Рабочая программа элективного курса по русскому языку В лабиринтах русской пунктуации для 8 класа

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8  класса и рассчитан на 0,75  часа (26 часов). Именно в 8 классе учащиеся знакомятся с основным комплексом пунктуационных правил, но, прежде всего, именно в этом классе они впервые знакомятся с русской пунктуацией не как со сводом разрозненных правил, а как с системой. Знаки препинания, ее образующие, — это графические знаки, служащие для членения текста и передачи на письме особенностей строения предложения и его интонации. Актуальность выбора данно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №23»


«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор МОУ «ООШ» №23 Зам.директора по УВР на заседании МО учителей

II ступени обучения.

Протокол №1

от 1.09.2012г.

Рукоодитель МО.

Элективный курс по русскому языку

В лабиринтах русской пунктуации




Дисциплина: русский язык

Класс: 8

Учитель: Скобелева Н.И.

Всего часов:








Пояснительная записка

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 0,75 часа (26 часов).

Именно в 8 классе учащиеся знакомятся с основным комплексом пунктуационных правил, но, прежде всего, именно в этом классе они впервые знакомятся с русской пунктуацией не как со сводом разрозненных правил, а как с системой. Знаки препинания, ее образующие, - это графические знаки, служащие для членения текста и передачи на письме особенностей строения предложения и его интонации.

Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.

Цели курса:

  • углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации простого предложения;

  • развитие коммуникативно-речевой культуры;

  • расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.

Задачи курса:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;

  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • формирование языковой и лингвистической компетенций;

  • формирование навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации материала;

  • развитие речевой культуры учащихся.

Формы работы:

  • групповая;

  • индивидуальная

  • лекция

Ожидаемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;

  • ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;

  • приобрести опыт проведения первых научных исследований;

  • выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;

  • создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;

  • создавать работы реферативного характера на филологические темы.








Календарно-тематический план

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности


Тема 1. Основные понятия синтаксиса (2ч)

1.


Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация.

1

Работа со справочной литературой. Составление обобщающей тематической таблицы. Работа с тестовыми заданиями. Пунктуационный диктант

2.


Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация.

1

Составление словосочетаний разных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи.

Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение (2ч)

3.


Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного).

1

Работа с текстами. Подготовка сообщений. Выступления учащихся по выбранным темам. Анализ выступлений учащихся

5.


Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах

1

Тема 3. Знаки препинания в простом предложении (3ч)

6.


Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым

1

Развернутые ответы на вопросы. Сопоставительный анализ. Работа над терминологической лексикой. Составление опорной схемы.

7.


Тире в неполном предложении.

1

8.

Соединительное тире. Выделительное тире.

1

Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения (4ч)

9.


Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала).

1

Подготовка устного научного рассуждения. Словарная работа. Составление обобщающей тематической таблицы. Выполнение тестовых заданий. Сопоставительный анализ простых предложений с однородными членами и сложносочиненных. Использование в художественных текстах простых предложений

10


Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием не, при повторении слова с частицей так для усиления смысла. Дефисное написание повторяющихся слов

1

11.


Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций.

1

12.


Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире.

1

Тема 5. Знаки препинания при обособленных членах предложении (7)

13.


Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала).

1

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Эвристическая беседа. Исправление искаженного текста. Пунктуационные диктанты.

14.


Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов.

1

15.


Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопреде-ленных, указательных, определительных местоиме-ний, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление-необособление интонации произношения, ритма стиха.

3

16.


17.


18.


Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях. Одиночное тире при приложениях.

1

19.


Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, существительными, наречиями

1

Тема 6. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (2ч)

20.


Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения.

1

Составление опорного конспекта на основе лекции учителя. Синтаксический разбор и моделирование простых предложений.

21.


Два значения оборота со словом кроме. Оборот с предлогом вместо.

1

Тема 7. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (1ч)

22.


Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала).

1

Синонимическая замена синтаксических конструкций.. Использование в художественных текстах простых предложений.

Тема 8. Знаки препинания при обращениях, междо-метиях, частицах, утверди-тельных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слова (1ч)

23.


Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала).

1

Составление развернутых планов. Работа с текстом. Устные и письменные высказывания по заданной теме. Аналитическая беседа. Различение самостоятельных и служебных частей речи.

Повторение (1ч)

24

Урок практикум

1

Выполнение тестовых работ в форме ГИА

25


Итоговая контрольная работа

1

Выполнение тестовой работы

26


Подведение итогов

1









Содержание программы

Тема 1. Основные понятия синтаксиса (2 ч)

Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксические средства - знаки. Знаки в языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.

Синтаксис и пунктуация.

Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение (2 ч)

Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах. Точка при членении предложения.

Тема 3. Знаки препинания в простом предложении (3 ч)

Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тире в эллиптическом и неполном предложениях. Соединительное тире. Выделительное тире.

Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения (4 ч)

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций. Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире.

Тема 5. Знаки препинания при обособленных членах предложения (7 ч)

Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов. Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление-необособление интонации произношения, ритма стиха.

Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях. Одиночное тире при приложениях.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, существительными, наречиями.

Тема 6. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (2 ч)

Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Два значения оборота со словом кроме. Оборот с предлогом вместо.

Тема 7. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (1 ч)

Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала). Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Слова и словосочетания, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми.

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Универсальный знак препинания - скобки. Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции.

Тема 8. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах ( 1ч)

Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала). Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.






Оценка знаний, умений, навыков

Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.

Возможны различные формы контроля.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.








Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А.. Русский язык. Справочные материалы. М.: 2006

  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для учащихся. 2-е издание. М.: Просвещение, 2008

  3. Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2005

  4. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. 5 - 9 класс. СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2005

  5. Демина М.В., Петухова Н.Н. Диктанты по русскому языку. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008

  6. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Федорова В.А., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8 - 9 классы. Учебно-методическое пособие. М.:Дрофа, 2003

  7. Постникова И.И. , Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985

  8. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М.: Высшая школа, 1996

  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и Образование, 2002

  10. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5 - 9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994








© 2010-2022