- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе. 9 класс
Рабочая программа по литературе. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Качановская Н.В. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Ступень обучения (класс) 9 класс
Количество часов 105
Уровень базовый
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее Программа) по литературе для 9 класса составлена на основе компонента государственного
образовательного стандарта среднего общего (полного) образования , основной образовательной программы ОУ (образовательной
организации), учебно-методического комплекта по литературе для 5 - 9 классов И.Н.Сухих (учебник, книга для учителя, практикум для
учащихся, электронное сопровождение). Учебники, входящие в УМК, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации» и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных при реализации имеющих государственную
аккредитацию, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Цели и задачи литературного образования в 9 классе
Целью изучения литературы в 9-11 классах является преемственное по отношению к предыдущему пропедевтическому этапу
обучения систематическое изучение линейного курса на историко-литературной основе (от античной, древнерусской литературы_ литературы ХVIII века, литературы первой половины ХIХ века - в 9 классе; литература второй половины ХIХ века - в 10 классе,
литература ХХ века - в 10-11 классах).
Доминирующая идея программы 9 класса:
- формирование целостной картины мира растущего человека.
- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей;
- обретение навыков самостоятельности в процессе обучения предмету.
Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:
- становление достойных современного человека ценностных ориентаций;
- формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры;
- системная подготовка к итоговым испытаниям.
В целях педагогически обоснованного порядка изучения материала акцент в программе сделан на движение от первоначального
читательского, этического, эстетического восприятия произведения к формированию представления о целостном развитии культуры.
В 9 классе изучение предмета происходит на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. -
литература первой половины XIX в.), что позволяет подготовить учащихся к обучению в полной средней школе. Линейное построение курса
используется и в 10-11 классах (литература второй половины ХIX в. - литература XX в. - современная литература). Логика построения
курса «Литература. 5-9 классы» - от образов мира в фольклоре и литературе - к образу человека, изображенному с разных точек зрения, к
представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец, к целостному образу человека, неотделимому от
окружающего его мира, времени, в котором он существует. Следование данной логике предполагает систематизацию изученных в 5-8
классах произведений на основе проблемно-тематического принципа.
Достижение результатов изучения учебного предмета обеспечивается решением следующих задач:
- расширение читательского кругозора, воспитание у учеников
потребности в чтении;
-- развитие литературных способностей учеников (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению);
--обучение школьников приемам аналитической деятельности, необходимым для постижения художественного произведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы теоретико- литературных знаний и читательских умений, а также развитием литературных способностей;
--обучение школьников приемам литературно- творческой деятельности, в которой ученик создает собственные литературные произведения;
--обучение школьников интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи, в художественной творческой и исполнительской деятельности), предполагающее развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, творческой и проектной деятельности;
--развитие эстетического вкуса школьника и формирование ценностных ориентаций;
--культурное развитие ученика за счет изучения литературы в широком культурном контексте;
--развитие общих психических качеств: внимания, памяти, воображения, разных типов мышления.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения
Применяемые методики и технологии:
Для реализации учебных задач используются следующие методики:
-
методика «медленного (пристального) чтения» (Ю.М. Лотман),
-
различные приемы интерпретации текста,
-
сопоставительный анализ текстов художественных произведений
-
синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Технологии:
-
технология развития критического мышления,
-
игровые технологии,
-
технологии творческих мастерских построения знаний,
-
тестовые технологии контроля обученности,
-
проектные технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся 9 класса должны знать и уметь:
Теоретико-литературные знания учащихся
Постижение авторской идеи требует движения читательской мысли от внешнего содержания к художественной форме и через нее - к
художественному смыслу. Формирование теоретико-литературных знаний учеников начинается уже в начальных классах. В средней школе,
в 5-8 классах, этот процесс развивается на уровне представлений, причем знания постоянно актуализируются, а представления обогащаются.
Читательские умения, необходимые для осмысления литературного произведения
В Программе представлена система частных умений, необходимых для восприятия и анализа произведения. Эта система отражает структуру художественного текста и опирается на психологические особенности восприятия произведения читателем. В предлагаемую систему входят следующие умения:
1) воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
2) воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем;
3) устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение
конфликта в драме;
4) целостно воспринимать образ персонажа в эпосе, образ переживания в лирике, характер в драме как элементы произведения,
способствующие раскрытию авторской идеи;
5) выявлять авторское отношение и авторскую позицию во всех элементах произведения;
6) интерпретировать произведение в соответствии с его художественной идеей.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 105 часов; из них 93 часа - на изучение произведений, 6 часов - на уроки внеклассного чтения, 6 часов - на уроки развития речи).
Содержание курса
История и литература: взаимосвязь и противоречия. Художественный образ как источник исторического познания.
История и культура: эпохи и направления. Древность - Средневековье - Новое время - Новейшее время как «большие» эпохи исторического развития. Античность - Средневековье - Возрождение - ХVII век - Просвещение - ХIХ век - ХХ век как культурные эпохи, их хронологические границы и специфика.
Своеобразие проявления этих эпох в истории русской культуры.
Тема 1. Вечные образы: словарь культуры. Герои: типы и сверхтипы. Софокл. «Эдип- царь»
Миф об Эдипе и трагедия Софокла. «Божественная комедия» Данте: «смелость изобретения».
Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты Комедии: история Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы. Комедии. О. Э. Мандельштам и Н. А. Заболоцкий о Данте.
Гамлет и Дон Кихот - вечные образы
Трагедия У. Шекспира «Гамлет». Исторические источники и шекспировский сюжет. «Гамлет» как трагедия мести. Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли.
Фауст как вечный образ. Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и ее народные источники. «Божественная комедия» Данте и «Фауст»: универсальные картины мира Средневековья и Просвещения.
Внеклассное чтение. Античные мифы; Софокл. «Эдип в Колоне»; О. Э. Мандельштам. «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…»; И. А. Бродский. «Письма к римскому другу».
