Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7-8 классов В мире слов

В мире слов                                          « В начале было слово» Цель: расширить знания учащихся о слове ,  показать значение слова, его функции, развивать умение учащихся работать коллективно, слушать ответы товарищей, воспитывать бережное отношение к слову.   1. Слово учителя. Тема нашего турнира- «В мире слов», а эпиграфом я взяла слова из Библии : «В начале было слово…» Да, все в этом мире начинается со слова. Мы радуемся, когда малыш произносит первое слово. Пусть неправильно, н... Ясный                 Стройный Здоровый Мрачный Могучий                    КАК Трусливый Верный Слепой Хитрый Упрямый     Крот Осел Пес Лиса День Заяц Тополь Дуб Туча Бык     3. Из истории происхождения слов Что рассказывают о себе эти слова: 1) снегирь, стрелять; 2) шиповник, черепаха. Какие из перечисленных названий обуви русские по происхождению? 1) сандалии    2) босоножки  3) бутсы    4) ботинки  5) валенки   Игровая разминка 3 Полминутки для шутки На чем основан комический эффект стихотворений? За столом сказала мать: Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: -А болтать ногами можно?   2) – Не жалейте пятачка,- говорит корова. Вы купите молочка- Вкусного...                            
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В мире слов

« В начале было слово»

Цель: расширить знания учащихся о слове , показать значение слова, его функции, развивать умение учащихся работать коллективно, слушать ответы товарищей, воспитывать бережное отношение к слову.

1. Слово учителя.

Тема нашего турнира- «В мире слов», а эпиграфом я взяла слова из Библии : «В начале было слово…»

Да, все в этом мире начинается со слова. Мы радуемся, когда малыш произносит первое слово. Пусть неправильно, но это слово. Дальше будут другие слова, сотни, тысячи слов. Словом можно выразить все: и любовь, и ненависть, и восторг, и ужас. Словом можно приласкать, а можно и обидеть. Какую великую силу имеет слово!

В языковой системе слово- основная единица. Мы делим слово на морфемы, на звуки , составляем из слов предложения, а из предложений рождается текст.

Послушайте стихотворение И. Бунина «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

- Итак, начинаем наш турнир, посвященный слову. Все задания будут связаны со словом. Вопросы состоят из 5 частей, каждая из которых имеет название, связанное с предлагаемыми заданиями. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Время для обдумывания- 30 секунд. Между вопросами вам будут предложены игры со словами, где каждый может отвечать за себя, а не за команду.

1. Забытые слова и значенья

1) Однажды строители в Москве нашли в старом колодце огромный совершенно целый кувшин, который они доставили в Музей истории и реконструкции г. Москвы. На черной блестящей, похожей на металлическую поверхности кувшина они обнаружили надпись, процарапанную его владельцем уже по обожженному сосуду6 «Кувшин добра человека Григория Офонасева»,- почерк, каим писали в конце XIV - XVII века.

Можем ли мы на основании этой надписи заключить, что Григорий Афанасьев по характеру был добрым человеком?

(Нет, слова «добрый человек» говорят о его социальном, имущественном положении, т.е. состоятельный человек)

2) В одной из народных песен встречаем такие строчки: «Приходи вечор, любимый»

Сможет ли любимый прийти на свидание?

(Нет, т.к. наречие вечор обозначает «вчера вечером»

Игровая разминка 1

Языковые пропорции

Дети/ игра = взрослые/ ?

Пол/ ?= стол/ скатерть

Рыба/ аквариум = тигр/ клетка

Листья/ зима = ? / лето

2. Определяйте значенья слов

1.Угадайте слова по данным толкованиям:

1) твой враг, если ты его не придерживаешь

2) может стать и невидимкой

2. Какая команда подберет больше синонимов к слову метель

3. Замените иноязычные слова русскими:

аналогичный, интенсивный, персонаж, мемуары, дефект, инертный.

Игровая разминка 2

Найдите к каждому слову в левой колонке определение в правой

Ясный

Стройный

Здоровый

Мрачный

Могучий КАК

Трусливый

Верный

Слепой

Хитрый

Упрямый

Крот

Осел

Пес

Лиса

День

Заяц

Тополь

Дуб

Туча

Бык

3. Из истории происхождения слов

Что рассказывают о себе эти слова:

1) снегирь, стрелять; 2) шиповник, черепаха.

Какие из перечисленных названий обуви русские по происхождению?

1) сандалии 2) босоножки 3) бутсы 4) ботинки 5) валенки

Игровая разминка 3

Полминутки для шутки

На чем основан комический эффект стихотворений?

За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

-А болтать ногами можно?

2) - Не жалейте пятачка,-

говорит корова.

Вы купите молочка-

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

Нам по целой кружке!-

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки

4. «На всех словах события печать…»

В русской фразеологии нашли отражение чуть ли не все ремесленные и прочие специальности города и села. Определите, какая профессия оставили в языке свои следы:

1) наломать дров, доводить до белого каления, дать газ, выйти из строя;

2) стричь под одну гребенку, одним росчерком пера, на один покрой, садиться не в свои сани

Игровая разминка 4

Анаграммы

Кто быстрее решит анаграммы: волос, выбор, глава,

города, жирок, забор.

5. Слово в художественной речи

Какие слова являются тропом и какой это троп?

1) Звезда с звездою говорит

2) Вот в Риме, например, я видел огурец:

Ах, мой Творец!

И по сию не вспомнюсь пору!

Поверишь ли? Ну право, был он с гору.

3) Горит восток зарею новой

4) Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской


Игровая разминка 5

Кто быстрее составит слова по схеме

А

А - А

А - - - А

А - - - - -А

А - - - - - - -А

Наша игра окончена. Пока жюри подводит итоги, давайте прочитаем стихи о слове, которые вы подготовили дома


Сергей Клычков

Пока из слов не пышет пламя

И кровь не рвется на дыбы,

Я меж бездельем и делами

Брожу, как мученик судьбы!..

Не веселит тогда веселье

И дело валится из рук,

И только слышен еле-еле

Мне сердца дремлющего стук!..

Потянутся лихие годы

В глухой и безголосной мгле,

Как дым в осеннюю погоду,

Прибитый дождиком к земле!..

И в безглагольности суровой,

В бессловной сердца тишине

Так радостно подумать мне,

Что этот мир пошел от слова

Слова-хамелеоны

Константин Бальмонт

Слова-хамелеоны,

Они живут спеша.

У них свои законы,

Особая душа.

Они спешат меняться,

Являя все цвета;

Поблекнут-обновятся,

И в том их красота.

Все радужные краски,

Все, что чарует взгляд,

Желая вечной сказки,

Они в себе таят.

И сказка длится, длится

И нарушает плен.

Как сладко измениться,

Живите для измен!

Слово для подведения итогов турнира дается жюри.

Поздравление победителей.






Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7- 8 классов В мире слов






Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7- 8 классов В мире слов





Подготовила и провела учительница русского языка и литературы Мурзабаева Гульнафис Маратовна






2005/2006

Турумбетовская СОШ

© 2010-2022