Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская основная общеобразовательная школа деревни Мизиново Щелковского муниципального района Московской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______С.И. Карпова

«26» августа 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по русскому языку

(учебный предмет)


5

(класс)


базовый

(уровень обучения)





Составитель:

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Домашенко Янина Анатольевна






2014


Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса в 2014-2015 учебном году составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО;

  • примерной Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2008.

  • авторской программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского - М:Просвещение, 2008.

Данная программа реализуется в линии учебников «Русский язык 5 класс» авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Л.М.- Москва: Просвещение, 2013.

В соответствии с учебным планом МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО данная программа рассчитана на преподавание курса русского языка в 5 классе в объеме 6 часов в неделю (204 часа в год).

В рабочей программе более полно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;

- построена с учетом принципов системности, доступности, научности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастные особенности обучающихся.


Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.

Задачи:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование общеучебных умений и навыков;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Основное содержание


Разделы науки

о языке

Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу

Общие сведения о языке

Язык - важнейшее средство общения в определённом национальном коллективе

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики.

Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Понятие вводных слов.

Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.

Фонетика

Орфоэпия

Фонетическая транскрипция. Изменение звуков в потоке речи. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука и анализ звука в потоке речи.

Орфоэпия как наука о языке. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Лексикология

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Основные виды тропов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Оценка своей и собственной речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфемика

Отличие морфемы от других языковых единиц.

Основные выразительные средства морфемики. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов выразительности.

Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

Грамматика

Морфология

Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Имя существительное

Имена существительные общего рода. Правильное употребление имени существительного в речи.

Имя прилагательное

Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи.

Глагол

Правильное употребление глаголов в речи.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать:

  • определения основных изученных в 5 классе языковых явлений,

  • речеведческих понятий,

  • орфографических и пунктуационных правил,

  • обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

уметь:

  • Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов.

  • Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

  • Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

  • Находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их, производить орфографический разбор слов с изученными офограммами.

  • Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации:

  • Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи:

  • Определять тему и основную мысль текста, его стиль, подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных), составлять простой план исходного и собственного текста.

  • Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

  • Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

  • Пользоваться орфографическими, толковыми, орфоэпическими словарями.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

  • Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни















Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Количество часов

Общие сведения о языке. (2+1)

1.

01-05.09

Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. №1, 2, 3, 4.

1

2.

01-05.09

Наука о русском языке, её основные разделы.

1

3.

01-05.09

Рр Стили речи. №5.

1

Повторение пройденного в 1-4 классах. (20+6)

4.

01-05.09

Звуки и буквы. Произношение и правописание. №6.

1

5.

01-05.09

Орфограмма. №7.

1

6.

01-05.09

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. №8.

1

7.

08-12.09

Правописание проверяемых согласных в корне слова. №9.

1

8.

08-12.09

Правописание непроизносимых согласных в корне слова. №10.

1

9.

08-12.09

Буквы И, У, А после шипящих. №11.

1

10.

08-12.09

Разделительные Ъ и Ь после шипящих. №12.

1

11.

08-12.09

Раздельное написание предлогов с другими словами. №13.

1

12.

08-12.09

Рр Текст. Тема текста. №14, №18.

1

13-14.

15.19.09

Рр Обучающее Урок развития речи (на основе упр. 70)

2

15.

15.19.09

Работа над ошибками. Части речи. №15.

1

16.

15.19.09

Наречие. №15.

1

17.

15.19.09

Глагол.№16.

1

18.

15.19.09

-Тся и -ться в глалолах. №17.

1

19.

22.26.09

Личные окончания глаголов. Не с глаголами. №19.

1

20.

22.26.09

Имя существительное. Буквы е-и в окончаниях существительных. №20.

1

21.

22.26.09

Имя существительное. Ь после шипящих на конце существительных. №20.

1

22.

22.26.09

Имя прилагательное. №21.

1

23-24.

22.26.09

Рр Работа с репродукцией картины А. А. Пластова «Летом» (упр. 106).

2

25.

22.26.09

Работа над ошибками.

1

26.

28.09-03.10

Местоимение. №22.

1

27.

28.09-03.10

Рр Основная мысль текста. №23. Подготовка к сочинению «Летние радости».

1

28.

28.09-03.10

Контрольный диктант.

1

29.

28.09-03.10

Работа над ошибками.

1


30.