Т е м а 2. Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века
Русское русло: Рюриковичи. Становление Русского государства, принятие христианства, княжеские распри, монголо-татарское нашествие, борьба за независимость, усиление Московского государства. Русское русло: Романовы
Смутное время и избрание Романовых. Алексей Михайлович и Петр Великий - образование нового русского государства. ХVIII век - утверждение российской монархии.
Древнерусская литература: жанры и принципы
Летопись, слово и житие. «Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность, авторская анонимность. Пушкинский Пимен («Борис Годунов») как образ русского летописца- книжника.
«Слово о полку Игореве»
История рукописи. Роль «Слова…» в русской культуре: переводы и отражения.
Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового движения. Век Просвещения: в погоне за Европой. Русский классицизм: становление новой литературы. Роль М. В. Ломоносова. Язык - стиль - жанр - стих - семантический квадрат классицизма.
Русский сентиментализм: общеевропейское и национальное. Значение деятельности Н. М. Карамзина.
Золотой век: концы и начала
Теоретико- литературные знания. Литературные направления и художественные методы. Специфика классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Теория трех штилей. Система русского силлабо-тонического стиха. Типология литературных направлений и конкретное произведение.
Т е м а 3. Русская литература ХVIII-начала Х IХ века
М. В. Ломоносов. Оды. Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Образ императрицы и образ автора.
«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»: космология поэта. Ломоносов в истории русской литературы: преходящее и вечное.
Внеклассное чтение. М. В . Ломоносов. «Разговор с Анакреоном», «Ода… на взятие Хотина, 1739 года», «Утреннее размышление о Божием Величестве».
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Комедия «Бригадир». Комедия «Недоросль». Конфликт комедии
и ее историческая основа.
Г. Р. Державин. Оды
Искусство видеть мир в оде «Евгению. Жизнь Званская». «На смерть князя Мещерского»: мотив смерти. «Властителям и судиям» как духовная ода.
Державинские памятники: «Памятник» и «Лебедь». Традиция и личный смысл.
Внеклассное чтение. Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «Приглашение к обеду», «Ласточка»
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»
Назначение историографом и работа над «Историей государства Российского». «Бедная Лиза» - визитная карточка
сентиментализма.
В. А. Жуковский. Стихотворения и баллады
Элегии «Вечер» и «Море» - опыты нового природоописания, пейзажа души. «Светлана»: балладные ужасы, фольклорные мотивы и счастливая развязка.
Т е м а 4. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
И. А. Гончаров о «Горе от ума». «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои как вечные образы (произведения Е. П. Растопчиной, М. Е. Салтыкова- Щедрина и др.).
Т е м а 5. А. С. Пушкин. Лирика. «Цыганы».«Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери).
«Евгений Онегин». Художественный мир Пушкина. Уроки вольности: мгновенья упованья («Вольность»; «К Чаадаеву»; «Деревня»; «Во глубине сибирских руд…»; «Стансы», 1826; «Анчар»; «Пир Петра Великого»). «Цыганы» (1824): парадокс о воле. Любовь и дружество: два дивных чувства («19 октября», 1825; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Я вас любил, любовь еще, быть может…»; «Мадонна»; «Была пора, наш праздник молодой…»). Мудрость Пушкина: «печаль моя светла» («Элегия», 1817; «Элегия», 1830; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; «Два чувства дивно близки нам…». «Маленькие трагедии».
Т е м а 6. М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Герой нашего времени»
Лирический герой Лермонтова: интенсивность переживания, мотив одиночества, тяжба с миром («Монолог»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Дума»; «И скучно, и грустно…»; «Как часто пестрою толпою окружен…»). Поэт как герой («Смерть Поэта»; «Поэт», 1838 ; «Пророк», 1841). Поиски гармонии: земля и небо, родина («Когда волнуется желтеющая нива…»; «Молитва», 1837; «Молитва»; 1839; «Родина»; «Выхожу один я на дорогу…»).
Т е м а 7. Н. В. Гоголь. «Мертвые души».
Заключительный урок. Эпилог как пролог: веселые ребята.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Плановых уроков:
на изучение произведений в классе - 88
развитие речи - 9
контрольные уроки - 2
внеклассное чтение - 6
№
Тема
Изучение произведений
Урок внеклассного
чтения
Урок развития речи
Урок контроля
Предисловие
1
Вечные образы: словарь культуры
10
2
1
Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века
5
Русская литература ХVIII - начала ХIХ века
16
1
1
А. С. Грибоедов.
«Горе от ума»
8
1
1
А. С. Пушкин.
Лирика. «Цыганы». «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери). «Евгений Онегин»
19
1
3
М. Ю. Лермонтов.
Лирика. «Герой нашего времени»
15
1
2
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
13
2
Заключительный урок.
1
1
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Виды деятельности
Домашнее задание
Дата план
Дата
факт
История и культура: от античности к литературе нового времени.
1
История и поэзия. Картина мира в зеркале литературы.
Составление словаря «Вечные образы в мировой литературе».
С. 3-10.
02.09.
Античная литература. Древнегреческие драматурги: Эсхил, Софокл, Еврипид.
1
Античное искусство и культура. Идеалы античности. Древняя
Греция и Рим. Великие поэты Древней Греции. Античный театр.
Древнегреческие драматурги
Сообщения о древнегреческом театре. Выразительное чтение.
Исследовательская работа
«Жизнь мифологических персонажей в искусстве»
Прочитать трагедию «Царь Эдип».
05.09.
Миф об Эдипе и трагедия Софокла «Эдип-царь».
1
«Эдип-царь» как трагедия. Судьбы и трагедия незнания. Переосмысление образа в Новое время. Трилогия Софокла об Эдипе.
Формулировать проблемный вопрос, создавать краткий и развернутый ответы с использованием цитирования.
Статья в уч-ке с.13-16.
08.09.
Вопросы о трагической вине человека и божественной воле.
1
Композиция трагедии и конфликт. Образ человека на вершине
человеческого величия. Орудия Рока. Смысл трагической судьбы. Эдип как вечный тип.
