- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Домашенко Я.А. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская основная общеобразовательная школа деревни Мизиново Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______С.И. Карпова
«26» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
-
(учебный предмет)
5
(класс)
базовый
(уровень обучения)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Домашенко Янина Анатольевна
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса в 2014-2015 учебном году составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;
-
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО;
-
примерной Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2008.
-
авторской программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского - М:Просвещение, 2008.
Данная программа реализуется в линии учебников «Русский язык 5 класс» авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Л.М.- Москва: Просвещение, 2013.
В соответствии с учебным планом МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО данная программа рассчитана на преподавание курса русского языка в 5 классе в объеме 6 часов в неделю (204 часа в год).
В рабочей программе более полно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
- построена с учетом принципов системности, доступности, научности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастные особенности обучающихся.
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.
Задачи:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Основное содержание
Разделы науки
о языке
Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу
Общие сведения о языке
Язык - важнейшее средство общения в определённом национальном коллективе
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики.
Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.
Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.
Понятие вводных слов.
Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.
Фонетика
Орфоэпия
Фонетическая транскрипция. Изменение звуков в потоке речи. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука и анализ звука в потоке речи.
Орфоэпия как наука о языке. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Лексикология
Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Основные виды тропов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Оценка своей и собственной речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфемика
Отличие морфемы от других языковых единиц.
Основные выразительные средства морфемики. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов выразительности.
Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.
Грамматика
Морфология
Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Имя существительное
Имена существительные общего рода. Правильное употребление имени существительного в речи.
Имя прилагательное
Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи.
Глагол
Правильное употребление глаголов в речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать:
-
определения основных изученных в 5 классе языковых явлений,
-
речеведческих понятий,
-
орфографических и пунктуационных правил,
-
обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
уметь:
-
Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов.
-
Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
-
Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
-
Находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их, производить орфографический разбор слов с изученными офограммами.
-
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
-
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
-
Определять тему и основную мысль текста, его стиль, подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных), составлять простой план исходного и собственного текста.
-
Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
-
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
-
Пользоваться орфографическими, толковыми, орфоэпическими словарями.
-
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
-
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Количество часов
Общие сведения о языке. (2+1)
1.
01-05.09
Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. №1, 2, 3, 4.
1
2.
01-05.09
Наука о русском языке, её основные разделы.
1
3.
01-05.09
Рр Стили речи. №5.
1
Повторение пройденного в 1-4 классах. (20+6)
4.
01-05.09
Звуки и буквы. Произношение и правописание. №6.
1
5.
01-05.09
Орфограмма. №7.
1
6.
01-05.09
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. №8.
1
7.
08-12.09
Правописание проверяемых согласных в корне слова. №9.
1
8.
08-12.09
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. №10.
1
9.
08-12.09
Буквы И, У, А после шипящих. №11.
1
10.
08-12.09
Разделительные Ъ и Ь после шипящих. №12.
1
11.
08-12.09
Раздельное написание предлогов с другими словами. №13.
1
12.
08-12.09
Рр Текст. Тема текста. №14, №18.
1
13-14.
15.19.09
Рр Обучающее Урок развития речи (на основе упр. 70)
2
15.
15.19.09
Работа над ошибками. Части речи. №15.
1
16.
15.19.09
Наречие. №15.
1
17.
15.19.09
Глагол.№16.
1
18.
15.19.09
-Тся и -ться в глалолах. №17.
1
19.
22.26.09
Личные окончания глаголов. Не с глаголами. №19.
1
20.
22.26.09
Имя существительное. Буквы е-и в окончаниях существительных. №20.
1
21.
22.26.09
Имя существительное. Ь после шипящих на конце существительных. №20.
1
22.
22.26.09
Имя прилагательное. №21.
1
23-24.
22.26.09
Рр Работа с репродукцией картины А. А. Пластова «Летом» (упр. 106).
2
25.
22.26.09
Работа над ошибками.
1
26.
28.09-03.10
Местоимение. №22.
1
27.
28.09-03.10
Рр Основная мысль текста. №23. Подготовка к сочинению «Летние радости».
1
28.
28.09-03.10
Контрольный диктант.
1
29.
28.09-03.10
Работа над ошибками.
1
30.
28.09-03.10
Синтаксис как раздел грамматики. №24. Пунктуация как раздел грамматики. №25.
1
31.
