Уроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искал

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОКИ ПО СКАЗКЕ СУНЬ ЮЦЗУНЯ

« КАК СВЕТЛЯЧОК ДРУГА ИСКАЛ».



Урок 1. Знакомство со сказкой.

Цели:


  1. Познакомить учащихся с новой литературной сказкой.

  2. Помочь понять замысел автора, выработать свою точку зрения.

  3. Развивать межличностные отношения ребенка, формировать его взаимоотношения с окружающими на основе дружбы и взаимопомощи.

  4. Научить детей делать логические выводы, находить причину событий и представлять их последствия.

Ход урока.

1. В начале урока учитель предлагает ребятам представить себе следующую ситуацию. У них сегодня день рождения. Мама накрыла стол, расставила стулья, именинника посадила во главе стола. Ребенку необходимо рассадить своих гостей вокруг праздничного стола.

Ребята самостоятельно рисуют, обозначая условными значками приглашенных на день рождения.

Уроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искалУроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искалУроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искал

Уроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искалУроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искалУроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искал

Уроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искалУроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искал

После окончания работы они рассказывают, кого пригласили в гости, где посадили за столом и почему. Количество приглашенных у всех разное, т. к. зависит от количества друзей. В конце обсуждения ребята приходят к мысли, что жить гораздо веселее и интереснее,

когда у тебя много друзей.

2. Похвалив ребят за то, что у них так много друзей, учитель предлагает им послушать сказку китайского сказочника Сунь Юцзуня про светлячка, у которого не было совсем друзей.

3. Учитель читает сказку.

4.После чтения предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • понравилась ли сказка?

  • почему светлячок не смог найти себе друга?

  • обиделись ли на него муравей и кузнечик?

- хотели бы они пригласить в гости к себе светлячка? и др.

  1. Работа со сказкой.

У: Ребята, как вы думаете, печальный у этой сказки конец или нет?

-Кого из героев вам жалко?

-Почему светлячок не смог найти друга? Что мы можем сказать о светлячке? Давайте обозначим нашего героя: Г1.

Р.: Г1-добрый, веселый, любит играть, одинокий, равнодушный к чужим просьбам …(перечисляют дети).

У.: А как автор относится к своему герою?

Р.: Он жалеет светлячка: «да, у каждого есть друг, а у светлячка не было…». Автор сочувствует герою и осуждает его за равнодушие.

У.: Скажите, ребята, а автор тоже является героем сказки?

Р.: Нет, автор смотрит на происходящие события со стороны.

У.: Как называем мы рассказчиков, которые про себя ничего не рассказывают, а говорят только о героях?

Р.: Таких рассказчиков называют: рассказчик-повествователь - РП.

6. В конце беседы ребята совместно учителем вспоминают и рисуют схему:

Уроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искал

Уроки по сказке Сунь Юцзуня Как светлячок друга искал

Домашнее задание.

Учитель предлагает ребятам подумать дома и придумать, как светлячку найти побыстрее настоящего друга.

Урок 2. Как рождается дружба?

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство со сказкой.

  2. Научить учащихся различать точку зрения автора и читателя.

  3. Помочь научиться узнавать объект по описанию.

  4. Научить оценивать события с разных сторон.

  5. Познакомить с японской поэзией (хокку).

Ход урока.

1.Учитель: Вчера на уроке мы познакомились со сказкой «Как светлячок друга искал». Прежде чем мы перейдем к тем советам, которые вы приготовили дома для светлячка, я предлагаю вам поиграть в «догадалочку». Я буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте героя, о котором, по-вашему, идет речь.

В тетради отметьте их условными значками: Г1- светлячок, Г2- кузнечик, Г3- муравей, РП - рассказчик-повествователь.

  • Он очень трудолюбивый и сильный. Работает от зари до зари. Все, что найдет, тащит в свой большой дом, где его ждут многочисленные родственники. (Г3).

- Его брат настоящий шалунишка. Он все время куда-то убегает и шалит. Этот герой высоко прыгает. Вся одежда у него зеленого цвета (Г2).

  • Он очень наблюдательный. Все видит и слышит, может пожалеть и поругать, похвалить и посоветовать, но сам в событиях не участвует и про себя ничего никому не рассказывает. (РП).

- Этот герой всегда один. По вечерам он берет любимый фонарик и летает, летает, летает. Друг нужен ему для игры, а с ним никто не играет. Все только просят им помочь. (Г1).

2. Учитель: А теперь пришло время для ваших советов. Научите светлячка: как же ему найти настоящего друга. А то он так и будет летать один, только устанет зря.

3.Учащиеся рассказывают, что необходимо сделать герою, чтобы у него появились настоящие друзья. Они советуют светлячку помогать окружающим. Друг познается не только в игре, но и в беде.