Исследовательская работа
«Жизнь мифологических персонажей в искусстве». Образ Эдипа в живописи и скульптуре.
С.11, словарь
09.09.
РР. Сочинение «Человек и судьба».
1
Механическое развитие катастрофы, подготовленное
Неведомым, Роком.
Сочинение
Внекл. Чт. Эсхил. «Прометей прикован-ный». Софокл. «Эдип в Колоне», «Антигона». Еврипид. «Медея».
12.09.
Урок внеклассного чтения. Эсхил. «Прометей прикован-ный». Софокл. «Эдип в Колоне», «Антигона». Еврипид. «Медея».
1
Трагедия как жанр драматургии. Конфликт и трагический герой. Композиция трагедии. Авторская позиция и средства ее
выражения в трагедии.
Выявлять жанровые особенности трагедий. Собирать информацию о древнегреческом театре, уметь презентовать в кратком и развернутом формате с использованием иллюстративных источников. Составлять
вопросы. Выявлять признаки драматического рода в произведении. Определять функции мифологических образов в классической и
современной литературе.
З-я по группам: М.Цветаева.
«Федра», «Ариадна», «Хвала Афродите». О.Мандельштам. «В
Петрополе прозрачном мы умрем…», «Золотистого меда струя из
бутылки текла…», А.Ахматова. «Античная страничка».
И.Бродский. «Письма к римскому другу» и др.
15.09.
Античная лирика. Обзор.
1
М.Цветаева.
«Федра», «Ариадна», «Хвала Афродите». О.Мандельштам. «В
Петрополе прозрачном мы умрем…», «Золотистого меда струя из
бутылки текла…», А.Ахматова. «Античная страничка».
И.Бродский. «Письма к римскому другу» и др.
Выразительно читать, собирать
информацию, сопоставлять переводы, читать наизусть.
Прочитать Данте «Божественная комедия»
16.09.
Данте. Судьба поэта. «Божественная комедия». Часть I. «Ад».
1
Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада».
Сообщение о жизни Данте. Давать аргументацию проблемы: «Почему Данте считают создателем
итальянского литературного языка? Почему современники Данте к авторскому названию
произведения «Комедия» присоединили эпитет «Божественная»? Гипотезы о том, что в произведении стало предтечей мировоззрения эпохи
Возрождения. Составлять краткую словарную статью о Данте.
С.16-23. Дать характеристику образам Данте, Вергилий и Беатриче. История Паоло и Франчески. Проследить символику чисел.
19.09.
Этическая концепция Данте.
1
Данте, Вергилий
и Беатриче. История Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы
Комедии.
Сочинения по «Божественной
комедии»: «Самый тяжкий грех», «Преступления и наказания».
Обзор трагедии Шекспира «Гамлет» и романа Сервантеса о Дон Кихоте.
22.09.
Гамлет и Дон Кихот как вечные образы.
1
Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли. Дон Кихот как вечный образ: драма
действенного добра.
Выполнять и презентовать аннотацию о документальном
фильме о Шекспире и его театре Глобус. Пересказывать сюжет и характеризовать композицию пьесы Шекспира. Толковать,
осмысляя проблематику трагедии: «Почему «Гамлет» считают пьесой всех времен и
народов? Анализ критической статьи И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»
С. 23-32.
23.09.
Дон Жуан как вечный образ
1
Версии Ж. Б. Мольера, Э. Т. А. Гофмана, В. А. Моцарта, Д. Г. Байрона: Дон Жуан как обольститель, философ-экспериментатор, скептический наблюдатель жизни. «Каменный гость» А. С. Пушкина: трагедия истинной любви. Дон Жуан как вечный герой-любовник.
Реферат «"Каменный гость" А. С. Пушкина и образ Дон Жуана
в мировой литературе»
С.33-37. Вопросы и задания.
26.09.
Фауст как вечный образ
1
Фауст как вечный
образ: между Гамлетом и Дон Кихотом. Драма действенного познания - драма жизни.
Сравнение двух переводов эпизода из трагедии Гёте «Фауст». Оценка интерпретаций образа Мефистофеля в живописи и музыке. Отзыв об опере Ш. Гуно «Фауст», балетной сцене «Вальпургиева ночь» из той же оперы или музыкальной картине М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Подготовка сообщения о докторе Фаустусе. Формулировать проблемный вопрос, создавать краткий и развернутый ответы с использованием цитирования.
С. 37-43.
29.09.
Урок развития речи. Вечные образы и их отражение в искусстве.
1
Сочинение.
С. 37 - 49.
30.09.
Литература Древней Руси
и ее жанры.
1
История Древнерусского государства. Памятники древнерусской культуры и литературы. Жанры древнерусской лите-ратуры: летопись, житие, хронографы, поучения, хожения.
«Житие Сергия Радонежского» в картинах русских художников.
Прочитать «Слово о полку Игореве».
03.10.
«Слово о полку Игореве». Сюжет и композиция «Слова…».
1
История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция"Слова…". Авторство.
Анализ иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Подготовка
сообщений об истории изучения «Слова…».
С. 98 - 101.
06.10.
Основная идея «Слова…». Образы князей и русской земли.
1
Система образов.
Сравнение образов князя Игоря в опере А. П. Бородина и в тексте «Слова…». Исследовательские работы «Исторические образы в "Слове…"»
Подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента, составить план повествования о походе Игоря по «Слову…»
07.10.
«Плач Ярославны» и его роль в произведении. Образы природы.
1
Героическая поэма, историческая песнь, плач, психологический параллелизм, олице-творение.
Уметь находить средства художественной выразительности в тексте «Слова…» Сопоставление переводов «Плача Ярославны».
Выучить наизусть вступление или плач Ярославны.
Индивидуальные сообщения по темам: «Природа в «Слове…», «Художественное своеобразие «Слова…», «Слово…» в русской музыке («Князь Игорь» А. П. Бородина), «Сюжеты «Слова» в живописи (В. Г. Шварц, В. Г. Перов, В. М. Васнецов)»
10.10.