28.09-03.10

Синтаксис как раздел грамматики. №24. Пунктуация как раздел грамматики. №25.

1

31.

28.09-03.10

Словосочетание. Строение словосочетаний. №26.

1

32.

06-10.10

Способы выражения грамматической связи в словосочетании. №26.

1

33.

06-10.10

Разбор словосочетания. №27.

1

34.

06-10.10

Предложение. №28.

1

35.

06-10.10

Рр Сжатое изложение «Старый пень» (упр. 137).

1

36.

06-10.10

Проверочная работа(адм.)

1

37.

06-10.10

Виды предложений по цели высказывания. № 29.

1

38.

13.-17.10

Виды предложений по эмоциональной окраске. № 30.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. №31, №32.

1

39.

13.-17.10

Сказуемое. № 33.

1

40.

13.-17.10

Тире между подлежащим и сказуемым. № 34.

1

41.

13.-17.10

Нераспространенные и распространённые предложения. № 35.

1

42.

13.-17.10

Второстепенные члены предложения. Дополнение. № 36, 37.

1

43.

13.-17.10

Определение. № 38.

1

44.

20-25.10

Обстоятельство. № 39.

1

45.

20-25.10

Предложения с однородными членами. № 40.

1

46.

20-25.10

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. № 41.

1

47.

20-25.10

Обобщающие слова при однородных членах предложения. № 41.

1

48.

20-25.10

Предложения с вводными словами.

1

49.

20-25.10

Предложения с обращениями. № 42.

1

50.

27-31.10

Рр Письмо. № 43.

1

51.

27-31.10

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. № 44, № 45.

1

52-53.

27-31.10

Рр Работа с репродукцией картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» (упр. 218).

2

54.

27-31.10

Работа над ошибками.

1

55.

27-31.10

Простые и сложные предложения. № 46.

1

56.

10.14.11

Синтаксический разбор сложного предложения. № 47.

1

57.

10.14.11

Прямая речь. № 48.

1

58.

10.14.11

Диалог. № 49.

1

59.

10.14.11

Синтаксис и пунктуация. Повторительно-обобщающий урок. № 24-49.

1

60.

10.14.11

Контрольный диктант.

1

61.

10.14.11

Рр Выборочное изложение (упр. 254).

1

62.

17.21.11

Работа над ошибками.

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (13+5)

63.

17.21.11

Фонетика - наука о звуках. № 50. Гласные звуки.

№ 51.

1

64.

17.21.11

Согласные звуки. №52.

1

65.

17.21.11

Изменение звуков в потоке речи. № 53.

1

66.

17.21.11

Согласные твёрдые и мягкие. № 54.

1

67.

17.21.11

Р.р. Функционально-смысловые типы речи. Повествование. № 55.

1

68.

24-28.11

Работа над ошибками. Согласные звонкие и глухие. № 56.

1

69

24-28.11

Графика. № 57. Алфавит. №58.

1

70-71.

24-28.11

Рр Описание предмета. Сочинение (упр. 295). № 59.

2

72.

24-28.11

Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. № 60.

1

73.

24-28.11

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. № 61.

1

74.

01-05.12

Орфоэпия. № 62.

1

75.

01-05.12

Фонетический разбор слова. Звукопись как выразительное средство устной речи. № 63.

1

76.

01-05.12

Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». № 50-63.

1

77-78.

01-05.12

Рр Работа с репродукцией картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 317).

2

79.

01-05.12

Контрольная работа.

1

80.

01-05.12

Работа над ошибками.

1

Лексикология. Культура речи. (10+3)

81.

08-12.12

Слово и его лексическое значение. № 64.

1

82.

08-12.12

Словари.

1

83.

08-12.12

Однозначные и многозначные слова. № 65.

1

84.

08-12.12

Прямое и переносное значение слов. № 66.

1

85.

08-12.12

Омонимы. № 67.

1

86.

08-12.12

Синонимы. № 68.

1

87-88.

15-19.12

Рр Работа с репродукцией картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358).

2

89.

15-19.12

Работа над ошибками. Антонимы. № 69.

1

90.

15-19.12

Обобщение изученного по теме «Лексикология».

1

91.

15-19.12

Контрольная работа по разделу «Лексикология».

1

92.

15-19.12

Рр Изложение «Первый снег» (упр. 375).

1

93.

22.26.12

Работа над ошибками.

