Рабочая программа по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе рабочей программы Литература 5 - 9 классы предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Москва: Просвещение, 2011.

Планирование ориентировано на учебник: «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной и др. Москва: Просвещение, 2014.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Общая характеристика учебного предмета

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературыры, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение общеучебными и УУД;

- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной деятельностити;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;

-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;

-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессинального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно - познавательной деятельностити;

- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

Цель литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихсяся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе 18, 19, 20 веков. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию уч-ся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность - курс 6 класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература 18 века.

4. Русская литература 18 века.

5. Русская литература 20 века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

Также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе, на уроки литературы отведено 105 часов (3 часа в неделю).


Предметные, личностные, метапредметные результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формирование собственного отношения к произведениям лит-ры, их оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

( 105 часов)

Введение - 1 ч.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 4 ч.

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч.

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 28 ч.

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ - 2 ч.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 12 ч.

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Итоговый контроль по результатам изучения курса - 3 ч.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение (1 ч.)

Художественное произведение. Диагностика уровня литературного развития учащихся

Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Решение тестов

Устное народное творчество (4 ч).

Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки.

Практические работы.

Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок, загадок.

Сочинение загадок.

Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.

Устное и письменное сочинение по пословице или поговорке.

Отгадывание загадок.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. В чём красота и мудрость русских обрядов?

2. Почему пословицы и поговорки называют зёрнами народной мудрости?

3. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства - фольклорной и литературной.

Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен.

Использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях.

Составление плана письменного высказывания.

Устный монологический ответ по плану.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

Из древнерусской литературы (2 ч).

«Повесть временных лет», «Сказание о Белгородском киселе».

Развитие представлений о русских летописях.

Практическая работа.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека

Выразительное чтение произведения.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с

помощью словарей и справочной литературы.

Характеристика героев древнерусской литературы.

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Подбор цитат по заданной теме

Из литературы XVIII века (1 ч).

Русские басни.

И. И. Дмитриев. «Муха».

Практическая работа.

Поиск цитатных примеров из басни, иллюстрирующих понятия «аллегория» и «мораль»

Устный рассказ о баснописце.

Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительною чтения одноклассников, исполнения актёров.

Характеристика героев басни.

Формулирование вопросов к тексту.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов

Из литературы XIX века (52 ч).

И. А. Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей» и другие басни (для внеклассною чтения).

Практические работы.

Истолкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен.

Конкурс на лучшее инсценирование басни.

Викторина на знание басен и их иллюстраторов.

Проект:

Составление под руководством учителя сценария литературной композиции по басням И. А. Крылова и её постановка на школьной сцене (выбор басен; составление текста композиции; распределение ролей и составление «замечаний для господ актёров»: внешность героя, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т. п.; звуковое сопровождение спектакля).

Контрольная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях?

. С. Пушкин. «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога» и другие стихотворения (для внеклассного чтения).

Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции.

«Повести Белкина»: «Барышня-крестьянка» (для внеклассного чтения).

Понятие о книге (цикле) повестей.

«Дубровский».

Практические работы.

Выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник»,..определение художественной функции фольклорных образов.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза» в стихотворении «Зимнее утро».

Подбор цитат, иллюстрирующих особенности жанра дружеского послания в стихотворении «И. И. Пущину».

Подбор цитат по теме «Пейзаж и его роль в стихотворении «Зимняя дорога».

Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «эпитет», «метафора», «композиция».

Иллюстрирование понятия «антитеза» примерами из повести «Барышня-крестьянка».

Определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации повести.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Обучение анализу эпизода повести «Дубровский»: «Пожар в Кистенёвке» и др.

Создание собственных иллюстраций к произведениям.

Составление викторин по произведениям. Проект:

Составление под руководством учителя инсценировки фрагментов повести «Дубровский» и её постановка на школьной сцене.

Контрольные работы.

Письменные ответы на проблемные вопросы:

1. Какие «чувства добрые» пробуждает А. С. Пушкин своими стихами?