28.09-03.10
Словосочетание. Строение словосочетаний. №26.
1
32.
06-10.10
Способы выражения грамматической связи в словосочетании. №26.
1
33.
06-10.10
Разбор словосочетания. №27.
1
34.
06-10.10
Предложение. №28.
1
35.
06-10.10
Рр Сжатое изложение «Старый пень» (упр. 137).
1
36.
06-10.10
Проверочная работа(адм.)
1
37.
06-10.10
Виды предложений по цели высказывания. № 29.
1
38.
13.-17.10
Виды предложений по эмоциональной окраске. № 30.
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. №31, №32.
1
39.
13.-17.10
Сказуемое. № 33.
1
40.
13.-17.10
Тире между подлежащим и сказуемым. № 34.
1
41.
13.-17.10
Нераспространенные и распространённые предложения. № 35.
1
42.
13.-17.10
Второстепенные члены предложения. Дополнение. № 36, 37.
1
43.
13.-17.10
Определение. № 38.
1
44.
20-25.10
Обстоятельство. № 39.
1
45.
20-25.10
Предложения с однородными членами. № 40.
1
46.
20-25.10
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. № 41.
1
47.
20-25.10
Обобщающие слова при однородных членах предложения. № 41.
1
48.
20-25.10
Предложения с вводными словами.
1
49.
20-25.10
Предложения с обращениями. № 42.
1
50.
27-31.10
Рр Письмо. № 43.
1
51.
27-31.10
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. № 44, № 45.
1
52-53.
27-31.10
Рр Работа с репродукцией картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» (упр. 218).
2
54.
27-31.10
Работа над ошибками.
1
55.
27-31.10
Простые и сложные предложения. № 46.
1
56.
10.14.11
Синтаксический разбор сложного предложения. № 47.
1
57.
10.14.11
Прямая речь. № 48.
1
58.
10.14.11
Диалог. № 49.
1
59.
10.14.11
Синтаксис и пунктуация. Повторительно-обобщающий урок. № 24-49.
1
60.
10.14.11
Контрольный диктант.
1
61.
10.14.11
Рр Выборочное изложение (упр. 254).
1
62.
17.21.11
Работа над ошибками.
1
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (13+5)
63.
17.21.11
Фонетика - наука о звуках. № 50. Гласные звуки.
№ 51.
1
64.
17.21.11
Согласные звуки. №52.
1
65.
17.21.11
Изменение звуков в потоке речи. № 53.
1
66.
17.21.11
Согласные твёрдые и мягкие. № 54.
1
67.
17.21.11
Р.р. Функционально-смысловые типы речи. Повествование. № 55.
1
68.
24-28.11
Работа над ошибками. Согласные звонкие и глухие. № 56.
1
69
24-28.11
Графика. № 57. Алфавит. №58.
1
70-71.
24-28.11
Рр Описание предмета. Сочинение (упр. 295). № 59.
2
72.
24-28.11
Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. № 60.
1
73.
24-28.11
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. № 61.
1
74.
01-05.12
Орфоэпия. № 62.
1
75.
01-05.12
Фонетический разбор слова. Звукопись как выразительное средство устной речи. № 63.
1
76.
01-05.12
Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». № 50-63.
1
77-78.
01-05.12
Рр Работа с репродукцией картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 317).
2
79.
01-05.12
Контрольная работа.
1
80.
01-05.12
Работа над ошибками.
1
Лексикология. Культура речи. (10+3)
81.
08-12.12
Слово и его лексическое значение. № 64.
1
82.
08-12.12
Словари.
1
83.
08-12.12
Однозначные и многозначные слова. № 65.
1
84.
08-12.12
Прямое и переносное значение слов. № 66.
1
85.
08-12.12
Омонимы. № 67.
1
86.
08-12.12
Синонимы. № 68.
1
87-88.
15-19.12
Рр Работа с репродукцией картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358).
2
89.
15-19.12
Работа над ошибками. Антонимы. № 69.
1
90.
15-19.12
Обобщение изученного по теме «Лексикология».
1
91.
15-19.12
Контрольная работа по разделу «Лексикология».
1
92.
15-19.12
Рр Изложение «Первый снег» (упр. 375).
1
93.
22.26.12
Работа над ошибками.
1
Морфемика. Орфография. Культура речи. (19+5)
94.