1

Морфемика. Орфография. Культура речи. (19+5)

94.

22.26.12

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - наименьшая значимая часть слова. № 70.

1

95.

22.26.12

Изменение и образование слов. № 71.

1

96.

22.26.12

Окончание и основа слова. № 72, 73.

1

97.

22.26.12

Корень слова. № 74.

1

98.

22.26.12

Рр Рассуждение. № 75.

1

99.

12-16.01

Суффикс. № 76.

1

100.

12-16.01

Приставка. № 77.

1

101-102.

12-16.01

Рр Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика (упр. 420).

2

103.

12-16.01

Работа над ошибками. Чередование звуков. № 78.

1

104.

12-16.01

Беглые гласные. № 79.

1

105.

19-23.01

Варианты морфем. № 80.

1

106.

19-23.01

Морфемный разбор слова. № 81.

1

107.

19-23.01

Правописание гласных и согласных в приставках. № 82.

1

108.

19-23.01

Буквы З и С на конце приставок. № 83.

1

109.

19-23.01

Буквы О - А в корне -лаг- - -лож- . № 84.

1

110.

19-23.01

Буквы О - А в корне -раст- - -рос-. № 85.

1

111.

26-30.01

Буквы Ё - О после шипящих в корне. № 86.

1

112.

26-30.01

Буквы И - Ы после Ц. № 87.

1

113-114.

26-30.01

Рр Описание «поэтических предметов». Работа с репродукцией картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 457).

2

115.

26-30.01

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика». № 70-87.

1

116.

26-30.01

Контрольный диктант.

1

117.

02-06.02

Работа над ошибками.

1

Морфология. Орфография. Культура речи. (48+14)

118.

02-06.02

Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. № 88.

1

Имя существительное. (17+6)

119.

02-06.02

Имя существительное как часть речи. № 88.

1

120.

02-06.02

Рр Доказательства в рассуждении.

1

121.

02-06.02

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

121.

02-06.02

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

122.

09-13.02

Рр Сжатое изложение (упр. 498).

1

123.

09-13.02

Работа над ошибками.

1

124.

09-13.02

Морфологический разбор имён существительных.

1

125.

09-13.02

Род имён существительных.

1

126.

09-13.02

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

127.

09-13.02

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

128.

16-20.02

Три склонения имён существительных.

1

129.

16-20.02

Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

130.

16-20.02

Существительные на -ия, -ие, -ий.

1

131-132.

16-20.02

Рр Подробное изложение с элементами описания (упр. 547).

2

133.

16-20.02

Работа над ошибками.

1

134.

23-27.02

Множественное число имён существительных.

1

135.

23-27.02

Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

136.

23-27.02

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное».

1

137.

23-27.02

Контрольный диктант.

1

138.

23-27.02

Работа над ошибками.

1

139-140.

23-27.02

02-06.03

Рр Работа с репродукцией картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр. 564).

2

Имя прилагательное. (9+2)

141.

02-06.03

Имя прилагательное как часть речи.

1

142.

02-06.03

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

143.

02-06.03

Буквы О - Е после шипящих в окончаниях прилагательных.

1

144.

02-06.03

Рр Описание животного.

1

145.

02-06.03

Прилагательные полные и краткие.

1

146.

09-13.03

Рр Работа с репродукцией картины А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 599).

1

147.

09-13.03

Работа над ошибками.

1

148.

09-13.03

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

149.

09-13.03

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».

1

150.

09-13.03

Контрольный диктант.

1

151.

09-13.03

Работа над ошибками.

1

Глагол. (21+5)

152.

16-20.03

Глагол как часть речи.

1

153.

16-20.03

Не с глаголами.

1

154.

16-20.03

Рр Рассказ (упр.619).

1

155.

16-20.03

Работа над ошибками.

1

156.

16-20.03

Неопределённая форма глагола.

1

157.

16-20.03

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1

158.

01-03.04

Виды глагола.

1

159.

01-03.04

Буквы Е-И в корнях с чередованием..

1

160-161.

01-03.04

Рр Невыдуманный рассказ о себе. №113

2

162.

06-10.04

Работа над ошибками.

1

163.

06-10.04

Время глагола.

1

164.

06-10.04

Прошедшее время.

1

165.

06-10.04

Настоящее время.

1

166.

06-10.04

Будущее время.

1

167-168-169.

06-10.04

13-17.04

Спряжение глаголов.. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

3

170.

