Рабочая программа по литературе. 9 класс

Рабочая программа (далее Программа) по литературе для 9 класса составлена на основе компонента государственногообразовательного стандарта среднего общего (полного) образования , основной образовательной программы ОУ (образовательнойорганизации), учебно-методического комплекта по литературе для 5 - 9 классов И.Н.Сухих (учебник, книга для учителя, практикум дляучащихся, электронное сопровождение). Учебники, входящие в УМК, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и наукиРоссийской Федер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе





Ступень обучения (класс) 9 класс

Количество часов 105

Уровень базовый








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа (далее Программа) по литературе для 9 класса составлена на основе компонента государственного

образовательного стандарта среднего общего (полного) образования , основной образовательной программы ОУ (образовательной

организации), учебно-методического комплекта по литературе для 5 - 9 классов И.Н.Сухих (учебник, книга для учителя, практикум для

учащихся, электронное сопровождение). Учебники, входящие в УМК, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки

Российской Федерации» и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных при реализации имеющих государственную

аккредитацию, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Цели и задачи литературного образования в 9 классе

Целью изучения литературы в 9-11 классах является преемственное по отношению к предыдущему пропедевтическому этапу

обучения систематическое изучение линейного курса на историко-литературной основе (от античной, древнерусской литературы_ литературы ХVIII века, литературы первой половины ХIХ века - в 9 классе; литература второй половины ХIХ века - в 10 классе,

литература ХХ века - в 10-11 классах).

Доминирующая идея программы 9 класса:

- формирование целостной картины мира растущего человека.

- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей;

- обретение навыков самостоятельности в процессе обучения предмету.

Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:

- становление достойных современного человека ценностных ориентаций;

- формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры;

- системная подготовка к итоговым испытаниям.

В целях педагогически обоснованного порядка изучения материала акцент в программе сделан на движение от первоначального

читательского, этического, эстетического восприятия произведения к формированию представления о целостном развитии культуры.

В 9 классе изучение предмета происходит на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. -

литература первой половины XIX в.), что позволяет подготовить учащихся к обучению в полной средней школе. Линейное построение курса

используется и в 10-11 классах (литература второй половины ХIX в. - литература XX в. - современная литература). Логика построения

курса «Литература. 5-9 классы» - от образов мира в фольклоре и литературе - к образу человека, изображенному с разных точек зрения, к

представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец, к целостному образу человека, неотделимому от

окружающего его мира, времени, в котором он существует. Следование данной логике предполагает систематизацию изученных в 5-8

классах произведений на основе проблемно-тематического принципа.

Достижение результатов изучения учебного предмета обеспечивается решением следующих задач:

- расширение читательского кругозора, воспитание у учеников

потребности в чтении;

-- развитие литературных способностей учеников (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению);

--обучение школьников приемам аналитической деятельности, необходимым для постижения художественного произведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы теоретико- литературных знаний и читательских умений, а также развитием литературных способностей;

--обучение школьников приемам литературно- творческой деятельности, в которой ученик создает собственные литературные произведения;

--обучение школьников интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи, в художественной творческой и исполнительской деятельности), предполагающее развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, творческой и проектной деятельности;

--развитие эстетического вкуса школьника и формирование ценностных ориентаций;

--культурное развитие ученика за счет изучения литературы в широком культурном контексте;

--развитие общих психических качеств: внимания, памяти, воображения, разных типов мышления.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения

Применяемые методики и технологии:

Для реализации учебных задач используются следующие методики:

  • методика «медленного (пристального) чтения» (Ю.М. Лотман),

  • различные приемы интерпретации текста,

  • сопоставительный анализ текстов художественных произведений

  • синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.

Технологии:

  • технология развития критического мышления,

  • игровые технологии,

  • технологии творческих мастерских построения знаний,

  • тестовые технологии контроля обученности,

  • проектные технологии.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся 9 класса должны знать и уметь:

Теоретико-литературные знания учащихся

Постижение авторской идеи требует движения читательской мысли от внешнего содержания к художественной форме и через нее - к

художественному смыслу. Формирование теоретико-литературных знаний учеников начинается уже в начальных классах. В средней школе,

в 5-8 классах, этот процесс развивается на уровне представлений, причем знания постоянно актуализируются, а представления обогащаются.

Читательские умения, необходимые для осмысления литературного произведения

В Программе представлена система частных умений, необходимых для восприятия и анализа произведения. Эта система отражает структуру художественного текста и опирается на психологические особенности восприятия произведения читателем. В предлагаемую систему входят следующие умения:

1) воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3) устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение

конфликта в драме;

4) целостно воспринимать образ персонажа в эпосе, образ переживания в лирике, характер в драме как элементы произведения,

способствующие раскрытию авторской идеи;

5) выявлять авторское отношение и авторскую позицию во всех элементах произведения;

6) интерпретировать произведение в соответствии с его художественной идеей.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 105 часов; из них 93 часа - на изучение произведений, 6 часов - на уроки внеклассного чтения, 6 часов - на уроки развития речи).



Содержание курса

История и литература: взаимосвязь и противоречия. Художественный образ как источник исторического познания.

История и культура: эпохи и направления. Древность - Средневековье - Новое время - Новейшее время как «большие» эпохи исторического развития. Античность - Средневековье - Возрождение - ХVII век - Просвещение - ХIХ век - ХХ век как культурные эпохи, их хронологические границы и специфика.

Своеобразие проявления этих эпох в истории русской культуры.

Тема 1. Вечные образы: словарь культуры. Герои: типы и сверхтипы. Софокл. «Эдип- царь»

Миф об Эдипе и трагедия Софокла. «Божественная комедия» Данте: «смелость изобретения».

Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты Комедии: история Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы. Комедии. О. Э. Мандельштам и Н. А. Заболоцкий о Данте.

Гамлет и Дон Кихот - вечные образы

Трагедия У. Шекспира «Гамлет». Исторические источники и шекспировский сюжет. «Гамлет» как трагедия мести. Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли.

Фауст как вечный образ. Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и ее народные источники. «Божественная комедия» Данте и «Фауст»: универсальные картины мира Средневековья и Просвещения.

Внеклассное чтение. Античные мифы; Софокл. «Эдип в Колоне»; О. Э. Мандельштам. «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…»; И. А. Бродский. «Письма к римскому другу».

Т е м а 2. Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века

Русское русло: Рюриковичи. Становление Русского государства, принятие христианства, княжеские распри, монголо-татарское нашествие, борьба за независимость, усиление Московского государства. Русское русло: Романовы

Смутное время и избрание Романовых. Алексей Михайлович и Петр Великий - образование нового русского государства. ХVIII век - утверждение российской монархии.