22.26.12
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - наименьшая значимая часть слова. № 70.
1
95.
22.26.12
Изменение и образование слов. № 71.
1
96.
22.26.12
Окончание и основа слова. № 72, 73.
1
97.
22.26.12
Корень слова. № 74.
1
98.
22.26.12
Рр Рассуждение. № 75.
1
99.
12-16.01
Суффикс. № 76.
1
100.
12-16.01
Приставка. № 77.
1
101-102.
12-16.01
Рр Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика (упр. 420).
2
103.
12-16.01
Работа над ошибками. Чередование звуков. № 78.
1
104.
12-16.01
Беглые гласные. № 79.
1
105.
19-23.01
Варианты морфем. № 80.
1
106.
19-23.01
Морфемный разбор слова. № 81.
1
107.
19-23.01
Правописание гласных и согласных в приставках. № 82.
1
108.
19-23.01
Буквы З и С на конце приставок. № 83.
1
109.
19-23.01
Буквы О - А в корне -лаг- - -лож- . № 84.
1
110.
19-23.01
Буквы О - А в корне -раст- - -рос-. № 85.
1
111.
26-30.01
Буквы Ё - О после шипящих в корне. № 86.
1
112.
26-30.01
Буквы И - Ы после Ц. № 87.
1
113-114.
26-30.01
Рр Описание «поэтических предметов». Работа с репродукцией картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 457).
2
115.
26-30.01
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика». № 70-87.
1
116.
26-30.01
Контрольный диктант.
1
117.
02-06.02
Работа над ошибками.
1
Морфология. Орфография. Культура речи. (48+14)
118.
02-06.02
Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. № 88.
1
Имя существительное. (17+6)
119.
02-06.02
Имя существительное как часть речи. № 88.
1
120.
02-06.02
Рр Доказательства в рассуждении.
1
121.
02-06.02
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
1
121.
02-06.02
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
122.
09-13.02
Рр Сжатое изложение (упр. 498).
1
123.
09-13.02
Работа над ошибками.
1
124.
09-13.02
Морфологический разбор имён существительных.
1
125.
09-13.02
Род имён существительных.
1
126.
09-13.02
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
1
127.
09-13.02
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
1
128.
16-20.02
Три склонения имён существительных.
1
129.
16-20.02
Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1
130.
16-20.02
Существительные на -ия, -ие, -ий.
1
131-132.
16-20.02
Рр Подробное изложение с элементами описания (упр. 547).
2
133.
16-20.02
Работа над ошибками.
1
134.
23-27.02
Множественное число имён существительных.
1
135.
23-27.02
Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
1
136.
23-27.02
Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное».
1
137.
23-27.02
Контрольный диктант.
1
138.
23-27.02
Работа над ошибками.
1
139-140.
23-27.02
02-06.03
Рр Работа с репродукцией картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр. 564).
2
Имя прилагательное. (9+2)
141.
02-06.03
Имя прилагательное как часть речи.
1
142.
02-06.03
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
143.
02-06.03
Буквы О - Е после шипящих в окончаниях прилагательных.
1
144.
02-06.03
Рр Описание животного.
1
145.
02-06.03
Прилагательные полные и краткие.
1
146.
09-13.03
Рр Работа с репродукцией картины А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 599).
1
147.
09-13.03
Работа над ошибками.
1
148.
09-13.03
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
149.
09-13.03
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».
1
150.
09-13.03
Контрольный диктант.
1
151.
09-13.03
Работа над ошибками.
1
Глагол. (21+5)
152.
16-20.03
Глагол как часть речи.
1
153.
16-20.03
Не с глаголами.
1
154.
16-20.03
Рр Рассказ (упр.619).
1
155.
16-20.03
Работа над ошибками.
1
156.
16-20.03
Неопределённая форма глагола.
1
157.
16-20.03
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
1
158.
01-03.04
Виды глагола.
1
159.
01-03.04
Буквы Е-И в корнях с чередованием..
1
160-161.
01-03.04
Рр Невыдуманный рассказ о себе. №113
2
162.
06-10.04
Работа над ошибками.
1
163.
06-10.04
Время глагола.
1
164.
06-10.04
Прошедшее время.
1
165.
06-10.04
Настоящее время.
1
166.
06-10.04
Будущее время.
1
167-168-169.
06-10.04
13-17.04
Спряжение глаголов.. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
3
170.
