Рабочая программа по русскому языку 9 класс Бархударов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Учебно-тематическое планирование по русскому языку 9-й класс (105 часов)


Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.







Учитель русского языка и литературы

Россихина Елена Николаевна








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

105 часов (3 часа в неделю)










1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2012 года.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени.

Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса.

Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану на 2015 - 2016 учебный год.





2. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе:

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9класс. М.: Просвещение, 2006г.

Таблицы по русскому языку для 9 класса. - М.: «Просвещение», 2009 г.

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс: Методические советы. - М.: «Вако», 2006 г.



3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.












Учебно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Международное значение русского языка.

1

Урок усвоения новых знаний

Коллективная, самостоятельная работа

Анализ текстов о языке

Понимать, какую роль играет русский язык в современном мире, объяснить причины его авторитета. Понимать необходимость изучения родного языка.




Повторение изученного в 5-8 классах

2

Фонетика

1

Повторительно-обобщающийурок


Коллективная, самостоятельная работа

Фонетический разбор слов

Закрепить знания о фонетике, полученные в предыдущих классах.



3

Лексика и фразеология

1

Повторительно-обобщающийурок


Коллективная, самостоятельная работа

Анализ текста

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, употреблять в речи фразеологизмы.



4

Морфемика и словообразование

1

Повторительно-обобщающийурок

Коллективная, самостоятельная работа

Практическая работа

Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова.



5-6

Морфология.

Орфография.

2

Повторительно-обобщающийурок

Коллективная, самостоятельная работа

Морфологический разбор слов в предложениях.

Закрепить теоретические знания по теме «Морфология». Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли.



7-8

Словосочетание.

Простое предложение.

2

Повторительно-обобщающийурок

Коллективная, самостоятельная работа

Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения.

Закрепить навыки разбора словосочетания и простого предложения.



9-10

Синтаксис простого предложения. Текст.

2

Повторительно-обобщающийурок

Коллективная, самостоятельная работа

Разбор простых предложений. Определение стиля текста.

Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении. Уметь определять тип стиля текста.



11-12

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта.

2

Урок контроля.


Диктант.




Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение.

13-14

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

2

Повторительно-обобщающийурок

Практическая коллективная работа.

Анализ предложений. Составление таблицы «Основные виды сложных предложений»

Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП.

15-16

Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

2

Урок усвоения знаний, развитие речи.

Практическая коллективная работа.

Работа с текстом упр.№55.

Знать способы сжатия текста, уметь выбирать в тексте основную информацию.

17-18

Р/р. Сжатое изложение.

2

Урок развития речи.

Практическая коллективная работа.

Уметь писать изложение, отбирая основную информацию.


Сложносочиненные предложения.

19-20

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

2

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная работа.

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

Расширить знания о ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

21-22

Р/р. Рецензия.

2

Урок развития речи.

Практическая коллективная работа

Написание рецензии на стихотворение. Упр. №75.

Уметь писать рецензии.


Сложноподчиненные предложения

23

Сложноподчиненные предложения. Строение ССП. Подчинительные союзы и союзные слова.

1

Повторительно-обобщающийурок

Практическая коллективная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.

Закрепить знания о СПП, его строении. Научиться различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки.

24

Строение СПП. Схемы СПП.

1

Повторительно-обобщающийурок

Практическая коллективная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.

Научиться представлять структуру СПП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки.

25

Р/р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.)

1

Урок развития речи.

Практическая коллективная работа.

Работа с текстами сборника изложений.

Использовать СПП в речи, развивая навыки устного пересказа.

26-27

Р/р. Изложение.

2

Урок развития речи.

Самостоятельная работа.

Изложение.

Развитие умения письменно излагать услышанный текст, самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности.

28-29

Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными.

2

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Иметь представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки.

30-31

СПП с придаточными изъяснительными.

2

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Сформировать понятие о придаточных изъяснительных; совершенствовать пунктуационные навыки.

