Урок русского языка на тему Состав слова. Коррекционная школа 8 вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Урок - путешествие в Царство Осени»

Тема урока: «Состав слова».

Цель: повторить и закрепить знания по теме, отработать умения образовывать слова с помощью разных частей слова, разбирать слова по составу;

развитие и коррекция речи в ходе составления слов, внимания, мышления в ходе распределения правил для урока, задания «Лишнее слово», разбора слов по составу, разгадывания слова.

Воспитание мотивации к учению.

Оборудование : картины осени, раздаточный материал, ноутбук, паровозик « Состав слова», сигнальные карточки.

Тип урока : урок закрепления знаний и умений.

Ход урока:

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Дима читает стихотворение.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам Вас сегодня встречать,

Начнём же урок - не будем зря время терять.



- Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, а будет ещё лучше.

Психологический настрой.

- Послушайте историю.

В класс пришёл новый ученик. Учительница посадила его с Таней Прохоровой. Помолчала Таня немножко, а потом тихонько похвастала:

-Я умею на пианино играть.

- Умею на одной ножке крутиться.

- Петухом кукарекать.

- Кошку дрессировать и ещё лепёшки с вареньем печь.

- А ты что умеешь?

- Учительницу слушать - ответил новичок.

- Какое умение важнее всего на уроке.

Ответы детей.

- Давайте мы с вами распределим правила нашего урока, т. е. как вы должны вести себя на уроке, как работать.

1. Внимательно 3. писать

2. Правильно 1. слушать

3. Грамотно 2. выполнять.

- Сегодня на уроке вы должны соблюдать эти правила.

- Ребята, у нас необычный урок. Урок - путешествие. А отправляемся мы с вами в Царство Осени. Путешествовать будем на поезде , по пути выполняя различные задания. И если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики.

Но сначала давайте познакомимся вот с этим словом.

- Составить слово из букв НОКСТРУКРОТ.

- Что такое конструктор?

1. Это тот, кто создаёт конструкцию чего - либо.

2.Набор деталей, из которых строят разные сооружения.

Сегодня на уроке мы тоже будем конструировать, собирать слова из разных частей слова и разбирать их по составу. Мы должны будем подвести итоги по теме «Состав слова», которую изучали несколько уроков.

2.Повторение .

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим домашнее задание и повторим пройденный материал. Проверим, сможете ли вы справиться с заданиями, которые встретятся нам на пути.

Учитель читает правила о частях слова.

Дети поднимают карточку с нужной частью слова.

  1. Общая часть родственных или однокоренных слов.

  2. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

  3. После корня он стоит,

перед окончанием,

его я если заменю,

другое слово получу.

4.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Порядок разбора состава слова.

-Без какой части слово не может существовать?

Как я уже сказала, мы путешествуем по осени. Осень - прекрасная пора. Последние деньки радуют нас мягким теплом. Посмотрите, как изображают осень художники.

Какой сейчас месяц?

Назовите приметы осени.

Назовите осенние месяцы .Предлагаю вам послушать отрывок из музыкального произведения великого композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года Октябрь». Это произведение посвящено осени, месяцу октябрь. Вот так звучит осень в музыкальных произведениях.

Под эту музыку мы и отправляемся с вами в путешествие.

Запишем число, классная работа - под музыку.

Закрепление.

Первая остановка. Корень слова.

-Ребята, что есть общего у кустов, деревьев и у слов?

На пути дерево с однокоренными словами. Одно слово лишнее.

Листва

Листья

Лист

Листок

Листочек

Листовой

Лесник

- Давайте найдём лишнее слово

- Назовите корень.

- Снимите по одному слову, которое вам понравилось

- Запишите. Выделите корень слова.

Саша З. выделит корень на доске.

Вывод : корень - общая часть родственных слов.

Задание выполнили правильно - добавляем один вагончик.

Движемся дальше.

Вторая остановка. Окончание.

На этой остановке нас встречает Доктор Айболит. Сейчас осень, многие болеют простудными заболеваниями, гриппом. Он хочет рассказать вам о пользе чеснока.

Чеснок.

В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Чесноком лечат кашель, простудные заболевания, насморк. Добрая слава у чеснока.

Запишите себе слово чеснок в разных формах выделите окончание.

Назовите окончания.

Ринату - индивидуальное задание . На карточке выделить окончание.

Вывод: окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Задание выполнили правильно - добавляем вагончик.

Третья остановка «Оздоровительная» .

Физминутка для кистей рук и для глаз.

Электронная физминутка для глаз .

- Посмотрим, как опадают последние листочки с дерева.

Четвёртая остановка «Суффиксное поле».

Но мост, по которому можно проехать размыло осенним дождём.

На одном берегу остались корни , а на другом - суффиксы.

Мост инка

Ветер ик

Снеж ок

Берёз ец

Мороз ка

Чтобы восстановить мостик, нужно соединить корни с суффиксами. Записать по одному слову, выделить суффикс.

Вывод : суффикс - часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.

Задание выполнили правильно - присоединяем вагончик.

Пятая остановка «Цветок Приставочный»

Устно.

На этой поляне растёт цветок, называется Приставочный.

- Как вы думаете, почему?

- На лепестках - приставки

Образуйте с помощью этих приставок и корня - уч - новые слова.

