Тема: «Род имени существительного. »

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Род имени существительного .»

Урок -игра « Что? Где? Когда?»

Цели урока:

. Обучающие: обобщить знания детей об имени существительном, развивать орфографическую зоркость при правописании звонких и глухих , непроизносимых согласных в корне слова. Научить различать род имени существительного.

. Развивающие: развивать устную связную и письменную речь,развивать познавательную активность учащихся, развивать творческую способность, развивать словесно-логическое мышление, расширить кругозор учащихся с помощью дополнительных материалов, развивать навыки грамотного письма.

. Воспитывающие: воспитывать умение работать в группах, воспитывать доброжелательность, самостоятельность.

Оборудование: Портреты сказочных героев, картины с зимним пейзажем, карточки со словами, буквами, предложениями. Интерактивная доска. Слайды. Жетоны .

Метод: Словесный и наглядный, частично-поисковый. Работа в группах.

Ход урока.

  1. Оргмомент.Здравствуйте ! Начинаем урок русского языка.

Внимание. Проверь, дружок . Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте ? Всё ль в порядке? Книжка , ручка и тетрадка. Проверили ? Садитесь. Итак, начнём урок. Сейчас проведём диагностику. Проверим , как вы усвоили пройденный материал.

/слайд №1/..Имя существительное - это.............

Обозначает....................................

Отвечает на вопросы..................................

Относятся к ......................, ....................,.....................

В предложении имена существительные бывают........ или ....

Имена существительные бывают ............и ............................

Бывают...............и..............................

Одушевлённые отвечают на вопрос....................

Неодушевлённые отвечают на вопрос......................

Нарицательные пишутся.......................................

Собственные пишутся............................................

Поставьте вопрос к данным существительным: дядя, родник, отец, река, озеро, дом, улица, село, корова, верблюд,телёнок, Астана, город, лес, природа, дерево, цветок, бабушка, дедушка.

Назвать собственные и нарицательные существительные: родина, Москва, Пушкин, Астана, село, аул, книга.

Итак , можно сделать вывод. Пройденный материал хорошо усвоили. Перейдём к следующей теме.

  1. Новая тема: Двадцатое декабря.

Классная работа.

Род имён существительных. ( В казахском языке нет категории рода.)

1.Вступительное слово учителя.....Имена существительные относятся к мужскому, среднему, женскому роду. К ним можно подставить слова мой, моя, моё.

/слайд №2/ Имя существительное :

Женский род

Мужской род

Средний род

Моя подруга,рука, земля, тетрадь,вещь,ночь,рожь.

Мой друг, учебник, город, словарь, карандаш, герой,грач, гараж, плащ, врач.

Моё яблоко, село, полотенце, здоровье, настроение.

а.я,ь

Твёрдый согласный, мягкий согласный или й.

о,е.

После шипящих в единственном числе пишется ь.

После шипящих в единственном числе ь не пишется.


2. Минутка чистописания. / мелом на доске/.

Д ЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ , ЗИМУ НАЧИНАЕТ. / ПОДЧЕРКНИТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ/ 2. Будем закреплять новый материал. У нас в гостях сказочные герои. Они приготовили для вас интересные задания. Вы должны быстро работать.

  1. Обратите внимание на новые слова./ слайд №3/

Зимой- қыста

Усвоить-меңгеріп алу

Погода -ауа райы

Мороз-аяз

Закрепительная работа по теме.

1 задание. У нас в гостях хитрая Лисичка-сестричка. /слайд№4/ Она просит вас выполнить упражнение № 219( учебник). Написать существительные в 3 столбика . Обозначить окончание . Гвоздика, незабудка, роза, ромашка, акация, фиалка, морковь, рожь, яблоня, вишня,черёмуха, ель.

ПРОВЕРЯЕМ.( 3 ученика у доски)

2 задание. Следующий гость на нашем уроке это Серый Волк. /слайд№5/ Он прислал 3 конверта. Вы должны определить предмет, род этого существительного.

Действие есть, а где предмет?

  1. Светит, сияет, греет...................что это?/солнце/ средний род.

  2. Бегает, прыгает, лает.........что это?/собака / женский род.

  3. Вянет, желтеет, опадает..........что это?./лист/ мужской род.

Проверяем. (3 ученика у доски)

3 задание. Угадайте имя сказочного героя , который будет с вами сейчас играть . /СЛАЙД№6/

Он дружок зверям и детям

Он живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

НЕ котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино,

И известна вам давно.

Эта милая мордашка.

Он зовётся .........................../Ч ебурашка/

Итак , у нас в гостях Чебурашка. У него такое задание. Подобрать парные существительные.

Отец-------------бабушка

Дядя---------------мать

Дедушка-------------сестра

Брат----------------- тётя

Проверка (1 ученик у доски)

4 задание . / слайд №7/ / Следующий гость у нас Буратино.

Задание: Упр.220. Написать словосочетания из данных существительных и прилагательных. Объяснить написание ь.

Речь родная

Помощь спелая

Рожь скорая

Дочь тёплая

Печь взрослая

Вещь старая

Молодёжь летняя

Ночь серая

Мышь современная

Проверка. ( 3 ученика у доски)

5 задание. Против вас играет Косолапый Медведь. /слайд№8/ Хотя зимой он спит , но для вас он приготовил задание. Внимательно посмотрите на картину «Зимний пейзаж». Выпишите имена существительные , определите их род. Самостоятельная работа.

Проверка. (2-3 ученика).

Косолапый медведь приготовил для вас загадку.

Схватил за уши, кончик носа,

Разрисовал окно без спросу.

Кто же это? Вот вопрос !

Это делает ............................................/мороз/

А) Работаем устно. Отгадайте загадку.Определите род, число существительного.

Б) В семье четверо детей.Имена которых оканчиваются на слог «-ша».Отгадайте , как зовут малышей? ( Саша, Маша, Даша, Миша).

А вот и клякса прислала задание.На всех словах она поставила кляксу. Вы подумайте и скажите, какую букву спрятала Клякса, и докажите это /слайд№9/

Улы...ка, оши...ка, бесе...ка,ша...ка, ска..ка, доро...ка. ( улыбочка,ошибочка,беседовать, шапочка,сказочка,дороженька)

/// часть . Заключение. Подведём итог. Итак, какую тему мы сегодня прошли? Какие слова мы можем поставить к словам мужского рода, женского рода, среднего рода?

За успешное выполнение всех заданий , придуманных сказочными героями, и активную работу сегодня получают отметки такие ученики../оценивание/....

  1. Домашнее задание: Решить кроссворд.

Упр.223

  1. Если останется время . Ответить на вопросы./ слайд №10/.



© 2010-2022