Лирическое и эпическое в
произведении. Подготовка к домашнему сочинению.
1
Роль «Слова…» в русской культуре.
Анализ художественного текста «Слова…». Исследовательские работы «Символика цвета в "Слове о полку Игореве"», «Образ природы в "Слове…"».
Домашнее сочинение. Темы: «Образ князя Игоря и тема Русской земли в «Слове о полку Игореве», «Поэтические страницы «Слова…» (Анализ эпизода).
13.10.
Литература эпохи Просвещения. Классицизм.
1
Век просвещения: в погоне за Европой. Классицизм как
доминирующий метод европейской и русской литературы 1730-1780-х годов. Принципы классицизма. Иерархия жанров.
Правило трех единств. Теоретик классицизма Н.Буало и его поэтический трактат «Поэтическое искус-ство». Зарубежные
писатели-классицисты - Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен.
Русский классицизм.
Реферат «Семантический квадрат русского классицизма»
С.84, лекция
14.10.
Литературное творчество Ломоносова как образец русского классицизма.
1
Ломоносов как универсальный гений Петровской эпохи. Новая система русского стихосложения. Теория трех штилей.
Сообщения о жизни и творчестве поэта. Презентация.
С.117 - 124.
17.10.
«Ода на день восшествия
На Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
1
Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия
на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» - одическое парение
и практическая программа.
Выразительное чтение. Анализ.
С. 124-132.
20.10.
М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве
при случае великого северного сияния»
1
«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»: космология поэта. Ломоносов в истории
русской литературы: преходящее и вечное.
Выразительное чтение. Анализ.
С. 124-132. Вопросы и задания.
21.10.
Д.И.Фонвизин. Просветитель, вольнодумец и патриот. «Недоросль» классицистическая комедия
1
Годы: друг свободы. Фонвизин как просветитель, вольно-думец и патриот. Путешествия и отношение к Европе. Литературная
Деятельность: «сатиры смелый властелин». Басни, послания и публи-цистика. Комедия «Бригадир». Отношения с Н. И. Паниным и Екатериной II.
Сообщения о жизни и творчестве.
С.133 - 146. Читать комедию.
24.10.
Конфликт между невежеством и просвещением, участники конфликта.
1
Комедия «Недоросль». Конфликт комедии
и ее историческая основа. Старинные люди: плоды злонравия.
Образы Митрофана и Простаковой. Другой век: утопия просве-щения. Стародум как «решитель действия и резонер». Образы
«Недоросля» в публицистике Фонвизина. Митрофанушка как
вечный образ.
Инсценирование фрагментов «Недоросля». Сравнение харак-
теристик Митрофана, данных М. Е. Салтыковым- Щедриным,
В. О. Ключевским и др.
С. 146 - 153.
27.10.
Развязка комедии и авторская идея.
1
«Недоросль» как комедия- трагедия.
Сочинение «Скотинины и Простаковы как вечные образы». Сочинение сатирической сцены или рас-
сказа о недорослях на современном материале
сочинение
28.10.
Г.Р.Державин и его роль в истории русской литературы. Стихотворения «Фелица», «Властителям и судиям»
1
Годы: от капитана до министра. Судьба Державина - путь
Екатерининского орла. Служба и литературная деятельность как
«два поприща единого гражданского подвига» (В. Ф. Ходасевич).
Отношения с Екатериной II и Павлом I. Опала и позднее творчество. Участие в «Беседе любителей русского слова». Специфика
державинской оды.
Сообщения о жизни и творчестве. Выразительное чтение. Реферат «Два полководца - два поэта» (на основе сопоставления стихотворений Г. Р. Державина
«Снигирь» и И. А. Бродского «На смерть Жукова»). Реферат «Образ автора в оде Державина: историческое и вечное»
(на основе оды «Евгению. Жизнь Званская»)
Подумать, в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма?
С. 164 - 169.
31.10.
Размышления о роли поэта в жизни общества в стихотворении «Памятник».
1
«Памятник». Традиция
и личный смысл.
Выразительное чтение. Анализ.
С. 169 - 171. Наизусть стихотв.
10.11.
Художественные принципы сентиментализма.
1
Сентиментализм как
художественный метод
Выучить лекцию
11.11.
Русский сентиментализм. Значение деятельности Н. М. Карамзина.
1
Значение деятельности Н. М. Карамзина.
Дискуссия «Был ли карамзинский период в истории русской литературы?»
С. 181 - 187.
14.11.
«Бедная Лиза». Жанр сентиментальной повести
1
Образ повествователя: новая чувствительность.
Стилистика повести, конкретное и условное в изображении мира.
Образы персонажей и драматический конфликт.
Сопоставление образа человека в классицизме и сентиментализме на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Устные иллюстрации к повести «Бедная Лиза». Письмо другу в сентиментальном стиле. Конспект и резюме одной из критических статей о творчестве Карамзина
С. 187- 195. задания
17.11.
Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века».
1
Художественное и тематическое своеобразие
русской литературы XVIII века.
Уметь систематизировать изученный материал, составлять таблицу
Тест « От Литературы Древней Руси до сентиментализма»
Подготовить сообщения на темы: «К. Н. Батюшков - тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка», «Жуковский и Пушкин», «Жуковский - переводчик».
18.11.
Исторические и социальные корни романтизма.
1
Основные черты и свойства романтизма в России.
конспект
21.11.
В.А.Жуковский как родоначальник
русского романтизма.
1
Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника.
Драма самоотречения и разделенной любви. Отношения с Пуш-
киным и будущим императором Александром II. Жуковский как литератор: «поэзия чувства и "сердечного воображения"»
(А. Н. Веселовский).
Биохроника В. А. Жуковского.
С. 196 - 205. Прочитать балладу «Светлана».
24.11.
Баллада «Светлана».
1
«Светлана»: балладные ужасы,
фольклорные мотивы и счастливая развязка. Здесь и Там - полюса романтического мира Жуковского.