Древнерусская литература: жанры и принципы

Летопись, слово и житие. «Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность, авторская анонимность. Пушкинский Пимен («Борис Годунов») как образ русского летописца- книжника.

«Слово о полку Игореве»

История рукописи. Роль «Слова…» в русской культуре: переводы и отражения.

Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового движения. Век Просвещения: в погоне за Европой. Русский классицизм: становление новой литературы. Роль М. В. Ломоносова. Язык - стиль - жанр - стих - семантический квадрат классицизма.

Русский сентиментализм: общеевропейское и национальное. Значение деятельности Н. М. Карамзина.

Золотой век: концы и начала

Теоретико- литературные знания. Литературные направления и художественные методы. Специфика классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Теория трех штилей. Система русского силлабо-тонического стиха. Типология литературных направлений и конкретное произведение.

Т е м а 3. Русская литература ХVIII-начала Х IХ века

М. В. Ломоносов. Оды. Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Образ императрицы и образ автора.

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»: космология поэта. Ломоносов в истории русской литературы: преходящее и вечное.

Внеклассное чтение. М. В . Ломоносов. «Разговор с Анакреоном», «Ода… на взятие Хотина, 1739 года», «Утреннее размышление о Божием Величестве».

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

Комедия «Бригадир». Комедия «Недоросль». Конфликт комедии

и ее историческая основа.

Г. Р. Державин. Оды

Искусство видеть мир в оде «Евгению. Жизнь Званская». «На смерть князя Мещерского»: мотив смерти. «Властителям и судиям» как духовная ода.

Державинские памятники: «Памятник» и «Лебедь». Традиция и личный смысл.

Внеклассное чтение. Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «Приглашение к обеду», «Ласточка»

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Назначение историографом и работа над «Историей государства Российского». «Бедная Лиза» - визитная карточка

сентиментализма.

В. А. Жуковский. Стихотворения и баллады

Элегии «Вечер» и «Море» - опыты нового природоописания, пейзажа души. «Светлана»: балладные ужасы, фольклорные мотивы и счастливая развязка.

Т е м а 4. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

И. А. Гончаров о «Горе от ума». «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои как вечные образы (произведения Е. П. Растопчиной, М. Е. Салтыкова- Щедрина и др.).

Т е м а 5. А. С. Пушкин. Лирика. «Цыганы».«Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери).

«Евгений Онегин». Художественный мир Пушкина. Уроки вольности: мгновенья упованья («Вольность»; «К Чаадаеву»; «Деревня»; «Во глубине сибирских руд…»; «Стансы», 1826; «Анчар»; «Пир Петра Великого»). «Цыганы» (1824): парадокс о воле. Любовь и дружество: два дивных чувства («19 октября», 1825; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Я вас любил, любовь еще, быть может…»; «Мадонна»; «Была пора, наш праздник молодой…»). Мудрость Пушкина: «печаль моя светла» («Элегия», 1817; «Элегия», 1830; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; «Два чувства дивно близки нам…». «Маленькие трагедии».

Т е м а 6. М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Герой нашего времени»

Лирический герой Лермонтова: интенсивность переживания, мотив одиночества, тяжба с миром («Монолог»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Дума»; «И скучно, и грустно…»; «Как часто пестрою толпою окружен…»). Поэт как герой («Смерть Поэта»; «Поэт», 1838 ; «Пророк», 1841). Поиски гармонии: земля и небо, родина («Когда волнуется желтеющая нива…»; «Молитва», 1837; «Молитва»; 1839; «Родина»; «Выхожу один я на дорогу…»).

Т е м а 7. Н. В. Гоголь. «Мертвые души».

Заключительный урок. Эпилог как пролог: веселые ребята.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Плановых уроков:

на изучение произведений в классе - 88

развитие речи - 9

контрольные уроки - 2

внеклассное чтение - 6

Тема

Изучение произведений

Урок внеклассного

чтения

Урок развития речи

Урок контроля

Предисловие

1


    Вечные образы: словарь культуры

    10

    2

    1


      Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века

      5


        Русская литература ХVIII - начала ХIХ века

        16

        1

        1

          А. С. Грибоедов.

          «Горе от ума»

          8

          1

          1


            А. С. Пушкин.

            Лирика. «Цыганы». «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери). «Евгений Онегин»

            19

            1

            3


              М. Ю. Лермонтов.

              Лирика. «Герой нашего времени»

              15

              1

              2


                Н. В. Гоголь. «Мертвые души»

                13

                2


                  Заключительный урок.

                  1

                  1

                  Календарно-тематическое планирование

                  Тема урока

                  Кол-во часов

                  Элементы содержания

                  Виды деятельности

                  Домашнее задание

                  Дата план

                  Дата

                  факт

                  История и культура: от античности к литературе нового времени.

                  1

                  История и поэзия. Картина мира в зеркале литературы.

                  Составление словаря «Вечные образы в мировой литературе».

                  С. 3-10.

                  02.09.


                  Античная литература. Древнегреческие драматурги: Эсхил, Софокл, Еврипид.

                  1

                  Античное искусство и культура. Идеалы античности. Древняя

                  Греция и Рим. Великие поэты Древней Греции. Античный театр.

                  Древнегреческие драматурги

                  Сообщения о древнегреческом театре. Выразительное чтение.

                  Исследовательская работа

                  «Жизнь мифологических персонажей в искусстве»

                  Прочитать трагедию «Царь Эдип».

                  05.09.


                  Миф об Эдипе и трагедия Софокла «Эдип-царь».

                  1

                  «Эдип-царь» как трагедия. Судьбы и трагедия незнания. Переосмысление образа в Новое время. Трилогия Софокла об Эдипе.

                  Формулировать проблемный вопрос, создавать краткий и развернутый ответы с использованием цитирования.

                  Статья в уч-ке с.13-16.

                  08.09.


                  Вопросы о трагической вине человека и божественной воле.

                  1

                  Композиция трагедии и конфликт. Образ человека на вершине

                  человеческого величия. Орудия Рока. Смысл трагической судьбы. Эдип как вечный тип.

                  Исследовательская работа

                  «Жизнь мифологических персонажей в искусстве». Образ Эдипа в живописи и скульптуре.

                  С.11, словарь

                  09.09.


                  РР. Сочинение «Человек и судьба».

                  1

                  Механическое развитие катастрофы, подготовленное

                  Неведомым, Роком.

                  Сочинение

                  Внекл. Чт. Эсхил. «Прометей прикован-ный». Софокл. «Эдип в Колоне», «Антигона». Еврипид. «Медея».

