- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Семипалова О.Н. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Возникновение опыта
Тема данной работы возникла в процессе анализа собственной педагогической деятельности. Работая с детьми, искала новые приёмы, формы контроля знаний, умений, навыков учащихся. На мой взгляд, нетрадиционные уроки и формы контроля позволяют создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы, усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества знаний.
Цель: на основе обобщения и систематизации педагогического опыта показать нетрадиционные формы учёта знаний, умений, навыков учащихся, дать практические рекомендации по их внедрению в систему обучения русскому языку и литературе.
Для осуществления цели сформулированы следующие задачи:
-
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
-
Показать разнообразие приёмов контроля знаний учащихся по русскому языку и литературе.
-
Проанализировать имеющуюся методическую литературу по проблеме
-
Обобщить опыт по системе использования различных форм, методов, приёмов контроля знаний и показать его эффективность.
Педагогическая идея.
Идея педагогического опыта заключается в формировании познавательного интереса посредством применения нетрадиционных форм контроля.
Нетрадиционные формы урока реализуются после изучения какой-либо темы или блока тем, выполняя функции обобщающего контроля и оценки знаний учащихся. Смена традиционных форм на нетрадиционные создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий из-за боязни допустить ошибку.
В итоге осуществляется и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме, и создаётся благоприятная атмосфера , и минимализируется участие учителя на уроке.
Актуальность опыта
Данная проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников.
Ведь контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. В целях повышения качества знаний учащихся просто необходимо совершенствование форм и методов контроля. Нетрадиционные формы контроля ориентированы на личностный подход в обучении. Они позволяют активизировать познавательные способности учащихся, учат их применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Таким ообразом, только чётко спланированная, гибкая и в том числе нетрадиционная система контроля
является одним из способов повышения эффективности учебного процесса.
Теоретическая база опыта
Создание системы эффективных форм и видов контроля знаний учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальным путей нормализации учебной нагрузки школьников.
В теоретико-методологическои и прикладном планах наиболее обоснованной и признанной является теория Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактический взаимосвязанный процесс, при котором педагогические воздействия, ориентированные на «зону ближайшего развития», становятся условием глубокого и прочного усвоения знаний.
Новизна опыта
Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, разнообразен и богат. В данной работе систематизированы сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Нетрадиционные формы контроля дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В то же время каждый творчески работающий учитель стремится разнообразить формы контроля знаний с целью повышения эффективности обучения и учебной мотивации обучающихся.
Технология опыта
Раскрывается в системе конкретных педагогических действий, обеспечивающих положительный результат. Нестандартные формы контроля на уроках русского языка осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются использование средств слуховой и зрительной наглядности.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания являются различные диктанты, урок-игра, урок-семинар, урок-конкурс, урок-зачёт, урок-соревнование, урок- исследование(защита проектов), урок-беседаи т. д. Остановимся на некоторых из них.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика.
Диктанты могут быть разообразны как по содержению, так и по форме. В зашифрованных диктантах ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. «Шифровать» учитель может новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и многое другое. Ученикам очень нравятся цифровые диктанты. Нужные элементы обозначают цифрами. Например, при изучении односоставных предложений можно обозначить виды следующим образом: 1- определённо-личное, 2-неопределённо-личное и т.д.
Лексический диктант или диктант - кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? В его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения.
Урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственныхвысказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок- зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.
Урок- соревнование , например,"Звездный час"проводится в виде соревнования между учащимися одного класса в течение одного урока. Учащиеся объединяются в пары. Первый игрок на протяжении всей игры движется вперед, а второй сидит на месте. У каждого игрока в руке имеются таблички с цифрами, которые игроки должны поднимать при выборе правильного варианта ответа. Вторые участники так же поднимают карточки, при совпадении правильного ответа, паре вручается звезда, которая может сыграть решающую роль в финале. Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал и не сойдутся в решающей "битве".
Урок-дуэль - данный вид деятельности можно проводить при составлении различных рассказов. Ученики парами рассказывают материал. (По очереди - то один, то другой) Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.
Урок-исследование или защиты ученических проектов
Команды класса получают одно общее задание: разработать фантастический проект или сценарий, основанный на известных из пройденной темы знаниях. Ученики начинают готовить схемы, чертежи, расчеты для защиты проекта. Все это команда делает сообща. Затем на уроке один из ее членов выступает с докладом или сценарием. Задача других команд: вникнуть в проект, найти его слабые и сильные стороны, задать вопросы, уточняющие конструкции или идею, оценить работу. Затем наступает очередь второй команды. Процедура повторяется. Особенность данных уроков в том, что они развивают фантазию, приучают коллективно работать, критически мыслить, оценивать факты, не принимая все на веру; учат применять полученные на уроках знания в новых ситуациях.
