Рабочая программа по литературе 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Уровень рабочей программы - базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009).

Количество часов в год-68ч., количество сочинений-5(2-домашних,3-классных).

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.

Учебно-тематический план

8 класс

Учитель Е.Л.Лисицына

Количество часов всего-68ч.,

контрольных работ-5 (2 домашних сочинения, 3-классных).

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009).



Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

ВОСЬМОЙ КЛАСС

(70 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Народные песни. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице ме­телица метет...», Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.Русский фольклор (3 ч.)

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики часту­шек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности их содержания и формы.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

Из «Жития Александра Невского». Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанр жития Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в «Житии». Способы создания характера в «Житии». История написания «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Нев­ского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление)

Классицизм в русской литературе. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей 18 века. Классицистическая комедия.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Создание «Недоросля». Сатирическая направленность комедии. Черты классицизма в комедии. Основной конфликт комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Проблема воспитания истинного гражданина. Обличение невежества и самодурства. Образы положительных героев. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический.

пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Идея возмездия за безнравственность. Бессмертие комедии Фонвизина

Русская литература 19 века (32 ч.)РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (6 ч.)

Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Реализм в русской литературе. Проблема свободы и ответственности личности в произведениях 19 века

Александр Сергеевич Пушкин. Любовная лирика А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»). История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Тема «дружества святого» в стихотворении

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы.

«История Пугачевского бунта». Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел и история создания романа «Капитанская дочка». Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Формирование характера Петра Гринёва. Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин. Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина. Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Нравственная красота героини. Смысл названия романа. Тема «русского бунта» и образ Пугачёва. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ. Тема милости и справедливости. «Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Роль эпиграфов. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные представления).

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Нравственно-философская проблематика произведения. Система образов персонажей в повести. Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Композиция повести. Особенности использования фантастического.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри». История создания поэмы «Мцыри». Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме.

тема. Композиция повести. Особенности использования фантастического.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество поэта (обзор). Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания поэмы «Мцыри». Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри».Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, тема природы. «Мцыри» как романтическая поэма. Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри».

Николай Васильевич Гоголь - великий сатирик. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства. Хлестаковщина как нравственное явление. Образ города и тема чиновничества в комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта. Многозначность финала пьесы. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство речевых характеристик персонажей. Авторские ремарки в пьесе. «Ревизор» в современных постановках.

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Проблема личности и общества. Тема «маленького человека». Мечта и действительность. Авторское отношение к герою и событиям. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести.

Николай Семёнович Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Лев Николаевич Толстой: страницы биографии. Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости в рассказе «После бала». «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа. Особенности сюжета, композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении Решение темы любви в рассказе. Идея нравственного самосовершенствования. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Приём контраста в рассказе Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии. Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести.

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Слово о поэтах. Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А.Фета («Последний ландыш»). Образная яркость

и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношения человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (19 ч.)

Художественные изыскания русских писателей 20 века Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 - начала 20 века. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторически судьбы России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Проблема счастья в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. Понятие о сюжете и фабуле.

Максим Горький: страницы биографии. Певец света - М.Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление).

Иван Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем». Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники).

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Своеобразие рассказа «Пенсне». Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни». Слово о писателях.

Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Проблема героя. Обзор литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет.

Александр Трифонович Твардовский - поэт-гражданин. Жизнь и творчество поэта (обзор). История создания поэмы «Василий Тёркин», её читательская судьба. Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Тёркина. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце». Тема родины, её воплощение в поэме. Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления)

Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне: М.Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»),

А. Фатьянов («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. Испытание на истинную человечность в рассказе «Телеграмма». История создания рассказа. Проблема истинной человечности в рассказе. Ёмкость художественного слова писателя. Композиция рассказа.

Своеобразие русской поэзии 20 века. Художественное своеобразие лирики Николая Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»). Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч.)

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Слово о писателе. Драма как род литературы. Конфликт любви и семейной вражды. Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Трагедия: основные признаки жанра.

У. Шекспир. Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии.