                  12.09.


                  Урок внеклассного чтения. Эсхил. «Прометей прикован-ный». Софокл. «Эдип в Колоне», «Антигона». Еврипид. «Медея».

                  1

                  Трагедия как жанр драматургии. Конфликт и трагический герой. Композиция трагедии. Авторская позиция и средства ее

                  выражения в трагедии.

                  Выявлять жанровые особенности трагедий. Собирать информацию о древнегреческом театре, уметь презентовать в кратком и развернутом формате с использованием иллюстративных источников. Составлять

                  вопросы. Выявлять признаки драматического рода в произведении. Определять функции мифологических образов в классической и

                  современной литературе.

                  З-я по группам: М.Цветаева.

                  «Федра», «Ариадна», «Хвала Афродите». О.Мандельштам. «В

                  Петрополе прозрачном мы умрем…», «Золотистого меда струя из

                  бутылки текла…», А.Ахматова. «Античная страничка».

                  И.Бродский. «Письма к римскому другу» и др.

                  15.09.


                  Античная лирика. Обзор.

                  1

                  М.Цветаева.

                  «Федра», «Ариадна», «Хвала Афродите». О.Мандельштам. «В

                  Петрополе прозрачном мы умрем…», «Золотистого меда струя из

                  бутылки текла…», А.Ахматова. «Античная страничка».

                  И.Бродский. «Письма к римскому другу» и др.

                  Выразительно читать, собирать

                  информацию, сопоставлять переводы, читать наизусть.

                  Прочитать Данте «Божественная комедия»

                  16.09.


                  Данте. Судьба поэта. «Божественная комедия». Часть I. «Ад».

                  1

                  Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада».

                  Сообщение о жизни Данте. Давать аргументацию проблемы: «Почему Данте считают создателем

                  итальянского литературного языка? Почему современники Данте к авторскому названию

                  произведения «Комедия» присоединили эпитет «Божественная»? Гипотезы о том, что в произведении стало предтечей мировоззрения эпохи

                  Возрождения. Составлять краткую словарную статью о Данте.

                  С.16-23. Дать характеристику образам Данте, Вергилий и Беатриче. История Паоло и Франчески. Проследить символику чисел.

                  19.09.


                  Этическая концепция Данте.

                  1

                  Данте, Вергилий

                  и Беатриче. История Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы

                  Комедии.

                  Сочинения по «Божественной

                  комедии»: «Самый тяжкий грех», «Преступления и наказания».

                  Обзор трагедии Шекспира «Гамлет» и романа Сервантеса о Дон Кихоте.

                  22.09.


                  Гамлет и Дон Кихот как вечные образы.

                  1

                  Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли. Дон Кихот как вечный образ: драма

                  действенного добра.

                  Выполнять и презентовать аннотацию о документальном

                  фильме о Шекспире и его театре Глобус. Пересказывать сюжет и характеризовать композицию пьесы Шекспира. Толковать,

                  осмысляя проблематику трагедии: «Почему «Гамлет» считают пьесой всех времен и

                  народов? Анализ критической статьи И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»

                  С. 23-32.

                  23.09.


                  Дон Жуан как вечный образ

                  1

                  Версии Ж. Б. Мольера, Э. Т. А. Гофмана, В. А. Моцарта, Д. Г. Байрона: Дон Жуан как обольститель, философ-экспериментатор, скептический наблюдатель жизни. «Каменный гость» А. С. Пушкина: трагедия истинной любви. Дон Жуан как вечный герой-любовник.

                  Реферат «"Каменный гость" А. С. Пушкина и образ Дон Жуана

                  в мировой литературе»

                  С.33-37. Вопросы и задания.

                  26.09.


                  Фауст как вечный образ

                  1

                  Фауст как вечный

                  образ: между Гамлетом и Дон Кихотом. Драма действенного познания - драма жизни.

                  Сравнение двух переводов эпизода из трагедии Гёте «Фауст». Оценка интерпретаций образа Мефистофеля в живописи и музыке. Отзыв об опере Ш. Гуно «Фауст», балетной сцене «Вальпургиева ночь» из той же оперы или музыкальной картине М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Подготовка сообщения о докторе Фаустусе. Формулировать проблемный вопрос, создавать краткий и развернутый ответы с использованием цитирования.

                  С. 37-43.

                  29.09.


                  Урок развития речи. Вечные образы и их отражение в искусстве.

                  1

                  Сочинение.

                  С. 37 - 49.

                  30.09.


                  Литература Древней Руси

                  и ее жанры.

                  1

                  История Древнерусского государства. Памятники древнерусской культуры и литературы. Жанры древнерусской лите-ратуры: летопись, житие, хронографы, поучения, хожения.

                  «Житие Сергия Радонежского» в картинах русских художников.

                  Прочитать «Слово о полку Игореве».

                  03.10.


                  «Слово о полку Игореве». Сюжет и композиция «Слова…».

                  1

                  История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция"Слова…". Авторство.

                  Анализ иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Подготовка

                  сообщений об истории изучения «Слова…».

                  С. 98 - 101.

                  06.10.


                  Основная идея «Слова…». Образы князей и русской земли.

                  1

                  Система образов.

                  Сравнение образов князя Игоря в опере А. П. Бородина и в тексте «Слова…». Исследовательские работы «Исторические образы в "Слове…"»

                  Подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента, составить план повествования о походе Игоря по «Слову…»

                  07.10.


                  «Плач Ярославны» и его роль в произведении. Образы природы.

                  1

                  Героическая поэма, историческая песнь, плач, психологический параллелизм, олице-творение.

                  Уметь находить средства художественной выразительности в тексте «Слова…» Сопоставление переводов «Плача Ярославны».

                  Выучить наизусть вступление или плач Ярославны.

                  Индивидуальные сообщения по темам: «Природа в «Слове…», «Художественное своеобразие «Слова…», «Слово…» в русской музыке («Князь Игорь» А. П. Бородина), «Сюжеты «Слова» в живописи (В. Г. Шварц, В. Г. Перов, В. М. Васнецов)»

                  10.10.


                  Лирическое и эпическое в

                  произведении. Подготовка к домашнему сочинению.

                  1

                  Роль «Слова…» в русской культуре.

                  Анализ художественного текста «Слова…». Исследовательские работы «Символика цвета в "Слове о полку Игореве"», «Образ природы в "Слове…"».

                  Домашнее сочинение. Темы: «Образ князя Игоря и тема Русской земли в «Слове о полку Игореве», «Поэтические страницы «Слова…» (Анализ эпизода).

                  13.10.


                  Литература эпохи Просвещения. Классицизм.