32

СПП с придаточными обстоятельственными.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление о придаточных обстоятельственных. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

33

СПП с придаточными степени и образа действия.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными степени и образа действия, смысловых различий этого вида придаточных предложений; развивать творческие способности. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

34

СПП с придаточными места.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными места. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



35

СПП с придаточными времени.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными времени. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



36

СПП с придаточными условными.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными условными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



37

СПП с придаточными причины.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными причины. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



38

СПП с придаточными цели.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными цели. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



39

СПП с придаточными сравнительными.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными сравнительными, уметь отличать их от других придаточных, сравнительных оборотов. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



40

СПП с придаточными уступительными.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными уступительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



41-42

СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными..

2

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



43-44

Контрольная работа «Виды придаточных предложений»

2

Урок контроля.

Самостоятельная работа.

Диктант с грамматическим заданием.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.



45-47

СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

3

Урок закрепления изученного.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными.



48-49

Р/р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине.

2

Урок развития речи.

Самостоятельная работа.

Сочинение-рассуждение.

Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.



50

Р/р. Деловые бумаги.

1

Урок развития речи.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Составление деловой бумаги.

Уметь оформлять различного рода деловые бумаги в официально-деловом стиле, применять термины, стандартные обороты речи.




Бессоюзные сложные предложения

51-52

Бессоюзные сложные предложения

2

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания.



53-54

БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.

2

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор.



55-56

Двоеточие в БСП.

2

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые причины (причины, пояснения, дополнения).



57-58

Тире в БСП.

2

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Знать условия постановки тире в БСП, выявлять смысловые причины (противопоставления, времени, условия и следствия).



59-60

Р/р. Реферат.

Сообщение на лингвистическую тему.

2

Урок развития речи.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на лингвистическую тему.

Уметь понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников.




Сложные предложения с различными видами связи.

61-65

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

5

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Углубить представление о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.



66-67

Р/р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи.

2

Урок развития речи.

Практическая самостоятельная работа.

Сочинение.

Развитие речи, творческих способностей. Закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них.



68

Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».

1

Урок-повторение.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Обобщение изученного материала.

Закрепить знания и умения по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе.



69-70

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

2

Урок контроля.

Самостоятельная работа.

Диктант с грамматическим заданием.

Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.




Общие сведения о языке.

71

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

1

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Работа с текстами.

Иметь представление о роли языка в жизни общества, о развитии языка в связи с историческим развитием общества.



72-73

Русский литературный язык и его стиль.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Работа с текстами.

Углубить понятие о стилях языка, сферах его применения, совершенствовать навыки анализа текста.



74-75

Контрольный тест по программе 9 класса.

Анализ работ.

2

Урок контроля.

Самостоятельная работа.

Тест.

Обучить навыкам работы с тестами.




Повторение.

76-77

Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Выполнение практических заданий.

Обобщить знания по фонетике, углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии.



78-79

Повторение.

Лексика. Фразеология. Орфография.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Работа со словарем.

Обобщить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей.



80-81

Повторение.

Состав слова и словообразование. Орфография.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Выполнение практических заданий.

Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование», совершенствовать орфографические навыки.



82-84

Повторение. Морфология. Именные части речи.

3

Урок-семинар.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Сообщения учащихся. Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии именных частей речи, совершенствовать навыки морфологического разбора.



85-86

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии глагола и его форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.



87-88

Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.



89-90

Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии наречия и слов категории состояния и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.



91-92

Повторение. Служебные части речи.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии предлога, союза, частицы и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.



93-94

Р/р. Сжатое изложение.

Подготовка к ГИА

2

Урок развития речи.

Самостоятельная работа.

Изложение.

Совершенствование навыков изложения текста, формирование самостоятельно мыслить, анализировать текст, развитие творческих способностей.



95

Анализ изложения

1

Урок развития речи

Практическая работа

Работа над ошибками

Развитие творческих способностей



96-97

Повторение.

Синтаксис. Словосочетания и предложения. Пунктуация.

2

Повторительно-обобщающийурок.

Практическая коллективная работа.

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения.



98

Употребление знаков препинания.

1

Урок обобщение

Практическая коллективная работа.

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.



99-100

Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА.

2

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Сочинение

Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи



101

Анализ сочинения

1

Урок развития речи

Практикум

Работа над ошибками

Развитие творческих способностей



102-104

Пробная ГИА

3

Урок контроля

Самостоятельная работа



105

Резерв

1





© 2010-2022