Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное общеобразовательное

«Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Медногорска Оренбургской области



Рабочая программа

предмета «Чтение и развитие речи»

для 8 класса

на 2015-2016 учебный год








Составила:

учитель-дефектолог

высшей

квалификационной категории

Быстрицкая С.Г.













1.Пояснительная записка.


Данная адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе построена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, /под редакцией В.В.Воронковой и учебников: Чтение 8 класс, автор-составитель З.Ф.Малышева М.: «Просвещение», 2014г., Чтение: 8 класс, автор-составитель В.В.Воронкова - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2014, в соответствии с годовым календарным графиком (34 учебных недели).

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю), в том числе на проверку техники чтения - 2 раза в год (в I и IV четвертях) и внеклассное чтение - 1 раз в месяц.

Чтение и развитие речи является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, носит элементарно-практический характер.

В коррекционной школе в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на наиболее сложном речевом и понятийном материале. На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют этими навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.

Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный также в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

Также на уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального характера.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

Цель - освоение учебного материала, помогающего учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации в обществе.

Задачи:

  1. Развивать речевую культуру.

  2. Удовлетворять коммуникативные потребности воспитанников в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

  3. Увеличивать словарный запас, развивать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Навыки чтения:

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценки обсуждаемых событий ( с помощью учителя).

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Программа направлена на воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка на примере чтения художественной литературы.

Формой обучения является урок, на котором используются различные методы обучения и формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В конце изучения курса учащиеся 8 класса должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам произведения, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

должны знать:

- наизусть 10 стихотворений:

М.Я. Басина «Публичное испытание»

А.С. Пушкин « Памятник»

М.Ю. Лермонтов «Родина», «Парус», «Сосна» (на выбор)

И.А. Крылов. Басня « Лебедь, рак и щука».

Н.А. Некрасов Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос».

А.Н.Майков «Осень», «Пейзаж» (на выбор)

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…»

Ф.Ф.Фет «Чудная картина»

С.А. Есенин «Спит ковыль»

А.А.Сурков «День торжества»

- прозаический отрывок

сК.Г. Паустовский «Телеграмма».

Нормы оценки знаний по чтению и развитию речи


Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): VII - IX - 90-100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

«5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя, легкие тексты самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

- читает в основном правильно, бегло;

- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

- допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» ставится ученику, если он;

- читает по слогам;

- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

- не делит текст на части;

- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

«1» ставится ученику, если он:

- затрудняется в чтении текста по слогам;

- допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

- не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;

- не знает наизусть стихотворения.

Таблица тематического расписания часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Устное народное творчество

9

2

Литературные сказки

2

2.1 С.Т.Аксаков

2

3

Из произведений русской литературы XIX века.

38

3.1 А.С. Пушкин.

9

3.2 М.Ю. Лермонтов

4

3.3 И.А.Крылов

3

3.4 Н.А. Некрасов

3

3.5 А.Н.Майков

2

3.6 Н.В.Гоголь

3

3.7 А.В.Кольцов

2

3.8 И.С.Никитин

2

3.9 Л.Н.Толстой

4

3.10 Ф.И.Тютчев

2

3.11 А.А.Фет

2

3.12 А.П.Чехов

2

4

Из произведений русской литературы XX века.

41

4.1 А.М. Горький

2

4.2 В.В.Маяковский

2

4.3 А.Н.Толстой

3

4.4 С.А.Есенин

3

4.5 М.А.Шолохов

3

4.6 Б.Н.Полевой

3

4.7 К.Г. Паустовский

3

4.8 Г.А.Алексин

4

4.9 А.А.Фадеев

4

4.10 В.П.Катаев

3

4.11 А.Н.Рыбаков

2

412 А.А.Сурков

1

4.13 Л.И.Ошанин

4

4.14 С.В.Михалков

1

4.15 Ю.М.Нагибин

1

4

Внеклассное чтение

9

5

Проверка техники чтения

2

6

Контрольные вопросы и задания

1

Всего:

102 ч.






Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 8 класс



№ урока

№ темы

Содержание

(разделы темы)

Кол-во часов

Дата проведения

ИКТ

Словарь

Виды работ на уроке Коррекционно-развивающая деятельность

1. Устное народное творчество 9

1

1.1

Жанры устного народного творчества. Сказки. Типология сказок

1

Жанр

Определение жанровых особенностей.

2

1.2

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

1

Авось, немилостливо,

Особенности жанра сказки, определение частей сказки, типа сказки

3

1.3

Русская народная сказка «Добро побеждает зло. Волшебное кольцо».

1

Словарь настроений, работа над выразительным чтением.

4

1.4.

Р. Р. Обсуждение сказки «Волшебное кольцо».

1

Былина, пословица, переносный смысл След простыл

Деление сказки на части, составление плана, пересказ по плану.

5

1.5.

Пословицы и поговорки. Особенности жанра.

1

Нахождение образных слов и выражений. Объяснение смысла пословиц.

6

1.6

Баллада как жанр. В.А. Жуковский «Перчатка»

1

Наследный, поприще, затвор, обворожая, лицемерная улыбка, рукоплескали

Определение жанровых особенностей. Интонационно выразительное чтение баллады. Ролевое чтение, работа с иллюстрацией

7

1.7

И.З. Суриков «Нашла коса на камень». Смысл названия баллады.

1

Определение слов, характеризующих героев баллады

Определение главной мысли баллады. Чтение по ролям. Подбор пословиц и поговорок, подходящих к героям баллады.

8

1.8

Былина как жанр устного народного творчества. Былина «Добрыня и Змей».

1

Запись из оперы «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова.

Былины, зачин,

Исход, Пучай-река,

полоны русские,

Змеище Горынище,

колпак земли греческой,

питьё медвяное,

пшено белоярово

Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»

9

1.9

Слава и честь русскому богатырю. Работа по тексту.

1

.

Работа с иллюстрацией, работа над интонационно выразительностью чтения.

2 Литературные сказки

10

2.1

С.Т.Аксаков О жизни и творчестве писателя. «Аленький цветочек»

1

Презентация

Нахождение и объяснение старинных слов и выражений

Ответы на вопросы формировать умение отличать литературные сказки от народных; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения

11

2.2

С.Т.Аксаков Любовь к ближнему, красота и щедрость души героев сказки «Аленький цветочек»

1

Привиделось, за-кручинился, коли, задумали дело хит-рое, пускаться в путь, помутилися очи, красавец писаный

Давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, обогащать словарный запас детей по тексту

12

Проверка техники чтения

1

13

Внеклассное чтение В.П.Астафьев Конь с розовой гривой.

1

3 Из произведений русской литературы 19 века

39

3.1 А.С. Пушкин

9


14

3.1.1

А.С. Пушкин. Творчество поэта. Биография.

1

Презен.

Родоначальник, карьера, само-забвенно, эпиграм-ма, кара, цензор.

Ответы на вопросы по

тексту биографии, составление рассказа о поэте по плану.

15

3.1.2

Воспоминания о Пушкине: М.Я. Басина «Публичное испытание

1

Конторки, почили,

сень, вотще

Работа по картине И.Е. Репина «Пушкин в Лицее» Пересказ по данному плану. Заучивание наизусть

16

3.1.3

И.И. Пущин «Записки о Пушкине».

1

Под надзор, изгна-ние, кровать с по-логом, обожжён-ные перья, отрадно

Картина Н.Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина Чтение, ответы на вопросы.

17

3.1.4

А.С. Пушкин «Памятник»

1

Нерукотворный,Александрийский столп, всяк сущий, лира, падшие

Выразительное чтение стихотворений, расстановка пауз. Заучивание наизусть

18

3.1.5

Стихи А.С. Пушкина о природе. «Зимнее утро».

1

Нега, нынче, янтарный блеск

Подбор подписей к иллюст-рациям, выразительное чтение. Сочинение «Солнечное зимнее утро»

19

3.1.6

Чувства в стихах А.С. Пушкина. Стихотворения «Я вас любил», «Сожженное письмо».