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. Особенности классицистической драматургии. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения. Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена. Журден и аристократы. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина

Примерное календарно-тематическое планирование


№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Виды контроля

Домашнее задание

план

факт

1

Русская литература и история

1

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений

Групповые задания: повторить материал о жанрах устного народного творчества: сказках, былинах, пословицах и поговорках

2

Исторические

песни

«Пугачев в

темнице»,

«Пугачев

казнен»

1

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений

народа. Художественное своеобразие песен

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях

Групповые задания: прочитать в книге «Читаем, думаем, спорим...» статью «Как создаются народные песни», рассказ М.Горького

о создателях песен. Подготовить пересказ статей

3

Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька,

темная...», «Породила меня матушка...», «Вдоль по улице метелица метет...»

1

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или

радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр

Объяснить смысл слов В.Г. Белинского: «Песни лирические -это

«простодушные излияния горя или радости сердца». Проследить роль народной песни в художественном тексте (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Дубровский»)

Подготовить собственный текст частушки на школьную тему. Выучить любую

песню наизусть

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений) История написания



Выразительное чтение

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику

5

«Житие

Александра

Невского»

1

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанр жития Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей правосласного человека в «Житии». Способы создания характера в «Житии». История написания «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные

особенности воинской повести и жития

Составить словарик характерных для текста «Жития...» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас.

Подготовить письменную характеристику князя Александра Невского, используя художественные средства повести

6

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1

Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество






Выразительное чтение.

Прочитать комедию

Д.И.Фонвизина «Недоросль».



литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами Особенности.

поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление)

7

Классицизм.

Д.И. Фонвизин и его время. Сатирическая направленность комедии. Черты классицизма в комедии

1

Классицизм как литературное направление. Жизнь и творчество (обзор). Создание «Недоросля». Основной конфликт комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.

Конспект лекции учителя

Ответ на вопрос: «Почему новая русская литература началась, по словам В.Г. Белинского,

«с сатир - плода осеннего, а не с одного плода весеннего»?

Групповые задания: подготовить инсценирование (явл. 1,2 действия 1; явл .8 действия 4), чтение по ролям (явл.8 действия 3)

Подготовить рассказ о судьбе Стародума, его взглядах на государственное устройство и обязанности истинного дворянина


8

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.

1

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический.

пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего

Ответ на вопрос: «Как складывается судьба главных героев?»

Подобрать высказывания положительных персонажей о воспитании, перечитать сцены (урок, экзамен, драка со Скотининым, отвержение Митрофанушкой

матери)



9

Простакова: «госпожа бесчеловеч-

ная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Идея возмездия за безнравствен-ность.

Бессмертие комедии Фонвизина

Доказать, что Митрофан лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям.

Подобрать цитатный материал к темам сочинений (на выбор): «Вот злонравия достойные плоды», «Смысл названия комедии»,«Положительный идеал Д.И. Фонвизина», «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Инд. задание: подготовить сообщение «Сценическая история комедии «Недоросль»

10

Аудиторное сочинение-рассуждение №1 (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

1

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме

Работа с черновым вариантом сочинения.

Редактирование написанного

Дописать сочинение,

11

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»,

1

Крылов - язвительный сатирик и баснописец. Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо в басне «Лягушки, просящие царя». Критика вмешательства императора Александра Первого в стратегию и тактику Кутузова в басне «Обоз».

Выразительное чтение

Наизусть басня по выбору

12

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака».

1

Рылеев как автор дум и сатир. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы.

Выразительное чтение

Инд.задание: подготовить сообщение об

истории создания стихотворения А.С.Пушкина «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»)

13

Любовная лирика

А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»)

Человек и природа в стих.А.С.Пушкина «Туча»

1

История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

Доказать, что стихотворение сюжетно: в нем отражается жизнь поэта, его судьба

Выучить стихотворение наизусть.

Инд. задания: подготовить сообщения о друзьях Пушкина, лицеистах

14

Тема «дружества святого» в стихотворении

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)

1

Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как

нравственный жизненный стержень сообщества избранных

Ответить на вопросы: какие слова, с/с стих. усиливают настроение грусти, одиночества? Что

объединяет Пушкина и других лицеистов? В чем смысл выражения «лицейское братство»? В чем для Пушкина заключалась высочайшая ценность дружбы?

Выразительно читать стихотворение.

Написать миниатюру «Дружба в жизни Пушкина»

15

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел и история создания романа «Капитанская дочка»

1

Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа.

Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей

Ответить на вопросы: какие проблемы истории интересовали Пушкина? В чем значение «Истории пугачевского бунта»?

Перечитать главы 1,2. Подготовить их сжатый пересказ

16

Формирование характера Петра Гринева

(гл.1 и 2)

1

Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов

Ответить на вопросы: что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет? Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

Перечитать главы 3-5. Подготовить краткий рассказ о жизни Гринева до восстания (рассказ о жизни дворянского недоросля), сравнительную характеристику Гринева и Швабрина

17

Проблемы

чести,

достоинства,

нравственного

выбора в

романе

А.С.Пушкина

«Капитанская

дочка»

(гл. 3-5)

1

Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин

Ответить на вопросы: почему финал романа остался «открытым»? В чем смысл деталей

биографии героя, о которых говорится в послесловии? Чем можно объяснить, что Пушкин не рисовал Швабрина сплошь черной краской?

Подготовить сообщение «История отношений Гринева и Маши Мироновой»;

перечитать главы 6-7, ответить на вопрос: как эпиграф к главе 5 соотносится с характером Маши Мироновой?

18

Падение Белогорской крепости. Изображение народной войны и ее вождя.

(6-9 главы)

1

Изображение восставшего народа в романе, масштаб и сложность личности Пугачева, Роль Пугачева в жизни Гринева



Ответить на вопрос: «Как проявляется гуманизм А.С.Пушкина в сценах взятия крепости»?

Перечитать главы 10-14

19

Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина

1

Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Нравственная красота героини. Смысл названия

романа

Ответить на вопросы: что в сценах «Спасение Гриневым Маши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с императрицей» общего и чем они различаются? Как

вы думаете, для чего была нужна автору встреча Марьи Ивановны с императрицей?

Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить о ней сообщение. Подготовить цитатный материал к теме «Пугачев в романе»

20

Тема «русского бунта» и образ Пугачёва

1

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ. Тема милости и справедливости

Ответ на вопрос: «В каких сценах романа показано, что Пугачёв обречён и скорая страшная гибель неминуема?»

Составить план-характеристику к теме «образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

21

«Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая

правда и художествен-

ный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы

1

Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Роль эпиграфов. Историзм

художественной литературы, реализм, роман (начальные представления)

Составить таблицу -сравнение описание внешности Пугачева в материалах Военной коллегии, «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».

Подготовить цитатный материал к образу Гринева

22-23

Аудиторное сочинение

№2 (по

роману

А.С.Пушкина

«Капитанская

Дочка»

2

Тема, идея, план. Гринев в жизненных испытаниях

Редактирование написанного.

Создание сочинения «Береги честь смолоду» (Гринев в жизненных испытаниях)

Прочитать повесть «Пиковая дама»

24

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

1

Нравственно-философская проблематика произведения. Система образов персонажей в повести. Образ

главного героя повести и «наполеоновская» тема. Композиция повести.

Особенности использования фантастического.

Ответ на вопрос: «Как объяснить обращение Пушкина к прозе?»

Прочитать «Мцыри»

25

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции и

смысл финала поэмы «Мцыри»

1

Жизнь и творчество поэта (обзор). История создания поэмы «Мцыри». Философский

смысл эпиграфа.

Составить план поэмы

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре», «Характер и мечты юноши-послушника»

26


Судьба свободолюби-

вой личности в поэме

1

Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления,

лирического монолога, тема природы

Составить план характеристики главного героя.

Выучить наизусть отрывок из поэмы



27

«Мцыри как романтическая поэма

1

Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри»

Тезисы лекции учителя, статьи учебника

Написать о каком-либо событии своей жизни (или жизни вымышленного героя) от 1 лица

28

Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

Эпизод «Исповедь Мцыри»

Анализ эпизода

Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Инд. задание:

подготовить сообщение о постановке «Ревизора» в Москве

29

Н.В.Гоголь -писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первой

постановки

1

Слово о писателе. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре

Ответ на вопрос: «Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно?»

Перечитать первое действие комедии, определить, что является завязкой. Составить таблицу о чиновниках города (имя, сфера городской жизни,

которой он руководит, информация о положении дел в этой сфере, характеристика героя).

30

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России.

1

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках

Ответ на вопрос: «Какие общественные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников уездного города?»

