Рабочая программа элективного курса Современный рассказ. Секреты художественного текста. (8 класс)

Цель курса - дать учащимся представление о приемах работы с художественным текстом и тем самым подготовить их к восприятию литературных произведений, обучить пониманию художественного текста, сформировать механизм переноса полученных умений понимания текста на любое художественное произведение. Также данный курс дает возможность познакомить учащихся с писателями-современниками и их творчеством (Д.Бакин, В.Маканин, Ю.Буйда, В.Пьецух, С.Довлатов)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фёдоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено

на заседании МО

_____Л. М. Миннахметова .

Протокол № 1

27.08.2013 г.

Согласовано

на заседании МС

_____Н.В. Зинякова.

Протокол № 1

27.08.2013 г.

Утверждено

Директор школы

_______ А.В. Пайль.

02.09.2013г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по предпрофильной подготовке

«Современный рассказ. Секреты художественного текста».

Учитель: Фокейчева Елена Александровна, учитель рус. языка и литературы, I кв. кат.

Класс: _8__

Количество часов по плану: 17 часов. Количество часов в неделю: 1 час.

Программа составлена на основе книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой, С.А. Шаповал «Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник - практикум. 8-11 классы» - М., Астрель-АСТ, 2001.













г.п. Фёдоровский, 2013 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по выбору «Современный рассказ. Секреты художественного текста» предназначена для 8 класса. Составлена на основе книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой, С.А. Шаповал «Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник - практикум. 8-11 классы» - М., Астрель-АСТ, 2001.

Потребность ПОНИМАТЬ - одна из самых главных в человеческой жизни. Что это такое? Что бы это значило? На что это похоже? Как это получилось? В чем смысл этого всего? Как мне к этому относиться? - подобные вопросы человек задает себе всегда, с самого детства до самой старости. В том числе и по отношению к книгам, которые читает. С вопросов и начинается Диалог - с книгой, с автором, с Культурой, с самим собой...

Писатели часто говорят о сотворчестве, о жажде общения с Настоящим читателем. Его называют еще Понимающим, Умным, Хорошим читателем, а педагоги и ученые хотят видеть современного ученика читателем Квалифицированным, Зрелым, Умелым, Эстетически развитым - Читателем с большой буквы

Данный курс имеет целью воспитание Читателя:

- читателя, который «судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рассуждая»

-читателя, умеющего понимать текст, открытого его эмоциональному воздействию,

-читателя, способного проявить собственную нравственную позицию при восприятии читаемого,

- читателя, свободно владеющего устной и письменной речью.

Для этого в книге и в программе собраны и доступно объяснены многие из приемов, которыми должен владеть Читатель, в отличие от простого "потребителя" книги. Эти приемы охватывают и психологию (ПОНИМАТЬ...), и литературу как вид искусства (...ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ...), и язык (...ТЕКСТ).

Задачи:

- развитие умения полноценного общения Читателя с художественным произведением и его автором,

-воспитание эмоционального отклика на прочитанное произведение,

- выработка собственной нравственной позиции по отношению к произведению,

-повышение личностного духовного роста.

Видеть гармонию, восхищаться, удивляться, смеяться и плакать над страницами книги, познавать мир и себя - всему этому можно научиться, работая на данном курсе.

Немногие осознают, что книга - это "праздник, который всегда с тобой", что от слова можно испытывать такое же наслаждение, как от музыки или прекрасного, увлекательного зрелища. Тот, кто любит книгу, приобретает друга и учителя, который всегда готов прийти на помощь, который помогает расти и становиться Человеком. Именно поэтому нам так хочется помочь каждому стать Читателем.

Соотносясь с базовым учебным предметом «Литература», который входит в образовательную область «Филология», данный курс все же не курс литературы. Он не ориентирован на какую-то конкретную государственную программу по литературе.

Курс дает учащимся представление о приемах работы с художественным текстом и тем самым готовит их к восприятию литературных произведений, обучает пониманию художественного текста, формирует механизм переноса полученных умений понимания текста на любое художественное произведение.

Восприятие художественного текста подразумевает «почтительное внимание» к Слову, знаку препинания, тропу, умение видеть «приращение смысла» в слове, чувствовать авторский стиль и т.п.

В данном курсе реализуется интегративный подход в преподавании русского языка и литературы, расширяются и углубляются знания, полученные в процессе изучения обоих базовых школьных предметов, совершенствуются навыки работы с текстами как художественного, так и научно-популярного стиля.

