Учебно-исследовательская деятельность младших школьников

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. В процессе обучения обучающийся находился в позиции субъекта. В современном образовательном процессе возникла потребность в субъектной деятельности обучающегося. В связи с этим наибо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. В процессе обучения обучающийся находился в позиции субъекта. В современном образовательном процессе возникла потребность в субъектной деятельности обучающегося.

В связи с этим наибольшую популярность начинает набирать деятельностный подход в обучении. Данный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целена­правленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося зна­ниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела - компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а не­посредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.

Специфика деятельностного подхода заключается в том, чтобы в процес­се обучения учащийся освоил умения, опирающиеся именно на те знания, которые обеспечивают эффективное осуществление необходимой деятель­ности. Становится очевидным, что знания в этом случае являются составной частью умений и не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности учащегося. Знания, не нашедшие практического применения, со временем постепенно забываются.

Характерной особенностью деятельностного подхода является субъ­ектная позиция ученика. Под субъектной позицией понимается система отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы. В процессе учебы субъектная позиция ученика проявляется в его активности, инициативности, ответственно­сти и заинтересованности не только в результате, но и в процессе своего учения. Такой ученик отличается высокой учебной мотивацией, спосо­бен ставить перед собой личностно значимые цели и находить способы, которыми поставленная цель может быть достигнута. Применение деятельностных технологий обучения помогает ученику занять по отноше­нию к учебе, к другим людям и к самому себе позицию субъекта - автора, инициатора собственной учебы и жизни.

Одним из примеров деятельностного подхода можно считать учебно-исследовательскую деятельность.

Потребность в изучении окружающей действительности появляется у ребенка с рождения. Ему все интересно и ново. Особенно ярко данный процесс наблюдается в возрасте 4-5 лет, возраст «почемучек». Источниками знания становятся личный опыт и информация, полученные от окружающих. Особой систематизации при этом не наблюдается, так как данная когнитивная функция еще не сформирована.

Младший школьник уже способен воспринимать информацию из бумажных источником, многие второклассники владеют персональным компьютером и адекватно могут использовать сеть Интернет для получения необходимой информации.

С первого класса в школе вводится предмет «Окружающий мир», одним из методов проверки изученного материала является составление доклада - то есть поиск и обработке информации. Во втором классе доклады обретают визуальную форму- презентации. Обучающемуся необходимо не только найти информацию, но и подобрать визуальный ряд, систематизировать информацию, выделить главное для размещения на слайде.

На данном этапе и следуют вводить деятельностный подход в обучении, а именно, начинать вводить учебно-исследовательскую деятельность.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если на­учное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения [Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащих­ся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. - М., 2005].

Работа над учебно-исследовательской работой предполагает очень тесное взаимодействие обучающегося и педагога. В этой связи возникают две крайности - полностью предоста­вить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя - лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что обучающийся должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов... Он должен видеть, что педагог с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Проектная деятельность дает обучающемуся возможность реализовать свой познавательный мотив непосредственно в учебно-исследовательской деятельности, так как предоставляет ему максимальную свободу выбора не только основной темы проекта, но и способов ее реализации. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний (что вообще характерно для деятельностных технологий обучения). Это и есть те приращения в знаниях, умениях и навыках, ради которых организуется учебно-исследовательская деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься обучающимися на другие виды учебной и внеучебной деятельности.

Необходимо не только создать учебно-исследовательскую работу, но и защитить ее, то есть представить процесс исследования и результат.

В городе Оренбурге обучающиеся имеют возможность представить свои работы на конкурсе творческих и учебных проектов «Первые шаги в науку» для учащихся 2-7 классов. Работы юных исследователей оценивает компетентное жюри - преподаватели высших учебных заведений. Каждый член жюри так же составляет список рекомендаций к работе. Работа юного исследователя может перейти в полноценное исследование и быть представлена на конкурсе «Интеллектуалы XXI века».

Джон Дьюи, американский философ и педагог ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт обучающегося, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни обучающихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем



© 2010-2022