- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на тему Языковая графика как средство оптимизации учебной деятельности обучающихся
Выступление на тему Языковая графика как средство оптимизации учебной деятельности обучающихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Устюгова И.Н. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. «Языковая графика как средство формирования языковедческой компетенции учащихся»
Устюгова Ирина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, высшая к.к.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Стремительно меняется время и общество, но неизменной остаётся роль учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопрос «Как и зачем жить?»
Получив аттестат об основном или среднем образовании, многие выпускники школ с трудом входят во взрослую жизнь: кто-то не видит цели, кто-то испытывает трудности в общении, а кто-то не умеет и не любит трудиться.
Неготовность студентов к обучению связана не столько с недостаточностью конкретных знаний и умений (что тоже наблюдается), сколько с неумением работать с книгой, с компьютерными программами и другими источниками информации, активно усваивать материал, дающийся в лекционной форме, участвовать в работе семинаров и коллоквиумов. По результатам входного контроля, проводимого мною в начале учебного года, я сделала вывод, что 87% обучающихся имеют знания ниже среднего уровня.
Главные проблемы студентов во многом есть не что иное, как прямое следствие трудностей, коренящихся ещё в начальной школе: трудности, испытываемые слабыми студентами и вообще плохо адаптирующимися к «взрослым» жизненным условиям молодыми людьми, обусловлены так и не решёнными проблемами школы».
Анализируя знания об интересах и потребностях обучающихся, я пришла к выводу, что до сих пор сохраняются противоречия между:
-
фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика, (обучающегося, студента);
-
необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;
-
преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение иннновационных педагогических технологий.
Чтобы разрешить выявленные противоречия и выполнить требования ФГОС, предъявляемые выпускникам среднего профессионального образования, я обозначила для себя приоритетное направление повышения уровня образованности обучающихся -«Языковая графика как средство формирования языковедческой компетенции учащихся» и определила следующие задачи, позволяющие добиться результатов:
-
Добиться положительной динамики результатов освоения образовательных программ по учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература».
-
Выявить и развивать способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
-
Разработать учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература», обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы.
-
Повысить уровень профессиональной компетентности через участие в работе предметно-цикловых комиссий, методическом совете техникума, педагогических советах, профессиональных конкурсах.
Изучив нормативные документы и литературу по интересующему вопросу, приступила к апробации методики использования языковой графики на уроках русского языка и литературы.
Сам по себе этот вопрос, конечно, не новый. Им занимались и занимаются многие ученые и опытные педагоги (Н.С. Рождественский, Д.Н. Богоявленский, Н.М. Лебедев и др.).
Мой опыт работы не содержит принципиальных открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленную и практически осуществленную (и осуществляемую) систему использования данной технологии.
Если начать рассмотрение результата с характеристики контингента обучающихся, то планировать какой-либо результат в начале каждого учебного года очень сложно. И всё же, создавая благоприятный психологический климат на учебных занятиях, атмосферу взаимопонимания, взаимопомощи, стараюсь достичь поставленных результатов.
А результатом моей педагогической деятельности, считаю тот факт, что у обучающихся имеются стабильные результаты освоения образовательных программ по русскому языку и литературе.
Вернусь к тому, почему я свой выбор остановила именно на внедрении языковой графики (схемах минимизации учебного материала). Проанализировав учебные возможности своих обучающихся, пришла к выводу, что свою работу надо перестраивать. Ребята не готовы запоминать правила по русскому языку, не умеют применять их на практике, а результатов каким-то образом надо достичь. Я решила, что теоретический материал следует по возможности упростить, минимизировать, сделать доступным и интересным.
Успехов в процессе обучения можно добиться прежде всего через совершенствование форм и методов, использование различных приёмов и способов в практической деятельности. Это может быть:
-
составление опорных конспектов, сигналов;
-
использование графических средств в изложении программного материала (таблицы, схемы, алгоритмы и т.д.).
Всё, перечисленное выше, представляет собой лингвистические модули, в которых в сжатой форме изложены теоретические сведения или представлено руководство по поиску решения поставленной лингвистической задачи.
Активное применение всевозможных средств графики в изучении предметов гуманитарного цикла весьма эффективно, особенно на той стадии, когда требуется воспроизведение и систематизация программного материала.
Значительная роль на современном уроке принадлежит языковой графике - лингвистическим тренажерам, компактам, алгоритмам. Графические средства, используемые в процессе обучения русскому языку, реализуют прежде всего зрительную наглядность, что, разумеется, имеет непосредственную связь с психологией. Однако они предполагают не только зрительное предъявление материала, но определенную группировку, систематизацию.
Мною созданы папки-справочники, которыми мы пользуемся на уроках.
Очень часто использую в своей работе справочное пособие Н.В. Смирновой «ЕГЭ без проблем»
Через схемы минимизации учебного материала я решаю такую задачу как формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.