Конспект урока русского языка в 5 классе Качественные прилагательные (по программе Львовой)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Качественные прилагательные


Технологическая карта урока


Предмет

Русский язык

    Класс

    5

      Базовый учебник

      Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, Львов. Москва 2013

        Тема урока

        Качественные прилагательные

          Тип урока

          Изучение нового материала

            Задачи урока

            Образовательные: создание условий, способствующих изучению нового материала по теме
            "Качественные прилагательные" и применению их в нестандартных учебных ситуациях. Дальнейшее совершенствование грамотности письма и связной речи. Обогащение словарного запаса учащихся.

            Развивающие: содействие развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; формирование умений работать парах.

            Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, чувства патриотизма, активной жизненной позиции.

              Планируемые результаты

              Предметные: умение отличать прилагательное от других частей речи, находить качественные прилагательные и определять их признаки , видеть прилагательное в контексте.

              Метапредметные: готовность слушать собеседника; умение вести диалог; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения; умение аргументировать свою точку зрения; определение цели предстоящей учебной деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов, участие в разнообразных формах организации учебной деятельности, умение работать индивидуально и в парах, находить общие решения.

              Личностные: формирование интереса к русскому языку, Родине и родной культуре.


                Технологии

                Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная,

                  Формы работы

                  Коллективная, групповая, творческая, игровая

                    Межпредметные связи

                    Литература (пословицы, поговорки, сказка «Матушка капуста»), природоведение (свойства капусты)

                      Внутрипредметные связи

                      Лексика (работа со словарем), повторение фонетики, синтаксиса, орфографии

                        Виды деятельности учителя

                        Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

                          Виды деятельности учащихся

                          Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, представляют лингвистический текст в виде алгоритма, редактируют тексты, исправляют орфографические ошибки, создают тексты.

                            Виды используемых ИКТ

                            Компьютер, мультимедийная установка, презентация.

                              Интернет-ресурсы

                              gramota.ru,

                                Материалы и оборудование

                                Раздаточный материал (карточки и тексты), ИКТ

                                Таблица 1.

                                СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                                Этап урока

                                Время(в мин.)

                                ИКТ

                                Деятельность учителя

                                Деятельность ученика

                                Планируемые результаты (УУД)

                                1.

                                Организа-ционный момент

                                1

                                Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

                                Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

                                2.

                                Проверка домашнего задания

                                5

                                Слайд 1-

                                13

                                Организация проверки домашнего задания.(Чтение сообщений об одном из видов капусты (с использованием прилагательных). Демонстрация слайдов о капусте. Помощь в выделении отличительных особенностей разных видов капусты.

                                Слушают, выбирают интереснейшую работу и аргументируют свой выбор

                                Познавательные: умение добывать информацию

                                Коммуникативные:

                                демонстрация добытых знаний

                                3.

                                Повторение

                                10

                                Слайд 14



                                Слайд 15-16


                                Слайд 17

                                Слайд 18-19

                                Организация словарной работы


                                Чтение учителем сказки Л.Петрушевской «Матушка капуста»


                                Синтаксический разбор предложения предложения

                                Со временем кочан разросся, дал длинные побеги и мелкие бледные цветы.

                                Работа со словарной статьей. «Побеги»



                                Знакомит с пословицами и загадками о капусте.

                                Записывают в тетрадь слова. Определяют часть речи и род существительных.

                                Слушают, определяют

                                автора и название произведения. Находят основную мысль.

                                Разбирают предложение.

                                Читают и определяют значение в предложении.

                                Слушают и выписывают в тетрадь одну из пословиц

                                Познавательные: структурирование знаний.

                                Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

                                4.

                                Актуализа-ция знаний








                                Целеполагание


                                Мотивация к учебной деятельности

                                4


                                Слайд 20

                                Слайд 21-22

                                НаНа предыдущих уроках мы начали изучать эту часть речи. И сегодняшнее занятие я хочу начать с четверостишия, которое позволит вам определить о какой части речи мы будем вести разговор сегодня.

                                Читает четверостишие.

                                СЧ

                                Но мы не просто продолжим разговор о прилагательном , мы будем углублять свои знания о нем.

                                Задает вопросы о морфологических признаках прилагательного.

                                Просмотрим видеоролик и определим тему сегодняшнего урока.
                                - Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Качественные прилагательные).
                                - С именем прилагательным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь с делением этих слов на группы. Чтобы выяснить, особенности качественных прилагательных, мы поработаем в группах и выполним несколько заданий .


                                -А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшую игру «Поиск преступника». Преступник забрался в чужой дом и хочет совершить что-то гадкое. Мы его должны обнаружить. А для этого нам нужно знать, где его искать, в каких комнатах он прячется. А чтобы идти не заблудиться ,
                                каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, в какие комнаты нам предстоит заглянуть, что сделать, чтобы обнаружить преступника. Каждый следователь будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!

                                Поисковый лист

                                (за каждый правильный ответ по 1 баллу)

                                Остановка

                                Количество баллов

                                1

                                «Сравнительная»

                                2

                                «Укоротительная »

                                3

                                «Сочетательная»

                                4

                                «Сложнообразовательная»

                                5

                                «Уменьшительно-ласкательная»

                                6.

                                7.

                                8.

                                «Отрицательная»

                                «Антонимическая»

                                «Идентификационная

                                Итого:


                                Узнают и отвечают.


                                Отвечают на вопросы и заполняют «Сравнительную таблицу» в парах.


                                Формулируют тему урока: «Разряды прилагательных. Качественные прилагательные».

                                Отвечают на вопросы и выполняют задания

                                Записывают число, …

                                Узнают о сюжетной линии урока.