Выразительное чтение произведения.
Анализ текста.
С. 205 - 219. Подготовиться к анализу стихотворений «Вечер», «Невыразимое»,
«Море».
25.11.
Анализ стихотворений «Вечер», «Невыразимое»,
«Море».
1
Между сентиментализмом и романтизмом.
Переводы и оригинальное творчество. «Невыразимое» как лирический манифест. Элегии «Вечер» и «Море» - опыты нового природоописания, пейзажа души.
Выразительное чтение. Сравнение взглядов Н. А. Некрасова
и Л. Н. Толстого на проблему невыразимого и формулирование
своей точки зрения по этому вопросу
С. 205 - 219. Подготовить сообщения.
28.11.
Вн. Чт. Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Рылеева, Баратынского.
1
Романтическая элегия, баллада
Анализ стихотворений
Знать биографию А.С. Грибоедова
01.12.
Становление реализма. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова.
1
Энциклопедизм, гениальность, цензурные искажения
Составление библиографии литературоведческих
работ о творчестве А. С. Грибоедова и резюме по одной из них.
С. 3- 13.
02.12.
Комедия Грибоедова «Горе от ума», история ее создания, постановок и критических оценок.
1
Повторение понятия: комедия классицизма. Консерватизм, прогресс, крепостничество
Презентация материала по теме «Развитие жанра
комедии в русской литературе».
С.14. Прочитать и проанализировать список действующих лиц, чтение комедии «Горе от ума»
05.12.
Фамусов и его роль в произведении.
1
Чтение и анализ 1 действия. Образ Фамусова и его дома. Фамусов как отец и как
представитель московского дворянского общества.
Проектная деятельность
Инсценирование эпизодов из пьесы Грибоедова или современной комедии. Выразительное чтение по ролям.
Прочитать 2 действие, подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус, батюшка, отменная манера»
08.12.
«Век нынешний и век минувший».
1
Анализ 2 действия. Конфликт в комедии, его участники. Система образов и роль каждого персонажа в конфликте.
Исследовать комедию,
выявлять ключевые композиционные эпизоды. Характеризовать систему персонажей комедии, характер конфликта, главных, второ-степенных, внесценических персонажей.
Выучить наизусть один из монологов Чацкого или Фамусова. Составить план к сообщению «Фамусовское общество в комедии»
09.12.
Образ Молчалина в произведении.
1
Образ Молчалина, его цели и способы ее достижения.
Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.
Подумать над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом, выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений
12.12.
Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого.
1
Кульминация конфликта, внесценические персонажи. Образ
главного героя, его характер, мировоззрение.
Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.
Самостоятельная работа по вопросам.
15.12.
Разрешение конфликта в комедии и ее открытый
финал.
1
Анализ 4 действия пьесы. Жанровое своеобразие комедии. Комическое и
трагическое в пьесе
Выявлять ключевые композиционные эпизоды,
характеризовать язык произведения.
Работа с текстом.
16.12.
Художественное своеобразие пьесы «Горе
от ума», Смысл названия пьесы.
1
Жанровое своеобразие комедии. Комическое и
трагическое в пьесе.
Составление сборника афоризмов и крылатых выражений.
С. 33- 36.
19.12.
Вн.чт. И. А. Гончаров «Мильон терзаний».
1
Обучение анализу критической статьи. Составление плана, тезисов, конспектирование.
Отзыв о спектакле (постановке комедии). Конспект одной из критических работ о «Горе
от ума».
Составление плана, тезисов, конспектирование (статья «Мильон терзаний…»
22.12.
Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
1
Сочинение по литературному произведению.
Сочинения «Мой знакомый Чацкий (Молчалин и т. д.)»,
«Диалог с Софьей Фамусовой», «Чацкий глазами Фамусова
(Молчалина, Софьи)».
сочинение
23.12.
Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Лицейский
период. Дружеская лирика.
1
Грани личности Пушкина. Периоды
жизни и творчества.
Составлять и презентовать портретную галерею
поэта.
Подготовить сообщение о Петербургском периоде в жизни А. С. Пушкина.
26.12.
Петербургский период жизни. Идеи свободы в
творчестве поэта.
1
Ода «Вольность»: связь с одноименной
одой Радищева, нарушение жанровых
принципов и его смысл. Художественные
средства воплощения идеи о губительности нарушения общественного договора «К Чаадаеву», жанр дружеского послания и серьезное политическое содержание, роль композиции и др. приемов в её выражении. «Деревня», «Узник»,
«Во глубине сибирских руд», «Стансы», «Из Пиндемонти».
Осуществлять устный и письменный анализ
лирических стихотворений.
Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву».
Подготовить сообщение о Южной ссылке в жизни поэта.
29.12.
Южная ссылка. Элегии
«Погасло дневное светило…», «К морю».
1
Романтический период творчества.
Выразительно читать,
анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.
Прочитать поэму «Цыганы».
30.12.
«Цыганы» как
романтическое произведение.
1
Индивидуализм,
стремление к абсолютной личной
свободе и недостижимость идеала. Двоемирие: конфликт Алеко с
цивилизацией и с цыганами. Связь с
произведениями Байрона.
Определять характерные признаки
лирических жанров.
С. 78-83.
12.01.15
Ссылка в
Михайловское. Пушкин и
декабристы. Трагедия «Борис Годунов».
1
Стихотворения «19 октября» (1825 г.), «Мой первый друг…» и др. Спасительность
дружбы, одной из главных ценностей
поэта, ключа к пониманию бытия.
Выразительно читать,
анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.
Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения. Объяснить свой выбор. Индивидуальные сообщения на тему «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина»
13.01.
Любовная лирика Пушкина.
1
Образ возлюбленной и своеобразие авторского отношения к любви. К***(«Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Не
пой, красавица, при мне…», «Мадонна» и др.
Выразительно читать, анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.
Выучить наизусть стихотворения « Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил» и др. по выбору обучающихся.
