Урок на тему Различение предложений по цели высказывания и интонации

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5 Б

Учитель: Шабунина С. Б.

Тема: "Различение предложений по цели высказывания и интонации"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений в моей работе.

Важное место занимает воспитание в ребенке патриотизма, уважение к историческому наследию своей Родины. Уроки, ориентированные на формирование гражданского самосознания, способствуют углублению знаний учащихся об истории своего Отечества, своем родном крае, причастности к родным истокам, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С первого класса я учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Данный урок я показывала для коллег и родителей, присутствовало на уроке 17 человек.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с такими понятиями, как "малая и большая Родина", через предложения различные по интонации и цели высказывания, способность развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

  • Формировать орфографическую зоркость, навыки каллиграфического и грамотного письма.

  • Формирование активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств. Развивать чувство патриотизма - устойчивое переживание учеником своего положительного отношения к Родине.

Организационный момент.

Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, ее просторах. Познакомимся с такими понятиями, как "малая и большая Родина", через предложения различные по интонации и цели высказывания.

Мы гордимся нашей великой Родиной - Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими. Что, по-вашему, нас всех объединяет? (Все мы - россияне).

Работа по теме урока.

Прочитайте.

Сколько предложений в стихотворении?

Запишите два предложения. Что содержит каждое предложение, в записанном вами стихотворений: сообщение, вопрос, побуждение к действию?

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это - русская природа,
Это - Родина моя!
Вижу горы -исполины,
Вижу реки и моря:
Это - русские картины,
Это - Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это - русская сторонка,
Это - Родина моя!

Прочитайте. Охарактеризуйте текст. Озаглавьте.

Это интересно!

В нашем языке существовало слово росс, которое употреблялось в значении "русский", "россиянин". Это слово мы находим в поэтической речи многих поэтов. Вот пример: "Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс!" (Г. Державин) "Я истинный росс!" (Н.Некрасов) Зная это, ты всегда можешь проверить словом росс безударную гласную в слове Россия.

Расскажите, о чем говорится в тексте, что вы узнали о правописании слова Россия?

Расскажите, какие бывают предложения по цели высказывания.

С какой интонацией можно произнести повествовательное предложение? Вопросительное предложение? Побудительное предложение?

Какие знаки препинания и когда ставятся в конце повествовательных предложений? В конце вопросительных предложений? В конце побудительных предложений?

От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения?

Задание.

Прочитайте. Напишите слова в цепочке в такой последовательности:

широкое понятие, среднее понятие, узкое понятие.

Родина, россияне, Отчизна

Отечество, Россия, отец.

Красная площадь, Москва, Кремль.

Найдите слова близкие по значению. Составьте предложения с любым из слов.

Повторение изученного материала.

Словарный диктант. (Коллективная работа).

Назовите одним словом:

  • население государства, жители страны; люди;

  • место, где живет кто-нибудь или находится что-либо, а также надпись на письме, указывающая место назначения и получателя;

  • день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь;

  • главный город государства;

  • группа людей, объединенных общей работой, учебой, общими интересами;

  • лиственное дерево с белой корой;

  • человек, совершающий подвиг, необычайно храбрый;

  • злак, зерна которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а также на крупу;

  • участок земли, где устроены грядки с овощами;

  • одна из четырех сторон света, направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце.

(Народ, адрес, праздник, Москва, ученики, береза, герой, овес, огород, запад.)

На доске написаны слова:

наро*, адре*, праз*ник, *осква, уч*ники, б*реза, г*рой, *вес, *г*ро*, запа*.

Прочитайте вслух данные слова. Подробно объясните написание орфограмм в словах.

Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек.

Слова для ответа сгруппируйте.

Что объединяет написанные слова между собой?

Какие различия вы видите в данных словах? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов? Запишите их в алфавитном порядке.

Закрепление пройденного материала.

Расскажите, какие бывают предложения по цели высказывания.

С какой интонацией можно произнести повествовательное предложение? Вопросительное предложение? Побудительное предложение?

Какие знаки препинания и когда ставятся в конце повествовательных предложений? В конце вопросительных предложений? В конце побудительных предложений?

От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения?

Определите цели высказывания данных предложений.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой)

Каждый русский должен знать и любить свой язык. (К. Паустовский)

Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя, Родина светлая!
(С. Островой)

Какими словами поэт Сергей Островой выразил свою любовь к Родине, к России.