13-17.04
Морфологический разбор глагола.
1
171.
13-17.04
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа.
1
172.
13-17.04
Употребление времён.
1
173.
13-17.04
Систематизация изученного по теме «Глагол».
1
174-175.
20-24.04
Рр Работа с репродукцией картины О. В. Попович «Не взяли на рыбалку» (упр. 713).
2
176.
20-24.04
Контрольная работа по теме «Глагол».
1
177.
20-24.04
Работа над ошибками.
1
Повторение и систематизация изученного. (26)
178.
20-24.04
Разделы науки о языке..
1
179.
20-24.04
Орфограммы в приставках.
1
180.
20-24.04
Орфограммы в корнях слов.
1
181.
27-30.04
Орфограммы в окончаниях слов.
1
182.
27-30.04
Употребление букв Ъ и Ь. Мягкий знак на конце после шипящих.
1
183.
27-30.04
Повторение синтаксиса и пунктуации.
3
184.
27-30.04
185.
27-30.04
186.
27-30.04
Повторение фонетики.
2
187.
04-08.05
188.
04-08.05
Повторение лексикологии.
2
189.
04-08.05
190.
04-08.05
Повторение морфемики.
2
191.
11-15.05
192.
11-15.05
Повторение имени существительного.
2
193.
11-15.05
194
195
11-15.05
Повторение имени прилагательного.
2
196.
11-15.05
Повторение глагола.
4
197.
18-22.05
198
18-22.05
199
18-22.05
200.
18-22.05
Итоговая контрольная работа.
1
201.
18-22.05
Итоговый контрольный диктант.
1
202.
18-22.05
Работа над ошибками.
1
203.
25-29.05
Подведение итогов года.
1
204
25-29.05
Рефлексия собственных достижений
1
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
-
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Л.М. «Русский язык 5 класс» - Москва: Просвещение, 2013.
-
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором Москва «Просвещение» 2005
-
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии Москва «Просвещение» 2005
-
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5 класс Москва «Сфера» 2006
-
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста 5 класс Москва «Сфера» 2005
-
Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии Москва «Просвещение» 2006
-
Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Москва «Экзамен» 2007
-
Соловьёва Н.Н. Русский язык Тетрадь для контрольных и самостоятельных работ 5 класс Москва «Просвещение» 2005
Для учителя:
-
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Л.М. «Русский язык 5 класс» - Москва: Просвещение, 2013.
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе Москва «Просвещение» 2000
-
Жердева Л.А. Карточки-задания 5 класс Москва «Владос» 2000
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс, М.: ВАКО, 2011
-
Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс Москва «Просвещение» 2005
-
Львова С.И. Лингвистические игры 5-11 классы Москва «Эксмо» 2008
-
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс Москва «Просвещение» 2004
Мультимедийные пособия.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс». Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Л.М. - Москва: Просвещение, 2013.
Согласовано
Протокол заседания ШМО
учителей гуманитарного цикла
от 25.08.2014 г. № 1
______________________
( председатель ШМО Иванова Л.П.)
Лист коррекции и внесения изменений
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________/С.И. Карпова/
«___»________20___ г.
Тема курса
Планируемое кол-во уроков
Фактическое кол-во уроков
Причины
Повторение пройденного в 1-4 классах.
17+3
20+6
В связи с переходом учащихся из одной ступени в другую, потребность в адаптационном периоде. Увеличение количества уроков РР как одного из основных видов развития связной письменной речи учащихся.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
29+7
28+5
1 час пропадает из-за Дня здоровья. РР было дано больше в первой теме
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.
15+3
13+5
Переформатировано количество часов внутри темы при сохранении общего количества. Тема достаточно проста для изучения, поэтому акцент сделан на РР
Лексикология. Культура речи
8+2
10+3
В связи с актуальностью данной темы для успешной адаптации ученика в современном мире, социуме, количество часов увеличено.
Морфемика. Орфография. Культура речи
22+4
19+5
В связи с высоким уровнем орфографической зоркости у учащихся целесообразно оптимизировать учебный материал на фактическое количество уроков.
Морфология. Орфография. Культура речи
69+14
48+14
В связи с государственными праздниками, плановыми днями здоровья.
Повторение и систематизация изученного
6+2
18
Для успешной систематизации и обобщения изученного в 5 классе.