Индивидуальные сообщения «Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина».
15.01.
Болдинская осень. «Повести Белкина» как начало новой русской прозы.
1
Определять художественные особенности произведения.
С. 92-97. Прочитать «Моцарт и Сальери».
19.01.
«Опыты драматических изучений»: «Моцарт и Сальери».
1
Цикл маленьких трагедий - пьес о
сильных страстях и нравственном
законе. Проблема «гения и злодейства».
Образы Моцарта и Сальери. Два типа
мировосприятия
Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею.
С.97 - 105. Выразительно читать «Пора, мой друг, пора», «Анчар», «Элегия» (1830 г.), «Вновь я посетил…»
20.01.
Петербург и служба. Философская лирика Пушкина.
1
«Пора, мой друг, пора», «Анчар», «Элегия» (1830 г.), «Вновь я посетил…» и др.
Выразительно читать,
анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ
лирических стихотворений.
Подготовить сообщение о последних годах жизни поэта.
22.01.
Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Дуэль и смерть поэта.
1
Пророк как высшее
назначение поэта. Уход от суеты жизни
ради свободы творчества и
подчиненность его Богу. Память
потомков и вневременное
существование поэзии как залог
бессмертия.
Выразительно читать,
анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ
лирических стихотворений.
Наизусть стихотворение. Подготовка к сочинению.
26.01.
Урок развития речи. Сочинение по лирике А.С. Пушкина.
1
Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. Презентовать отзыв об одном из
памятников Пушкину и собственный проект
памятника поэту.
Читать роман «Евгений Онегин». с. 106-111.
27.01.
«Евгений Онегин». История создания и композиция. Особенности
Жанра.
1
«Евгений Онегин». История создания
романа. «Онегинская строфа».
Характеризовать особенности композиции
«свободного романа».
1 глава, Жизнь столицы и мир деревни. С. 122-130.
29.01.
Роман как «энциклопедия» русской жизни. Онегин и Автор в 1 главе романа.
1
Энциклопедичность произведения,
изображение в нем разных сторон
русской культурно-исторической жизни. Образ автора.
Проводить сопоставительную характеристику
персонажей, формулировать авторскую идею. Характеризовать особенности
языка, видеть и объяснять органичное сочетание
высокой поэтической речи и живого разговора.
С. 112-121. Мое представление об Онегине (группа1) Ленском (2 группа), Татьяне (3группа).
02.02.
Образы персонажей: Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.
1
Образы Онегина, Ленского. Татьяна и Ольга (2 - 3 главы романа). Авторское отношение к героям и художественные средства его выражения.
Проводить сопоставительную работу Онегин - Ленский, Татьяна-Ольга, провинциальное - столичное дворянство.
Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.
03.02.
Татьяна, «русская душою» - «милый
идеал» автора.
1
Истоки характера героини. Письмо Татьяны. Провинциальная барышня и светский молодой человек. «Проповедь» Онегина.
Характеризовать и сопоставлять образы романа. Заполнять таблицы сопоставления, формулировать (устно и письменно) связные ответы.
Письменный ответ на вопрос
05.02.
Дуэль Онегина и Ленского. Место образа Владимира Ленского
в структуре романа.
1
Причина трагизма судеб главных героев
романа.
Проводить сопоставительную характеристику
персонажей, формулировать авторскую идею.
Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.
09.02.
Онегин и Татьяна в финале романа.
1
Эволюция Онегина в романе. Онегин и Татьяна в оценке разных
писателей, критиков и литературоведов.
Характеризовать и
сопоставлять образы романа.
Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.
10.02.
Пушкинский Петербург, Москва и провинция как
миры русской жизни XIX века.
1
Проблемы и события русской
жизни, отразившиеся в романе.
Провинциальное и
столичное дворянство.
Доказывать, обосновывать реализм пушкинского романа.
Жизнь столицы и мир деревни. С. 122-130.
12.02.
Лирические
отступления и их роль в романе.
1
Особенности
жанра лиро-эпического романа. Роль лирических
отступлений.
Наблюдать за единством
лирического и эпического начал в произведении. Сопоставлять, характеризовать лирические
отступления.
Выписать и охарактеризовать примеры лирич. Отступлений.
16.02.
Роман романов: энциклопедия русской литературы. «Евгений
Онегин» в контексте последующей русской литературы.
1
Реализм пушкинского романа в стихах.
Роман в русской критике.
Участвовать в дискуссии по оценке
произведения Белинским и Достоевским.
С. 130-139.
17.02.
РР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».
1
Целенаправленно собирать материал,
необходимый для написания сочинения.
План, черновик
19.02.
Написание сочинения
1
Создавать сочинения в кратком и полном формате
Прочитать ст. («Последние
дни»)». А.Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…»,
«Пушкин». М.Цветаева. «Стихи к Пушкину».
19.02.
Урок внеклассного чтения. Писатели о Пушкине.
1
М.Булгаков. «Пушкин («Последние
дни»)». А.Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…»,
«Пушкин». М.Цветаева. «Стихи к Пушкину». Д.Самойлов.
«Пестель, Поэт и Анна». Б.Окуджава. «Не представляю Пушкина
без падающего снега…», «На фоне Пушкина», «Александру
Сергеевичу хорошо…» и др. (по выбору учителя).
Конспект критической работы о творчестве Пушкина.
С. 139-150.
24.02.
Жизнь и творчество
М.Ю.Лермонтова.
1
Анализ стихотворения «Смерть Поэта».
Образ Пушкина в стихотворении
«Смерть поэта», романтический вызов
свету как главному виновнику трагедии.
Дополнять материал учебника информацией,
связанной с биографией писателя, собирать,
обрабатывать, структурировать её.
Конспектировать и реферировать источники.
Наизусть отрывок из стихотворения «Смерть Поэта». Проектная деятельность
Подготовка заочной экскурсии («Лермонтов на Кавказе»,
«Лермонтов в Москве», «Лермонтов в Петербурге», «Лермонтов в Тарханах» и т. п.).
Наизусть отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».
