Готовим к ЕГЭ с 5 класса

Экспертам части С на ЕГЭ по русскому языку таланты не нужны? СОЧИНЕНИЕ-ОТЗЫВ В 5-6 КЛАССАХ С УЧЕТОМ КРИТЕРИЕВ ЕГЭ Меня не устраивает, когда дети начинают сочинение со слов «В этом тексте» ни в 5 классе, ни в 11, хотя слышу, что это не возбраняется экспертной комиссией на ЕГЭ. В итоге воспитательной работы с опорой на текст получается отзыв, эссе, но не сухое сочинение – рассуждение, которое, правда, легче написать. Хотелось бы знать, какие требования у экспертной комиссии: доста...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экспертам части С на ЕГЭ по русскому языку таланты не нужны?

СОЧИНЕНИЕ-ОТЗЫВ В 5-6 КЛАССАХ С УЧЕТОМ КРИТЕРИЕВ ЕГЭ

ГРИГОРЕНКО ГАЛИНА ИВАНОВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ ЛУЗИНСКАЯ СОШ №1

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОМСКИЙ РАЙОН

С.ЛУЗИНО

Меня не устраивает, когда дети начинают сочинение со слов «В этом тексте» ни в 5 классе, ни в 11, хотя слышу, что это не возбраняется экспертной комиссией на ЕГЭ. В итоге воспитательной работы с опорой на текст получается отзыв, эссе, но не сухое сочинение - рассуждение, которое, правда, легче написать. Хотелось бы знать, какие требования у экспертной комиссии: достаточно написать по критериям с началом «В тексте В.П.Астафьева…» или постараться создать яркую работу, не будут ли баллы за точность и выразительность речи одинаковы. Может быть, хочется талантливыми сочинениями компенсировать никак не оцениваемый труд по проверке тетрадей.

Насколько мой путь верен? Или мое воспитание через сочинение излишне? Пишите!

Покажу на примерах, как я это делала.В основу литературы как учебной дисциплины положено чтение и изучение художественных произведений, а на уроках русского языка используются фрагменты тех же текстов. Такая интеграция дает богатейший материал для развития способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы и искусства.

Сегодня возникли серьёзные проблемы с умением интересно рассказать об увиденном, прочитанном. Чаще всего не получается диалог: или не воспринимаются чужие впечатления, или бедность речи не позволяет поделиться собственными. В результате отзыв «нормально» звучит в лучшем случае.

Пробелы в образовании есть возможность исправить, готовясь к написанию части С ЕГЭ

по русскому языку, так как критерии оценки рассчитаны не только на сочинение-рассуждение, но и на сочинение-отзыв. Если наши дети, уйдя со школьной скамьи , после фильма, спектакля заговорят об основной проблеме, о позиции автора, о средствах выразительности, вспомнят прочитанное ими по обсуждаемой теме, значит не даром прошли школьные уроки.

Работая в 5 и 11 классе, я обратила внимание , что пятиклассники готовы к анализу текста, знакомы со многими изобразительно-выразительными средствами, могут работать с модальным планом текста, а отличный помощник «Краткий словарь литературоведческих терминов» в учебнике-хрестоматии В.Я Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, словарь практически дублируется в учебнике каждого последующего класса. Автор всегда эмоционально пишет о волнующей его проблеме, без поиска эпитетов, метафор, инверсий, сравнений и т.д. бессмысленно приступать к созданию работы в части С ЕГЭ, а начинать целенаправленную работу необходимо с 5 класса, чтобы дети свободно владели терминологией, создавая отзыв на произведение.

Для анализа беру отрывок из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

…Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (сравнение , усиленное эпитетами).И тут его будто стукнуло(разговорная лексика-стилизация): да ведь он заблудился! (эмоционально окрашенное восклицательное предложение) Открытие было настолько простым и потрясающим ( эпитет),

что Васютка не сразу пришел в себя (фразеологизм). Он много раз слышал от охотников страшные (эпитет) рассказы о том, как блуждают люди (инверсия) в лесу и погибают (инверсия) иногда, но представлял это совсем не так. Уж очень просто все получилось. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто (афоризм). Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса (пейзажная зарисовка). Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться (просторечие) сквозь сухие колючие ветви. Потом упал лицом вниз в сырой мох и замер (пейзажная зарисовка, градация в глаголах) Отчаяние охватило его ( метафора), и сразу не стало сил. «Будь что будет»,- отрешённо подумал он. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь ( сравнение, олицетворение) А с нею и холод ( олицетворение). Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда. «Тайга, наша кормилица, хлипких (стилизация) не любит!»-вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников…

