Факультатив по литературе 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Элективный курс «Комплексный анализ художественного текста» разработан для учеников 11 класса и предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведений. Структура учебного занятия предполагает небольшую теоретическую часть, где даны необходимые сведения по теме. Для каждой темы подобраны свои художественные тексты, что позволяет глубоко проникнуть в суть данного аспекта анализа, а практическое овладение всеми аспектами позволит выйти на комплексный анализ художественного текста, на постижение его поэтики.

Цель курса:

  • Определить проблему, актуальную при изучении в современной школе произведений классической и современной литературы, которая способствует не только более глубокому восприятию и постижению учащимися литературы 19 - 20 веков, но и выявляет их контекстные связи.

  • Предложить в программе организацию материала, позволяющую формировать умение комплексного анализа художественного текста.

  • Использование вариантов контекста при изучении тем русской литературы.

Задачи курса:

  1. Дать представление учащимся о целостности художественного текста, о способах эстетического освоения мира писателем.

  2. Показать варианты анализа произведений, учитывая неразрывную связь формально-содержательных элементов текста в структуре целого

  3. Показать формы, приёмы работы с текстом, позволяющие анализировать художественное произведение с философской точки зрения,определять позицию автора в этом тексте, значение произведения в его творчестве и место в литературном процессе.

Требования к уровню усвоения материала:


  • Знать теоретические основы комплексного анализа художественных произведений.

  • Владеть лексико-семантическим анализом, который позволяет учитывать роль, связи, отношение каждого художественного элемента в структуре целого.

  • Воссоздавать художественный мир писателя и определять место анализируемого произведения в его творчестве.

  • Учитывать философский контекст при анализе произведения

Литература


  1. Виноградов В.В. «О теории художественной речи». М.,1971.

  2. Васильева А.Н. «Художественная речь». М., 1983.

  3. Виноградов В.В. «О языке художественной прозы». М., 1980.

  4. Винокур Г.О. «О языке художественной литературы». М., 1991.

  5. Григорьев В.П. «Поэтика слова». М., 1979.

  6. Кухаренко В.А. «Интерпретация текста». М., 1988.

  7. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. «Поэтика» М., 1994.

Приложение.


Список произведений:

  1. М.Ю. Лермонтов «Ангел», «Мой демон», «Воздушный корабль, «Чаша жизни» и др.

  2. М.Ю. Лермонтов поэма « Демон».

  3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

  4. А.П. Платонова «Третий сын».

  5. В. М. Шукшина «Алёша Бесконвойный», «Мастер», «Верую».

  6. Т. Толстая «Смотри на обороте».

  7. А. Геласимов «Год обмана»

  8. Ю. Трифонов «Обмен».





Тема и содержание урока

Дата


Раздел 1. Особенности строения и изучения художественного текста. 4 часа

1.

Художественный текст как сложно построенный смысл.

2.09

2.

Принцип целостности как основополагающий принцип построения и изучения художественного текста.

09.09

3.

Стиль как закономерно согласованное единство всех элементов и проявление художественной целостности в них.

16.09

4.

Учёт множества связей, которые возникают во время анализа текста (внутренние и внешние - разные виды контекстов, интертекст).

23.09


Раздел 2. Основные аспекты комплексного анализа: мотив, лейтмотив, сквозные мотивы. 4 часа


5.

Мотив как один из устойчивых смысловых элементов художественного текста. Его роль в структуре и содержании произведения.

30.09

6.

Основные мотивы. Мотив и словообраз (концепт). Устойчивые мотивы.

7.10

7.

Взаимосвязь и переплетение мотивов в художественном тексте. Лейтмотив.

14. 10

8.

Вариации мотивов, сквозные мотивы. Их значение в творчестве писателей. Образы Ангела и Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова.

21.10


Раздел 3. Роль слова в художественном тексте. 2 часа.


9.

Роль слова в художественном тексте. Слово - образ - смысл. Смысловая взаимосвязь слов в тексте. Слово в контексте всего произведения, творчества писателя. Лингвопоэтический анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни».

28.10

10.

Связь лирики и прозы М.Ю. Лермонтова. Сравнительный анализ стихотворения «Чаша жизни» и романа «Герой нашего времени».

11.11


Раздел 4.Формы повествования. Повествование от 1 лица. Рассказ в рассказе. 6 часов.


11.

Речевая структура художественного произведения. Лексико-стилистическая взаимосвязь речи автора и персонажа.

18.11

12.

Организация повествования в структуре художественного текста.

25.11

13.

Объективная и субъективная формы повествования.

02.12

14.

Роль рассказчика и повествователя в тексте.

09.12

15 - 16.

Роль рассказчика и повествователя в тексте. (Повествование от 1 лица рассматривается на примере рассказа А.П. Чехова «Устрицы», а форма повествования рассказ в рассказе - На примере рассказа «Тоска» А.П. Чехова).

16.12


23.12


Раздел 5. Художественное время и пространство в произведении. 8 часов.


17.

Художественное время и пространство как синтетические явления в ткани произведения.

30.12

18 - 19.

Отличие художественного времени от объективно данного, его тесная связь с событийной основой произведения, отражение причинно-следственных, психологических, ассоциативных связей в художественном тексте.

13.01


20.01

20

Роль художественного пространства в выражении этико-эстетической оценки и моральной характеристики героев.

27.01

21.

Открытое и замкнутое, динамичное и статичное пространство.

03.02

22.

Связь движения и пространства в произведении.

10.02

23 - 24

Распространённые пространственные формы в художественном произведении (дорога, дом). Платонов «Третий сын», В.М Шукшина «Алёша Бесконвойный», «Мастер», «Верую».

17.02


24.02


Раздел 6. Соотношение речи автора и персонажа. Диалог как одна из форм повествования. 6 часов


25.

Соотношение речи автора и персонажа. Анализ использования в тексте лексико-стилистических средств в определенных творческих целях.

02.03

26.

Сочетание лексики разных стилистических пластов как средство уточнения социально-психологической характеристики персонажа.

09.03

27.

Характерологическая функция речи как один из аспектов художественной функции слова.

16.03

28.

Индивидуализация образа средствами языка. Приёмы типизации и индивидуализации речи персонажа.

23.03

29.

Функционально-стилистический анализ речевых средств, применяемых писателем для воплощения речевой деятельности персонажа.

06.04

30.

Линии соприкосновения авторского языка и языка персонажа. Несобственно-авторское (характерологическое) повествование. Т.Толстая «Смотри на обороте».

13.04


Раздел 7. Ритмическая и интонационная организация художественной прозы. 2 часа


31.

Ритмическая организация прозы. Композиционная и смыслообразующая роль ритма в художественном произведении.

20.04

32.

Макроритм и микроритм. Основные средства ритмическойорганизации текста. А. Геласимов «Год обмана»

27.04


Раздел 8. Заглавие художественного текста как один из важных элементов его структуры. Его роль в произведении. 2 часа


33.

Соотнесённость заглавия и внутреннего содержания текста.

04.05

34.

Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста. Ю.Трифонов «Обмен».

11.05

18.05



© 2010-2022