13-17.04

Морфологический разбор глагола.

1

171.

13-17.04

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа.

1

172.

13-17.04

Употребление времён.

1

173.

13-17.04

Систематизация изученного по теме «Глагол».

1

174-175.

20-24.04

Рр Работа с репродукцией картины О. В. Попович «Не взяли на рыбалку» (упр. 713).

2

176.

20-24.04

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

177.

20-24.04

Работа над ошибками.

1

Повторение и систематизация изученного. (26)

178.

20-24.04

Разделы науки о языке..

1

179.

20-24.04

Орфограммы в приставках.

1

180.

20-24.04

Орфограммы в корнях слов.

1

181.

27-30.04

Орфограммы в окончаниях слов.

1

182.

27-30.04

Употребление букв Ъ и Ь. Мягкий знак на конце после шипящих.

1

183.

27-30.04

Повторение синтаксиса и пунктуации.

3

184.

27-30.04

185.

27-30.04

186.

27-30.04

Повторение фонетики.

2

187.

04-08.05

188.

04-08.05

Повторение лексикологии.

2

189.

04-08.05

190.

04-08.05

Повторение морфемики.

2

191.

11-15.05

192.

11-15.05

Повторение имени существительного.

2

193.

11-15.05

194

195

11-15.05

Повторение имени прилагательного.

2

196.

11-15.05

Повторение глагола.

4

197.

18-22.05

198

18-22.05

199

18-22.05

200.

18-22.05

Итоговая контрольная работа.

1

201.

18-22.05

Итоговый контрольный диктант.

1

202.

18-22.05

Работа над ошибками.

1

203.

25-29.05

Подведение итогов года.

1

204

25-29.05

Рефлексия собственных достижений

1


























Учебно-методическое обеспечение


Для учащихся:


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Л.М. «Русский язык 5 класс» - Москва: Просвещение, 2013.

  2. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором Москва «Просвещение» 2005

  3. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии Москва «Просвещение» 2005

  4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5 класс Москва «Сфера» 2006

  5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста 5 класс Москва «Сфера» 2005

  6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии Москва «Просвещение» 2006

  7. Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Москва «Экзамен» 2007

  8. Соловьёва Н.Н. Русский язык Тетрадь для контрольных и самостоятельных работ 5 класс Москва «Просвещение» 2005

Для учителя:


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Л.М. «Русский язык 5 класс» - Москва: Просвещение, 2013.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе Москва «Просвещение» 2000

  3. Жердева Л.А. Карточки-задания 5 класс Москва «Владос» 2000

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс, М.: ВАКО, 2011

  5. Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс Москва «Просвещение» 2005

  6. Львова С.И. Лингвистические игры 5-11 классы Москва «Эксмо» 2008

  7. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс Москва «Просвещение» 2004

Мультимедийные пособия.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс». Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Л.М. - Москва: Просвещение, 2013.






Согласовано

Протокол заседания ШМО

учителей гуманитарного цикла

от 25.08.2014 г. № 1

______________________

( председатель ШМО Иванова Л.П.)























Лист коррекции и внесения изменений

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________/С.И. Карпова/

«___»________20___ г.

Тема курса

Планируемое кол-во уроков

Фактическое кол-во уроков

Причины

Повторение пройденного в 1-4 классах.

17+3

20+6

В связи с переходом учащихся из одной ступени в другую, потребность в адаптационном периоде. Увеличение количества уроков РР как одного из основных видов развития связной письменной речи учащихся.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29+7

28+5

1 час пропадает из-за Дня здоровья. РР было дано больше в первой теме

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.

15+3

13+5

Переформатировано количество часов внутри темы при сохранении общего количества. Тема достаточно проста для изучения, поэтому акцент сделан на РР

Лексикология. Культура речи

8+2

10+3

В связи с актуальностью данной темы для успешной адаптации ученика в современном мире, социуме, количество часов увеличено.

Морфемика. Орфография. Культура речи

22+4

19+5

В связи с высоким уровнем орфографической зоркости у учащихся целесообразно оптимизировать учебный материал на фактическое количество уроков.

Морфология. Орфография. Культура речи

69+14

48+14

В связи с государственными праздниками, плановыми днями здоровья.

Повторение и систематизация изученного

6+2

18

Для успешной систематизации и обобщения изученного в 5 классе.






© 2010-2022