Конспект урока по русскому языку Сложные предложения с разными видами связи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 9 классе.

(Учебник под редакцией С.Г.Бархударова)

Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час)

Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка. (Подготовка к ГИА, задание В 9, В 8)


  • Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?

А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.

Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»

В) В человеке всё должно быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.

(Ответ: б,в,г. Предложения простые)


  • Повторение темы «Сложноподчинённые предложения».

Расставьте необходимые знаки препинания, составьте схемы предложений, определите значение придаточных.

А) О знал бы я что так бывает… (Б.Пастернак)

(Придаточное изъяснительное)

Б) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду что брызги долетали до меня. (В.П.Астафьев)

(Придаточное степени)

2. Постановка учебной задачи.Углубление пройденного материала. Сложные предложения с разными видами связи.


  • Слово учителя

Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Рассмотрим такие предложения.


  • Анализ предложений. Составление схем.

1) Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. (А.С.Пушкин)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)

2) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И.С.Тургенев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

3) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

4) Много ветров сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.

(А.А.Платонов)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

5) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

(В.П.Астафьев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

Примечание. Первое предложение комментирует учитель, остальные - сами ученики.

3. Работа с учебником.

  • Разбор теоретического материала. П.18 (стр.109-110)

  • Закрепление пунктуационных правил (упр. 246 устно, упр.248 самостоятельно)

4. Итог урока.



Тема: «Сложные предложения с разными видами связи»

(закрепление) (2-й час)

Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока.

1. Лингвистическая разминка. (Подготовка к ГИА, задание В 2, А 4)

  • Найдите словосочетания со связью «управление»:

а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д) стена из кирпича.

(Ответ: а,б,д)

  • Найдите нарушения в употреблении предлогов с существительными:

а) истечение срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда, д) вопреки всему.

(Ответ: б,в,г)

2. Проверка упр. 248 (учащиеся выполняли на 1 уроке). Выборочное оценивание учащихся. Анализ ошибок, допущенных при выполнении упражнения.

3. Повторение теории П.18.

4. Тренинги заданий ГИА (В 9) по сборнику «Русский язык. Подготовка к ГИА - 2014». Под редакцией Н.А.Сениной.

5. Итог урока. Комментирование оценок за 2 урока.

6. Домашнее задание. П.18. упр. 252, выполнение тестов ГИА.

© 2010-2022