Наше Отечество, наша Родина - матушка - Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. (К. Ушинский) Отчизна! Словом тем простым, счастливым, радостным, родным мы начинаем школьный год, оно всегда в сердцах живет! (В. Бойко) найдите в предложениях слова, близкие по значению слову Родина. Выпишите их.

О чем хотел сказать автор этими строчками?

В минуты удачи,
В часы торжества
О чем наши мысли и наши слова?
О Родине, только о Родине.
(Р. Гамзатов)

Наша страна самая богатая в мире. У нас есть все необходимое для жизни. Земля богата железом, медью, золотом и другими металлами.
Земля дает нам уголь, нефть, торф.
Наша страна богата лесами. Есть глина, песок, известь, гранит, мрамор. А это все нам нужно: у нас большая стройка.
На наших полях зреет пшеница, рожь, хлопок, картофель, свекла.
Мы боремся за высокий урожай хлеба и овощей.

Чьи это широкие, бескрайние поля?
Чья это такая богатая земля?
Это все - наша родимая земля!

Комментированное письмо.

К словам левого столбила надо подобрать слова, (антонимы) противоположные по смыслу. Работа над смыслом слов.

Внимательно посмотрите на данную запись:

Война - мир

Победа - ? Поражение.
Героизм - ? Трусость.
Патриотизм - ? Подлость .
Старый - ? Новый.
Спасти - ? Погубить.
Родина - ? Чужбина.
Жесткий - ? мягкий.
Храбрый - ? Трусливый.
Город - ? Село , деревня.
Отважный - ? Трусливый, малодушный.
Быстрый - ? Медленный.
Правдивый - ? Лживый.
Лентяй - ? Труженик.
Создать - ? Разрушить.

Фонет. разбор слова РОССИЯ (разбор на доске)

Работа над пословицами.

О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Давайте попробуем их объяснить. Много мудрости в пословицах. Но это далеко не все пословицы, которые русский народ сложил о родной стороне.

Составьте из данных частей предложений пословицы.

Родина - мать,

что соловей без песни.

Человек без Родины,

мать родимая.

На чужбине родная землица

умей за нее постоять.

Жить

и весна не красна.

На чужой земле

Родине служить.

Родина любимая

во сне снится.

Найдите в предложениях слово, противоположное по значению слову родина. Запишите предложения в тетрадях.

Подведение итогов.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Вы достойно справились со всеми заданиями.

Давайте вспомним, что же мы делали, что нового узнали?

Самое прекрасное слово на свете - Родина. У каждого человека есть Родина, каждый любит ее, любит место , где он родился и живет, любит родные леса и поля. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ.

Берегите Россию - нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию -
Без нее нам не жить.
Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

Задание на дом. Каждому учащемуся выдается карточка-задание.

Определите по цели высказывания и по интонации данные предложения.

Патриот - это человек, служащий своей Родине. (Н.Г. Чернышевский)

  1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о своей стране, в которой живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.

  2. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

  3. Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

  4. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Эта страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

  5. Будь инициативным!

  6. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

Приложение

1.Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это - русская природа,
Это - Родина моя!
Вижу горы - исполины,
Вижу реки и моря:
Это - русские картины,
Это - Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это - русская сторонка,
Это - Родина моя!

Прочитайте. Охарактеризуйте текст. Озаглавьте.

2.наро*, адре*, праз*ник, *осква, уч*ники, б*реза, г*рой, *вес, *г*ро*, запа*.

3. Победа -
Героизм -
Патриотизм -
Старый -
Спасти -
Родина -
Жесткий -
Храбрый -
Город -
Отважный -
Быстрый -
Правдивый -
Лентяй -
Создать -





4.Родина - мать,





что соловей без песни.

Человек без Родины,

мать родимая.

На чужбине родная землица

умей за нее постоять.

Жить

и весна не красна.

На чужой земле

Родине служить.

Родина любимая

во сне снится.

5.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.(А.Н. Толстой)

Каждый русский должен знать и любить свой язык. (К. Паустовский)

Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя, Родина светлая!
(С. Островой)







Дом. зад. Определите по цели высказывания и по интонации данные предложения.

Патриот - это человек, служащий своей Родине. (Н.Г. Чернышевский)

  1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о своей стране, в которой живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.

  2. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

  3. Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

  4. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Эта страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

  5. Будь инициативным!

  6. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.



© 2010-2022