1

Послушивание романса Запись

Заучивание наизусть, выборочное чтение

20

3.1.7

А.С.Пушкин «Метель»

1

Презентация

Прочили, всякий, венчаться, увязывала белье, неодолимая сила, блаженнейшая минута, почтет

Формирование аналитичес-ких навыков при работе с текстом; развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.

21

3.1.8

А.С.Пушкин «Метель» «Погружаясь в вальс метели…»

1

Аудиозапись к по-вести

А.С. Пушкина Г. Сви-ридова "Метель"

Околица, исчезла во мгле, ступала на удачу, уверился ветер не мог свирепствовать, отчаяние овладело им, почивала дурно, находилась у края гроба,

Развитие умения анализиро-вать и сопоставлять тексты одного автора; формирова-ние навыка выразительного чтения; развитие коммуникативных способностей.

22

3.1.9

А.С.Пушкин «Метель». Маша и Бурмин

1

Окружена искате-лями, ум приличия и наблюдения, повеса, подстрека-ло, смотритель, паперть.

Составление характеристики Бурмина, составление плана, письменное изложение понравившейся части.

3.2 М.Ю. Лермонтов

4


23

3.2.1

М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

1

Презент

Выразительное чтение.

Портрет писателя Выставка книг Деление текста статьи на части.

24

3.2.2

М. Лермонтов. Мотивы лирики. Стихотворения «Родина», «Парус», «Сосна».

1

Выразительное чтение стихотворения.

Заучивание стихотворения наизусть (по выбору)

25

3.2.3

М.Ю. Лермонтов «Бэла» Отрывок из романа «Герой нашего времени»

1

Провиант, иззяб-нут, на роду напи-сано, палок на деньги, дарят молодых, кольчуга

Составление характеристики героев (Печорин, Бэла, Азамат, Казбич). Работа с текстом: выборочное чтение, деление на части

26

3.2.4

М.Ю. Лермонтов «Бэла»

1

Сладили дело, черкешенка, попо-тчевал, опрометью,

Работа с иллюстрациями. Чтение по ролям. Деление текста на части, озаглав-ливание, краткий пересказ.

27

Внеклассное чтение

А.П.Гайдар Школа

1


3.3 И.А. Крылов

3


28

3.3.1

И.А. Крылов. Биография великого русского баснописца.

1

Презент

Сатира

Мораль

Тунеядство

Выразительное чтение. Пересказ биографии, викторина по басням.

29

3.3.2

И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне».

1

Псарня, почуя, кум ощетиня, сват, ловчий, мировая,

Ролевое чтение, характер настроений, определение частей басни, морали

30

3.3.3

И.А. Крылов. Басня «Лебедь, рак и щука». Черты характера людей в поступках животных.

1

На лад не пойдет, поклажа, из кожи лезут вон,

Выразительность чтения. Работа с иллюстрацией. Заучивание наизусть, определение морали

3.4 Н.А. Некрасов

3


31

3.4.1

Н.А. Некрасов. Смысл жизни и творчество поэта

1

Презент

Пересказ биографии. Работа с иллюстрациями

32

3.4.2

Н.А. Некрасов. Боль поэта за судьбу русского народа. Стихотворение

« Размышления у парадного подъезда».

1

Обитель, палаты, почил,

Работа по картине И.Е.Репина « Бурлаки на Волге» Словарь настроений. Выразительное чтение стихо-творения, расстановка пауз.

33

3.4.3

Развитие речи. Образ русской женщины в произведениях Н.А. Некрасова. «Крестьянка»

(отрывок из поэмы «Мороз, красный нос»)

1

Иллюстрации

Посмотрит - рублем подарит, воздаянье,

Выборочное чтение, работа над выразительностью. Интонационная выразительность текста Сочинение по иллюстрациям и тексту стихотворений. Заучивание наизусть отрывка.

