- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Служебные части речи
Урок по русскому языку на тему Служебные части речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тевс А.Н. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Цели :
-
Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
-
Совершенствовать устную и письменную речь.
-
Воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Задачи:
-
Организовать работу в деятельном режиме.
-
Исследовать тему и обосновать выводы.
Оборудование: проектор, карточки со словами, сигнальные карточки
Тип урока: первичного усвоения знаний
План урока:
-
Организационный момент.
-
Изучение новой темы.
-
Закрепление материала.
-
Подведение итогов. Дом. задание.
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Садитесь. Я вас рада видеть вас! Но прежде чем приступить непосредственно к содержанию урока, Давайте определим, с каким настроением вы пришли на это занятие. . Перед вами на парте три облачка: оранжевое - "я готов активно работать на уроке, у меня хорошее настроение", зеленое - "я не готов к активной работе, нет настроения", голубое - средняя степень готовности, нейтральное настроение. Выберите и п окажите, пожалуйста, то облачко , которое соответствует вашему на строению сейчас. Наш урок называется "Следствие ведут знатоки", и вы, ребята, сегодня будете следователями; надеюсь, покажете себя настоящими знатоками русского языка.
- Кто такие следователи? (Ответы учащихся).
- Правильно, следователи ищут нарушителей закона, а вы будете искать нарушителей правил языка. Один из таких нарушителей пробрался к нам в класс. Он и сам не занимается и другим мешает. Ваша задача: найти его, доказать значимость знаний и убедить в необходимости серьезно заниматься.
Найти нарушителя будет нелегко, он будет прятаться и мешать вам на уроке. Но я уверена, что вы истинные знатоки русского языка и любые, даже самые сложные и запутанные задания вам по плечу.
- Грамотному следователю, как и любому человеку, необходимы красивая речь и правильное произношение слов.
1. Орфоэпическая разминка. (Учитель произносит слово, учащиеся отмечают, правильно ли поставлено ударение и записывают в тетради ответ: + = верное ударение, - = неверное ударение).
-
За'долго (-)
-
Мастерски' (+)
-
Мелько'м (-)
-
Поутру' (+)
-
Правы' (-)
2.Повторение прошлого. На прошлых занятиях в течение определенного периода времени вы изучали тему «Деепричастие». Вы познакомились с ней, изучили ее, провели закрепительно - обобщающий урок, и поэтому сегодня мы будем новую тему.
--Ребята, ответьте, пожалуйста на вопрос: деепричастие это какая часть речи?
--А какие еще самостоятельные части речи вы знаете?
3. Новая тема.Ну, что ж, очень хорошо. Мы вспомнили об этом не случайно, это имеет отношение к нашему уроку. А сформулировать его тему вам поможет такое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы -
И в этом их главный секрет.
---Догадались о каких частях речи идет вопрос?
--Конечно, о служебных. Это и есть тема нашего занятия. Запишите ее в тетрадях. И наша с вами задача: доказать, что эти части речи, несмотря на то, что они называются служебными, тоже играют большую роль в русском языке и выполняют важные функции. Сегодня на уроке мы проведём небольшую исследовательскую работу. Вы сами должны найти ответ на вопрос, какие части речи называются служебными. Вы будете искать и открывать истины и найдёте разницу между самостоятельными и служебными частями речи. Да, самостоятельные части речи могут многое, но не всё. Бывает, что им нужна помощь. Что вы знаете о служебных частях речи?
--Какие служебные части речи существуют. Найдите служебные и самостоятельные части речи в этом тексте, выпишите их в тетрадь.
---А почему самостоятельные так называются?
--Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы -
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица -
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут. (8 слайд).
--Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
--Найдите в тексте служебные части речи.
--Какова их роль в предложении?
---Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
-
Вы наверное устали, давайте сделаем Динамическую паузу. Повторяйте за мной.
Медведь весной проснулся
(Тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту),
Потянулся, улыбнулся,
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился,
Водой из ручья умылся
---Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения.
--Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль?
--Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными?
- А теперь сделайте вывод о служебных частях речи. Какую функцию они выполняют в русском языке?
--Составим схему: «Служебные части речи»
- Посмотрите на карту Королевства Морфологии.
- Какие в ней страны самые маленькие?
--Маленькие-то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись
- Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног.
- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
- Восстановите текст, используя слова нужной части речи.
- Можно ли обойтись без служебных частей речи?
- Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)
-
не имеют лексического значения
-
не изменяются
-
не употребляются без самостоятельных частей речи
4.не бывают членами предложения
5. Творческая работа.
- Очень часто людям помогают выйти из трудного положения интуиция, смекалка, творческие способности и чувство юмора. Надеюсь, эти качества помогут вам при выполнении творческих заданий. Например такого, как: Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
Начало - противительный союз.
За ним - одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита(пробка)
6. Все следователи любят во всем порядок, поэтому сейчас мы будем все раскладывать по полочкам. Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
7. Прием «Анаграммы». Пара - арап, салат - атлас, среда - адрес, каши - ишак и т.д.
8. Подведение итогов.