Также данный курс дает возможность познакомить учащихся с писателями-современниками и их творчеством (Д.Бакиным, Б.Екимовым, М.Веллером, В.Пьецух, С.Довлатовым)

Курс рассчитан на 17 часов

Формы и методы

  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • Составление таблиц и схем;

  • Самостоятельная работа учащихся (знакомство с рассказами, их анализ, выводы);

  • Самостоятельный отбор материала;

  • Работа в группах;

  • Проведение деловых игр и практикумов;

  • Работа над средствами выразительности ;

  • Написание небольших по объему творческих заданий.



  1. СОДЕРЖАНИЕ

1 Вводное занятие. 1ч

2 Установка. Борис Екимов «Фетисыч» 1ч

3 Скважины.1ч

4 Виды информации в тексте. Дмитрий Бакин «Стражник лжи» 2ч

5 Прогнозирование. Михаил Веллер «Апельсины» 2ч

6 Заглавие. Вячеслав Пьецух «Искусство существования» 1ч

7«Расшифровка» смысла. 2ч

8Диалог с текстом. Сергей Довлатов «Офицерский ремень» 2ч

9 Внимание к слову. Пробы пера 3ч

10 Внимание к знаку. Пробы пера 1ч

11 Итоговое занятие. Создание презентаций 1ч

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

- знать рассказы указанных выше авторов;

-уметь писать небольшие по объему сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь вести диалог с текстом;

- самостоятельно отбирать материал по заданной теме;

- освоить средства выразительности речи, научиться видеть их в лирике и прозе;

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- выделять основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

- комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;


4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятия

Раздел

Тема занятия

К-во часов

Форма занятия (теория, практика, лекция, практикум, лабораторная, т.д.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дата проведения

примечание

План

факт


1



Вводное занятие.

1

лекция, практикум

Знакомство с курсом

Рассказы современных авторов ( Д.Бакина, Б.Екимов, М.Веллер, В.Пьецуха, С.Довлатова)

Входной контроль.

Сочинение-

размышление.

«Кого можно

назвать

талантливым

читателем и

талантливый ли

читатель я?»

15.11




2


Открываем секреты художественного текста, или «Механизмы», которые должны работать у человека, когда он читает художественный текст.

Установка.

Борис Екимов «Фетисыч»

1

практикум

Установка как важный психологический.

механизм, который

руководит поведением

и мыслями людей.

установка;

гибкая и

негибкая

установка

15.11





3


Скважины.

1

лекция, практикум

Как появился термин

«скважина».

Что может оказаться

«скважиной».

Расшифровка

«скважин».

скважина;

аллюзия;

комментарий;

метафора-

загадка

22.11



4-5


Виды информации

в тексте.

Дмитрий Бакин «Стражник лжи»

2

лекция,

Три вида информации

в тексте: фактуальная,

концептуальная,

подтекстовая. Идея.

Формулирование

концепта текста.

Придумывание

историй «с такой же

главной мыслью».

Придумывание

завершающих фраз

к текстам.

22.11

22.11



6-7


Прогнозирование.

Михаил Веллер «Апельсины»

2

практикум

Что можно

прогнозировать?

Прогнозирование

содержания книги по ее

названию.

Прогнозирование

содержания

предложения по

употребленному в нем

слову.

Дописывание

начала и

завершения

предложений,

текстов.

29.11

29.11



8


Заглавие.

Вячеслав Пьецух «Искусство существования»

1

лекция,

практикум

Заглавие как

важнейший элемент

текста.

Отсутствие заглавия -

это тоже сигнал.

Отношения заглавия с

текстом,

эффект

обманутого

ожидания

06.12



9-10


«Расшифровка»

смысла.

2

теория, практика

Что значит

«расшифровать»

предложение или текст. «скрытые»

вопросы

06.12

0612



11-12


Диалог с текстом.

Сергей Довлатов «Офицерский ремень»

2

теория, практика

Что значит «вести

диалог с текстом».

Диалог с текстом -

вершина общения

читателя с

художественным

произведением. «Расшифровка»

предложений.

Составление

рассказов по

предложению.

Ведение диалога с

прозаическими и

стихотворными

текстами.

13.12

13.12



13-15


Внимание к слову.

Пробы пера

3

теория, практика

приращение

смысла»,

тропы

(метафора: метафора-загадка,

звуковая

метафора,

глагольная

метафора,

метафориче-

ский эпитет)

перифраза.

13.12

20.12

20.12



16


Внимание к знаку.

Пробы пера

1

теория, практика

«Знаки - ноты» (М.

Цветаева).

Связь интонации и

смысла.

27.12



17


Итоговое занятие.

