- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 5 классе по рассказу И. А. Бунина Косцы
Урок литературы в 5 классе по рассказу И. А. Бунина Косцы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокоумова И.Е. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок литературы в 5 классе Дата______________
И. А. БУНИН. Слово о пистателе. «КОСЦЫ».
Восприятие прекрасного героями рассказа
Цели:
-
Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа "Косцы", его основными темами.
-
Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания
основных образов произведения, способы выражения авторской позиции. -
Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.
-
Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
-
Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.
-
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.
Ход урока
1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья..."
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.
- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.
- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).
- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.
2. Объявление темы и цели урока.
В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина "Косцы", который во многом близок этому стихотворению. Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе "Косцы".
3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.
Чтение статьи в учебнике (стр.______)
Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)
А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. за выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира).
За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.
- Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ "Косцы".
4. Работа над статьей «Происхождение моих рассказов».
Рассказ «Косцы» был опубликован в Берлине в альманахе «Медный всадник».
Большую часть жизни писатель провел в эмиграции в Париже, но все это время в его душе жили воспоминания о любимой России, ее просторах, песнях простых людей… Рассказ пронизан восхищением автора каждым движением крестьян, каждым звуком, раздававшимся в лесу. В воспоминаниях Бунина все еще свежи запечатлевшиеся в памяти эпизоды жизни: как шли они по лесной дороге, а недалеко от нее косцы косили и пели. Кругом лес, глушь, тишина, зной, медвяные ароматы, шелест березовых веток, пение летнего властелина леса - соловья…
Возможно ли все это вычеркнуть из памяти, забыть на чужбине? Никогда!
Постоянная жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знанием русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.
5. Беседа. Анализ рассказа. Чтение учителем начала рассказа
-
Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
-
Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
-
Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки?
-
К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их.. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)
-
Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).
-
Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово "природа" на доску).
-
Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
-
Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: "Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души". Как вы понимаете эти слова? (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
-
А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью - узнаете чуть позже. (Прикрепляет слово "труд").
-
Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.(Стр.___)
-
Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).
-
Словарная работа.
Бахилы - вид крестьянской обуви.
Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).
Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель).
-
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? ("Охочи к работе").
-
Как понимаете эти слова? (Любят работать).
-
А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
-
А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. Что значат слова "без малейшего напряжения, без малейшего усилия"? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
Сравнительная работа
-
Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова "Страдная пора (Косцы)" и А.А. Пластова "Сенокос". Рассмотрите их.
-
Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу "Косцы"? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.
-
Обратимся вновь к тексту рассказа "Косцы". Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...". Рассказчик любуется и восхищается ими).
-
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё? (Они поют песню)
-
Включается фонограмма русской народной песни "Ах ты, степь широкая". В это время учитель прикрепляет на доску слово "песня".
-
Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе "Косцы". Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня "Ах ты, степь широкая" вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.
-
Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова "прелесть").
-
А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
-
- Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.
-
Обаяние, очарование, привлекательность.
-
Приятные, пленяющие явления, впечатления..
3. О ком-то, чём-то прелестном, чарующем.
4. Внешние черты женской красоты.
-
-В каком значении употреблено слово "прелесть" в данном фрагменте текста "Косцы"? Ответ аргументируйте (Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).
-
В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).
-
В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. (".. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. ."и далее о родине )
-
- Как вы понимаете эти строки? Что значат слова "...были все вместе", "наш общий дом была - Россия..."? (Русские люди едины в любви к Родине).
-
Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.
-
В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).
-
Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).
-
Поместим и это слово на доску.
-
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
-
Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.".. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...").
-
Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).
-
Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).
-
(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово "Россия").
ПРИМЕЧАНИЕ
По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы-фигуры дома. "Стены" - слова родство и родина,"потолок"-слово природа, "крыша"- слова труд и песня, основание фигуры - слово Россия.
Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. ("Наш общий дом была - Россия").
Подведение итога урока. Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).
- Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра: "Что является для меня малой родиной".