- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Учимся играя»
«Учимся играя»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыбузина Е.Ю. |
Дата | 06.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Учимся играя»
Возможно ли учиться играя? Ведь ещё древние говорили, что корень учения горек.
Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Мы попробуем, чтобы на лицах учеников было удивление, азарт, любопытство.
Разминка
- загадки - складки «Доскажи словечки»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь,
О них обычно говорят:
Водой … (не разольёшь)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и… ( поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле…(волочили ноги)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…(медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, …(кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…(вянут)
-Укажите сначала фразеологические обороты со словами - антонимами, затем - с синонимами.
Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, чёрным по белому, с больной головы на здоровую, цел и невредим, от мала до велика.
-В русском языке много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь это выполнить.
Актуальный - (важный)
Ситуация - (положение)
Лозунг - (призыв)
Финал - (завершение)
Миссия - (задание)
Эпилог - (заключение)
Шеф - (начальник)
Триумф - (успех)
Дебаты - (споры)
Дилемма - (выбор)
- Согласуйте существительное с прилагательным
Тюль (новый) -М.р.
Шампунь (эффектный) -М.р.
Вестибюль (просторный) -М.р.
Кенгуру (крупный) -М.р.
Кофе (чёрный) -М.р.
Такси (быстрый) -С.р.
Лазурь (февральский) -Ж.р.
Путь (длинный) -М.р.
- Правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все могут это делать и порой допускают ошибки. Нужно исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложениях.
- Цены подорожали. (выросли)
- Он поднял тост за дружбу. (поднял бокал, произнёс тост)
- Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков.
(на искоренение)
- Храбрая мысль. (смелая)
- В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
(в Петербурге)
- Мальчик рано возвратился со школы. (из школы)
- Пессимизм и недоверие в жизнь. (неверие в жизнь)
- Артист впервые дебютировал сегодня. (дебютировал)
- Составить предложение, предварительно выполнив действия.
-
Из предложения «стеной стоят жёлтые колосья пшеницы « возьмите определение
-
Прибавьте подлежащее из предложения «листья падают»
-
Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите определение
-
Добавьте обстоятельство из предложения «осень щедро одаривает леса краской»
-
Добавьте сказуемое из предложения «весна выстлала на лугу разноцветный ковёр»
-
Из предложения «Куда ведёте нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением
- Блиц - опрос
- Что бывает между корнем и окончанием? (суффикс)
- Изменение глагола по лицам и числам (спряжение)
- Предложение с двумя грамматическими основами (сложное)
- Сколько букв в русском алфавите (33 )
-Неопределённая форма глагола (инфинитив)
- Сколько склонений в русском языке ( 3)
-Что входит в основу предложения? (подлежащее и сказуемое)
- Какие предложения называются односоставными? (или подлежащее или сказуемое)
- Отчего зависит правописание окончаний существительных? (падежа)
- Окончания существительных 2 склонения (- о, -е)
-Что означают старославянские слова?
-персты (пальцы)
- баской (красивый)
- зрети (видеть, смотреть)
- ратай (пахарь)
- тать (вор, грабитель)
- ажно (как, вдруг, так что)
- аршин (мера длины 0,711м)
- днесь (сегодня)
- аки (как)
- баять (говорить)
- вечор (вчера)
- лепота (красота)
-Морфологические шарады
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте.
В целом - по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же - в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в гудении явно услышишь.
Вместе - на темы различные пишешь.
(Сочинение)
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же в космос проник. (Спутник)
Мой корень - родственник сраженья,
Приставка - в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй. (Забойщик)