Создание презентации творческих высказываний учащихся

1

теория, практика

Итоговый контроль

«Наше творчество»

27.12






5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дидактическим материалом, позволяющим ученикам «открыть» секреты художественного текста, являются задания на формирование «механизмов» восприятия художественного текста. Формировать их удобнее не на больших произведениях, а на доступных для непосредственного обозрения примерах, как бы в «лабораторных условиях». Для обучения берутся мини-тексты, отрывки из произведений и даже отдельные предложения высокой смысловой насыщенности. Информация, заложенная в таких «точечных контекстах», если они правильно подобраны, по своему качеству не уступает информации целого текста.

При решении задач используется специальная методика замедленного чтения. Она направлена на то, чтобы «уметь осознать и использовать для толкования все лингвистические указания текста» (В.П.Григорьев). Поэтому задачи должны быть сформулированы так, чтобы при работе над ними у учащихся возникала необходимость возвращаться к прочитанному («принцип возвращения» по Ю.М.Лотману), достраивать разворачивать текст, прогнозировать его дальнейшее содержание и т.п.

Приведем примеры таких задач к разным темам курса.

Тема - «Установка»

Задание. Прочитайте притчу.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи» А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

1 .Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

2.Наверное, вы поняли, что в этом тексте отчетливо видна роль установки. Какая установка здесь описывается?

Тема - «Скважины»

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Арсения Тарковского «Ночь под первое июня»:

Пока еще последние колена

Последних соловьев не отгремели

И смутно брезжит у твоей постели

Боярышника розовая пена...

В названии стихотворения - слово ночь. Но ночь большая. Есть ли в стихотворении какая-нибудь «подсказка», позволяющая точнее определить время суток? Некоторые ученики говорили, что это сумерки - потому что «пена» цветущего боярышника видна неотчетливо, смутно брезжит. Да, действительно, описывается не глубокая темная ночь, а начало или конец ночи. Но что именно: начало или конец? Присмотритесь к первым двум строчкам: может быть, они вам подскажут?

(Подсказка здесь в том, что соловьи поют (а тем более - гремят) только ночью. В стихотворении описывается время, пока еще соловьи не отгремели, то есть очень раннее утро или самый конец ночи, время перед рассветом. Это можно определить, ориентируясь именно на «затекстовые» знания, т.е. заполнив «скважины»).

Тема - «Виды информации в тексте»

Задание. Прочитайте восточную сказку.

Воробей - павлин

Воробей захотел быть таким, как павлин, - с гордой поступью, высоко поднятой головой и огромным хвостом. Он изо всех сил вытянул голову, раздул узкую грудку, растопырил перья хвоста и пытался выступать так же элегантно, как это делает павлин. Он был уверен, что все станут им восхищаться. Но скоро устал от непривычной манеры держаться. Шея и ноги стали болеть. Но самое плохое было то, что все птицы стали смеяться над воробьем-павлином. И ему захотелось снова стать обыкновенным воробьем. Но когда он захотел пробежаться по-воробьиному, ему это не удалось. Он мог только прыгать. С тех пор воробьи стали прыгать.

Какая жизненная мудрость заключена в этой истории? Попробуйте сформулировать концепт текста.

Можете ли вы вспомнить или придумать историю с такой же главной мыслью? Кто будет ее героями?

Тема - «Прогнозирование»

Задание. Подумайте, о чем может идти речь в книгах или главах, которые называются:

  1. Сто лет тому вперед.

  2. Целый том чепухи.

  3. Пока хозяина не было дома.

Задание. Можно ли заранее что-то знать о содержании предложения, если в нем употреблено слово «наотрез»? Что именно? Попробуйте сделать общий прогноз содержания предложения с этим словом.

Задание. Прочитайте текст и допишите его.

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: «Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями...»

(.. .то у каждого из нас будет две идеи.)

Задание. Допишите начало и завершение предложения:

,и вдруг

Сколько вариантов вы можете придумать? Кто больше?



ЛИТЕРАТУРА

  1. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А., Шаповал С.А.
    Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник -
    практикум. 8-11 классы. - М.: Астрель - ACT, 2001

  2. Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки при восприятии
    художественного текста // Вопросы психологии, 1993, № 2.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Дорога к книге. - М.,
    1996

  4. Энциклопедический словарь юного филолога/ Сост. М.В.Панов -
    М.,1984

  5. Электронный сборник рассказов современных авторов

  6. Интернет-ресурсы

  7. Журналы «Русский язык и литература для школьников» 2005-2011 г.































7


© 2010-2022