19 средств выразительности на 18 строк (внимание на модальный план не обращаю, считаем все, что видим необычное, яркое). Предлагаю детям разделить их на те, которые за Васютку и которые против. Оказывается, против одиннадцатилетнего мальчишки все: и осознание произошедшего, и слышанные ранее рассказы охотников о заблудившихся и погибших людях, и таежный пейзаж, и наступающая ночь ,и одиночество. После такого анализа понятна позиция автора. Астафьев заставляет читателя задуматься о серьезности происходящего через оценочный эпитет в афоризме: «Страшное в жизни часто начинается очень просто». О беспомощности маленького человека говорит нам сравнение его положения с «мухой, влипшей в тенета». Пейзажные зарисовки потемневшего леса, бурелома, сухих колючих ветвей, валежника, сырого мха подчеркивают авторскую тревогу. Еще страшнее за героя становится после описания действий: вскрикнул, бросился бежать, спотыкался, падал, вставал, снова бежал, начал продираться, упал и замер. Стилизованный эпитет «хлипкий» стоит последним в ряду. Но это отправная точка. «Хлипких тайга не любит»,- презрение когда-то слышал Васютка в этих словах отца и деда. В минуту страшного отчаяния он вспоминает, чему его учили, что из знаний пригодится для спасения. Нет, хлипким он не будет

Через средства выразительности мы поняли позицию автора, а затем вышли на нравственную проблему становления личности через преодоление трудностей. Именно из того, как человек преодолевает возникающие сложности, складывается его характер. Астафьев показал своего героя в непростом положении, отчаявшимся. Это состояние многим знакомо. Но важен следующий шаг: сидеть и ждать помощи, а потом стыдиться за малодушие и слабость или бороться за выживание, а потом гордиться собой.

Очень легко подбираются аргументы. О сверстниках, которые ничему не учатся, легкомысленно себя ведут, вроде как жить еще в11 лет не начали, все вокруг должны их обслуживать и создавать удобства. О Жилине и Костылине из «Кавказского пленника» Л.Толстого, о герое Б.Полевого из «Повести о настоящем человеке» и его прототипе летчике Мересьеве, о Митраше, Насте и собаке Травке из «Кладовой солнца»

М. Пришвина, о летчиках, которые в самом отчаянном положении нашли выход и посадили «слепой» самолет на заброшенный аэродром, спасли пассажиров и экипаж.

Можно писать о панике, как она лишает человека сил, об отчаянии, что мешает принимать разумные решения, о взаимодействии человека и природы. Главное, прочувствовать написанное, понять автора.

А понять современному человеку людей других эпох очень непросто, особенно сложно понять чувства, переживших войну, если не знаешь историю. И тогда мы отправляем детей к исторической правде, что показана в самых задушевных лирических произведениях очевидцами и участниками событий через чувства лирического героя.

Отрабатывая часть С ЕГЭ в 10 классе, я пригласила учеников в гости к 6 классу на урок анализа стихотворения К Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» в связи с 65-летием со Дня Победы. Анализ стихотворения был построен по критериям оценки части С

Ученики 10 класса только что прочитали роман Л.Н.Толстого «Война и мир» .Они сделали небольшой экскурс в историю, рассказали о дорогах Смоленщины для российской армии под руководством Кутузова, о жителях, ушедших в партизаны, вооруженных вилами и топорами, терпящих бедствия, но не сдавшихся на милость французов, об армии Наполеона, которая не дождалась ключей от Смоленска и вошла в сожжённый жителями город, а скоро была изгнана из России по этим же смоленским дорогам.

От 1812 года обратились к 1941.Опять враг движется к столице нашей Родины. Взволнованный голос участника событий слышится в строках стихотворения. Читаем, затем построчно анализируем. Нам важно понять автора, и мы делаем это опять через средства выразительности.

Шестиклассники рассказывают, что обращение «Алеша» использовано не для создания доверительных и задушевных интонаций, что такой элемент жанра послания говорит о тяжести переживаемого, которую просто невозможно вынести одному. Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. В эпитетах «бесконечные, злые дожди» сама природа против происходящего, и чувствуется скрытая метафора: бессильные., злые слезы. Самое страшное -мужские слезы, непролитые, скупые, в окаменевших от горя сердцах, ведь защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И.эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины- солдатки. В таком ракурсе первая строка стихотворения звучит, как крик душевной боли. И 6 класс, и 10 класс это поняли. Эпитет « усталые женщины» подчеркивает трагизм происходящего, усталые не от работы, какая работа в прифронтовой полосе, усталые от безнадежности ситуации, от горя. Сравнение кринки несли, « прижав, как детей, от дождя их к груди»- это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых оторвала война, это страх и боль. В бою не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание озверевшим фашистам, невыносимо больно и горько видеть доверчивые детские глаза.