                  1

                  Век просвещения: в погоне за Европой. Классицизм как

                  доминирующий метод европейской и русской литературы 1730-1780-х годов. Принципы классицизма. Иерархия жанров.

                  Правило трех единств. Теоретик классицизма Н.Буало и его поэтический трактат «Поэтическое искус-ство». Зарубежные

                  писатели-классицисты - Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен.

                  Русский классицизм.

                  Реферат «Семантический квадрат русского классицизма»

                  С.84, лекция

                  14.10.


                  Литературное творчество Ломоносова как образец русского классицизма.

                  1

                  Ломоносов как универсальный гений Петровской эпохи. Новая система русского стихосложения. Теория трех штилей.

                  Сообщения о жизни и творчестве поэта. Презентация.

                  С.117 - 124.

                  17.10.


                  «Ода на день восшествия

                  На Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

                  1

                  Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия

                  на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» - одическое парение

                  и практическая программа.

                  Выразительное чтение. Анализ.

                  С. 124-132.

                  20.10.


                  М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве

                  при случае великого северного сияния»

                  1

                  «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»: космология поэта. Ломоносов в истории

                  русской литературы: преходящее и вечное.

                  Выразительное чтение. Анализ.

                  С. 124-132. Вопросы и задания.

                  21.10.


                  Д.И.Фонвизин. Просветитель, вольнодумец и патриот. «Недоросль» классицистическая комедия

                  1

                  Годы: друг свободы. Фонвизин как просветитель, вольно-думец и патриот. Путешествия и отношение к Европе. Литературная

                  Деятельность: «сатиры смелый властелин». Басни, послания и публи-цистика. Комедия «Бригадир». Отношения с Н. И. Паниным и Екатериной II.

                  Сообщения о жизни и творчестве.

                  С.133 - 146. Читать комедию.

                  24.10.


                  Конфликт между невежеством и просвещением, участники конфликта.

                  1

                  Комедия «Недоросль». Конфликт комедии

                  и ее историческая основа. Старинные люди: плоды злонравия.

                  Образы Митрофана и Простаковой. Другой век: утопия просве-щения. Стародум как «решитель действия и резонер». Образы

                  «Недоросля» в публицистике Фонвизина. Митрофанушка как

                  вечный образ.

                  Инсценирование фрагментов «Недоросля». Сравнение харак-

                  теристик Митрофана, данных М. Е. Салтыковым- Щедриным,

                  В. О. Ключевским и др.

                  С. 146 - 153.

                  27.10.


                  Развязка комедии и авторская идея.

                  1

                  «Недоросль» как комедия- трагедия.

                  Сочинение «Скотинины и Простаковы как вечные образы». Сочинение сатирической сцены или рас-

                  сказа о недорослях на современном материале

                  сочинение

                  28.10.


                  Г.Р.Державин и его роль в истории русской литературы. Стихотворения «Фелица», «Властителям и судиям»

                  1

                  Годы: от капитана до министра. Судьба Державина - путь

                  Екатерининского орла. Служба и литературная деятельность как

                  «два поприща единого гражданского подвига» (В. Ф. Ходасевич).

                  Отношения с Екатериной II и Павлом I. Опала и позднее творчество. Участие в «Беседе любителей русского слова». Специфика

                  державинской оды.

                  Сообщения о жизни и творчестве. Выразительное чтение. Реферат «Два полководца - два поэта» (на основе сопоставления стихотворений Г. Р. Державина

                  «Снигирь» и И. А. Бродского «На смерть Жукова»). Реферат «Образ автора в оде Державина: историческое и вечное»

                  (на основе оды «Евгению. Жизнь Званская»)

                  Подумать, в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма?

                  С. 164 - 169.

                  31.10.


                  Размышления о роли поэта в жизни общества в стихотворении «Памятник».

                  1

                  «Памятник». Традиция

                  и личный смысл.

                  Выразительное чтение. Анализ.

                  С. 169 - 171. Наизусть стихотв.

                  10.11.


                  Художественные принципы сентиментализма.

                  1

                  Сентиментализм как

                  художественный метод

                  Выучить лекцию

                  11.11.


                  Русский сентиментализм. Значение деятельности Н. М. Карамзина.

                  1

                  Значение деятельности Н. М. Карамзина.

                  Дискуссия «Был ли карамзинский период в истории русской литературы?»

                  С. 181 - 187.

                  14.11.


                  «Бедная Лиза». Жанр сентиментальной повести

                  1

                  Образ повествователя: новая чувствительность.

                  Стилистика повести, конкретное и условное в изображении мира.

                  Образы персонажей и драматический конфликт.

                  Сопоставление образа человека в классицизме и сентиментализме на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Устные иллюстрации к повести «Бедная Лиза». Письмо другу в сентиментальном стиле. Конспект и резюме одной из критических статей о творчестве Карамзина

                  С. 187- 195. задания

                  17.11.


                  Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века».

                  1

                  Художественное и тематическое своеобразие

                  русской литературы XVIII века.

                  Уметь систематизировать изученный материал, составлять таблицу

                  Тест « От Литературы Древней Руси до сентиментализма»

                  Подготовить сообщения на темы: «К. Н. Батюшков - тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка», «Жуковский и Пушкин», «Жуковский - переводчик».

                  18.11.


                  Исторические и социальные корни романтизма.

                  1

                  Основные черты и свойства романтизма в России.

                  конспект

                  21.11.


                  В.А.Жуковский как родоначальник

                  русского романтизма.

                  1

                  Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника.

                  Драма самоотречения и разделенной любви. Отношения с Пуш-

                  киным и будущим императором Александром II. Жуковский как литератор: «поэзия чувства и "сердечного воображения"»

                  (А. Н. Веселовский).

                  Биохроника В. А. Жуковского.

                  С. 196 - 205. Прочитать балладу «Светлана».

                  24.11.


                  Баллада «Светлана».

                  1

                  «Светлана»: балладные ужасы,

                  фольклорные мотивы и счастливая развязка. Здесь и Там - полюса романтического мира Жуковского.

                  Выразительное чтение произведения.

                  Анализ текста.

                  С. 205 - 219. Подготовиться к анализу стихотворений «Вечер», «Невыразимое»,

                  «Море».

                  25.11.


                  Анализ стихотворений «Вечер», «Невыразимое»,

                  «Море».

                  1

                  Между сентиментализмом и романтизмом.

                  Переводы и оригинальное творчество. «Невыразимое» как лирический манифест. Элегии «Вечер» и «Море» - опыты нового природоописания, пейзажа души.