3.5 А.Н.Майков

2


34

3.5.1

А.Н.Майков Биографичес-кие данные. Стихотворение «Осень» (отрывок)

1

Презентация

Работа над выразительност-ью чтения, проводить исследование прочитанного произведения

35

3.5.2

А.Н.Майков Стихотворе-ние «Пейзаж» (отрывок)

1

Пейзаж,

Развивать умение слушать актерское чтение. Заучивание наизусть (на выбор)

36


Внеклассное чтение А.С.Макаренко Педагогическая поэма (отрывки)

1


3.6 Н.В.Гоголь

3


37

3.6.1

Н.В.Гоголь. Биография писателя.

1

Презентация

Мистика

Пересказ биографии, ответы на вопросы

38

3.6.2

Н.В.Гоголь Чичиков (Отрывки из поэмы «Мертвые души»)

1

Сюртук, «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце», не повесничай, не издержал, постигнул

Составление характеристики Павлуши Чичикова, выборочное чтение, работа с иллюстрацией.

39

3.6.3

Н.В.Гоголь Чичиков (Отрывки из поэмы «Мертвые души»)

1

Захолустье, самоотверждение, ограничение, манишка,

Составление литературного портрета Чичикова по плану

3.7 А.В.Кольцов

2


40

3.7.1

А.В.Кольцов Биографии-ческие данные. «Раздумье селянина»

1

Презент Аудиозапись

Казна, борона-соха, талан, нужда,

Формировать навыки выразительного чтения; устное рисование

41

3.7.2

А.В.Кольцов «Горькая доля»

1

Эпитеты, олицетворение,

Развивать умение анализировать и сопоставлять тексты одного автора; Развивать коммуникативные способности;

3.8 И.С. Никитин

2


42

3.8.1

И.С. Никитин. Страницы жизни и творчества поэта. Стихотворение «Зимняя ночь в деревне»

1

Презент

Тишина немая, горемыки, оплот

Пересказ биографии Выразительное чтение. Деление на смысловые части. Выразительность и эмоциональность чтения

43

3.8.2

И.С. Никитин. Стихо-творение «Деревенский бедняк» (отрывок).

1

Едкий, невмочь, немочь,

Формирование умения анализировать произведение, передача эмоционального состояния. Составление рассказа о тяжелой доле крестьян в царской России.

3.9 Л.Н.Толстой

4


44

3.9.1

Л.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества. «После бала».

1

Презент

Ответы на вопросы, пересказ биографии.

45

3.9.2

Л.Н. Толстой «После бала».

Глава «На балу».

1

Эмоциональное восприятие части, составление характеристики полковника на балу, работа с иллюстрацией, краткий пересказ

46

3.9.3

Л.Н.Толстой «После бала».

Глава «Жестокость полковника».

1

Ломовые, шпицрутены

Сравнительное описание полковника, определение отличие частей, пересказ от третьего лица.

47

3.9.4

Тема активной жизненной позиции в произведении Л.Н. Толстого «После бала».

1

48


Внеклассное чтение

Н.М.Рубцов Стихотворения

1


3.10 Ф.И.Тютчев

2


49

3.10.1

Ф.И.Тютчев Биографичес-кие данные Стихотворение «Листья»

1

Презентация

Племя, докучные ветви,

Эмоциональное восприятие произведения. Работа над выразительностью чтения

50

3.10.2

Ф.И.Тютчев Стихотворе-ние «Неохотно и несмело…»

1

Окаймил, исподлобья

Эмоциональное восприятие произведения. Работа над выразительностью чтения. Устное рисование. Рисование иллюстраций Заучивание наизусть

3.11 А.А.Фет

2


51

3.11.1

А.А.Фет Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

Презентация

Навык выразительного чтения, формирование умения проводить исследование текста

52

3.11.2

Р.Р. А.А.Фет Стихотворение «Чудная картина»

1

Формирование ситуации

сотрудничества, навыка анализа текста Заучивание наизусть

3.12 А.П.Чехов 2


53

3.12.1

А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества

1

Презент

Ответы на вопросы, пересказ биографии.

54

3.12.2

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Юмор в рассказе, осмеяние глупости и невежества.

1

Юмор рассказа, ролевое чтение, оценка действий главных героев рассказа.