Перечитать действие II, III комедии. Сравнить 2 сцены первого действия (3 и 5 явления).

31

Хлестаков и хлестаковщина

(2-3 действия)

1

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства. Хлестаковщина как нравственное явление

Ответ на вопрос: «Как вы можете объяснить смысл фамилии Хлестакова?»

Прочитать статьи в книге «Читаем, думаем,спорим...» и сравнить 3 мнения о Хлестакове - самого Гоголя и писателей 20 века: Д.С.Мережковско го и В.Набокова: что в этих высказываниях общего?

32

Образ города и тема чиновничества в комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии

(4-5 действия)

1

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта. Многозначность финала пьесы

Ответ на вопрос: «что положено в основу взаимоотношений в чиновном мире?

Озаглавить каждое действие комедии цитатами

33-34

Сочинение по комедии «Ревизор»

2

Теоретико-литературные понятия, изученные в первом полугодии

Творческий зачет по станциям: «Текстовая», «Теоретическая», «Проблемная», «Творческая»

Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

35

«Шинель» как одна из «петербургских повестей»

Гуманисти-

ческий смысл повести и авторская ирония

1

Н.В. Гоголь и Петербург. Проблема личности и общества. Жизненные источники повести. Тема «маленького человека». Мечта и действительности. Авторское отношение к герою и событиям

Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония.

Сопоставить канцелярский анекдот о бедном чиновнике с повестью: каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести?

Ответ на вопрос: «Почему автор наделяет героя невразумительной речью?»

Составить план повести.

Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Старый гений»

36-37

Повесть И.С.Тургенева «Ася»

2

Факты биографии и творчества писателя, история создания повести, «Ася» как произведение о любви, мастерство пейзажных зарисовок, образ героя-повествователя.

Письменный ответ на вопрос

«Кто виноват в несостоявшемся счастье героев?»

Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

38

М.Е.Салтыков-Щедрин.Слово о писателе, редакторе, издателе. Сказка

« Премудрый пескарь»

1

акты биографии и творчества писателя, сатирические сФказки как сатира на общественные порядки.

Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Старый гений»

39

Н.С.Лесков.

Нравственные

проблемы

рассказа

«Старый

гений»

1

Слово о писателе. Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Составить вопросы по каждой главе.

Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

t

40

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа

Ответ на вопрос: «Как связан рассказ с записями в дневнике и приведенными от- рывками из публицистических сочинений писателя?»

Составить письменно композиционный план рассказа

41

Особенности сюжета композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

1

Решение темы любви в рассказе. Идея нравственного самосовершенст-

вования.

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Приём контраста в рассказе Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Ответ на вопрос: «Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции

помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости?»

Подготовить характеристику Ивана Васильевича

42

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

1

Слово о поэтах. Поэзия родной

природы в

творчестве

Ф.И.Тютчева

(стихотворение

«Осенний

вечер»)и

А.А.Фета

(«Последний

ландыш»). Образная яркость

И философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношения человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов 19 века (А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...», М.Ю. Лермонтов «Осень», А.С. Пушкин «Цветы

последние милей...»)

Выучить наизусть одно из стихотворений.

43

А.П.Чехов.

Рассказ

«О любви» как

история об

упущенном

счастье

1

Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений)

Ответ на вопрос: «Что значит для Алехина стремление «жить по правде»?»

Ответить на вопрос (на выбор):

1) «Кто прав и кто
виноват в безвы-
ходной ситуации?»;

2)«Правильно ли
поступил герой?»

44

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ».

1

Слово о писателе.

Проблема счастья в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика. Психологизм прозы писателя.

Ответ на вопрос: «Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа?»

Прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»

45






А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа

и его подтекст

1

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о

любви и семейном счастье.

Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. Понятие о сюжете и фабуле.

Составить план рассказа

Прочитать рассказ «Челкаш»

46-47

Певец света -М.Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы

2

Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе

Ответ на вопрос: «Как мысль о том, что Челкаш не исключение, а один из многих, связана со вступительной частью рассказа?»

Прочитать поэму С.Есенина «Пугачев»

48

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия» и др.

1

Слово о поэте. Стихотворения «Россия», « На поле Куликовом». Образ России и ее истории.