Урок-беседа
Чаще всего уроки-беседы имеют повторительно-обобщающий характер и предназначены для закрепления изученного и его систематизации. С этой целью необходимо провести систематизацию знаний учащихся и закрепить их в процессе выполнения упражнений. Материал для повторения должен быть достаточно объемен. Рекомендуется сочетать ответ на определенный вопрос с последующим выполнением упражнения. Чем больше учащихся принимает участие в беседе и обсуждении, тем выше степень усвоения учебного материала.
Немаловажную роль играет и использование компьютерных технологий на уроках русского языка.
Тесты в электронной версии могут представлять собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки, и уровень знаний оценивается тут же. На уроках используются электронные презентации по различным разделам в качестве закрепления материала. Они создаются как самим учителем, так и учащимися.
Подобные программы стимулируют познавательный интерес ребенка, повышают эффективность урока. Это и обратная связь с учащимися, занимающимися самостоятельно, интерактивность, высокая степень наглядности, оперативный доступ ко всем частям, разделам и статьям, это и использование компьютерных технологий для диагностики степени усвоения материала и коррекции пробелов на уроках, дополнительных занятиях.
В настоящее время появилось множество учебных компьютерных программ, что снимает проблему компьютерного обеспечения учебных программ. Назову лишь некоторые из активно используемых мной компьютерных программ.
Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» (виртуальная школа Кирилла и Мефодия) содержит уроки и тесты по всему курсу определённого класса.
Диск «Репетитор. Русский язык» представляет собой мультимедиа- комплекс, в копилке которого учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, создаёт для учащегося комфортную образовательную среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета и поступления в вуз. Мультимедиа - это новая форма старого метода обучения через видение и восприятие на слух, так как эта технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: текст, цифры, графику, анимацию, видео и звук.
Диск «Русский язык. 5,6 класс» - учебное пособие для подготовки к урокам, основу диска составляют обучающие, справочные и контролирующие материалы по всем темам, изучаемым в 5,6 классе.
Адресная направленность.
Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала.
Результативность
Создание системы эффективных форм и видов контроля знаний учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, повышению познавательной активности.
Качество знаний (%)
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11класс
2012-2013
63
56
58
93
2013-2014
58
50
58
2014-2015
56
55
67
Приложение
1.Урок-соревнование по русскому языку
«Повторение темы «Морфемика».5кл.
Цели и задачи:
1.Проверить качество знаний, полученных при изучении темы "Морфемика".
2.Закрепить изученный материал.
3.Развивать навыки работы в команде, способствовать становлению чувства ответственности при работе в коллективе.
4. Развивать у школьников умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с разными источниками, сравнивать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивая устную речь учащихся, пополняя их словарный запас.
Оборудование: карточки с заданием, интерактивная доска, словарь.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
личностное восприятие («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
сопричастность к общему делу («этого достигли ребята, это им нужно - значит, это доступно и нужно мне»);
глобальное восприятие («это нужно знать всем - значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
принятие и учет позиции собеседника («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
личная ответственность («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей»)
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель предлагает задание для обеих команд. Каждое правильное решение - очко. Команда, набравшая большее количество очков, первой соберет букет из цветов.
2.Повторение.
- Начинается урок с вопроса: «Что изучает морфемика?»
-Чтение эпиграфа: «Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей»
3.Какова же цель нашего урока?
(Мы должны повторить материал, полученный на предыдущих уроках, о частях слова-морфемах, орфографические правила, связанные с их написанием).
4.Класс делится на 2 команды. Выбирается жюри из сильных учеников.
Задание №1.
- Назовите известные вам морфемы.
- Как найти окончание в слове? Докажите на примерах.
- Какие морфемы могут входить в основу?
- Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
Слова для анализа:
1-й команде: территория, путешествие, читал;
2-й команде: препятствие, артиллерия, горел.
(Подводятся итоги, объявляются баллы)
Задание №2.Выписать слова, состав которых соответствует схемам:
а) корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс, окончание;
1) Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли,
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
2) Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)
3) Быстро дни недели пролетели,
Протекли меж пальцев, как вода,
Потому что есть среди недели
Хитрое колесико - среда.
(С.Маршак)
Задание №3.Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски.
- Провести морфемный разбор слов:
1-ой команде:матросский, привычка, придорожный, дружок;
2-ой команде: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
( Проверка, подведение итогов)
5.Вопрос классу : «Какие вы знаете корни с чередованием гласных?»