                  Выразительное чтение. Сравнение взглядов Н. А. Некрасова

                  и Л. Н. Толстого на проблему невыразимого и формулирование

                  своей точки зрения по этому вопросу

                  С. 205 - 219. Подготовить сообщения.

                  28.11.


                  Вн. Чт. Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Рылеева, Баратынского.

                  1

                  Романтическая элегия, баллада

                  Анализ стихотворений

                  Знать биографию А.С. Грибоедова

                  01.12.


                  Становление реализма. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова.

                  1

                  Энциклопедизм, гениальность, цензурные искажения

                  Составление библиографии литературоведческих

                  работ о творчестве А. С. Грибоедова и резюме по одной из них.

                  С. 3- 13.

                  02.12.


                  Комедия Грибоедова «Горе от ума», история ее создания, постановок и критических оценок.

                  1

                  Повторение понятия: комедия классицизма. Консерватизм, прогресс, крепостничество

                  Презентация материала по теме «Развитие жанра

                  комедии в русской литературе».

                  С.14. Прочитать и проанализировать список действующих лиц, чтение комедии «Горе от ума»

                  05.12.


                  Фамусов и его роль в произведении.

                  1

                  Чтение и анализ 1 действия. Образ Фамусова и его дома. Фамусов как отец и как

                  представитель московского дворянского общества.

                  Проектная деятельность

                  Инсценирование эпизодов из пьесы Грибоедова или современной комедии. Выразительное чтение по ролям.

                  Прочитать 2 действие, подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус, батюшка, отменная манера»

                  08.12.


                  «Век нынешний и век минувший».

                  1

                  Анализ 2 действия. Конфликт в комедии, его участники. Система образов и роль каждого персонажа в конфликте.

                  Исследовать комедию,

                  выявлять ключевые композиционные эпизоды. Характеризовать систему персонажей комедии, характер конфликта, главных, второ-степенных, внесценических персонажей.

                  Выучить наизусть один из монологов Чацкого или Фамусова. Составить план к сообщению «Фамусовское общество в комедии»

                  09.12.


                  Образ Молчалина в произведении.

                  1

                  Образ Молчалина, его цели и способы ее достижения.

                  Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

                  Подумать над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом, выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений

                  12.12.


                  Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого.

                  1

                  Кульминация конфликта, внесценические персонажи. Образ

                  главного героя, его характер, мировоззрение.

                  Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

                  Самостоятельная работа по вопросам.

                  15.12.


                  Разрешение конфликта в комедии и ее открытый

                  финал.

                  1

                  Анализ 4 действия пьесы. Жанровое своеобразие комедии. Комическое и

                  трагическое в пьесе

                  Выявлять ключевые композиционные эпизоды,

                  характеризовать язык произведения.

                  Работа с текстом.

                  16.12.


                  Художественное своеобразие пьесы «Горе

                  от ума», Смысл названия пьесы.

                  1

                  Жанровое своеобразие комедии. Комическое и

                  трагическое в пьесе.

                  Составление сборника афоризмов и крылатых выражений.

                  С. 33- 36.

                  19.12.


                  Вн.чт. И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

                  1

                  Обучение анализу критической статьи. Составление плана, тезисов, конспектирование.

                  Отзыв о спектакле (постановке комедии). Конспект одной из критических работ о «Горе

                  от ума».

                  Составление плана, тезисов, конспектирование (статья «Мильон терзаний…»

                  22.12.


                  Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

                  1

                  Сочинение по литературному произведению.

                  Сочинения «Мой знакомый Чацкий (Молчалин и т. д.)»,

                  «Диалог с Софьей Фамусовой», «Чацкий глазами Фамусова

                  (Молчалина, Софьи)».

                  сочинение

                  23.12.


                  Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Лицейский

                  период. Дружеская лирика.

                  1

                  Грани личности Пушкина. Периоды

                  жизни и творчества.

                  Составлять и презентовать портретную галерею

                  поэта.

                  Подготовить сообщение о Петербургском периоде в жизни А. С. Пушкина.

                  26.12.


                  Петербургский период жизни. Идеи свободы в

                  творчестве поэта.

                  1

                  Ода «Вольность»: связь с одноименной

                  одой Радищева, нарушение жанровых

                  принципов и его смысл. Художественные

                  средства воплощения идеи о губительности нарушения общественного договора «К Чаадаеву», жанр дружеского послания и серьезное политическое содержание, роль композиции и др. приемов в её выражении. «Деревня», «Узник»,

                  «Во глубине сибирских руд», «Стансы», «Из Пиндемонти».

                  Осуществлять устный и письменный анализ

                  лирических стихотворений.

                  Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву».

                  Подготовить сообщение о Южной ссылке в жизни поэта.

                  29.12.


                  Южная ссылка. Элегии

                  «Погасло дневное светило…», «К морю».

                  1

                  Романтический период творчества.

                  Выразительно читать,

                  анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

                  Прочитать поэму «Цыганы».

                  30.12.


                  «Цыганы» как

                  романтическое произведение.

                  1

                  Индивидуализм,

                  стремление к абсолютной личной

                  свободе и недостижимость идеала. Двоемирие: конфликт Алеко с

                  цивилизацией и с цыганами. Связь с

                  произведениями Байрона.

                  Определять характерные признаки

                  лирических жанров.

                  С. 78-83.

                  12.01.15


                  Ссылка в

                  Михайловское. Пушкин и

                  декабристы. Трагедия «Борис Годунов».

                  1

                  Стихотворения «19 октября» (1825 г.), «Мой первый друг…» и др. Спасительность

                  дружбы, одной из главных ценностей

                  поэта, ключа к пониманию бытия.

                  Выразительно читать,

                  анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

                  Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения. Объяснить свой выбор. Индивидуальные сообщения на тему «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина»

                  13.01.


                  Любовная лирика Пушкина.

                  1

                  Образ возлюбленной и своеобразие авторского отношения к любви. К***(«Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Не

                  пой, красавица, при мне…», «Мадонна» и др.

                  Выразительно читать, анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

                  Выучить наизусть стихотворения « Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил» и др. по выбору обучающихся.

                  Индивидуальные сообщения «Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина».

                  15.01.


                  Болдинская осень. «Повести Белкина» как начало новой русской прозы.

                  1

                  Определять художественные особенности произведения.

                  С. 92-97. Прочитать «Моцарт и Сальери».

                  19.01.


                  «Опыты драматических изучений»: «Моцарт и Сальери».

                  1

                  Цикл маленьких трагедий - пьес о

                  сильных страстях и нравственном

                  законе. Проблема «гения и злодейства».

                  Образы Моцарта и Сальери. Два типа

                  мировосприятия

                  Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею.