4. Из произведений русской литературы XX века

4.1. А.М.Горький

2


55

4.1.1

М. Горький. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Макар Чудра».

1

Презент

Гарцевать

Табор

Составление характеристики персонажа.

56

4.1.2

М. Горький «Макар Чудра».

Высшее счастье- бесценное благо свободы.

1

Выборочное чтение, состав-ление словесного портрета, работа с иллюстрацией, краткий пересказ

57


Внеклассное чтение

Ф. Искандер Молельное дерево

1


4.2. В.В.Маяковский

2


58

4.2.1

В.В.Маяковский Страни-цы жизни и творчества. «История Власа - лентяя и лоботряса»

1

Презентация

Ерзанье, калач, разиня, грамота, восвояси, лоботряс, чернорабочий

Эмоциональное восприятие стихотворения. Составление литературного портрета.

59

4.2.2

В.В.Маяковский «История Власа - лентяя и лоботряса». Дети- не будьте такими, как Влас.

1

Моя гражданская позиция - мое будущее - эссе-размышление

4.3. А.Н.Толстой

3


60

4.3.1

А.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Русский характер».

1

Презент

Соразмерное сложение, броня, приязнь, пластическая операция

Тема войны в творчестве писателя Ответы на вопросы, определение главной мысли Устное рисование портрета героя.

61

4.3.2

А. Толстой «Русский характер».

В родительском доме.

1

Верста, журавель, притолока, овчина, невежество, полигон

Составление характеристики персонажа. Пересказ

62

4.3.3

Развитие речи. А. Толстой «Русский характер».

1

Фильм С поля боя. До востребования

Рассказ по иллюстрациям. Красота поступков героев. Смысл названия.

4.4 С.А. Есенин

3


63

4.4.1

С.А. Есенин. Страницы жизни и творчества поэта. Стихотворение «Спит ковыль».

1

Презент

Ответы на вопросы, пересказ биографии. Заучивание наизусть

64

4.4.2

С.А. Есенин.Мотивы лирики. Стихотворения «Пороша», «Отговорила роща золотая».

1

Описание природы, работа над выразительностью чтения

65

4.4.3

Р/р. Конкурс стихов С. Есенина.

1


4.5. М.А.Шолохов

3


66

4.5.1

М.А.Шолохов Страницы биографии и творчества. «Дед Щукарь» (Отрывки из романаи»Поднятая целина»)Знакомство со Щукарем

1

Презентация

Мальство, нехай, бабка-повитуха, таловый куст,

Знакомство с писателем. Объяснение выражений из текста, ответы на вопросы

67

4.5.2

М.А.Шолохов«Дед Щукарь»

1

Ряднище, денщик,

Выборочное чтение, определение темы, идеи, главной мысли рассказа. Пересказ

68

4.5.3

Р.Р. М.А.Шолохов«Дед Щукарь»

1

Составление литературного портрета Деда Щукаря.

69

Внеклассное чтение

Б. Полевой Повесть о настоящем человеке.

1


4.6 Б.Н. Полевой

3


70

4.6.1

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Воля к жизни.

1

Презентация

С фланга, гашетка, плюсна,

Знакомство с писателем. Эмоциональное восприятие текста .Объяснение выраже-ний из текста, ответы на вопросы

71

4.6.2

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Цель одна - вернуться к профессии.

1

Гангрена, офицерский «Георгий», куль муки,

Составление плана переска-за. Пересказ.

72

4.6.3

Б.Н. Полевой«Повесть о настоящем человеке» Ты просто не знаешь, какой ты есть человек.

1

Просмотр фильма

Спирометр, силоляр, крафт-аппарат, ампутация

Составление литературного портрета героя

4.7 К.Г.Паустовский

3


73

4.7.1

К.Г. Паустовский. Страницы жизни и творчества. «Телеграмма».

1

Презент

Тесовые, ридикюль, Союз художников, служба

Ответы на вопросы, пере-сказ биографии. Пересказ. Заучивание отрывка наизусть

74

4.7.2

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Чужие близкие.