2. Почему Лиза Муромская выдала себя за крестьянку Акулину?

3. В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

4. Почему повесть «Дубровский» можно назвать повестью о защите человеческой личности?

5. Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?

6. Какими способами в повести выражается авторское отношение к героям?

М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Листок», «На севере диком стоит одиноко...», «Утёс», «Три пальмы»; другие стихотворения (для внеклассного чтения).

Начальные представления о поэтической интонации.

Развитие представлений о балладе.

Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «поэтическая интонация», «антитеза», «символ», «баллада».

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении.

Определение видов рифм и способов рифмовки.

Подбор примеров, иллюстрирующих двусложные и трёхсложные размеры стиха (на примере изучаемых стихотворений).

Контрольная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос; Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова (указать название)? И. С. Тургенев. «Бежин луг». «Хорь и Калиныч или другие рассказы из «Записок охотника» для внеклассного чтения.

Развитие представлений о портретной характеристике персонажей.

Понятие о пейзаже в литературном произведении.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портретная характеристика», «пейзаж».

Подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа.

Викторина на знание текста рассказа.

Создание собственных иллюстраций к рассказу.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла "Записки охотника" и живописным полотнам русских художников)» Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...», «Листья», «С поляны коршун поднялся...», другие стихотворения (для внеклассного чтения).

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь...», «Учись у них - у дуба, у берёзы...», другие стихотворения (для внеклассного чтения).

Н. А. Некрасов. «Железная дорога».

Развитие понятия о пейзажной лирике.

Развитие понятия о звукописи.

Начальные представления о строфе.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А- Фета».

Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор, риторические вопросы).

Определение видов рифм й способов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха (на примере изучаемых стихотворений).

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «пейзаж», «звукопись», «строфа», «диалог».

Контрольные работы.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Какие состояния природы любит изображать Ф: И. Тютчев в своих стихах?

2. Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А. А. Фета?

3. О чём мечтает автор-повествователь в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»?

Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Н. С. Лесков. «Левша»; «Человек на часах» (для внеклассного чтения).

Развитие понятия о сказе.

Понятие об иронии.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сказ».

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента сказа.

Составление викторины на знание текста сказа.

Создание собственных иллюстраций к сказу.

Проект:

Составление под руководством учителя инсценировки «Как Левша гостил у англичан» и её постановка на школьной сцене.

Контрольная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша»?

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий» и другие рассказы (для внеклассного чтения).

Развитие понятия о комическом и комической ситуации.

Практические работы.

Подбор цитат к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмора в рассказах А. П. Чехова».

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор».

Конкурс на лучшее инсценирование рассказов.

Составление викторины на знание текста рассказов. Создание собственных иллюстраций к рассказам

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение басен (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев басен.

Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням.

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей.

Составление плана анализа стихотворения.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Выразительное чтение фрагментов прозы (в том числе по ролям).

Поиск незнакомых слов и их объяснение с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений.

Выделение этапов развития сюжета.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление сравнительной характеристики героев.

Составление плана анализа эпизода.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Подбор цитат из текста повестей по заданной теме.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Обсуждение киноверсий повестей.

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Различение образов лирического героя и автора в лирике.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устный и письменный анализ стихотворения.

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героя или групповой характеристики героев.

Нравственная оценка героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Обсуждение произведений Книжной графики и живописных полотен.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

Поиск материалов о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устные рассказы о поэтах.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров, романсов на стихи поэтов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Различение образов лирического героя и автора в лирике.

Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворениях.

Подбор цитат из стихотворений по заданной теме.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Письменный ответ на вопрос проблемного характера.

Тестовая проверка знаний по теории литературы.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение сказа (в том числе по ролям).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героев.

Нравственная, оценка героев сказа.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении.

Жанровая характеристика сказа.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания.

Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Восприятие текста рассказа и его выразительное чтение (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героев и их нравственная оценка.

Анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказах.