                  С.97 - 105. Выразительно читать «Пора, мой друг, пора», «Анчар», «Элегия» (1830 г.), «Вновь я посетил…»

                  20.01.


                  Петербург и служба. Философская лирика Пушкина.

                  1

                  «Пора, мой друг, пора», «Анчар», «Элегия» (1830 г.), «Вновь я посетил…» и др.

                  Выразительно читать,

                  анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ

                  лирических стихотворений.

                  Подготовить сообщение о последних годах жизни поэта.

                  22.01.


                  Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Дуэль и смерть поэта.

                  1

                  Пророк как высшее

                  назначение поэта. Уход от суеты жизни

                  ради свободы творчества и

                  подчиненность его Богу. Память

                  потомков и вневременное

                  существование поэзии как залог

                  бессмертия.

                  Выразительно читать,

                  анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ

                  лирических стихотворений.

                  Наизусть стихотворение. Подготовка к сочинению.

                  26.01.


                  Урок развития речи. Сочинение по лирике А.С. Пушкина.

                  1

                  Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. Презентовать отзыв об одном из

                  памятников Пушкину и собственный проект

                  памятника поэту.

                  Читать роман «Евгений Онегин». с. 106-111.

                  27.01.


                  «Евгений Онегин». История создания и композиция. Особенности

                  Жанра.

                  1

                  «Евгений Онегин». История создания

                  романа. «Онегинская строфа».

                  Характеризовать особенности композиции

                  «свободного романа».

                  1 глава, Жизнь столицы и мир деревни. С. 122-130.

                  29.01.


                  Роман как «энциклопедия» русской жизни. Онегин и Автор в 1 главе романа.

                  1

                  Энциклопедичность произведения,

                  изображение в нем разных сторон

                  русской культурно-исторической жизни. Образ автора.

                  Проводить сопоставительную характеристику

                  персонажей, формулировать авторскую идею. Характеризовать особенности

                  языка, видеть и объяснять органичное сочетание

                  высокой поэтической речи и живого разговора.

                  С. 112-121. Мое представление об Онегине (группа1) Ленском (2 группа), Татьяне (3группа).

                  02.02.


                  Образы персонажей: Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.

                  1

                  Образы Онегина, Ленского. Татьяна и Ольга (2 - 3 главы романа). Авторское отношение к героям и художественные средства его выражения.

                  Проводить сопоставительную работу Онегин - Ленский, Татьяна-Ольга, провинциальное - столичное дворянство.

                  Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.

                  03.02.


                  Татьяна, «русская душою» - «милый

                  идеал» автора.

                  1

                  Истоки характера героини. Письмо Татьяны. Провинциальная барышня и светский молодой человек. «Проповедь» Онегина.

                  Характеризовать и сопоставлять образы романа. Заполнять таблицы сопоставления, формулировать (устно и письменно) связные ответы.

                  Письменный ответ на вопрос

                  05.02.


                  Дуэль Онегина и Ленского. Место образа Владимира Ленского

                  в структуре романа.

                  1

                  Причина трагизма судеб главных героев

                  романа.

                  Проводить сопоставительную характеристику

                  персонажей, формулировать авторскую идею.

                  Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.

                  09.02.


                  Онегин и Татьяна в финале романа.

                  1

                  Эволюция Онегина в романе. Онегин и Татьяна в оценке разных

                  писателей, критиков и литературоведов.

                  Характеризовать и

                  сопоставлять образы романа.

                  Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.

                  10.02.


                  Пушкинский Петербург, Москва и провинция как

                  миры русской жизни XIX века.

                  1

                  Проблемы и события русской

                  жизни, отразившиеся в романе.

                  Провинциальное и

                  столичное дворянство.

                  Доказывать, обосновывать реализм пушкинского романа.

                  Жизнь столицы и мир деревни. С. 122-130.

                  12.02.


                  Лирические

                  отступления и их роль в романе.

                  1

                  Особенности

                  жанра лиро-эпического романа. Роль лирических

                  отступлений.

                  Наблюдать за единством

                  лирического и эпического начал в произведении. Сопоставлять, характеризовать лирические

                  отступления.

                  Выписать и охарактеризовать примеры лирич. Отступлений.

                  16.02.


                  Роман романов: энциклопедия русской литературы. «Евгений

                  Онегин» в контексте последующей русской литературы.

                  1

                  Реализм пушкинского романа в стихах.

                  Роман в русской критике.

                  Участвовать в дискуссии по оценке

                  произведения Белинским и Достоевским.

                  С. 130-139.

                  17.02.


                  РР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».

                  1

                  Целенаправленно собирать материал,

                  необходимый для написания сочинения.

                  План, черновик

                  19.02.


                  Написание сочинения

                  1

                  Создавать сочинения в кратком и полном формате

                  Прочитать ст. («Последние

                  дни»)». А.Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…»,

                  «Пушкин». М.Цветаева. «Стихи к Пушкину».

                  19.02.


                  Урок внеклассного чтения. Писатели о Пушкине.

                  1

                  М.Булгаков. «Пушкин («Последние

                  дни»)». А.Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…»,

                  «Пушкин». М.Цветаева. «Стихи к Пушкину». Д.Самойлов.

                  «Пестель, Поэт и Анна». Б.Окуджава. «Не представляю Пушкина

                  без падающего снега…», «На фоне Пушкина», «Александру

                  Сергеевичу хорошо…» и др. (по выбору учителя).

                  Конспект критической работы о творчестве Пушкина.

                  С. 139-150.

                  24.02.


                  Жизнь и творчество

                  М.Ю.Лермонтова.

                  1

                  Анализ стихотворения «Смерть Поэта».

                  Образ Пушкина в стихотворении

                  «Смерть поэта», романтический вызов

                  свету как главному виновнику трагедии.

                  Дополнять материал учебника информацией,

                  связанной с биографией писателя, собирать,

                  обрабатывать, структурировать её.

                  Конспектировать и реферировать источники.

                  Наизусть отрывок из стихотворения «Смерть Поэта». Проектная деятельность

                  Подготовка заочной экскурсии («Лермонтов на Кавказе»,

                  «Лермонтов в Москве», «Лермонтов в Петербурге», «Лермонтов в Тарханах» и т. п.).

                  Наизусть отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».

                  26.02.


                  Лирический герой Лермонтова.

                  1

                  «Нет, я не Байрон, я другой». «Один среди людского шума…», «Дай руку

                  мне, склонись к груди поэта…». Мотивы одиночества, странничества и изгнанничества. Протест против несправедливости, стремление к

                  свободе, жажда действия.

                  Участвовать в пошаговом исследовании, фиксируя этапы эволюции лирического героя. Формулировать выводы исследования. Работать со статьей учебника.