                                Познавательные: структурирование знаний.

                                Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


                                Регулятивные: целеполагание.

                                Коммуникативные: формулирование темы.



                                Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

                                5.

                                Освоение нового материала.






                                3




                                4

                                Слайд 26-27




                                Слайд 28-29


                                Слайд 30-31


                                Слайд 32-33


                                Слайд 34-35


                                Слайд 36-37


                                Слайд 38-39

                                1 остановка «Сравнительная»
                                Вам даны прилагательные, которые образуют степени сравнения. Нужно образовать их по образцу:

                                Добрый-добрее-добрейший

                                Красивый,,сильный,мудрый,умный,весенний.

                                От всех ли прилагательных получилось образовать степени сравнения? А почему? Значит можно ли их отнести к одной группе?


                                2 остановка «Укоротительная»

                                Вам даны прилагательные.. Нужно образовать по образцу краткую форму от слов:

                                Добрый-добр-добра-добро-добры

                                Красивый,,сильный,мудрый,умный,весенний

                                От всех ли слов получилось образовать краткую форму? На какие две группы можно разделить прилагательные.?

                                3 остановка «Сочетательная»

                                Добавьте к прилагательным наречие ОЧЕНЬ

                                На какие две группы мы разделили слова? Красивый,,сильный,мудрый,умный,весенний

                                4 остановка «Сложнообразовательная»

                                Образуйте от прилагательных сложные слова по образцу:

                                Добрый- добрый-предобрый Красивый,,сильный,мудрый,умный,весенний

                                5 остановка «Уменьшительно-ласкательная»
                                Образуйте от прилагательных новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:

                                Добрый-добренький Красивый,,сильный,мудрый,умный,весенний

                                6 остановка «Отрицательная»
                                Образуйте от прилагательных новые слова при помощи приставки не:

                                Добрый-недобрый

                                Красивый,,сильный,мудрый,умный,весенний

                                7 остановка «Антонимическая»
                                Подберите к данным прилагательным антонимы:

                                Добрый-злой

                                Красивый,,сильный,мудрый,умный,весенний


                                Работают в парах. Выполняют словообразовательную работу. Проверяют ее по образцу, выставляют баллы.

                                Под руководством учителя формулируют гипотезы.



                                Регулятивные: умение восстанавливать информацию

                                Коммуникативные: использование знаний на практике


                                Познавательные: структурирование знаний.

                                Коммуникативные: умение работать в парах

                                6.

                                Продолжение работы по теме урока с элементами закрепления

                                1

                                -Мы приближаемся к концу поиска и должны определить преступника. Почему это прилагательное лишнее? Чем оно не похоже на остальных. Читаем об отличительных признаках качественных прилагательных в учебнике. стр.94

                                Познавательные: структурирование знаний.

                                7










                                8

                                Подведение итогов урока

                                2



                                2

                                Слайд 40



                                Слайд 41

                                Спишите текст.

                                Имена прилагательные придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира



                                -Расскажите о качественном прилагательном по опорному конспекту

                                Опорный конспект
                                1. Качественное прилагательное отвечает на вопросы …
                                Обозначает …
                                2.Образует……..форму

                                3.Образует степени……………………..

                                4.Сочетается со словами…………………..

                                5.Имеет ………..пару



                                Делают выводы: что нового узнали на уроке с помощью опорного конспекта

                                Работают с учебником

                                Познавательные: умение сформулировать приобретенные знания




                                Регулятивные: самокоррекция.

                                9

                                Закрепление полученных знаний

                                4


                                Слайд 42





                                Слайд 43

                                Конечная остановка «Проверочная»
                                тест "Качественные прилагательные"
                                1. Найдите верное утверждение.
                                А. Качественные прилагательные указывают на принадлежность предмета
                                Б. Качественные прилагательные имеют степени сравнения
                                В. Качественные прилагательные не имеют антонимов.
                                2. Укажите качественное прилагательное
                                А. смелый Б. летний В. футбольный

                                3. Найдите в предложении качественное прилагательное
                                "Русские берёзы украшают многочисленные леса нашей страны":
                                4. Сколько разрядов у прилагательных

                                а) два; б) три; в) один.
                                5. Прилагательные бывают качественными, относительными и ………?


                                Самопроверка
                                Ответы
                                1. Б
                                2. А
                                3. многочисленные
                                4. В
                                5. притяжательные
                                «5» - 5 правильных ответов;
                                «4» - 4 правильных ответа;
                                «3» - 3 правильных ответа
                                6.Выставление оценок.

                                Дополни текст качественными именами прилагательными.

                                Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы не только повторили все, что знали об имени прилагательном, но и узнали много нового. Благодаря этим словам, наша речь становится _______________. Ребята нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы.

                                Слушают рекомендации учителя

                                Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

                                Личностные: смыслообразование.

                                Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

                                10

                                Рефлексия

                                3

                                Слайд 16


                                Рефлексия (Выберите продолжение фразы).


                                1.На уроке я работал
                                2.Своей работой на уроке я
                                3.Урок для меня показался
                                4.За урок я
                                5.Мое настроение
                                6.Материал урока мне был


                                7.Домашнее задание мне кажется

                                активно / пассивно
                                доволен / не доволен
                                коротким / длинным
                                не устал / устал
                                стало лучше / хуже
                                понятен / не понятен
                                полезен / бесполезен
                                интересен / скучен
                                легким / трудным




                                Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

                                Познавательные: рефлексия деятельности.

                                Личностные: самоопределение, самооценка.

                                11

                                Домашнее задание

                                2

                                Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Почему это прилагательное качественное?

                                Записывают задание на дом


                                11


                                © 2010-2022