Обсуждение произведения.

1

Безмолвный укор, скульптор, правление Союза, курьерша, пустельга

Ответы на вопросы, выборочное чтение, определение главной мысли произведения. Работа с иллюстрацией

75

4.7.3

К.Г. Паустовский «Телеграмма». «Одиночество - вот проклятая вещь…»

1

Сольвейг

Способствовать формиро-ванию умения анализировать текст, давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.

4.8 А.Г.Алексин

2


76

4.8.1

А.Г.Алексин «Самый счастливый день»

1

Презент

Не выпускать из поля зрения

Знакомство с писателем и его произведениями. Знать: о необходимости бережного отношения к близким.

Уметь анализировать чужие и свои поступки, делать выводы. Развивать устную речь, творческие способности учащихся.• Совершенствовать умение работать с художественным текстом.

77

4.8.2

А.Г.Алексин «Самый счастливый день» Любовь к родителям-основа всех добродетелей

1

Обсуждение понимания слова «счастье». Написание -рассуждение «Что такое счастье?» Воспитывать чуткое отношение к родителям, близким, родным, положительные качества.
Помочь детям задуматься о теплоте их взаимоотношений в семье





78

Внеклассное чтение А.Р.Беляев Золотая гора



4.9 А.А.Фадеев

3


79

4.9.1

А.А.Фадеев «Молодая гвардия» (отрывки, в сокращении) Войны жестокий лик.

1

Презент

Не посчитал зазорным, благоговейно, не обескуражило,

Знакомство с писателем. Ответы на вопросы, выборочное чтение

80

4.9.2

А.А.Фадеев «Молодая гвардия» Сережка Тюленин

1

Стремглав, инстинктивно, террикон,

Выборочное чтение, определение темы, идеи, главной мысли рассказа.

81

4.9.3

А.А.Фадеев «Молодая гвардия» Во имя жизни на земле.

1

Фрагменты фильма

4.10 В.П.Катаев

4


82

4.10.1

В.П.Катаев «Сын полка» (главы из повести, в сокращении)

1

Презентация

Непроницаемо,прогалина,

Знакомство с писателем, беседа по содержанию, выборочное чтение. . Пересказ близко к тексту.

83

4.10.2

В.П.Катаев «Сын полка»

1

Крошенка, щербатый рот, портки, кацавейка, торба, второй эшелон,

Выборочное чтение,

Составление портрета Вани, подготовка к пересказу

84

4.10.3

В.П.Катаев «Сын полка»

1

Невинный способ, суматоха, ординарец

Ролевое чтение, составление монологического рассказа,

85

4.10.4

Р.Р. Дети в Великой Отечественной войне. Читательская конференция

1

Фрагменты фильма

4.11 А.Н.Рыбаков

6

86

4.11.1

А.Н.Рыбаков «Неизвестный солдат» (отрывки) Глава 4

1

Презент

Примитивная, по-временка, лимит, скрытая каверзность,

Ответы на вопросы, выборочное чтение, пересказ рассказа ,

87

4.11.2

А.Н.Рыбаков «Неизвестный солдат» (отрывки) Главы 6, 7 Начало поиска

1

Нелепое поруче-ние, мистика, рейд, братские могилы, энтузиаст, интри-гует, суетится,

Составление плана части, пересказ.

88

4.11.3

А.Н.Рыбаков «Неизвестный солдат» Главы 14,16 «Перенос могилы неизвестного солдата»

1

Останки, архив,

Составление характеристики героя, оценивание его поступка,

89

4.11.4

А.Н.Рыбаков «Неизвестный солдат» Глава 24 «Первые результаты»

1

Престиж, мораль-ное состояние, ущерб,

Формирование умения анализировать произведение, передача эмоционального состояния, пересказ

90

4.11.5

А.Н.Рыбаков «Неизвестный солдат» (отрывки) Главы 25 31, 32 «Встречи с родственниками»

1

Интеллектуалка, модерновая, кисет, ввел в заблуждение

Сравнение поведения дейст-вующих лиц иллюстрирова-ние черт характера героев примерами из текста, обос-нование своего отношения к действующим лицам.