                  С. 156-163.

                  02.03.


                  Тема поэта и поэзии.

                  1

                  «Пророк» Лермонтова как литературное продолжение «Пророка» Пушкина. Образы пророков и их назначение в стихотворениях. «Поэт» как

                  размышление о смысле поэтического творчества.

                  Устно и письменно анализировать лирические стихотворения.

                  Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Отзыв о романсе на стихи Лермонтова

                  С. 150-156.

                  03.03.


                  Тема судьбы поколения.

                  Вызов светскому обществу. Лирика.

                  1

                  «Дума», «Монолог», «Как часто пестрою толпою окружен…». Разочарование в людях своего

                  поколения.

                  Устно и письменно анализировать лирические

                  стихотворения. Подготовка литературно- музыкальной композиции «И лишь тогда мне наслажденье жизнь, когда

                  в борьбе проходит каждый день…»

                  С. 150-156. Вопросы и задания.

                  05.03.


                  Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова.

                  1

                  «Родина» - странная любовь. «Когда волнуется желтеющая нива»

                  «Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений.

                  Сопоставление иллюстраций к произведениям Лермонтова с текстом и сопоставление иллюстраций разных художников.

                  «Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений «Молитва», «Выхожу один я на дорогу»

                  10.03.


                  Поиски гармонии: земля и небо.

                  1

                  «Молитва», 1837;

                  «Молитва»; 1839; «Выхожу один я на дорогу…». Тема поиска гармонии

                  и примирения с Создателем в лирике

                  Лермонтова. Мотивы веры и

                  одухотворенной природы.

                  Устно и письменно анализировать лирические

                  стихотворения.

                  С. 160-163.

                  10.03.


                  «Герой нашего времени». История создания романа, композиция, сюжет.

                  1

                  Роман нового

                  типа, состоящий из отдельных новелл и

                  объединенный образом главного

                  персонажа. Роман - «история души

                  человеческой», первый психологический роман в русской

                  литературе. Композиция романа и

                  система образов-двойников как ключи к разгадке характера главного персонажа.

                  Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. Осмыслять композицию романа. Реконструировать события в хронологической последовательности.

                  С. 163, конспект.

                  12.03.


                  Повесть «Бэла» Характер и личность главного героя.

                  1

                  Психологизм романа. Противоречия «между глубиной

                  натуры и жалкими действиями»

                  Печорина.

                  Подготовить краткие сообщения по темам:

                  «Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы».

                  Стр. 163-167.

                  Подготовить краткие сообщения по темам:

                  «Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы», «Особенности характера Бэла».

                  Анализ сцены «Встреча и прощание Печорина с Максимом Максимычем».

                  16.03.


                  Странный человек. «Максим Максимыч».

                  1

                  Анализ сцены «Встреча и прощание Печорина с Максимом Максимычем».

                  Стр. 167-173. Прочитать комментарии к главе «Тамань». Составить вопросы для проверки знания текста главы «Тамань»

                  17.03.


                  Внутренний человек. «Журнал Печорина». Новелла «Тамань».

                  1

                  Сюжетная самодостаточность, кульминация.

                  Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

                  Участвовать в исследовательском чтении романа.

                  Стр.173-183.

                  Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой и княжной Мери?

                  Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?

                  19.03.


                  Новелла «Княжна Мери». Печорин и светское общество.

                  1

                  Исповедь «сына века». Любовь и игра в любовь в жизни Печорина.

                  Характеристика «водяного общества».

                  Характеризовать

                  персонажей. Анализировать

                  эпизоды.

                  Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.

                  30.03.


                  Печорин и

                  Грушницкий.

                  1

                  Система двойников в романе. Печорин и

                  Грушницкий. Трагедия одиночества

                  Печорина.

                  Характеризовать

                  персонажей.

                  Работа с текстом, таблица сравнит. хар-ка.

                  31.03.


                  Смысл заключительной новеллы «Фаталист». Итоги судьбы Печорина.

                  1

                  Тема судьбы в романе.

                  Печорин и Вулич.

                  Анализировать

                  эпизоды.

                  Комментарии к главе

                  02.04.


                  Герой и автор: несходство и родство.

                  1

                  Исследовать проблемы: «Автор и его герой».

                  С. 183-186. Подготовиться к контрольному тестированию по роману «Герой нашего времени».

                  06.04.


                  Печорин как вечный

                  образ: «лишний человек» или русский Гамлет?

                  1

                  Портрет Печорина - первый психологический портрет в русской литературе.

                  Дискуссия. Исследовать проблему: «Онегин и

                  Печорин».

                  Подготовка к сочинению

                  07.04.


                  РР Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени».

                  1

                  Целенаправленно собирать материал,

                  необходимый для написания сочинения.

                  План, материалы к сочинению.

                  09.04.


                  Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова

                  «Герой нашего времени».

                  1

                  Сочинение на заданную тему по произведению.

                  Устное сообщение на тему «В. Г. Белинский о романе».

                  13.04.


                  Внеклассное чтение. В. Г. Белинский. «"Герой нашего времени", сочинение М. Ю. Лермонтова».

                  1

                  Роман

                  «Герой нашего времени» в русской

                  критике. Жизнь романа в культуре

                  России.

                  Конспект критической работы. Отзыв о кинофильме «Бэла» (режиссер

                  С. Ростоцкий) или телефильме «Печорин. Герой нашего времени» (режиссер А. Котт)

                  С. 193-200. Презентация

                  14.04.


                  Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества.

                  1

                  Детство и юность в провинции.

                  Петербургские мечтания. Служебные и литературные неудачи.

                  Знакомство с Пушкиным. Бегство

                  из России. Новый Гоголь: непонятый пророк. Жизнь в Риме.

                  Сопоставлять статью учебника о Н.В. Гоголе с работами К.Мочульского, Ю.Манна,

                  И. Золотусского или других авторов, выявлять общность и разницу концепций.

                  Подготовить сообщения о цикле «Петербургские повести», сборнике «Миргород».

                  16.04.


                  Сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (обзор).

                  1

                  Триумф «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

                  С. 200-209.

                  20.04.


                  Поэма «Мертвые души»: история создания, жанровые особенности, система образов.

                  1

                  Поэма о России. История создания

                  «Мертвых душ», грандиозность замысла писателя. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте,

                  плутовским романом, романом путешествием. Особенности

                  композиции.

                  Характеризовать замысел писателя по созданию «Мертвых душ». Толковать название поэмы Гоголя.

                  С. 200-213.

                  21.04.


                  Картины жизни губернского города N и столицы.

                  1

                  Картины жизни

                  губернского города N и столицы.

