практики и наметить планы на будущее. Проводить уроки по новой методике, работать в группах, учить детей конструктивной критике работ своих товарищей, поскольку для группы экспертов была характерна порой боязнь обидеть друга объективной оценкой его деятельности; учить детей рационально грамотно распределять время при работе, поскольку мы столкнулись с проблемой его нехватки; уходить мне как учителю от авторитарного стиля ведения уроков, выработанного десятилетиями к консультативно-демократическому.



© 2010-2022