- Хоть мы с вами и в путешествии, но не будем забывать, что учёба - наш главный труд. Какие же слова можно составить с корнем - уч.

Ринат выделит приставки в словах на доске

Похолодание

Улетают

Заморозил

Вывод: Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Задание выполнили правильно - прицепляем вагончик.

- Ребята, мы с вами проехали все части слова. А теперь давайте поставим наши вагончики так, как они стоят в слове, по порядку. Что стоит в начале слова, после приставки, после корня, после суффикса.

- Молодцы, двигаемся дальше.

Шестая остановка «Почтовая»

Телеграмма из леса.

Ребята, осень принесла с собой конверт. Давайте узнаем, что в нём.

Телеграмма.
Наступили первые холода . С деревьев дождём сыплются листья. Лужицы покрылись тонким льдом. Перелётные птицы торопятся улететь в тёплые края.

1 -ое предложение разобрать по членам предложения.

Листья, края - звукобуквенный анализ.

У доски - Дима - предложение, Настя - слова.

Седьмая остановка «Учебная».

С собой в путешествие мы взяли и учебник, давайте выполним упражнение №83 стр. 54. 2 абзац.

Следующая остановка. Улица Осенняя.

Ребята, на этой улице стоят новые, ещё не заселённые дома. Давайте заселим их словами. Ведь на улице осень - холодно и сыро.

Грустная

Дождик

Заморозки

Похолодание

Перелётные

Тучка

Грибник

Жёлтенький.

Раздать детям слова. Ринату - одно слово.

Итог урока

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в класс.

ВЫ молодцы, хорошо сегодня поработали. Дальше до 9 класса вам эти знания понадобятся. Мы будем вспоминать их каждый год.

- Повторение частей слова.

- Порядок разбора состава слова.

Много осень рассыпала листьев: золотых, красных, зелёных. Давайте мы свою работу сегодня оценим с помощью осенних листочков. Наше дерево засыпает до весны. Зимой ему будет сниться новая листва. Давайте мы приклеим к нему наши листочки. Если вам понравился урок, у вас хорошее настроение - повесьте жёлтые листочки. Красные листочки - если не очень довольны. Зелёные листочки - если вам было трудно на уроке, задания вам показались сложными.

Оценки за урок. Аргументация.

Задание на дом: карточки со словами.







Зареченская специальная (коррекционная ) школа - интернат

Урок русского языка

в 5 классе

на тему

«Состав слова».









Провела : учитель русского языка и чтения

Малькова Елена Геннадьевна

Самоанализ

урока русского языка в 5 классе на тему «Состав слова»

Урок «Путешествие в Царство Осени»

Цель: повторить и закрепить знания по теме, отработать умения образовывать слова с помощью разных частей слова, разбирать слова по составу;

развитие и коррекция речи в ходе составления слов, внимания, мышления в ходе распределения правил для урока, задания «Лишнее слово», разбора слов по составу, разгадывания слова.

Воспитание мотивации к учению.

Оборудование : картины осени, раздаточный материал, ноутбук, паровозик

« Состав слова», сигнальные карточки, доска, учебник..

Тип урока : урок закрепления знаний и умений.

В 5 классе 4 человека, 3 мальчика, одна девочка.

Уровень знаний по предмету:

Хороший - Мусин Дима.

Близко к хорошему - Чащина Настя, Зайцев Саша.

Средний - Насибулин Ринат.

Урок начала с приветствия гостей и психологического настроя на хорошую работу.

Дима прочитал стихотворение.

Распределили правила для урока:

Внимательно слушать.

Правильно выполнять.

Грамотно писать.

Составили слово конструктор.

Отсюда вывели цели урока - конструировать и разбирать слова.

Далее сообщила цели урока.

Этап проверки домашнего задания провела с помощью сигнальных карточек. Читала детям определение частей слова, дети поднимали соответствующую карточку.

Повторили порядок разбора слова.

Этап закрепления знаний и умений прошёл в виде путешествия по Царству Осени на паровозике «Состав слова».

Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь» отправились в путешествие, останавливаясь на станциях и выполняя задания.

Закрепили все части слова.

Разобрали предложение , сделали звуко - буквенный анализ слова.

В конце каждой остановки делала вывод - определение части слова, где находится в слове.

После выполнения задания прикрепляли к паровозику вагончик.

Считаю, что подобранный для урока материал был доступным, интересным, связанным с жизнью, с осенью.

Все учащиеся поработали у доски.

На уроке с детьми велась индивидуальная и коррекционная работа, осуществлялся дифференцированный подход.

Индивидуальная работа велась в основном с Ринатом Н. Ему, при выполнении задания на окончание, дала готовый текст. Нужно было только выделить окончания в выделенных словах. В задании, где нужно было заселить домики, Ринату было дано одно слово . Коррекционная работа была направлена на развитие речи, внимания и внимания. Почти все задания имели коррекционную направленность.

В целях охранительного режима были проведены две физминутки - для кистей рук и электронная физминутка для глаз. Считаю, что дети не устали, так как задания были несложными, разнообразными. Осуществлялась частая смена видов деятельности.

Все дети работали активно. Были внимательны, собраны на протяжении всего урока. Все упражнения, запланированные на урок, выполнили.

Итоги урока подведены.

Оценки выставлены, объявлены детям.

Домашнее задание задано.

Считаю, что цели урока достигнуты.



© 2010-2022