Задание №4.Выписать слова с чередующимися гласными в корне слова, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.
Слова:сидеть, зарисовать, отпереть, глядеть, загорать, половина, коснуться, отрасти, убегать, зори.
- Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
Задание №5.Задание командам.Определить, одинаковые ли корни в словах?К каждому слову в паре подобрать 2 однокоренных.
Слова: гора- гореть, мирный -замирать.
Представители команд записывают однокоренные к словам: выносить (1-я команда), носик (2-я команда).
(Подводятся итоги, объявляются баллы)
Задание №6.Игра «Кто больше?».
Записать слова с корнями: говор (1-я команда), вод (2-я команда)
(Подводятся итоги, объявляются баллы)
Задание№7.Творческое.
Используя слова, написанные на доске, написать сочинение- миниатюру на тему: «Прогулка по зимнему лесу»
Слова: приятно, природа, преспокойно, пришли, приветливо, причудливые.
Каждая команда читает 2 работы. (Подводятся итоги, объявляются баллы)
6.Вопрос классу.
- Как образуются сложные слова?
- Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей.
1-ой команде: лесоруб, птицефабрика;
2-ой команде: вездеход, пчеловод.
Задание №8. «Кто быстрее?» Заполнить квадрат со словами - перекрестками сложными словами.
с
д
а
о
м
х
о
р
л
а
ё
п
т
Вопросы:
1.Специалист по разведению садов.
2.Локомотив с паровым двигателем.
3.Канал для выхода дыма из трубы.
4.Русская народная игра -пляска.
5.Лес, поваленный бурею.
6.Стихийное совершение какого - нибудь дела, работы.
7.огнестрельное оружие.
(Подводятся итоги, объявляются баллы).
7.Рефлексия.
8.Подведение итогов. Чей букет получился красивее?!
-
Игра на уроке русского языка «Пойми меня»
Цель: систематизация и контроль знаний по теме «Лексическое значение слова»
Правила игры: игра проводится между двумя командами в пять раундов, в каждом из них надо отгадать по два слова. В каждой команде присутствует по 6 человек. Командир отгадывает слово и затем с помощью лексического значения объясняет его второму участнику и так дальше по цепочке. Пока идет объяснение слова команда вся команда, кроме капитана слушает музыку. Участнику разрешается снять наушники тогда, когда подойдет его очередь отгадывать слово. При объяснении слова нельзя повторять толкование предыдущих участников, использовать однокоренные слова. На каждое слово отводится по 80 секунд. За правильным ходом игры следит жюри. Каждое правильное толкование приносит команде 1 балл.
Пример: ведущий загадывает слово ПРЕЗИДЕНТ. Командир объясняет второму участнику: «Главный в стране». Объяснение второго участника: «Правитель в стране» (за объяснение второго участника не присуждается балл, так как идет повтор слова «страна»).
Оборудование: наушники, компьютер
Ход игры.
Раунд 1. Разминка. (Задается вопрос капитанам команд, остальные участники слушают музыку; кто первый отгадает, та команда и начинает играть с этим словом.)
1 .Значимая часть слова. (Корень)
2 .Часть слова без окончания. (Основа)
Раунд 2. (капитан встает шестым человеком, право хода разыгрывается вторым участником, итак в продолжение всей игры участники меняются местами.)
1.Предложение, написанное знаками. (Схема)
2.Произведение печати в виде переплетенных страниц, содержащих какую-либо информацию. (Книга)
3.Состав, придающий тот или иной цвет предметам, которые им покрываются или пропитываются. (Краска)
4.Аппарат для приема телевизионных передач. (Телевизор)
Раунд 3.
1.Правитель в стране. (Президент)
2.Участок земли между домами. (Двор)
3.Периодическое издание в виде книги, содержащей произведения разных авторов. (Журнал)
4.Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. (Библиотека)
Раунд 4.
1.Учреждение, занимающееся образованием детей. (Школа)
2.Самое холодное время года. (Зима)
3.Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. (Мышь)
4.Устройство, прибор для звуковых сигналов. (Звонок)
Игра со зрителями. За каждую угаданную загадку дается балл, который зритель может отдать понравившейся команде.
1.Под каким кустом сидит заяц в дождь? (Мокрым)
2.В каком слове содержится 7 букв Я? (Семья)
3.Из какой посуды нельзя есть? (Из пустой)
4.От чего утка плавает по пруду? (От берега)
5.Откуда появился Хоттабыч? (Из бутылки)
6.Герой какой сказки пострадал за свое хвастовство? (Колобок)
7.Какой зверь спит всю жизнь вниз головой? (Летучая мышь)
8.Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Одна, потом он уже не будет пустым.)