И вдруг среди печальных строк появляется эпитет «великая Русь». Дети говорят о времени написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа. Дети заметили антитезу, противопоставление в стихотворении. Стал понятен замысел автора, к антитезе «горькое сегодня и великое в исторической памяти» стали подбирать из текста средства выразительности.

В настоящем слезы и смерть. Это подтверждают эпитеты « злые дожди, усталые женщины, не верящие в Бога внуки (объясняю, что ни молитвой, ни крестом дети себя защищать не хотели, что было тяжело верующим старикам), вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, седая старуха», гипербола «слезами измеренный тракт»,сравнение «как на смерть одетый старик», инверсия «только пожарища по русской земле раскидав позади», «умирают товарищи», «пули пока еще милуют». Заклинанием звучит анафора: «Мы вас подождем!» В каждой строфе суровая, горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру?

Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты «великая Русь», «русские околицы», «кресты на русских могилах», «русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина», «песня женская» (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека), «милая горькая земля», метафора «Россия на погостах сошлась, крестом рук ограждая живых». Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле.

После анализа средств выразительности ученики поняли позицию автора и легко сформулировали основные проблемы : нравственно-психологическая- душевное состояние людей во время отступления, духовность русского человека, муки совести, чувство ответственности за происходящее, проблема исторической правды- война бесчеловечна, противоречит всяким законам жизни, проблема исторической памяти- о чем не следует забывать, философская проблема -значимость человека на земле при жизни и после смерти, неразрывная связь поколений.

Аргументы дети подбирают легко, говорят об автобиографичности стихотворения, подтверждают это строкой «трижды поверив, что жизнь уже вся…», где К.Симонов упоминает о ранениях на передовой, где он был в качестве военного корреспондента.

Вспоминают стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», где описываются события 1941 года, связанные с дорогами Смоленщины. Говорят о том, что первая дивизия из Омска в 1941 году была отправлена под Смоленск, где один на один пришлось встретиться с вооруженными до зубов фашистами. Тогда по приказу Сталина пришлось

отступать пешком до Ржева. Двое суток на ногах без малейшей передышки. В том месте, где располагалась дивизия, установили мемориал в память обо всех сибиряках, участниках тех боев. Ветеранов на открытие собралось всего 12 человек…

Таким образом, средства выразительности произведения не только помогают понять позицию автора., проблему, но и вызывают отклик на описанные события в душах наших учеников.

Чтобы учащиеся 5-6 классов овладевали новой терминологией, уверенно говорили о произведениях искусства, прошу сочинения по картине писать по-разному: описание картины, рассказ по картине, отзыв на картину. Представьте, как интересно было читать отзывы пятиклассников на картину Решетникова «Опять двойка!». Они делали интересное вступление к сочинению, а в сочинении-отзыве 9 вариантов вступлений. Рассуждали об основной проблеме, комментировали злободневность проблемы, говорили о позиции автора, которая им понятна по тематике и подбору героев картины, рассуждали о средствах выразительности, высказывали свое согласие-несогласие с автором, приводили аргументы из литературы, жизни, публицистики, научной литературы, житейского опыта.

Человек, усвоивший принцип написания такого сочинения, никогда не скажет, что не знает, что писать и как писать, а о кинофильме, спектакле, книге, картине не скажет «клево» и «нормально»

Подсказку для детей я сделала по брошюре Егораевой Г.Т., в которой очень подробно, доступно, доходчиво описана композиция сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.

К сочинению по отрывку из рассказа В.Астафьева было предложено 9 вариантов для вступления Это поучительно для 5,6 классов, которые упорно не хотят начинать сочинения с лирики, пытаются работать только с фактами А так хочется воспитать талантливого ученика, очаровываться работой с первой строки.

1)Рассуждение о заглавии, которое ты бы дал данному тексту. Не забудь: в заглавии может звучать тема текста, оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт.

«Что важнее: физическая сила или

сила духа?»- вот название, которое я дал бы

предложенному отрывку. Герой рассказа

В.П.Астафьева Васютка в отчаянии, силы покидают его. Слабый духом смиряется с обстоятельствами в такой ситуации. Сильный человек найдет выход.

2)Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста

Давай сегодня поговорим о наших сверстниках. Ты же знаешь: многие считают, что жить они еще не

Начали, что еще маленькие, а поэтому ничему не учатся, легкомысленно ведут себя. Вот станут взрослыми, тогда… Хочешь знать ,что может произойти с ними в нестандартной ситуации? Тогда давай вместе перечитаем небольшой отрывок из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

3) Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста

Сотни, тысячи километров тайги. Холод. Голод Одиночество. И одиннадцатилетний

мальчишка. Легко ли ему? Сдастся он на произвол судьбы или будет бороться?