Стихотворение «Россия» наизусть

49

С.А.Есенин. «Пугачев» -поэма на историческую тему

1

Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина

Драматическая поэма (начальное представление

Анализ текста

Прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писателем»

50

И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

1

Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с докумен-тально-биографиче-скими текстами (мемуары, воспоминания, дневники)

Составить небольшой рассказ о том, как проявляется в произведении характер самого автора.

Прочитать рассказ М.Осоргина «Пенсне»

51

М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

Писатели улыбаются

1

Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение

исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности

Выборочный

пересказ

текста

Ответ на вопрос: «Какие художественные приемы создают юмористическое освещение прошедших событий»?

Придумать историю какого-либо предмета, отталкиваясь от тех действий, которые определил ему писатель

Прочитать рассказы Н.Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни»

52

Художествен-

ное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

1

Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни».

Художественный пересказ текста.

Подготовить художественный пересказ рассказов Н.Тэффи и М.Зощенко

53

А.Т. Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин», её

читательская судьба.

1

Жизнь и творчество поэта (обзор). Творческий замысел «Василия Тёркина»

Составление цитатного плана статьи «Как был написан «Василий Теркин»

Прочитать главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»

54

Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов

1

Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в

образе Василия Тёркина.

Ответ на вопрос: «Какие качества героя позволили автору сказать: «Тёркин дорог на войне…?»

Прочитать главу «От автора»

55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце»

1

Тема родины, её воплощение в поэме. Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления)

Ответ на вопрос: «Как вы понимаете объяснение автора о том, почему в книге нет сюжета?»

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из глав поэмы «Василий Теркин». Прочитать рассказ А.П.Платонова «Возвращение».

56

А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Ответ на вопрос: «Почему Иванов откладывал радостный, тревожный час свидания с семьей?»

Прочитать стихотворения послевоенного периода и проанализировать их (В.С.Высоцкий «Штрафные батальоны», Б.Окуджава «До свидания, мальчики», Е.Винокуров «В полях за Вислой сонной...»)

57

Стихи и песни о Великой Отечественной войне: М.Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»),

А. Фатьянов («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»).

1

Боевые подвиги и военные будни в творчестве

М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»),

А. Фатьянова («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»).

Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата

Выразительное чтение стихотворений.

Наизусть стих. по выбору

58

В.Быков «Обелиск»

1

Тема Великой Отечественной войны в литературе второй половины 20 века

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

59

В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Ответ на вопрос: «Как меняется взгляд героя на фотографию?»

Прочитать рассказ «Экспонат №» Б.Васильева.

60

Аудиторное сочинение № 3 (по произведениям о Великой Отечественной войне

1

Отзыв на произведение о Великой Отечественной войне. Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

Отзыв

61

Своеобразие русской поэзии 20 века. Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»)

1

Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине

Выразительное чтение и исполнение песен на стихи Н.Рубцова

Наизусть стих. по выбору, подготовка к контрольной работе

62

Контрольная работа по литературе 20 века

1

Содержание изученных произведений.

Тест, письменный ответ на вопрос

Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта».

63-

64

У. Шекспир.

«Ромео и

Джульетта».

Конфликт

любви и

семейной

вражды

2

Слово о писателе. Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Трагедия: основные признаки жанра

Ответ на вопрос: «Как вы понимаете то, что «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»?

Прочитать сонеты Шекспира №66,76,90,91, 130, 147

65

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

1

Жизнь и творчество писателя (обзор). Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров.

Ответ на вопрос: «Что такое мещанство?»

Систематизировать материал о Журдене по I и II действиям. Прочитать 3-5 действия пьесы.

66

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения

1

Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена. Журден и аристократы. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина

Ответ на вопрос: «Какова роль Клеонта в пьесе?»

Подготовить материалы к написанию сочинения

67

Аудиторное сочинение №4 (по произведениям зарубежной литературы)

1

Написание сочинения

68

Урок-рекомендация книг для чтения летом


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В,И. Литература: 8 класс: Учебник в 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В,И. «Читаем, думаем, спорим …»: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2004.

  3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы -М.: Просвещение, 2008.

  4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: просвещение, 2008.

  5. Турьянская Б.И и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.

  6. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 8 класса.

  7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы, 7-8 классы



© 2010-2022