Элективный курс “ Теория и практика написания изложений и сочинений ”

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Элективный курс " Теория и практика написания изложений и сочинений " предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 70 часов , в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года.

Цели курса

-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

-Развитие творческих способностей учащихся.

-Развитие связной монологической речи.

-Развитие логического мышления.

-Привитие любви к родному языку.

Технологии проведения занятий.

Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.

Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно.

Место предмета в учебном плане школы

( приказ № 253 ОД от 01 сентября 2015 г.)

На изучение данного курса в 10-11 класса отводится по 1 часу в неделю ( всего 70 часов)




Содержание программы элективного курса «Теория и практика написания изложений и сочинений »


I. Требования к написанию изложения, сочинения.

Введение. Цели и задачи элективного курса "Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания изложений и сочинений". Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.

II. Теория и практика написания изложений и сочинений (16 ч)

Проблема текста.Типы проблем.

Структура эссе, план, признаки эссе.

Классификация эссе.

Критерии оценивания эссе.

Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.

III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.

Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.

Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.

Выражение собственной позиции.

Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.

Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

Точность и выразительность речи.

Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.

Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.

Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.

Точность и выразительность речи.

Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.

Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.






Требования к знаниям, умениям и навыкам


В результате реализации данного элективного курса учащийся

должен знать:

- способы формулирования проблемы текста;

- виды вступлений и заключений;

- виды комментария;

- основные особенности выпускного сочинения ;

- основы анализа текста;

- способы аргументации в сочинении;

- виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

- логично выстраивать сочинение по тексту;

- убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

- выполнять лингвостилистический анализ текста;

- формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

- не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения


Формы контроля

- устный опрос, беседы, диалоговые формы дифференцированного обучения, тестирование, одно итоговое сочинение ( конец учебного года).


Список литературы

1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 256 с.

2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 208 с.

3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 191 с.

4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. - М.: Интеллект-Центр, 2005.

5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007


Планирование учебного материала

Тема урока

Кол-во часов

Контроль

Наглядные пособия

Дата

план

факт

1

Требования к написанию изложений , сочинений . Критерии оценивания.

1

опрос

Схемы, таблицы

2-4

Теория и практика написания изложений и сочинений (16 ч)

Проблема текста.Типы проблем.

3

Самостоятельная работа

Планы, опоры

5-7

Структура эссе, план, признаки эссе.

3

диалоги

Схемы, таблицы

8-9

Классификация эссе.

2

Беседы

Планы, опоры

10-11

Критерии оценивания эссе.

2

опрос

Планы, опоры

12-17

Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.

6

диалоги

Схемы, таблицы

18-19

Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок.

2

диалоги

Планы, опоры, тест

20,21

Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.

2

беседы

Схемы, таблицы

22,23

Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

2

Письменный опрос

Планы, опоры

24

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.

Выражение собственной позиции.

1

дискуссия

Схемы, таблицы

25

Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.

1

Самостоятельная работа

Планы, опоры

26

Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

1

беседа

Схемы, таблицы

27

Точность и выразительность речи.

1

беседа

Планы, опоры

28

Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.

1

беседа

Схемы, таблицы

29

Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.

1

опрос

Планы, опоры, тест

30

Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.

1

беседа

Схемы, таблицы

31

Точность и выразительность речи.

1

беседа

Планы, опоры

32

Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.

1

Индивидуальная работа

Схемы, таблицы

33

Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

1

беседа

Схемы, таблицы

34

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

1

опрос

Планы, опоры, тест



© 2010-2022