91

4.11.6

А.Н.Рыбаков «Неизвестный солдат» Гл. 34 «Никто не забыт…»

1

Трейлер

Составление литературного портрета главного героя

92

Внеклассное чтение В.М. Шукшин «Сильные идут дальше»

1

Ответы на вопросы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией. Многозначность слов (ключ)

4.12 А.А.Сурков

1


93

4.12.1

А.Сурков Страницы жизни и творчества «День торжества»

1

Презент

Торжество, утрата, скорбь, пределы вражеской земли, неистово, рубеж

Словарь настроения выразительность чтения, определение главной мысли произведения. Заучивание наизусть



4.13 Л.И.Ошанин

1


94

4.13.1

Л.И.Ошанин Знакомство с поэтом. «Кем я был на войне?» « Дороги»


Презент

Забракованный напрочно, шлях каменисты знать не можешь доли своей

Эмоциональное восприятие произведений. Работа над выразительностью

95

4.13.2

Песни о ВОВ на стихи А. Суркова и Л. Ошанина

1

Аудиозаписи

Эмоциональное восприятие произведений, определение главной мысли произведений

4.14 С.В.Михалков

1


96

4.14.1

С.В.Михалков Знакомство с писателем. Фронтовые стихи «Крест-накрест синие полоски», «Солдатик мой, касатик мой»


Презент

Крест-накрест синие полоски, съежившихся, пепелище, зипунишко, скоротавший

Эмоциональное восприятие произведений, определение главной мысли произведений Работа над выразительно-стью

97

Проверка техники чтения

1

98


Контрольное тестирование

1


4.15 Ю.М.Нагибин

3


99

4.15.1

Ю.М.Нагибин Знакомство с писателем «Зимний дуб»

1

Презент

Клеенчатая,

Составление характеристики героя, выборочное чтение, ролевое чтение

100

4.15.2

Ю.М.Нагибин «Зимний дуб» Мир зимней природы

1

Зачарованный мир покоя и беззвучья, сохатый, страсть как много, грот, приютило, хоро-нились, перемога- ли, скопило,

Составление рассказа-описа-ния зимнего леса. Подбор выражений-эпитетов. Роле-вое и выборочное чтение. Рисование зимнего леса. Эмоциональное восприятие состояния героев.

101

4.15.3

Р.Р. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб» Заколдован невидимкой дремлет лес…

1

Иллюстрации, кртины зимнего леса, аудиозаписи

Составление описания красоты зимнего леса. Работа с иллюстрациями и картинами. Подготовка к сочинению.

102


Внеклассное чтение К.М.Симонов Стихотворения

1




Учебно-методическое обеспечение

для учителя и учащихся

1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида под редакцией В.В.Воронковой. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г.

2. Учебник «Чтение» для 8класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Автор-составитель В.В.Воронкова и др

3. Учебник «Чтение» для 8класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Автор-составитель З.Ф.Малыщева,

4. Картотека дидактических игр и упражнений.

5. Картотека коррекционно-развивающих упражнений.

6. Демонстрационный материал: портреты писателей и поэтов, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, карточки для объяснения значения слов и выражений, технические средства обучения.

7. Фильмо и фонотека.

8. Литература для внеклассного чтения

В.П.Астафьев Конь с розовой гривой.

А.П.Гайдар Школа

А.С.Макаренко Педагогическая поэма (отрывки)

Ю.В. Бондарев Юность командиров

А.П.Чехов Унтер Пришибеев Толстый и тонкий

С. Есенин Стихотворения

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

В.М. Шукшин «Сильные идут дальше», «Хозяин бани и огорода».

А.А.Сурков, Н.М.Рубцов, К.М.Симонов Стихотворения

9. Аудиотека

10. А.Н.Рыбаков «Неизвестный солдат»

11. Л.И.Ошанин «Стихотворения»

12. С.В.Михалков «Фронтовые стихи»

13. А.А.Фет «Весенний дождь» , «Чудная картина»



© 2010-2022