Работа со словарями и справочной литературой. Обсуждение произведений книжной графики.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град...»; А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Романсы на стихи русских поэтов о природе: А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев: «Ещё в полях белеет снег...».

Практические работы.

Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях.

Составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века, полотнах русских художников и романсах русских композиторов».

Контрольная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос: Каков образ русской природы в стихах русских поэтов и романсах русских композиторов?

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов.

Устное рецензирование исполнения романсов актёрами.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

Составление плана письменного высказывания.

Обсуждение пейзажных картин русских художников и пейзажных полотен, созвучных стихам и романсам.

Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Из русской литературы XX века (28 ч).

А. И. Куприн. «Чудесный доктор».

Понятие о рождественском рассказе.

Практические работы.

Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности рождественского рассказа.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Составление устного рассказа о герое и его прототипе.

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок», «Цветок на земле» и другие рассказы (для внеклассного чтения).

Практические работы.

Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах. Создание собственных иллюстраций к рассказам.

А. С. Грин. «Алые паруса».

Понятие о жанре феерии.

Практические работы.

Составление таблицы «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея».

Подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в повести.

Обучение анализу эпизода повести (по выбору учителя).

Поиск цитат, иллюстрирующих понятие «феерия».

Подбор ключевых цитат к темам «Мир, где живёт Ассоль», «Прошлое и настоящее Грея».

Сопоставление повести и её киноверсии.








Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

К. Г. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Практические работы.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях.

Подбор цитат к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне».

Подбор примеров, иллюстрирующих функции звукописных образов.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Практические работы.

Подбор цитат к теме «Изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни».

Подбор цитат, иллюстрирующих понятия «речевая ха-рактеристика», «юмор», «рассказчик».

Анализ эпизода рассказа (по выбору учителя).

Создание собственных иллюстраций к рассказу.

Контрольная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос: Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?


В. Г. Распутин. «Уроки французского». Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ», «сюжет», «герой-повествователь».

Подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе «Уроки французского».

Анализ эпизода «Игра в замеряшки» (или другого по выбору учителя).

Проект:

Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей».

Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная).

Устный и письменный анализ эпизода.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Развитие представлений о лирическом герое.

Практические работы.

Подбор цитат к теме «Образы и картины стихотворения "Звезда полей": Родина, страна, Вселенная».

Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворений.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика

и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой».

Создание собственных иллюстраций к, стихотворениям.

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Развитие понятия о юморе.

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе.

Создание собственных иллюстраций к рассказу

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, нравственная оценка героев.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление плана устного и письменного высказывания.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выделение этапов развития сюжета.

Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении.

Составление плана (цитатного плана) и сравнительной характеристики героев.

Устный и письменный анализ эпизода. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устные рассказы о поэтах-фронтовиках.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Различение образов лирического героя и автора.

Выявление роли изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.


Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выделение этапов развития сюжета.

Характеристика героев рассказа и их нравственная оценка.

Составление планов речевых характеристик героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиций.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Выделение этапов развития сюжета.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Составление плана характеристики героев.



Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в образе Родины, созданной поэтом.

Различение образов лирического героя и автора. Работа со словарём литературоведческих терминов. Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устная и письменная характеристика героев.

Родная природа в русской поэзии XX века.

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. А. Ахматова. «Перед весной бывают, дни такие...».

Практические работы.

Подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов в изучаемых стихотворениях.

Подбор цитат, характеризующих ритмико-метрические особенности стихотворений.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях.

Обучение анализу стихотворения.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Писатели улыбаются.

В. М. Шукшин. «Чудик», «Критики» и другие рассказы (для внеклассного чтения).

Практические работы.

Подбор цитат к теме «Особенности шукшинских героев-«чудиков».

Письменный выборочный пересказ с творческим заданием.

Контрольные работы,

Письменные ответы на проблемные, вопросы:

1. В чём странность и привлекательность героев Шукшина?

2. Каков образ моего ровесника в произведениях А. И. Куприна, А. П. Платонова, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. Искандера? (По выбору.)