Мы узнаем об этом, прочтя отрывок из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

4)Лирическое размышление

Как хороша тайга! Могучие деревья стоят стеной и хранят вековое молчание. Прошумит верховой ветер, собьет шишки и умчится .Птица крикнет. И снова безмолвие. Если заблудишься, то поймешь, что тайга слабых не любит. Как чувствует себя в этой ситуации человек, что ему делать?

Ответы на эти вопросы можно получить, прочтя отрывок из произведения В.П.Астафьева.

5) Ряд риторических вопросов, созвучных теме

(идее, проблеме текста)

Кто из моих сверстников сегодня может предположить, что его жизнь будет зависеть от силы воли, от того, как он слушал окружающих? А может быть, кто-то воображает себя героем,

думает, что паника и отчаяние никогда не встретятся ему на пути? У В. П. Астафьева мы прочтем о герое, который попал в трудную ситуацию, запаниковал, но нашел достойный выход.

6)Можешь начинать с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.

«Зрелая личность стойко переносит беды,а незрелая личность в беде распускается,»-это высказывание Конфуция после прочтения отрывка из рассказа В.П.Астафьева заставило меня задуматься о том, что становление личности начинается с младенчества. В любом возрасте может проявиться житейская мудрость.

7)Может начинаться с ключевого слова текста (именительный падеж темы)

Паника. Именно она мешает человеку оценить шансы на спасение, вызывает отчаяние, лишает воли и парализует физические силы. Как справиться с безнадежной ситуацией? Выход подсказывает В.П.Астафьев в рассказе «Васюткино озеро», отрывок из которого мы прочли

8) Может быть в форме иллюстрации каким - либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.

Довелось мне как-то наблюдать за приехавшим в деревню мальчишкой. Ничем не мог он помочь бабушке: ведро с водой тяжелое, огонь разжечь не может, в лес пойти боится, слушать советы не хочет, деревенских сверстников презирает. Окажись с таким в трудной ситуации. Подобная «личность» даже от младшего по возрасту будет требовать создания для него удобств. И виноваты в его бедах будут все окружающие. Герой рассказа В.А.Астафьева не таков.

9)Может быть в форме описательного утверждения

Хорошо сидеть в доме у огня и думать о бесконечной тайге, но страшно оказаться в 11 лет одному поздней осенью за сотни километров от дома. И даже осознать это страшно, а нужно еще и спастись. Герой рассказа В.П.Астафьева - обыкновенный мальчишка.

Он боится, отчаивается, но все-таки берет себя в руки

и борется с обстоятельствами.

Во вступлении обязательно упоминание об авторе.

Второй абзац-это основная проблема исходного текста. Проблемы бывают нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, социально-психологические, социально- философские. Проблема- это то, что больше всего волнует автора, вызывает самые глубокие размышления, поэтому здесь работаем от текста через изобразительно-выразительные средства. Абзацное членение в основной части важно, иначе потеряются баллы за логику.

В третьем абзаце комментируем основную проблему текста. Проблема может быть серьёзной, важной, острой, актуальной, спорной, злободневной, новой или традиционной

Нужно сказать, как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества, глубокий знаток человеческой души, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции)

Проблема может заставить читателя задуматься, заставить серьезно размышлять, рассуждать вместе с автором, лучше понять себя и окружающих, заняться самовоспитанием, по-иному посмотреть на что-то. Нельзя комментировать действия героев, пересказывать, рассуждать о тексте и по поводу всех проблем текста

Четвертый абзац-это позиция автора и способы ее выражения. Автор может показывать образец (антиобразец) поведения, заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор), подчеркнуть истинное положение вещей, делать читателя своим союзником, образно представить суть проблемы, которая его волнует, эмоционально воздействовать на читателя. Авторская позиция может проявляться в положительном, отрицательном, небезразличном отношении к изображаемому.

Пятый абзац - способы выражения авторской позиции: в названии текста, в отдельных предложениях, через ряд аргументов; через модальный план текста ( риторические вопросы или восклицания, порядок слов, лексические повторы, оценочную лексику, вводные слова) ; через изобразительно-выразительные средства, которые помогут понять авторское отношение к изображаемому

Шестой абзац - согласны ли вы с мнением автора .Седьмой , восьмой абзацы -аргументы. Девятый абзац-заключение, в котором нужно сделать обзор всех положений, которые осмыслили в основной части; привести яркий пример, обобщающий суждения; написать вывод- впечатление; использовать яркое сравнение, подводящее итог рассуждениям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Литература.6кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях Автор-составитель В.П.Полухина - М.: Просвещение, 2005..-319с.

2. Литературва.5кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин-М.: Просвещение,2007

3.ЕгораеваГ.Т.Русский язык. Выполнение задания части 3 С - М.: Издательство «Экзамен»,2007.-254с


© 2010-2022