Урок литературы в 5 классе по рассказу И. А. Бунина Косцы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе Дата______________

И. А. БУНИН. Слово о пистателе. «КОСЦЫ».

Восприятие прекрасного героями рассказа

Цели:

  • Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа "Косцы", его основными темами.

  • Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания
    основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.

  • Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.

  • Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.

  • Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.


Ход урока

1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья..."

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным Коленам припав.

- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

2. Объявление темы и цели урока.

В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина "Косцы", который во многом близок этому стихотворению. Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе "Косцы".

3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

Чтение статьи в учебнике (стр.______)

Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)

А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. за выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира).

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.

- Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ "Косцы".

4. Работа над статьей «Происхождение моих рассказов».

Рассказ «Косцы» был опубликован в Берлине в альманахе «Медный всадник».

Большую часть жизни писатель провел в эмиграции в Париже, но все это время в его душе жили воспоминания о любимой России, ее просторах, песнях простых людей… Рассказ пронизан восхищением автора каждым движением крестьян, каждым звуком, раздававшимся в лесу. В воспоминаниях Бунина все еще свежи запечатлевшиеся в памяти эпизоды жизни: как шли они по лесной дороге, а недалеко от нее косцы косили и пели. Кругом лес, глушь, тишина, зной, медвяные ароматы, шелест березовых веток, пение летнего властелина леса - соловья…

Возможно ли все это вычеркнуть из памяти, забыть на чужбине? Никогда!

Постоянная жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знанием русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.

5. Беседа. Анализ рассказа. Чтение учителем начала рассказа

  1. Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

  2. Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

  3. Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки?

  4. К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их.. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)

  5. Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).

  6. Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово "природа" на доску).

  7. Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.

  8. Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: "Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души". Как вы понимаете эти слова? (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

  9. А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью - узнаете чуть позже. (Прикрепляет слово "труд").

  10. Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.(Стр.___)

  11. Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).

  12. Словарная работа.

Бахилы - вид крестьянской обуви.

Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).

Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель).

  1. Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? ("Охочи к работе").

  2. Как понимаете эти слова? (Любят работать).

  3. А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

  4. А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. Что значат слова "без малейшего напряжения, без малейшего усилия"? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

Сравнительная работа

  1. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова "Страдная пора (Косцы)" и А.А. Пластова "Сенокос". Рассмотрите их.

  2. Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу "Косцы"? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

  3. Обратимся вновь к тексту рассказа "Косцы". Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...". Рассказчик любуется и восхищается ими).

  4. Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё? (Они поют песню)

  5. Включается фонограмма русской народной песни "Ах ты, степь широкая". В это время учитель прикрепляет на доску слово "песня".

  6. Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе "Косцы". Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня "Ах ты, степь широкая" вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.

  7. Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова "прелесть").

  8. А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

  9. - Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.

  1. Обаяние, очарование, привлекательность.

  2. Приятные, пленяющие явления, впечатления..

3. О ком-то, чём-то прелестном, чарующем.

4. Внешние черты женской красоты.

  1. -В каком значении употреблено слово "прелесть" в данном фрагменте текста "Косцы"? Ответ аргументируйте (Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).

  2. В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).

  3. В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. (".. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. ."и далее о родине )

  4. - Как вы понимаете эти строки? Что значат слова "...были все вместе", "наш общий дом была - Россия..."? (Русские люди едины в любви к Родине).

  5. Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.

  6. В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

  7. Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).

  8. Поместим и это слово на доску.

  9. Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

  10. Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.".. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...").

  11. Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).

  12. Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).

  13. (Учитель прикрепляет в основание фигуры слово "Россия").

ПРИМЕЧАНИЕ

По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы-фигуры дома. "Стены" - слова родство и родина,"потолок"-слово природа, "крыша"- слова труд и песня, основание фигуры - слово Россия.

Урок литературы в 5 классе по рассказу И. А. Бунина Косцы

Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. ("Наш общий дом была - Россия").

Подведение итога урока. Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?

(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).

- Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра: "Что является для меня малой родиной".



© 2010-2022