3. Какими способами авторы выражают в стихотворениях чувство любви к родной природе и Родине? (По стихотворениям Рубцова, Блока, Есенина, Ахматовой.)

4. Какие черты личности учителя особенно привлекательны в произведениях В. Распутина и Ф. Искандера?

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских писателей.

Различение образов лирического героя и автора.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Составление плана и письменный сопоставительный анализ стихотворений.

Презентация и защита собственных иллюстраций.


Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выделение этапов развития сюжета.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка.

Составление плана и создание письменного высказывания на проблемный вопрос.

Подбор цитат и аргументация их целесообразности для доказательства своих мыслей.

Из литературы народов России (2 ч).

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Практические работы.

Подбор ключевых цитат к теме «Образ Родины в стихах Г. Тукая и К. Кулиева».

Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов

Подбор материала о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устные рассказы о поэтах.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям

Из зарубежной литературы (12 ч).

Мифы народов мира. «Подвиги Геракла» и другие древнегреческие мифы (для внеклассного чтения). Геродот. «Легенда об Арионе».

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (для внеклассного чтения).

Ф. Шиллер. «Перчатка».

П. Мериме. «Маттео Фальконе».

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Отличие мифа от сказки. Понятие о героическом эпосе. Понятие о пародии. Понятие о рыцарской балладе. Понятие о новелле. Понятие о притче.

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «миф», «пародия», «вечный образ», «баллада», «новелла», «романтизм», «реализм».

Сопоставление переводов произведений на русский язык.

Составление историко-культурных комментариев.

Сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А. С. Пушкина «Арион».

Анализ пародийных образов и ситуаций в романе «Дон Кихот».

Сопоставление русских переводов баллады Ф. Шиллера.

Анализ эпизода из новеллы «Маттео Фальконе» и из сказки «Маленький принц» (по выбору учителя).

Создание собственных иллюстраций к произведениям зарубежной литературы.

Проекты:

Составление под руководством учителя электронных иллюстрированных альбомов «Мифы Древней Греции» («Подвиги Геракла»), «Герои и сюжеты зарубежной литературы в иллюстрациях»

Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Различные виды пересказов.

Сопоставительный анализ произведений.

Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества.

Поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях русских писателей, использование знаний об основных характеристиках этих образов при анализе художественного произведения.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устная и письменная характеристика героев.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Повторение, обобщение, итоговый контроль (3 ч).

Практическая работа.

Проект:

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

Контрольные работы.

Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.

Устные и письменные пересказы произведений.

Сообщения о произведениях й литературных героях.

Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами.

Письменный ответ на вопрос: Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?

Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

Подбор примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «устная народная проза», «предание», «гипербола», «героический эпос».

Проекты:

Составление электронных иллюстрированных сборников «Пословицы разных стран на общую тему», «Персонажи героического и мифологического Эпоса в фольклоре народов

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 6 классе.

Составление плана и текста собственного высказывания.

Письменный ответ на вопрос.

Решение тестов.

Отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов.



Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. «Рабочая программа. Литературв. 5 - 9 класса» Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. Москва, Просвещение, 2011

  2. «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с электронным приложением в 2-х частях». Полухина В. П., Коровина В. Я, Журавлёва В. П., Коровин В. И.. Москва, Просвещение, 2015

  3. «Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание 6 класс». Н. В. Егорова. Москва, ВАКО, 2014

  4. Литература 6 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Волгоград: Учитель. 2012

  5. Коровина В. Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» [Электронный ресурс] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - Москва: Просвещение, 2012. - 1 электронный диск (CD-ROM).

  6. Таблицы по литературе

Технические средства обучения

1. Компьютер

2. Интерактивная доска

3. Проектор.

Образовательные электронные ресурсы:

Российский образовательный портал - http//school.edu.ru

Газета «Первое сентября» - http//www/1september/ru/ru

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) ценностно-ориентационной сфере:

 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) коммуникативной сфере:

 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) эстетической сфере:

 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


21


© 2010-2022