Обобщая сказанное, учитель предлагает ребятам ответить на следующие вопросы:

-Как вы, ребята, думаете, кого бы выбрал себе в друзья автор? Кузнечика? Светлячка? Муравья?

- А с кем стали дружить вы?

  • Совпала ли ваша точка зрения с точкой зрения автора?

  • Почему так произошло?

4. После беседы учитель предлагает ребятам немного поиграть.

Он дает задания « на опережение»:

-Кто быстрее допрыгает как кузнечик до доски?

-Кто быстрее добежит до доски с грузом за спиной?

-Кто сумеет лучше всех изобразить, как светлячок летает с фонариком в поисках друга?

5.Закончив игру, учитель возвращает ребят к сказке. Он сообщает им,

что китайским сказкам близка японская поэзия: по глубине содержания, по изображению жизни человека и природы. И китайские сказки, и японские стихотворения (хокку) отличаются предельной краткостью, в немногих словах они умеют сказать многое. Это роднит их с короткими притчами. Далее учитель читает несколько стихотворений японских поэтов.

О, проснись, проснись!

Стань товарищем моим,

Спящий мотылек.

В чашечке цветка

Дремлет шмель. Не тронь его,

Воробей-дружок!

Осеннюю мглу

Разбила и гонит прочь

Беседа друзей.

6.Учитель предлагает учащимся подумать и сказать, о чем эти стихотворения. Имеют ли они какое-то отношение к нашей сказке? Ребята легко определяют, что стихи тоже об одиночестве и о дружбе. Они пытаются нарисовать во всех деталях картину, возникшую в их воображении.

7. Затем учитель сообщает ребятам, что сам легко сочиняет хокку, т.к. знает, по каким законам они сочиняются. Если ребята не против, то он может им их по секрету сказать.

Секреты хокку.

1.Хокку состоит из 3-х строчек.

2.Рифмы нет.

3. В первой строке 5 слогов, во второй - 7, в третьей - тоже 5 слогов,

т. е. всего их в стихе - 17.

Записав «секреты хокку», ребята пробуют вместе с учителем их сочинять. На дом они получают аналогичное задание.

К следующему уроку приносят свои первые опыты. Причем, темой для хокку остаются одиночество и дружба, а героями - уже известные нам герои сказки.

Глупый светлячок!

Ты ищешь себе друга?

Он совсем рядом…

Вижу фонарик.

Это летит светлячок.

Он еще один…

- Мне одиноко, -

Плачет тихо светлячок.

Ты сам виноват.

Кузнечика жаль.

За муравья обидно.

Вернись, светлячок!




Приложение

Сунь Юцзунь

Как светлячок друга искал.

Летними вечерами Светлячок зажигает свой фонарик и летает, летает, летает над травой. Что он делает? Чем занят? Оказывается, ищет друга.

Да, у каждого из вас есть друг, иногда даже много друзей. А у Светлячка не было ни одного. Но он знал, что с друзьями хорошо и весело, можно поиграть. Вот ему и захотелось иметь друга. Зажег он фонарик и полетел.

Летал Светлячок, летал и вдруг услыхал в траве какие-то звуки. Посвятил фонариком и видит: Кузнечик прыгает, куда-то торопится. Светлячок окликнул его:

-Кузнечик, а Кузнечик!

-Что тебе? - остановился тот.

-Ты хочешь стать моим другом? - спросил Светлячок.

-Да, хочу, - согласился Кузнечик.

-Тогда пошли со мной, поиграем! - радостно воскликнул Светлячок.

-Хорошо, но только чуть позже. Сейчас я должен найти своего младшего брата. Он только что шалил здесь и куда-то упрыгал. Уже темнеет, а его все нет. Мама волнуется, велела мне его разыскать.

Помоги мне, посвети, пожалуйста, на дорогу.

-Не могу я этим заниматься, я должен искать друга! - заявил Светлячок и, подняв свой фонарик, полетел дальше.

Летел он, летел и вдруг опять слышит в траве какой-то звук. Посветил он опять фонариком и увидел Муравья. Бежит Муравьишка, а за спиной у него большой мешок. Светлячок и кричит ему:

-Эй, Муравей, Муравей!

-Чего тебе? - спрашивает тот.

-Не хочешь ли стать моим другом?

-Хочу! - отвечает Муравей.

-Тогда пойдем со мной играть! - обрадовался Светлячок.

-Ладно, поиграем, но немного погодя. Сейчас я заблудился. Пожалуйста, посвети мне, покажи дорогу.

-Не могу я этим заниматься. Я должен искать себе друга! - сказал Светлячок и полетел дальше.

Вот уже который вечер Светлячок, держа свой фонарик, все летает и летает над травой. Чем он занят? Чего он хочет? Все ищет друга.

-Так и не нашел?

-Нет, не нашел.



© 2010-2022