Раунд 5.
1.Единица измерения времени. (Минута)
2.Средство для ухода за кожей и волосами. (Косметика)
3.Тара для жидкости. (Бутылка)
4.Письменная принадлежность, использующаяся для письма.
Финал.
Каждой команде дается по предложению, участники должны правильно прочитать его по очереди. За каждое правильно прочтение 1 балл.
3.Тема: Урок - зачёт по теме «Глагол».
Цели:
-
проверить знания по теме глагол;
-
Умение находить изученную часть речи;
-
Обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола;
-
Использовать глагол в речи.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Объявление темы и целей урока.
-
Фронтальный опрос.
Вопросы.
-
Что такое глагол?
-
Чем отличается неопределённая форма глагола от других форм глагола?
-
Какого вида бывают глаголы?
-
Какие 3 времени есть у глагола?
-
Что называется спряжением?
-
Как определяется спряжение глагола с безударным личным окончанием?
-
Какие окончания могут быть у глаголов 1спр?
-
Какие окончания могут быть у глаголов 2 спр.?
-
Когда пишется ь после шипящих в глаголе?
-
Объясните выбор орфограммы.
-
Тот труда (не) бои(ть, т)ся, кто умеет труди(ть,т)ся.
-
Дело мастера бои(ть,т)ся.
-
Человек по делу узнаё(ть,т)ся.
-
По труду и честь воздаё(ть,т)ся.
-
Надо труди(ть,т)ся, не надо лени(ть,т)ся.
-
Сделать морфемный разбор глагола Лениться .
-
Распределите глаголы по 2 колонкам: 1 и 2 спряжения.
Играет, смотреть, писать, рисует, вертеть, читает, слушает, слышит, командовать, ненавидеть, стелить, гнать, строить, мешать, мерить, вертеть, дышать.
1 спр.
2 спр.
Играет
Писать
Рисует
Читает
Слушает
Командовать
Стелить
Гнать
мешать
Смотреть
Вертеть
Слышит
Ненавидеть
Строить
Мерить
Вертеть
Дышать
-
Сделайте морфологический разбор глаголов:
1-в. 2-в.
ты смотришь в окно нужно стремиться к победе
-
Смотришь - гл. ты (что делаешь?) смотришь
-
Н.ф -смотреть; несов.вид, 2 спр., ед.ч., в наст. вр., во 2-м л.
-
Ты (Что делаешь?) смотришь.
-
Стремиться -гл. (что делать?) стремиться.
-
Н.ф. стремиться; глагол стоит в неопределённой форме.
-
Нужно (что делать?) стремиться.
-
Анализ текста.
Весна в этом году долго не наступала. Потом всё вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило.
И вотуже разноситсямногоголосое пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчат и сверкают под лучами яркого солнца ручьи. Звенит весёлая капель. Дышится легко. В такое время не хочешь сидеть дома.
-
О чём говорится в данном тексте?
-
Как мы узнаём, что наступила весна?
-
Глаголы имеют большое значение для правильного, точного выражения мысли. С помощью одних глаголов может передаваться динамика, движении, с помощью других зрительные образы или слуховые, а третьи могут передавать состояние и настроение.
-
Найдите в тесте глаголы: проснулось, зашевелилось, пробивается. Как вы думаете, что с их помощью передаётся? (передаётся динамика, движение пробудившейся весной природы)
-
Как вы думаете, какой образ помогают создать в данном тексте глаголы: запело, зашумело, заговорило, разносится, журчат, звенит? (Звуковой образ)
-
Какой образ помогают создать глаголы: сверкают, поголубело, почернели? (зрительный образ)
-
А глаголы: дышится, не хочешь, что помогают передать? (передают состояние и настроение человека)
-
Правомерно ли использование в тексте использование глаголов в различных временных формах?
-
Итог урока.
-
" Третий лишний»
1) лимонный, карманный, соломенный
2) горяч, могуч, плач
3) революция, циркуль, нация
Заключение
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень овладения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном итоге, прививают интерес к предмету.Эти задания имеют положительное эмоциональное воздействие на ребенка, да и сложный материал усваивается гораздо легче. Большинство заданий развивают у детей наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, логику, то есть те психические процессы, которые необходимы для успешного усвоения и других учебных предметов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Гиагинского района
Обобщение педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
Семипаловой Олеси Николаевны
(стаж работы 13 лет, образование высшее,
1 квалификационная категория)
Тема опыта: «Нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса»
2015 г.