                  Анализ первых страниц «Мертвых душ» как экспозиции поэмы.

                  Перечитать главу 2. А также главу 7(сцена встречи Манилова с Чичиковым)

                  23.04.


                  Характеристика образа Манилова.

                  1

                  Принцип

                  типизации в поэме. Галерея образов помещиков, структура образов и

                  система представления.

                  Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав в составе одной из групп.

                  Составить характеристику Манилова, опираясь на перечень приемов, используемых Гоголем при обрисовке образов помещиков:

                  1) Предваритель-ный, беглый показ читателю рисуе-мого образа.

                  2) Описание имения.

                  3)Портрет.

                  4) Обращение с Чичиковым и манера речи.

                  5) Отзывы о знакомых.

                  6) Описание обеда.

                  7) Описание кабинета.

                  8) Разговор о продаже мертвых душ.

                  Перечитать 3-ю главу и конец 10-й главы (въезд Коробочки в город).

                  27.04.


                  Образ Коробочки в поэме «Мертвые души».

                  1

                  Роль пейзажа и интерьера в создании

                  образов-персонажей.

                  Участвовать в аналитическом чтении

                  помещичьих глав.

                  Перечитать главу 1(первое замечание о Ноздреве, 4-ю главу (основной материал), 8-ю главу (разоблачение Ноздревым Чичикова), 10-ю главу (где Ноздрев сообщает чиновникам всякий вздор о Чичикове) + вопросы для самостоятельной работы.

                  28.04.


                  Образ Ноздрева в поэме.

                  1

                  Принцип

                  типизации в поэме.

                  Участвовать в аналитическом чтении

                  помещичьих глав.

                  Перечитать главу 5, а также материалы глав 1, 7 (о Собакевиче), подготовить ответы на вопросы.

                  30.04.


                  Образ Собакевича в поэме.

                  1

                  Роль пейзажа и интерьера в создании

                  образов-персонажей.

                  Участвовать в аналитическом чтении

                  помещичьих глав.

                  Перечитать главу 6, а также 4, 5(о Плюшкине) + вопросы для самостоятельной работы.

                  4.05.


                  Образ Плюшкина в поэме.

                  1

                  Образы помещиков,

                  персонифицирующие российские и

                  общечеловеческие «болезни».

                  Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав.

                  Перечитать главы 7-11, ответить на вопросы к главе11.

                  5.05.


                  Чичиков как приобретатель,

                  герой новой эпохи.

                  1

                  Становление

                  характера героя.

                  Участвовать в полемике о новом герое русской литературы Павле Чичикове. Подготовить выступления на тему: «Герои Гоголя и современность».

                  Домашнее сочинение по поэме Н.В.Гоголя на тему «Образ Чичикова в поэме «Мертвые души».

                  7.05.


                  Образы чиновников и их роль в раскрытии

                  авторской идеи.

                  1

                  Структура образов и

                  система представления.

                  Сопоставлять

                  характеристики персонажей.

                  Анализировать эпизоды.

                  С. 221-227. Главы 7-11.

                  Как Гоголь описывает внешний вид гражданской палаты и ее чиновников?

                  Подберите цитаты, относящиеся к характеристике Ивана Антоновича Кувшинное рыло.

                  Как отзывался Собакевич о чиновниках города?

                  Перескажите авторскую характеристику полицмейстера - «отца и благодетеля» города.

                  11.05


                  Народ в поэме. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в раскрытии авторской

                  идеи.

                  1

                  Образы

                  крестьян, образ Руси. Черты национального характера, отраженные в образах поэмы.

                  Толковать, в чем роль вставного эпизода о капитане Копейкине.

                  С. 221-227. Задания.

                  12.05.


                  Роль лирических отступлений. Пейзаж в поэме.

                  1

                  Эволюция мотива

                  дороги. Лирические отступления в

                  поэме. Образ автора-повествователя в

                  поэме.

                  Показывать эволюцию лирических отступлений

                  в поэме, характеризовать образ автора, авторский

                  идеал и способы его выражения. Объяснять свое

                  понимание образа Руси-России в поэме.

                  Выразительное чтение лирических отступлений.

                  С. 227-232.

                  14.05.


                  РР Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

                  1

                  Целенаправленно собирать

                  материал, необходимый для написания сочинения.

                  Тема, план, материалы к сочинению.

                  18.05.


                  Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

                  1

                  Выдвигать проблемные

                  темы для сочинений, писать сочинения малых и большого объемов.

                  С. 237-239.

                  19.05.


                    Эпилог как пролог: веселые ребята.

                    1

                    Литературный процесс как диалог

                    творческих индивидуальностей,

                    традиций, литературных направлений.

                    Работа с главой учебника «Эпилог как пролог:

                    веселые ребята». Исследование по проблеме: «Писатели как герои своего времени и вневременная природа истинного таланта». Подготовка и проведение конференции «Диалог в искусстве»

                    С. 239-243. Подготовка к тесту.

                    21.05.


                    Итоговое тестирование

                    1

                    Урок контроля.

                    Сообщение о произведении: обоснование выбора.

                    25.05.


                    Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.

                    1

                    Обобщение изученного материала.

                    Индивидуальные выступления о понравившемся авторе и произведении.

                    Список книг для летнего чтения.

                    26.05.

                    Список литературы

                    Литература для учащихся

                    Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.

                    Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. 2-е изд. - СПб., 2011.

                    Бочаров С.Г. Три шедевра русской классики. - М., 1971.

                    Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. - М.: дрофа, 1999.

                    Лихачев Д.С. Письма о добром. - СПб.: Издательство «Logos», 2006.

                    Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.

                    Литература для учителя

                    Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

                    Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. 2-е изд. - СПб., 2000.

                    Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. - СПб., 2001

                    Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. - М.: НИИ школьных технологий, 2009.

                    Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: - М.: Просвещение, 2014.

                    Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

                    Педагогические мастерские по литературе. / Под ред. А.Н. Сиваковой. - СПб.: Изд. Корифей, 2000.

                    Ссылки

                    Интернет-ресурсы по литературе

                    1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» lit.1september.ru/

                    2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» feb-web.ru

                    3. Культура письменной речи gramma.ru

                    4. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала litera.edu.ru

                    5. ВiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки bibliogid.ru

                    Приложения (входят в состав УМК)

                    1. Электронное приложение к учебнику: academia-moscow.ru/off-line/ep/lit9/index.html

                    2. Хрестоматия по литературе. 9 класс: gramma.ru/LIT/?id=2.52


                    ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                    № урока

                    Тема урока

                    Причина корректировки

                    Способ корректировки




















































                    © 2010-2022