26.02.
Лирический герой Лермонтова.
1
«Нет, я не Байрон, я другой». «Один среди людского шума…», «Дай руку
мне, склонись к груди поэта…». Мотивы одиночества, странничества и изгнанничества. Протест против несправедливости, стремление к
свободе, жажда действия.
Участвовать в пошаговом исследовании, фиксируя этапы эволюции лирического героя. Формулировать выводы исследования. Работать со статьей учебника.
С. 156-163.
02.03.
Тема поэта и поэзии.
1
«Пророк» Лермонтова как литературное продолжение «Пророка» Пушкина. Образы пророков и их назначение в стихотворениях. «Поэт» как
размышление о смысле поэтического творчества.
Устно и письменно анализировать лирические стихотворения.
Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Отзыв о романсе на стихи Лермонтова
С. 150-156.
03.03.
Тема судьбы поколения.
Вызов светскому обществу. Лирика.
1
«Дума», «Монолог», «Как часто пестрою толпою окружен…». Разочарование в людях своего
поколения.
Устно и письменно анализировать лирические
стихотворения. Подготовка литературно- музыкальной композиции «И лишь тогда мне наслажденье жизнь, когда
в борьбе проходит каждый день…»
С. 150-156. Вопросы и задания.
05.03.
Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова.
1
«Родина» - странная любовь. «Когда волнуется желтеющая нива»
«Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений.
Сопоставление иллюстраций к произведениям Лермонтова с текстом и сопоставление иллюстраций разных художников.
«Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений «Молитва», «Выхожу один я на дорогу»
10.03.
Поиски гармонии: земля и небо.
1
«Молитва», 1837;
«Молитва»; 1839; «Выхожу один я на дорогу…». Тема поиска гармонии
и примирения с Создателем в лирике
Лермонтова. Мотивы веры и
одухотворенной природы.
Устно и письменно анализировать лирические
стихотворения.
С. 160-163.
10.03.
«Герой нашего времени». История создания романа, композиция, сюжет.
1
Роман нового
типа, состоящий из отдельных новелл и
объединенный образом главного
персонажа. Роман - «история души
человеческой», первый психологический роман в русской
литературе. Композиция романа и
система образов-двойников как ключи к разгадке характера главного персонажа.
Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. Осмыслять композицию романа. Реконструировать события в хронологической последовательности.
С. 163, конспект.
12.03.
Повесть «Бэла» Характер и личность главного героя.
1
Психологизм романа. Противоречия «между глубиной
натуры и жалкими действиями»
Печорина.
Подготовить краткие сообщения по темам:
«Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы».
Стр. 163-167.
Подготовить краткие сообщения по темам:
«Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы», «Особенности характера Бэла».
Анализ сцены «Встреча и прощание Печорина с Максимом Максимычем».
16.03.
Странный человек. «Максим Максимыч».
1
Анализ сцены «Встреча и прощание Печорина с Максимом Максимычем».
Стр. 167-173. Прочитать комментарии к главе «Тамань». Составить вопросы для проверки знания текста главы «Тамань»
17.03.
Внутренний человек. «Журнал Печорина». Новелла «Тамань».
1
Сюжетная самодостаточность, кульминация.
Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).
Участвовать в исследовательском чтении романа.
Стр.173-183.
Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой и княжной Мери?
Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?
19.03.
Новелла «Княжна Мери». Печорин и светское общество.
1
Исповедь «сына века». Любовь и игра в любовь в жизни Печорина.
Характеристика «водяного общества».
Характеризовать
персонажей. Анализировать
эпизоды.
Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.
30.03.
Печорин и
Грушницкий.
1
Система двойников в романе. Печорин и
Грушницкий. Трагедия одиночества
Печорина.
Характеризовать
персонажей.
Работа с текстом, таблица сравнит. хар-ка.
31.03.
Смысл заключительной новеллы «Фаталист». Итоги судьбы Печорина.
1
Тема судьбы в романе.
Печорин и Вулич.
Анализировать
эпизоды.
Комментарии к главе
02.04.
Герой и автор: несходство и родство.
1
Исследовать проблемы: «Автор и его герой».
С. 183-186. Подготовиться к контрольному тестированию по роману «Герой нашего времени».
06.04.
Печорин как вечный
образ: «лишний человек» или русский Гамлет?
1
Портрет Печорина - первый психологический портрет в русской литературе.
Дискуссия. Исследовать проблему: «Онегин и
Печорин».
Подготовка к сочинению
07.04.
РР Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени».
1
Целенаправленно собирать материал,
необходимый для написания сочинения.
План, материалы к сочинению.
09.04.
Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
1
Сочинение на заданную тему по произведению.
Устное сообщение на тему «В. Г. Белинский о романе».
13.04.
Внеклассное чтение. В. Г. Белинский. «"Герой нашего времени", сочинение М. Ю. Лермонтова».
1
Роман
«Герой нашего времени» в русской
критике. Жизнь романа в культуре
России.
Конспект критической работы. Отзыв о кинофильме «Бэла» (режиссер
С. Ростоцкий) или телефильме «Печорин. Герой нашего времени» (режиссер А. Котт)
С. 193-200. Презентация
14.04.
Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества.
1
Детство и юность в провинции.
Петербургские мечтания. Служебные и литературные неудачи.
Знакомство с Пушкиным. Бегство
из России. Новый Гоголь: непонятый пророк. Жизнь в Риме.
Сопоставлять статью учебника о Н.В. Гоголе с работами К.Мочульского, Ю.Манна,
И. Золотусского или других авторов, выявлять общность и разницу концепций.
Подготовить сообщения о цикле «Петербургские повести», сборнике «Миргород».
16.04.
Сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (обзор).
1
Триумф «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
С. 200-209.
20.04.
Поэма «Мертвые души»: история создания, жанровые особенности, система образов.
1
Поэма о России. История создания
«Мертвых душ», грандиозность замысла писателя. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте,
плутовским романом, романом путешествием. Особенности
композиции.
Характеризовать замысел писателя по созданию «Мертвых душ». Толковать название поэмы Гоголя.
С. 200-213.
21.04.
Картины жизни губернского города N и столицы.
1
Картины жизни
губернского города N и столицы.
Анализ первых страниц «Мертвых душ» как экспозиции поэмы.
Перечитать главу 2. А также главу 7(сцена встречи Манилова с Чичиковым)
23.04.
Характеристика образа Манилова.
1
Принцип
типизации в поэме. Галерея образов помещиков, структура образов и
система представления.
Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав в составе одной из групп.
Составить характеристику Манилова, опираясь на перечень приемов, используемых Гоголем при обрисовке образов помещиков:
1) Предваритель-ный, беглый показ читателю рисуе-мого образа.
2) Описание имения.
3)Портрет.
4) Обращение с Чичиковым и манера речи.
5) Отзывы о знакомых.
6) Описание обеда.
7) Описание кабинета.
8) Разговор о продаже мертвых душ.
Перечитать 3-ю главу и конец 10-й главы (въезд Коробочки в город).
27.04.
Образ Коробочки в поэме «Мертвые души».
1
Роль пейзажа и интерьера в создании
образов-персонажей.
Участвовать в аналитическом чтении
помещичьих глав.
Перечитать главу 1(первое замечание о Ноздреве, 4-ю главу (основной материал), 8-ю главу (разоблачение Ноздревым Чичикова), 10-ю главу (где Ноздрев сообщает чиновникам всякий вздор о Чичикове) + вопросы для самостоятельной работы.
28.04.
Образ Ноздрева в поэме.
1
Принцип
типизации в поэме.
Участвовать в аналитическом чтении
помещичьих глав.
Перечитать главу 5, а также материалы глав 1, 7 (о Собакевиче), подготовить ответы на вопросы.
30.04.
Образ Собакевича в поэме.
1
Роль пейзажа и интерьера в создании
образов-персонажей.
Участвовать в аналитическом чтении
помещичьих глав.
Перечитать главу 6, а также 4, 5(о Плюшкине) + вопросы для самостоятельной работы.
4.05.
Образ Плюшкина в поэме.
1
Образы помещиков,
персонифицирующие российские и
общечеловеческие «болезни».
Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав.
Перечитать главы 7-11, ответить на вопросы к главе11.
5.05.
Чичиков как приобретатель,
герой новой эпохи.
1
Становление
характера героя.
Участвовать в полемике о новом герое русской литературы Павле Чичикове. Подготовить выступления на тему: «Герои Гоголя и современность».
Домашнее сочинение по поэме Н.В.Гоголя на тему «Образ Чичикова в поэме «Мертвые души».
7.05.
Образы чиновников и их роль в раскрытии
авторской идеи.
1
Структура образов и
система представления.
Сопоставлять
характеристики персонажей.
Анализировать эпизоды.
С. 221-227. Главы 7-11.
Как Гоголь описывает внешний вид гражданской палаты и ее чиновников?
Подберите цитаты, относящиеся к характеристике Ивана Антоновича Кувшинное рыло.
Как отзывался Собакевич о чиновниках города?
Перескажите авторскую характеристику полицмейстера - «отца и благодетеля» города.
11.05
Народ в поэме. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в раскрытии авторской
идеи.
1
Образы
крестьян, образ Руси. Черты национального характера, отраженные в образах поэмы.
Толковать, в чем роль вставного эпизода о капитане Копейкине.
С. 221-227. Задания.
12.05.
Роль лирических отступлений. Пейзаж в поэме.
1
Эволюция мотива
дороги. Лирические отступления в
поэме. Образ автора-повествователя в
поэме.
Показывать эволюцию лирических отступлений
в поэме, характеризовать образ автора, авторский
идеал и способы его выражения. Объяснять свое
понимание образа Руси-России в поэме.
Выразительное чтение лирических отступлений.
С. 227-232.
14.05.
РР Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
1
Целенаправленно собирать
материал, необходимый для написания сочинения.
Тема, план, материалы к сочинению.
18.05.
Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
1
Выдвигать проблемные
темы для сочинений, писать сочинения малых и большого объемов.
С. 237-239.
19.05.
Эпилог как пролог: веселые ребята.
1
Литературный процесс как диалог
творческих индивидуальностей,
традиций, литературных направлений.
Работа с главой учебника «Эпилог как пролог:
веселые ребята». Исследование по проблеме: «Писатели как герои своего времени и вневременная природа истинного таланта». Подготовка и проведение конференции «Диалог в искусстве»
С. 239-243. Подготовка к тесту.
21.05.
Итоговое тестирование
1
Урок контроля.
Сообщение о произведении: обоснование выбора.
25.05.
Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.
1
Обобщение изученного материала.
Индивидуальные выступления о понравившемся авторе и произведении.
Список книг для летнего чтения.
26.05.
Список литературы
Литература для учащихся
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. 2-е изд. - СПб., 2011.
Бочаров С.Г. Три шедевра русской классики. - М., 1971.
Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. - М.: дрофа, 1999.
Лихачев Д.С. Письма о добром. - СПб.: Издательство «Logos», 2006.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.
Литература для учителя
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. 2-е изд. - СПб., 2000.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. - СПб., 2001
Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. - М.: НИИ школьных технологий, 2009.
Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: - М.: Просвещение, 2014.
Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010.
Педагогические мастерские по литературе. / Под ред. А.Н. Сиваковой. - СПб.: Изд. Корифей, 2000.
Ссылки
Интернет-ресурсы по литературе
1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» lit.1september.ru/
2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» feb-web.ru
3. Культура письменной речи gramma.ru
4. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала litera.edu.ru
5. ВiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки bibliogid.ru
Приложения (входят в состав УМК)
1. Электронное приложение к учебнику: academia-moscow.ru/off-line/ep/lit9/index.html
2. Хрестоматия по литературе. 9 класс: gramma.ru/LIT/?id=2.52
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока
Тема урока
Причина корректировки
Способ корректировки